Путеводитель по бизнесу для республики беларусь


НазваниеПутеводитель по бизнесу для республики беларусь
страница1/20
ТипДокументы
filling-form.ru > Договоры > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20



ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО БИЗНЕСУ

ДЛЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

2013 ГОД

Содержание
1. О Беларуси ............................................................................................................................ 2

1.1.Общая информация ............................................................................................................2

1.2. Экономика.............................................................................................................................. 2

2. Бизнес-среда ....................................................................................................................... 4

2.1. Субъекты хозяйствования ............................................................................................... 4

2.2. Варианты ведения иностранными организациями и физическими

лицами бизнеса на территории Республики Беларусь ............................................ 11

2.3. Трудовые отношения и условия труда .....................................................................14

2.4. Трудовая миграция ................................................................................................…………17

2.5. Лицензирование ............................................................................................................... 19

3. Инвестиции ......................................................................................................................... 21

4.Приватизация ..................................................................................................................... 29

5. Строительство и недвижимость ................................................................... ……..35

6. Финансы и банковская система ........................................................................... 39

7. Валютный контроль и внешнеторговые операции ................................ 46

8. Налоговая система Республики Беларусь ..................................................... 50

9. Страховая деятельность ............................................................................................ 84

10. Монополистическая деятельность и недобросовестная конкуренция ............................................................................................................................ 90

11. Таможенное регулирование ......................................................................………..94

12. Единое экономическое пространство ........................................................ 102

13. Интеллектуальная собственность .................................................................. 118

14. Защита прав потребителя и реклама .......................................................... 121

15. Электросвязь, передача данных и Интернет ......................................... 124

16. Судебная система ..................................................................................................... 125

17. Адреса органов государственного управления ................................... 130

1. О Беларуси

1.1. Общая информация

Официальное наименование: Республика Беларусь

Сокращенное наименование: Беларусь.

Территория: 207,6 тыс. кв. км (84-я в мире).

Географическое положение: расположена в Восточной Европе. Граничит с Россией, Украиной, Польшей, Литвой и Латвией.

Государственные языки: белорусский, русский

Национальная валюта: белорусский рубль (BYR)

Количество населения: 9 млн. 463,3 тыс. человек. Доля городского населения – 76,3%

Национальности: белорусы – 83,4%, русские – 8,2%, поляки – 3,1%, украинцы – 1,7%, евреи – 0,13%, другие национальности – 3,5% (перепись, 2009 год).

Столица: Минск (1 млн. 900,8 тыс. человек)

Регионы и областные центры:

Брестская область – 1 млн. 390,2 тыс. человек (Брест – 326,4 тыс.)

Витебская область – 1 млн. 208 тыс. человек (Витебск – 369,4 тыс.)

Гомельская область – 1 млн. 427,7 тыс. человек (Гомель – 514,9 тыс.)

Гродненская область – 1 млн. 58,3 тыс. человек (Гродно – 352,4 тыс.)

Могилевская область – 1 млн. 76,5 тыс. человек (Могилев – 366,8 тыс.)

Минская область – 1 млн. 401,8 тыс. человек

Природные ресурсы:

Калийные соли, древесина, торф, гранит, доломит, известняк, глина, песок, небольшие месторождения нефти и природного газа.

Транспортные коридоры:

Территорию страны пересекают два панъевропейских транспортных коридора, обозначенные в международной классификации номерами 2 (Запад-Восток) и 9 (Север-Юг) с ответвлением 9b.

Транспортный коридор № 2 Берлин — Варшава — Минск — Москва — Нижний Новгород, проходит через Германию, Польшу, Беларусь и Россию.

Транспортный коридор № 9 проходит через Финляндию, Россию, Беларусь, Украину, Молдавию, Румынию, Болгарию и Грецию.

1.2. Экономика

Экономика в Беларуси строится на принципах социально-ориентированной рыночной модели.

Централизованные распределение и планирование, кроме макроэкономических показателей, отсутствует.

В стране развиты энергетика, машиностроение, сельское хозяйство, химическая и лесная промышленность, строительство и производство стройматериалов и добывающая промышленность.

ВВП ≈ $63 млрд.

Структура ВВП (%)



Основные отрасли промышленности



Основные статьи экспорта — нефтепродукты, калийные удобрения, продовольствие, продукция машиностроения и химической промышленности и металлургии.

Экспорт 2012



Импорт 2012



Рейтинги


Кредитный рейтинг Standard & Poor's: B

Кредитный рейтинг Moody’s: B3

Индекс процветания стран мира 2012 (Legatum Prosperity Index 2012): 54 место среди 142 стран

Индекс развития человеческого потенциала в странах и регионах мира, который составляется Программой развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) (Human Development Index): 65 место среди 187 стран.

Согласно рейтингу Global Services 100 Беларусь заняла 13-е место среди 20 стран-лидеров в сфере ИТ-аутсорсинга и высокотехнологичных услуг.

Условия ведения бизнеса (исследования Всемирного банка: Doing Business 2013 IFC and World Bank research): 58 место среди 185 стран.

2. Бизнес-среда

2.1. Субъекты хозяйствования

Не существует каких-либо специфических требований к иностранцам, желающим вести бизнес в Беларуси. Инвесторы, независимо от того, являются ли они резидентами Республики Беларусь или иного государства, подпадают под один правовой режим и пользуются равными правами на ведение бизнеса в Беларуси путем создания отдельных юридических лиц. Эта процедура требует выполнения ряда юридических формальностей, в частности регистрации в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Юридические лица должны иметь свое наименование, уставный фонд (формирование которого, если иное не установлено законодательными актами, допускается в течение одного года с момента государственной регистрации юридического лица, а также минимальный размер которого, для определенных организационно-правовых форм, определен законодательством), органы управления, юридический адрес и счета в банке.

Юридические лица, зарегистрированные в Республике Беларусь, являются субъектами белорусского законодательства, но соглашения, заключенные белорусскими организациями с иностранными компаниями могут регулироваться правом, избранным сторонами.

Белорусское законодательство предусматривает следующие организационно-правовые формы субъектов предпринимательской деятельности:

– Индивидуальный предприниматель (аббревиатура ИП);

– Крестьянское (фермерское) хозяйство (аббревиатура КФХ);

– Унитарное предприятие (аббревиатура УП);

– Производственный кооператив (аббревиатура ПК);

– Полное товарищество (аббревиатура ПТ);

– Коммандитное товарищество (аббревиатура КТ);

– Общество с дополнительной ответственностью (аббревиатура ОДО);

– Общество с ограниченной ответственностью (аббревиатура ООО);

– Открытое акционерное общество (аббревиатура ОАО);

– Закрытое акционерное общество (аббревиатура ЗАО).

Другими вариантами ведения бизнеса выступает создание представительств и филиалов юридических лиц.

Юридическое лицо в Республике Беларусь может быть создано:

– со статусом коммерческой организации с иностранными инвестициями;

– без статуса коммерческой организации с иностранными инвестициями.

Необходимо отметить, что такое различие касается статуса только как свода норм, определяющих особенности создания и деятельности юридического лица, а не его организационно-правовую форму.

Большинство юридических лиц в Республике Беларусь осуществляют свою деятельность в форме УП, ООО, ОДО, ЗАО и ОАО как наиболее удобных формах для осуществления хозяйственной деятельности.

2.1.1. Унитарное предприятие

Унитарным предприятием является коммерческая организации, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество. Собственником имущества унитарного предприятия является ее учредитель. Учредителем унитарного предприятия может быть физическое либо юридическое лицо. Для унитарного предприятия, созданного физическим лицом, допускается использование в его наименовании слово «частное».

Учредительным документом унитарного предприятия является его Устав. Органом унитарного предприятия является руководитель (директор), который назначается собственником. Собственник и директор унитарного предприятия могут совпадать в одном лице.

Полномочия руководителя унитарного предприятия по решению собственника могут быть переданы по договору другой коммерческой организации (управляющей организации) либо индивидуальному предпринимателю (управляющему).

Законодательством не предусмотрен минимальный размер уставного фонда для унитарных предприятий. Размер уставного фонда определяется собственником самостоятельно.

Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не несет ответственности по обязательствам его учредителя. На собственника унитарного предприятия возлагается субсидиарная ответственность по обязательствам предприятия только в том случае, если его действиями вызвана экономическая несостоятельность (банкротство) предприятия.

2.1.2. Общество с ограниченной ответственностью

Обществом с ограниченной ответственностью признается хозяйственное общество с числом участников не более пятидесяти, уставный фонд которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров.

Законодательством не предусмотрен минимальный размер уставного фонда для ООО. Размер уставного фонда определяется учредителями самостоятельно.

Учредительным документом общества с ограниченной ответственностью является Устав, утвержденный учредителями.

Организационная структура общества с ограниченной ответственностью включает:

А) Общее собрание участников.

Общее собрание участников является высшим органом Общества с ограниченной ответственностью, который принимает решения по наиболее существенным вопросам деятельности Общества.

Б) Совет директоров либо наблюдательный совет.

Совет директоров (наблюдательный совет) образуется в том случае, если его образование предусмотрено уставом общества.

В) Исполнительный орган – единоличный Директор или Правление (Дирекция)

Полномочия исполнительного органа общества по решению общего собрания участников общества могут быть переданы по договору другой коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему).

Г) Ревизор либо ревизионная комиссия – контрольный орган Общества.

2.1.3. Общество с дополнительной ответственностью

Обществом с дополнительной ответственностью признается хозяйственное общество с числом участников не более пятидесяти, уставный фонд которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. В отношении общества с дополнительной ответственностью действуют те же нормы и правила, которые установлены законодательством для обществ с ограниченной ответственностью (учредительный документ, количество участников, размер уставного фонда, организационная структура и т.д.).

Единственным отличием общества с дополнительной ответственностью от общества с ограниченной ответственностью является то, что участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в пределах, определяемых уставом общества, но не менее размера, установленного законодательными актами, пропорционально вкладам этих участников в уставном фонде общества с дополнительной ответственностью. Уставом общества с дополнительной ответственностью может быть предусмотрен иной порядок распределения дополнительной ответственности между его участниками.

В настоящее время минимальный размер субсидиарной ответственности общества с дополнительной ответственностью должен быть не менее суммы, эквивалентной 50 базовым величинам.

Размер базовой величины определяется законодательством Республики Беларусь, на 1 апреля 2012 года и составляет – 100 000 белорусских рублей, что приблизительно равно 9 Евро.

2.1.4. Закрытое акционерное общество

Число участников закрытого акционерного общества не должно превышать пятидесяти.

Минимальный размер уставного фонда для закрытых акционерных обществ – 100 базовых величин.

Уставный фонд разделен на определенное число акций, имеющих одинаковую номинальную стоимость.

Учредительным документом Закрытого акционерного общества является Устав.

Организационная система Закрытого акционерного общества включает все те же элементы, что и организационная система общества с ограниченной ответственностью.

Акционеры не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Акционер может отчуждать принадлежащие ему акции только с согласия других акционеров и/или ограниченному кругу лиц.

Закрытое акционерное общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц.

2.1.5. Открытое акционерное общество

Число участников открытого акционерного общества не ограничено.

Минимальный размер уставного фонда для открытых акционерных обществ – 400 базовых величин.

Уставный фонд разделен на определенное число акций, имеющих одинаковую номинальную стоимость.

Учредительным документом Открытого акционерного общества является Устав.

Организационная структура Открытого акционерного общества включает все те же элементы, что и организационная система общества с ограниченной ответственностью. Однако образование совета директоров (наблюдательного совета) в Открытом акционерном обществе, в случае если число его акционеров более 50, прямо предусмотрено законодательством.

Акционеры не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Акционер может отчуждать принадлежащие ему акции неограниченному кругу лиц без согласия других акционеров.

Открытое акционерное общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и свободную их продажу на условиях, устанавливаемых законодательством.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

Похожие:

Путеводитель по бизнесу для республики беларусь iconО порядке учета и категорирования материальных средств в вооруженных силах республики беларусь
«о министерстве обороны Республики Беларусь и Генеральном штабе Вооруженных Сил Республики Беларусь», постановления Совета Министров...

Путеводитель по бизнесу для республики беларусь iconО некоторых вопросах порядка перемещения отдельных видов товаров...
Республики Беларусь, охраны жизни или здоровья человека, окружающей среды, соблюдения общественной морали и правопорядка, защиты...

Путеводитель по бизнесу для республики беларусь iconПриказ Государственного патентного комитета Республики Беларусь
О товарных знаках и знаках обслуживания" (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1993 г., N 13, ст. 128; Национальный реестр...

Путеводитель по бизнесу для республики беларусь iconО некоторых вопросах представления и публикации участниками рынка...
Ондовых биржах", подпункта 68-2 пункта 4 Положения о Министерстве финансов Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета...

Путеводитель по бизнесу для республики беларусь iconГражданский кодекс республики беларусь
Законом Республики Беларусь от 18. 05. 2007 n 233-З; в ред. Законов Республики Беларусь от 20. 06. 2008 n 347-З, от 28. 12. 2009...

Путеводитель по бизнесу для республики беларусь iconПриказ министерства обороны республики беларусь 15 марта 2004 г....
Приказ Министерства обороны Республики Беларусь от 26 октября 2006 г. №38 (зарегистрировано в Национальном реестре №8/15299 от 10....

Путеводитель по бизнесу для республики беларусь iconИнструкция о порядке раскрытия информации на рынке ценных бумаг
О рынке ценных бумаг" и пункта 10 Положения о Министерстве финансов Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров...

Путеводитель по бизнесу для республики беларусь iconОб утверждении типовых форм первичных учетных документов
На основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. N 1585 "Вопросы Министерства финансов Республики...

Путеводитель по бизнесу для республики беларусь iconПленума высшего хозяйственного суда республики беларусь
Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь при вынесении судебных решений, руководствуясь статьями 74, 75 Кодекса...

Путеводитель по бизнесу для республики беларусь iconМинистров республики беларусь
На основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 12 августа 2002 г. №1098 "о комитете по архивам и делопроизводству...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск