В. Е. Фортушин Специфика прохождения военнослужащими военной службы предусматривает для них и членов их семей возможность неоднократного перемещения по территории Российской Федерации. При каждом перемещении в другу


Скачать 89.62 Kb.
НазваниеВ. Е. Фортушин Специфика прохождения военнослужащими военной службы предусматривает для них и членов их семей возможность неоднократного перемещения по территории Российской Федерации. При каждом перемещении в другу
ТипДокументы
filling-form.ru > Договоры > Документы
Регистрация по месту расположения воинской части: права и обязанности, проблемы

В.Е. Фортушин

Специфика прохождения военнослужащими военной службы предусматривает для них и членов их семей возможность неоднократного перемещения по территории Российской Федерации. При каждом перемещении в другую местность, при котором изменяется место жительства военнослужащих, на них возлагается общегражданская обязанность зарегистрироваться по месту жительства. Данная обязанность возложена на всех граждан Российской Федерации Законом РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».

Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утверждены постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713, подробно порядок осуществления регистрации, а также формы документов определены Инструкцией о применении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее — Правила регистрации), утвержденной приказом МВД России от 23 октября 1995 г. № 393. Кроме этого, по вопросам регистрации в каждом субъекте Российской Федерации действуют соответствующие правила и инструкции.

П. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» для военнослужащих предусмотрена возможность до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрироваться по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей.

Вопрос о регистрации военнослужащих и членов их семей зависит от возможностей по месту военной службы решения их жилищного вопроса, а также их желания зарегистрироваться по адресу воинской части.

Если военнослужащий обеспечен жилым помещением для постоянного проживания: жилье предоставлено по договору социального, коммерческого найма, передано в собственность, перешло по наследству и т.д., военнослужащие регистрируются по месту жительства по адресам имеющихся у них жилых помещений на общих основаниях.

До предоставления жилых помещений по установленным нормам военнослужащие могут обеспечиваться за счет военных организаций служебными жилыми помещениями, общежитиями, арендованными жилыми помещениями либо обеспечиваться самостоятельно в жилых помещениях родственников, в жилых помещениях на условиях договора найма (поднайма). При этом у данных военнослужащих есть право выбора — регистрироваться по месту жительства по адресам занимаемых жилых помещений либо по адресам воинских частей. Здесь необходимо отметить, что при желании военнослужащих зарегистрироваться по адресу занимаемого жилого помещения они должны быть зарегистрированы по месту жительства, за исключением случаев, когда занимаемое жилое помещение не является их местом жительства, т.е. принадлежит по различным правовым основаниям (собственность, найм, аренда) другим гражданам. В указанных жилых помещениях, предоставленных гражданами военнослужащим по договорам поднайма, субаренды, вселенных в качестве временных жильцов они регистрируются по месту пребывания.

Вывод о возможности регистрации военнослужащих по месту жительства по адресам временного жилья следует из п. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и не противоречит понятию места жительства, определенному в ст. 2 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения …» и ст. 20 Гражданского кодекса РФ. Кроме того, военными организациями — юридическими лицами согласно п. 2 ст. 671 Гражданского кодекса РФ жилье может быть использовано только для проживания граждан, следовательно, если жилье предоставляется временно, оно будет являться местом жительства военнослужащего, а не местом пребывания.

Для регистрации по адресам воинских частей военнослужащие не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место военной службы через должностных лиц, ответственных за регистрацию (паспортистов, иных должностных лиц воинских частей), должны представить в органы регистрационного учета (местная администрация или ОВД) для регистрации необходимые документы. Следует отметить, что полный перечень документов, необходимых для регистрации военнослужащих по адресам воинских частей, федеральными нормативными правовыми актами, а также актами субъектов РФ не определен. Правилами установлены лишь обычные документы, необходимые для регистрации проживания в жилых помещениях. В соответствии с п. 16 Правил регистрации (утверждены постановлением Правительства 1995 г. № 713) к ним относятся:

— документ, удостоверяющий личность;

— военный билет (временное удостоверение взамен военного билета) или удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, с отметкой о снятии с воинского учета по последнему месту жительства — для лиц, обязанных состоять на воинском учете;

— заявление о регистрации по месту жительства по форме № 6;

— документ, являющийся основанием для заселения в жилое помещение.

В Москве п. 5.2 Инструкции ГУВД г. Москвы «О применении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в Москве и Московской области» от 17 мая 1999 г. определено, что основанием для оформления регистрации является контракт о поступлении на военную службу, либо выписка из приказа о зачислении на службу лиц офицерского состава по призыву. При регистрации по месту пребывания истребуется договор найма жилого помещения, за исключением оформления регистрации на жилой площади воинских частей (организаций) и близких родственников.

Практически же от военнослужащего обычно требуются следующие документы:

— рапорт военнослужащего (подается по команде);

— заверенная в кадровых органах копия контракта;

— выписка из приказа о назначении на должность;

— выписка из личного дела о составе семьи;

— заявление о регистрации на имя начальника ОВД;

— документы, удостоверяющие личность, на всех совершеннолетних членов семьи;

— заверенная копия свидетельства о браке;

— заверенные копии свидетельств о рождении детей;

— листки убытия с прежнего места жительства или справка о регистрации (для имеющих постоянную регистрацию в другой местности);

— свидетельства о регистрации, если до этого военнослужащие имели временную регистрацию по другому адресу;

— фотографии для оформления свидетельства о регистрации (по одной на каждого взрослого);

— квитанции об оплате пошлины.

Должностное лицо паспортного стола в течение трех дней либо выносит решение о регистрации, либо отказывает в принятии документов на регистрацию. Здесь необходимо обратить внимание на то, что Законом РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения…» отказ в регистрации по месту пребывания и жительства не предусмотрены. В этом в основном и содержится смысл уведомительного порядка регистрации в отличие от отмененного разрешительного порядка прописки.

Основания к отказу в регистрации, установленные пп. 12, 21 Правил регистрации, постановлением Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1998 г. № 4-П были признаны не соответствующими Конституции РФ, ее ст. 27 (ч. 1) и ст. 55 (ч. 3). Однако в некоторых Правилах регистрации граждан субъектов РФ (например, в утвержденных совместным правительственным постановлением Москвы и Московской области от 30 марта 1999 г. № 241-28) предусмотрены случаи отказа в приеме документов на регистрацию граждан.

Основанием для отказа в приеме документов, как правило, является ненадлежащее оформление должностными лицами, ответственными за регистрацию заявлений установленной формы либо отсутствие всех необходимых документов. Об отказе в приеме документов выдается письменное уведомление, а должностным лицам, ответственным за регистрацию, разъясняется, какие документы необходимо представить дополнительно.

В соответствии с п. 5.3 Инструкции, утвержденной приказом МВД 1995 г. № 393, органами, осуществляющими регистрацию, в графе «зарегистрирован по месту жительства» свидетельств о регистрации по месту жительства по форме № 8 и соответствующей графе адресных листков убытия по форме № 2 вместо адреса регистрации указываются номера войсковых частей, по которым зарегистрированы военнослужащие.

Недостаточная правовая регламентация регистрации военнослужащих по адресам воинских частей приводит к произвольному отношению к данному вопросу со стороны административных органов субъектов РФ, которые издают акты, противоречащие действующему законодательству, что в итоге приводит к различным нарушениям прав военнослужащих. В связи с тем, что на существующий в настоящее время институт регистрации проецируется отношение к существовавшему ранее институту прописки, военнослужащим приходится сталкиваться со многими проблемами. Остановимся на некоторых из них.

Большинство органов, осуществляющих регистрацию, отказывая военнослужащим в регистрации по месту жительства по адресам воинских частей, указывают на то, что воинская часть не может являться постоянным местом жительства военнослужащего, следовательно, является ни чем иным, как местом его пребывания. В данном случае вышеназванные органы применяют обычный подход к определению вида регистрации, предусмотренный ст. 2 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», который основан на главенствующем принципе института регистрации — регистрация граждан по месту жительства производится по адресу жилого помещения. Однако применяя такой подход к регистрации по адресу воинской части, указанные органы почему-то не учитывают, что местом пребывания гражданина также является жилое помещение. Следовательно, такой, «обычный», подход в определении вида регистрации военнослужащих при воинской части не приемлем. В данном случае необходимо учитывать, что регистрация при воинской части является исключением из общего правила, установленным Федеральным законом для военнослужащих в связи с их особым правовым статусом.

Прямое указание о необходимости регистрации военнослужащих по месту пребывания по адресам воинских частей содержится в п. 5.2 Инструкции ГУВД г. Москвы от 17 мая 1999 г., что прямо противоречит как п. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», так и п. 5.3 Инструкции, утвержденной приказом МВД 1995 г. № 393, в которых устанавливается вид такой регистрации — по месту жительства.

Кроме того, органы регистрационного учета, а также Правила не учитывают то обстоятельство, что по смыслу Закона РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения…» вид регистрации имеет временное свойство, зависящее прежде всего от субъективного отношения гражданина к цели своего прибытия. Цель прибытия любого гражданина на место пребывания в санатории, дома отдыха, больницы и т.д., а также в жилые помещения, не являющиеся его местом жительства, связана с его временным проживанием для отдыха, лечения, посещения родственников, творческой деятельностью. Военнослужащие же прибывают на новое место жительства для дальнейшего прохождения военной службы, которая имеет постоянный, а не временный характер. Временной фактор заключенного контракта не может влиять на вид регистрации, потому что срок контракта хоть и ограничен, но все же действует в течение значительного отрезка времени и существенно влияет на социальное положение военнослужащего и членов его семьи, тем более что контракт всегда может быть вновь заключен (продлен) военнослужащим.

Зачастую складывается такая ситуация, когда военнослужащие до предоставления жилья по установленным нормам обеспечиваются временно служебными жилыми помещениями, при этом командованием либо ОВД отказывается им и членам их семей в оформлении регистрации по месту жительства в занимаемых жилых помещениях. При этом военнослужащим вменяется в обязанность зарегистрироваться по месту пребывания по адресам воинских частей. В этом случае причина отказа в регистрации по адресам временного жилья заключается в «перестраховке» командиров (начальников) от возможных претензий военнослужащих на жилое помещение. Как и прежде, регистрацию по месту жительства неразрывно связывают с возникающим правом на жилое помещение. Хотя это не так. Регистрация, сменившая институт прописки, введена в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Юридическим основанием возникновения права пользования жилым помещением являются договоры найма, поднайма, аренды, субаренды, но никак не регистрация по месту жительства.

Подобные отказы противоречат как Закону РФ «О праве граждан на свободу передвижения… », так и п. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Регистрация по адресу воинской части является не обязанностью, а правом военнослужащего, которое реализуется в рамках исполнения общегражданской обязанности зарегистрироваться по прибытии к новому месту военной службы.

В совокупности вышеприведенные характерные нарушения могут привести к парадоксальной ситуации, когда военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, обеспечиваемые на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, вынуждены регистрироваться с членами семьи по месту пребывания на срок контракта по адресам воинских частей. Иными словами, всю жизнь служить на благо Отечества, но при этом не проживать по месту службы, а лишь пребывать на правах «гастролера» со всеми вытекающими отсюда последствиями. А последствия при этом могут быть весьма значительными. К ним можно отнести необходимость неоднократного прохождения неприятной процедуры по сбору и представлению документов на продление регистрации, невозможность членам семьи военнослужащего с такой регистрацией устроиться на работу, возникновение непредвиденных проблем с органами внутренних дел, социального обеспечения, медицинского обслуживания по месту пребывания и т.д.

Похожие:

В. Е. Фортушин Специфика прохождения военнослужащими военной службы предусматривает для них и членов их семей возможность неоднократного перемещения по территории Российской Федерации. При каждом перемещении в другу iconЗакон от 19. 12. 2016 №434-фз, которым внесены изменения в статьи...
С 1 января 2017 года перевод военнослужащего органов военной прокуратуры к новому месту службы будет осуществляться в соответствии...

В. Е. Фортушин Специфика прохождения военнослужащими военной службы предусматривает для них и членов их семей возможность неоднократного перемещения по территории Российской Федерации. При каждом перемещении в другу iconДля прохождения военной службы по призыву в научной роте
Федерации от 17 апреля 2013 года "О создании в вс РФ научных рот, комплектуемых военнослужащими, проходящими по призыву, из числа...

В. Е. Фортушин Специфика прохождения военнослужащими военной службы предусматривает для них и членов их семей возможность неоднократного перемещения по территории Российской Федерации. При каждом перемещении в другу iconПриказ от 22 августа 2003 г. N 667 о порядке возмещения расходов,...
Российской Федерации, уволенных со службы (военной службы), членов их семей, их личного имущества, а также оформления, использования,...

В. Е. Фортушин Специфика прохождения военнослужащими военной службы предусматривает для них и членов их семей возможность неоднократного перемещения по территории Российской Федерации. При каждом перемещении в другу iconВозмещения (оплаты) расходов, связанных с проездом
Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах, и членам их семей, а также проезда членов семей и родителей...

В. Е. Фортушин Специфика прохождения военнослужащими военной службы предусматривает для них и членов их семей возможность неоднократного перемещения по территории Российской Федерации. При каждом перемещении в другу iconУказ Президента РФ от 25. 03. 2013 n 288 "О внесении изменений в...
Настоящий обзор за период с 01. 03. 2013 по 31. 03. 2013 г для руководителей и сотрудников образовательных учреждений подготовлен...

В. Е. Фортушин Специфика прохождения военнослужащими военной службы предусматривает для них и членов их семей возможность неоднократного перемещения по территории Российской Федерации. При каждом перемещении в другу iconI. Общие положения
Назначение и выплата пенсий по случаю потери кормильца родителям военнослужащих, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной...

В. Е. Фортушин Специфика прохождения военнослужащими военной службы предусматривает для них и членов их семей возможность неоднократного перемещения по территории Российской Федерации. При каждом перемещении в другу iconНачальнику Управления социальной защиты населения
Законом Челябинской области от 26. 06. 2003 г. N 167-зо "О социальном обеспечении родителей военнослужащих, погибших (умерших) при...

В. Е. Фортушин Специфика прохождения военнослужащими военной службы предусматривает для них и членов их семей возможность неоднократного перемещения по территории Российской Федерации. При каждом перемещении в другу iconПорядок проведения отбора граждан Российской Федерации для прохождения...
Министра обороны Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации

В. Е. Фортушин Специфика прохождения военнослужащими военной службы предусматривает для них и членов их семей возможность неоднократного перемещения по территории Российской Федерации. При каждом перемещении в другу icon«Назначение и выплата пенсий по случаю потери кормильца родителям...
Целью разработки настоящего Административного регламента является повышение качества предоставления государственной услуги, в том...

В. Е. Фортушин Специфика прохождения военнослужащими военной службы предусматривает для них и членов их семей возможность неоднократного перемещения по территории Российской Федерации. При каждом перемещении в другу iconУтвержден на собрании учредителей
Товарищества, а также в целях объединения усилий и возможностей членов Товарищества для содействия им и членам их семей в решении...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск