О некоторых вопросах и проблемах в оплате труда работников учреждений образования за работу с вредными и опасными условиями труда и проведении аттестации рабочих мест по условиям труда


Скачать 62.73 Kb.
НазваниеО некоторых вопросах и проблемах в оплате труда работников учреждений образования за работу с вредными и опасными условиями труда и проведении аттестации рабочих мест по условиям труда
ТипДокументы
filling-form.ru > Договоры > Документы

© Профсоюз работников народного образования и науки РФ, 2006


О некоторых вопросах и проблемах в оплате труда

работников учреждений образования

за работу с вредными и опасными условиями труда

и проведении аттестации рабочих мест по условиям труда
В последнее время в профсоюзные органы стали поступать обращения, жалобы от работников образовательных учреждений о том, что должностные лица, осуществляющие финансово-бюджетный надзор в ряде субъектов Российской Федерации (Республики Коми, Удмуртия, Ставропольский край и др.), принимают решение о снятии доплат, а точнее повышенной оплаты труда, за работу во вредных и опасных условиях труда в тех учреждениях, где аттестация рабочих мест по условиям труда не проведена или рабочие места по заключению аттестационных комиссий признаны условно аттестованными и не полностью соответствуют требованиям безопасности.

Подобные требования контрольно-ревизионных и других финансовых органов надзора должны рассматриваться как необоснованные, так как пока не проведена аттестация рабочих мест по условиям труда и не дано заключение аттестационной комиссии образовательного учреждения о том, что данное рабочее место признано аттестованным и полностью соответствует требованиям и нормам охраны труда, работники имеют право на повышенную оплату труда, а работодатель обязан ее производить, так как условия труда работников не изменились и на них по-прежнему действуют вредные производственные факторы.

В таких случаях работникам при поддержке профсоюзных комитетов необходимо обращаться в суд о признании незаконным решения финансовых органов о снятии доплаты за вредность.

Имеют место другие вопросы, касающиеся формального, некомпетентного подходов в проведении аттестации рабочих мест по условиям труда, вследствие чего в административном порядке были сняты все доплаты работникам за работу во вредных и опасных условиях труда. Подобный случай произошел в г. Оленегорске Мурманской области, где в пяти школах без проведения инструментальных замеров уровней освещенности, загазованности, шума и других вредных факторов, оценки травмоопасности и обеспеченности работников спецодеждой были сделаны заключения об отсутствии каких-либо вредностей в кабинетах химии. На этом основании у 12 учителей этих образовательных учреждений были сняты доплаты за работу в неблагоприятных условиях труда, что составило ежемесячно по 300 рублей у каждого педагога (включая северный коэффициент), а это существенная сумма в небольшой зарплате учителя. Действия руководителей органов и учреждений образования в данном случае также следует считать неправомерными.

В этом и подобных случаях профсоюз обязан защитить права работающих и с помощью своих правовой, технической инспекций труда подготовить мотивированное обоснование в прокуратуру или исковые заявления для обращения работников в суд.

Таким образом, если в образовательном учреждении по вине администрации не проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, то это не означает, что условия труда на рабочих местах безопасные. Поэтому пока не дано заключение аттестационной комиссии о том, что рабочее место, где выполняется работа с вредными и опасными условиями труда полностью соответствует требованиям безопасности, работники вправе претендовать на повышенную оплату труда, а работодатель обязан производить повышенную оплату труда.

К сведению сообщаем, что оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и опасными условиями труда, в соответствии со статьей 147 Трудового кодекса РФ производится в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками (окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных законами и иными нормативными правовыми актами.

В соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации, а также отраслевыми нормативными правовыми актами определяются Перечни тяжелых работ, работ с вредными, опасными и иными особыми условиями труда. В настоящее время в системе народного образования действуют:

- для учреждений общего и дошкольного образования Перечень работ с неблагоприятными условиями труда, утвержденный приказом Госкомитета СССР по народному образованию от 20.08.90 № 579 (приложение № 2);

- для учреждений профессионального и высшего образования Перечень № 1 работ с опасными, вредными и тяжелыми условиями труда, на которых устанавливается доплата до 12% включительно, и

Перечень № 2 работ с особо опасными, особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, на которых устанавливается доплата до 24 % включительно, утвержденные приказом Миннауки РФ от 07.10.92 № 611 (приложение).

Конкретные размеры повышенной заработной платы устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников (профсоюзного комитета) либо коллективным договором, трудовым договором.

Повышение заработной платы работникам, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда, производится по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда.

Необходимо иметь в виду, что основная цель аттестации – это в первую очередь защита прав работников на здоровые и безопасные условия труда. Каждый работник должен знать, какие вредные и опасные производственные факторы влияют на его здоровье на конкретном рабочем месте, к каким последствиям они могут привести и как уменьшить или исключить вредное воздействие. Там, где это сделать на данный момент не представляется возможным, должно быть гарантировано право на компенсацию частичной утраты здоровья в виде повышенной оплаты труда (доплаты) за работу во вредных и опасных условиях.

Аттестация рабочих мест по условиям труда, если ее проводить не формально, или только для того, чтобы получить лицензию на право той или иной трудовой деятельности, – процесс очень длительный, сложный и требует значительных финансовых и других материальных средств.

Поэтому в условиях бюджетного финансирования, к каким относится сфера образования, нужно идти в этой работе поэтапно. Сначала, на первом этапе, провести аттестацию рабочих мест в подразделениях повышенной степенью опасности и вредности, например, в кабинетах химии, физики, информатики, производственных мастерских, а затем во всех остальных.

Как и кем должна проводиться аттестация рабочих мест, какой порядок ее проведения – ответы на эти вопросы четко и подробно отражены в Положении о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденном постановлением Минтруда России от 14 марта 1997 г. № 12 «О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда». К данному Положению прилагаются образцы документов, которыми оформляются результаты аттестации (карты, протоколы, ведомости аттестации рабочих мест и др.).

Аттестация рабочих мест – система анализа и фактической оценки этих мест на соответствие требованиям по охране труда и проводится она на основе трех оценок:

- степени вредности и опасности (гигиенический критерий);

- степени травмоопасности;

- обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.

Оценка степени вредности и опасности осуществляется на основании сравнения фактических (полученных инструментальными измерениями) значений опасных и вредных производственных факторов, таких как шум, вибрация, освещенность, чистота воздушной среды, параметры микроклимата, воздуха рабочей зоны и других, с их допустимыми величинами, установленными соответствующими нормативными документами. Полученные результаты сравниваются с Гигиеническими критериями оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 23.04.99, Руководство Р 2.2.775-99.

Оценка степени травмоопасности проводится путем проверки соответствия производственного оборудования, приспособлений и инструмента, а также средств обучения и инструктажа требованиям нормативных правовых актов.

Оценка обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты предполагает сопоставление фактически имеющихся средств с Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи спецодежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.

Результаты вышеназванных оценок оформляются специальными протоколами по установленной форме.

Основным документом рабочего места, его своеобразным паспортом является карта аттестации по условиям труда. В ней, кроме общих сведений о рабочем месте, данных по всем трем оценкам, сведений о компенсациях, размещается итоговое решение об аттестации данного рабочего места. Итоговое решение может быть принято в одном из трех возможных вариантов:

  1. Рабочее место признается аттестованным.

  2. Рабочее место признается условно аттестованным.

  3. Рабочее место признается не аттестованным.

Окончательную оценку по аттестации конкретного рабочего места выносит аттестационная комиссия образовательного учреждения.

На основании заключения аттестационной комиссии руководитель образовательного учреждения по согласованию с профсоюзным комитетом утверждает перечень работ, на которых устанавливается повышенная оплата труда за работу во вредных и опасных условиях труда.

Перечень этих работ, конкретные размеры повышенной оплаты труда и срок выплаты устанавливаются приказом по образовательному учреждению, а также включаются в коллективный договор и соглашение по охране труда.
Технический инспектор труда

ЦК Профсоюза работников народного образования и науки РФ

Ю.Г. Щемелев




Похожие:

О некоторых вопросах и проблемах в оплате труда работников учреждений образования за работу с вредными и опасными условиями труда и проведении аттестации рабочих мест по условиям труда iconО проведении аттестации рабочих мест по условиям труда
Во исполнение требований статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации и в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России...

О некоторых вопросах и проблемах в оплате труда работников учреждений образования за работу с вредными и опасными условиями труда и проведении аттестации рабочих мест по условиям труда iconПошаговая инструкция или алгоритм проведения аттестации рабочих мест...
Статья 212 Трудового кодекса Российской Федерации обязывает работодателя обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям...

О некоторых вопросах и проблемах в оплате труда работников учреждений образования за работу с вредными и опасными условиями труда и проведении аттестации рабочих мест по условиям труда iconФирменный бланк работодателя
В соответствии с п. 45 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России...

О некоторых вопросах и проблемах в оплате труда работников учреждений образования за работу с вредными и опасными условиями труда и проведении аттестации рабочих мест по условиям труда iconФирменный бланк работодателя
В соответствии с п. 45 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России...

О некоторых вопросах и проблемах в оплате труда работников учреждений образования за работу с вредными и опасными условиями труда и проведении аттестации рабочих мест по условиям труда iconАттестация рабочих мест по условиям труда Цели и задачи аттестации рабочих мест
Важнейшим конкретным направлением в работе по профилактике производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, является...

О некоторых вопросах и проблемах в оплате труда работников учреждений образования за работу с вредными и опасными условиями труда и проведении аттестации рабочих мест по условиям труда iconАттестация рабочих мест по условиям труда
Аттестация рабочих мест по условиям труда (далее аттестация) это оценка условий труда на рабочих местах с целью выявления вредных...

О некоторых вопросах и проблемах в оплате труда работников учреждений образования за работу с вредными и опасными условиями труда и проведении аттестации рабочих мест по условиям труда iconК порядку проведения аттестации рабочих мест по условиям труда
С 1 сентября 2008 года на территории России введен новый Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в т ч и в образовательных...

О некоторых вопросах и проблемах в оплате труда работников учреждений образования за работу с вредными и опасными условиями труда и проведении аттестации рабочих мест по условиям труда iconОсновной задачей проведения Общепрофсоюзной тематической проверки...
Отп-арм2013) является восстановление нарушенных прав работников, занятых на рабочих местах с вредными и(или) опасными условиями труда,...

О некоторых вопросах и проблемах в оплате труда работников учреждений образования за работу с вредными и опасными условиями труда и проведении аттестации рабочих мест по условиям труда iconМетодические рекомендации по проведению аттестации рабочих мест по...
...

О некоторых вопросах и проблемах в оплате труда работников учреждений образования за работу с вредными и опасными условиями труда и проведении аттестации рабочих мест по условиям труда iconСпециальная оценка условий труда (вместо аттестации рабочих мест по условиям труда)

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск