Урок обществознания в 9-м классе по теме «Право. Семья. Ребенок»


Скачать 145.84 Kb.
НазваниеУрок обществознания в 9-м классе по теме «Право. Семья. Ребенок»
ТипУрок
filling-form.ru > Договоры > Урок
Урок обществознания в 9-м классе по теме

«Право. Семья. Ребенок»

Ближевская Любовь Винигдидовна,

учитель истории и обществознания


Цели урока:

  1. Разъяснение учащимся основных прав детей.

  2. Знакомство с некоторыми особенностями семейных правоотношений.

  3. Повышение правовой грамотности учащихся, подготовка к самостоятельной жизни в обществе.


Задачи урока:

  1. Разъяснить учащимся сущность правовых взаимоотношений супругов, их права и обязанности.

  2. Ознакомить с правовыми аспектами взаимоотношений родителей и детей

  3. Показать важность и значимость знания учащимися своих прав, международных и российских документов о правах ребенка.

  4. Пробудить у учащихся интерес к изучению документов о правах человека и гражданина.

  5. Развивать навыки свободного рассуждения на правовые и жизненные темы, умение отстаивать свою точку зрения.

  6. Способствовать воспитанию у учащихся чувства гражданской ответственности, доброты, взаимопонимания.


Форма проведения урока: урок-практикум, работа в группах
Методические материалы, технические средства обучения:


  1. Конвенция о правах ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989г.

  2. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание. Учебник для 9 класса.—М. «Русское слово», 2004г.

  3. Певцова Е.А. Поурочные методические разработки к учебнику А.И.Кравченко, Е.А.Певцовой «Обществознание. 9 класс».—М. «Русское слово», 2005г.

  4. Амиров А.Ф., Амирова Р.Г. Основы правоведения. Учебное пособие для средних общеобразовательных школ.—Казань, «Магариф», 1998

  5. Слайды : «Условия заключения брака», «Правоотношения супругов», «Конвенция о правах ребенка»

  6. Раздаточный материал с заданиями каждой группе.0

(Учащиеся заранее разделены на три группы)

План урока:

  1. Актуализация прежних знаний.

  2. Правовое регулирование семейных отношений.

  3. Родители и дети.

  4. Права ребенка.

  5. Заключение.


Содержание урока:

1. Учитель: На уроке сегодня мы будем говорить правовом регулировании семейных отношений. Вы уже знаете, что такое семья. А есть ли, по вашему мнению, смысл праву вмешиваться в семейные отношения? Не является ли это нарушением тайны личной жизни?

Учащиеся высказывают свои суждения. Учитель говорит о том, что юридической основой создания новой семьи является брак. Так называют союз одной женщины и одного мужчины. В нашей стране в брак можно вступить с 18 лет.

Демонстрируется слайд:

Условия заключения брака:


  1. Добровольное согласие

2. Достижение брачного возраста
Нельзя заключать брак:
1. Между близкими родственниками.

2. Между усыновителями и усыновленными.

3. Если хотя бы одно лицо уже в браке.

4. Если лицо недееспособно из-за расстройства

психики.

После обсуждения слайдов учитель поясняет, что законом предусмотрено снижение брачного возраста. Разрешение на брак несовершеннолетнего в возрасте от 16 до 18 лет выдается органом местного самоуправления по месту жительства лиц. Субъекты РФ могут самостоятельно решать вопрос о возможности заключения брака лицом моложе 16 лет.

Каждая группа учащихся получает задание решить задачи:

1 группа: Валентину заставили под угрозой расправы зарегистрировать брак с Алексеем, которому нужна была прописка. В ЗАГСе она высказала свое согласие на брак. Можно ли считать такой брак недействительным из-за нарушения принципа его добровольности?

2 группа: Алексей скрыл от Елены, что состоит в браке, который не расторгнут. Прожив 3 месяца, Елена узнала о тайне мужа. Какой брак будет признан недействительным: первый или второй? Почему?

3 группа: Татьяна и Виктор подали заявление в ЗАГС, и день свадьбы был назначен на 5 июля. Однако 4 июля Татьяна поссорилась с Виктором и решила не выходить замуж. Правомочно ли поведение сторон в этой ситуации после составления? Возникли ли между ними юридические права и обязанности?

После обсуждения один ученик из каждой группы дает ответ.

Демонстрируется слайд:

Супруги

Личные правоотношения: Имущественные отношения:

-выбор фамилии -законный

-выбор места жительства -договорный

-выбор профессии
Учитель поясняет, что супруги равны между собой, их личные и имущественные права регулируются законом. Все имущество, приобретенное во время брака, относится к совместной собственности мужа и жены. При разводе его делят на равные доли, если не было иного соглашения, оформленного юридически. Вещи индивидуального пользова-ния (зубная щетка, одежда, обувь и т.д.) принадлежат каждому супругу в отдельности. Не являются собственностью другого и вещи, полученные одним из них по наследству, в дар, а также добрачное имущество.

Чтобы избежать возможных конфликтов в будущем, жених и невеста или муж и жена могут заключить брачный контракт. В нем оговариваются любые условия владения, распоряжения совместным имуществом, материального содержания друг друга. В брачном договоре не должно быть условий, ущемляющих естественные права человека, унижающих его честь и достоинство.

Группы получают образец брачного контракта, с которым должны ознакомиться, и задания для выполнения.
Брачный договор

Мы, нижеподписавшиеся, гр-н_____________________проживающий по адресу______________и гр-ка________________________проживающая по адресу______________намеревающиеся вступить в брак, именуемые в дальнейшем «супруги», заключили настоящий договор о следующем.

  1. Общие положения.

    1. Имущество, нажитое супругами во время брака, является в период брака общей совместной собственностью супругов, за исключением имущества, принадлежащего по закону одному из супругов, а также за исключением случаев, предусмотренных в настоящем договоре.

    2. В случае расторжения брака супругами по взаимному согласию на все нажитое во время брака имущество сохраняется режим (общей совместной собственности или собственности одного из супругов), действующий в отношении соответствующего имущества в период брака, если настоящим договором не предусмотрено иное.

    3. В случае расторжения брака по инициативе гр-на____________

либо в результате его недостойного поведения (супружеской измены, пьянства, хулиганских действий и т.п.) имущество, нажитое во время брака и относящееся к общей собственности супругов, считается с момента расторжения брака общей долевой собственностью супругов. При этом г-ну____________

принадлежит одна четвертая доля названного имущества, а гр-ке_____________принадлежит три четвертых доли названного имущества.

    1. В случае расторжения брака по инициативе гр-ки____________

либо в результате ее недостойного поведения имущество, нажи-

тое во время брака и относящееся к общей совместной собстве-

нности супругов, считается с момента расторжения брака об-

щей долевой собственностью супругов. При этом гр-ну_______

принадлежит три четвертых доли названного имущества, а гра-

жданке_______________ одна четвертая доля названного иму-

щества.

2. Особенности правового положения отдельных видов имущества.

2.1. Банковские вклады, сделанные супругами во время брака, а так-

проценты по ним являются во время брака и в случае его расто-

ржения собственностью того из супругов, на имя которого они

сделаны.

    1. Акции и другие ценные бумаги, приобретенные во время брака,

а также дивиденды по ним принадлежат во время брака и в слу-

чае его расторжения тому из супругов, на имя которого оформ-

лено приобретение акций и ценных бумаг.

    1. Ювелирные изделия, приобретенные супругами во время брака,

Являются во время брака и в случае его расторжения собствен-

ностью того из супругов, который ими пользовался.

    1. Приобретенные во время брака посуда, кухонная утварь, кухон-

ная бытовая техника являются в период брака общей совместной собственностью супругов, а в случае расторжения брака—собственностью гр-ки___________.

    1. Приобретенный во время брака автомобиль является в период

брака общей совместной собственностью супругов, а в случае расторжения брака—собственностью гр-на__________.

3. Дополнительные условия.

3.1. Гр-ка_________предоставляет гр-ну____________в период бра-

ка пользование (право проживания с правом регистрации пос-

тоянного места жительства—прописки) принадлежащим граж-

данке______________на праве собственности жилым домом,

расположенным по адресу_________________.

    1. В случае расторжения брака право пользования названным жильем у гр-на___________прекращается. При этом гражда-

нин____________обязуется в двухнедельный срок после расторжения брака освободить указанное жилье, прекратив

в установленном порядке регистрацию по указанному адресу своего постоянного места жительства.

4. Заключительные положения.

4.1. Супруги ознакомлены нотариусом с правовыми последствиями

избранного ими правового режима имущества.

    1. Настоящий договор вступает в силу с момента его нотариаль-

ного удостоверения ( с момента регистрации брака).

    1. Расходы, связанные с составлением и удостоверением настоя-

щего договора, супруги оплачивают поровну.

    1. Настоящий договор составлен в трех экземплярах, один из ко-

торых хранится у нотариуса___________ -и по одному выдает-

ся гр-ке____________ и гр-ну________________.
Задание 1 группе:

Ирина составила с Олегом брачный контракт, согласно которому все недвижимое имущество, купленное в браке, принадлежит Ире и останется с ней после развода. Однако через 2 года совместной жизни супруги развелись, и Олег потребовал, чтобы недвижимое имущество было разделено поровну. Он ссылался на нормы Семейного кодекса. Как разрешить конфликт?

( Конфликт будет разрешен на основании брачного контракта)
Задание 2 группе:

Ксения хочет заключить с будущим мужем брачный контракт, в котором планирует распределить обязанности по уборке квартиры. Можно ли в контракте обязать вторую половину вести домашнее хозяйство?

(Нет. Брачный контракт регулирует только имущественные отношения. Оговаривать в нем домашние обязанности незаконно).
Задание 3 группе:

У Сергея опасная работа. Он хочет в брачный контракт внести пункт о наследовании имущества его супругой. Можно ли вносить в брачный контракт вопросы, связанные с наследованием?

(Нет. Вопросы наследства в брачном контракте не рассматриваются)

3. Учитель говорит о том, что семейное право регулирует не только отношения между супругами, но и между родителями и детьми. Какими обязанностями по отношению друг к другу обладают родители и дети?

(Ответ на вопрос предлагается найти самостоятельно в учебнике на стр.112).

Ребята говорят, что родители обязаны:

--содержать, воспитывать своих детей

--заботиться о здоровье, развитии, образовании

--защищать интересы детей

Дети обязаны:

--содержать нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей

--оказывать помощь нетрудоспособным бабушкам и дедушкам.

Однако если родители уклонялись от содержания и воспитания своих детей, дети освобождаются от выполнения указанных обязанностей.
4. Учитель: Самым важным вопросом нашего урока является вопрос о правах детей. Положение детей на земле неодинаково. Есть страны, где дети окружены заботой государства, где решению проблемы детей отводится первостепенная роль. Но есть такие государства, где тысячи детей вынуждены жить в нищете и голоде, где царят бесправие и насилие над ними. В нашей стране продолжают существовать нерешенные проблемы в области прав ребенка. Растет детская преступность, увеличивается количество детей, лишенных родительской ласки, рождаются дети с физическими и психическими недостатками. Велика детская смертность. Серьезного лечения требуют дети из зон радиационного заражения.

Межнациональные конфликты добавили еще одну проблему—увеличивается число детей-беженцев, сирот войны. Экономические трудности страны отражаются на интересах детей—в условиях безработицы прежде всего страдают дети. Государство в силу различных обстоятельств не всегда выполняет свои обязательства по защите детства. Организация Объединенных Наций, созданная в 1945 году, чтобы укрепить мир и дружбу между народами, предотвратить международные конфликты, защитить права человека, не могла обойти вниманием вопрос о правах детей, живущих на земле. В 1989 году была принята Декларация о правах ребенка.
Демонстрируется слайд:

Конвенция о правах ребенка—международный правовой документ, определяющий права детей на образование, пользование достижениями культуры, правом на отдых и досуг, и оказание иных услуг детям государствами-членами ООН. Конвенция о правах ребенка является первым и основным международно-правовым документом, в котором права ребенка рассматривались на уровне международного права. Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права юных граждан в возрасте от рождения до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений. Конвенция о правах ребенка ратифицирована Ватиканом и всеми странами-членами ООН, кроме США и Сомали.


Группы получают тексты с отрывками из Конвенции и задания.

1 группа:

Ст.1

Для целей настоящей Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.

Ст.3

  1. Во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.

  2. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры

Ст.5.

Государства-участники уважают ответственность, права и обязанности родителей и в соответствующих случаях членов расширенной семьи или общины, как это предусмотрено местным обычаем, опекунов или других лиц, несущих по закону ответственность за ребенка, должным образом управлять и руководить ребенком в осуществлении им признанных настоящей Конвенцией прав и делать это в соответствии с развивающимися способностями ребенка.

Ст.6.

1. Государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь.

2. Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.

Ст.7.

1. Ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства, а также, насколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу.

Ст.9.

1. Государства-участники обеспечивают, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определяют в соответствии с применимым законом и процедурами, что такое разлучение не-

обходимо в наилучших интересах ребенка. Такое определение может оказаться необходимым в том или ином конкретном случае, например, когда родители жестоко обращаются с ребенком или не заботятся о нем или когда родители проживают раздельно и необходимо принять решение относительно места проживания ребенка.

2. Государства-участники уважают право ребенка, который разлучается с одним или обоими родителями, поддерживать на регулярной основе личные отношения и прямые контакты с обоими родителями, за исключением случая, когда это противоречит лучшим интересам ребенка.

Ст.10.

1. В соответствии с обязательством государств-участников по пункту 1 ст.9 заявления ребенка и его родителей на въезд в государство-участник или на выезд из него с целью воссоединения семьи должны рассматриваться государствами-участниками позитивным, гуманным и оперативным образом. Государства-участники далее обеспечивают, чтобы представление такой просьбы не приводило к неблагоприятным последствиям для заявителей и членов их семьи.
--Определите понятие «ребенок»

--Назовите семейные права ребенка

--Какие обязанности возлагает Конвенция на родителей?

2 группа:

Статьи 12.

1. Государства-участники обеспечивают ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать свои эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка.

2. С этой целью ребенку, в частности, предоставляется возможность быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства, затрагивающего ребенка либо непосредственно, либо через представителя или соответствующий орган, в порядке, предусмотренном процессуальными нормами национального законодательства

Ст.13.

1. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка.

Ст.14.

1. Государства-участники уважают право ребенка на свободу мысли, совести и религии.

Ст.15.

1. Государства-участники признают право ребенка на свободу ассоциации и свободу мирных собраний.

2. В отношении осуществления данного права не могут применяться какие-либо ограничения, кроме тех, которые применяются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья или нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.

Ст.16.

1. Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию.

2. Ребенок имеет право на защиту закона от такого вмешательства или посягательства.
--Назовите общегражданские и политические права детей

--С какого возраста мнению ребенка придается юридический смысл?

--С какого возраста дети могут самостоятельно обращаться в суд?

3 группа:

Ст.28.

1. Государства-участники признают право ребенка на образование, и с целью постепенного достижения осуществления этого права на основе равных возможностей они, в частности:

а) вводят бесплатное и обязательное начальное образование;

b) поощряют развитие различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечивают его доступность для всех детей и принимают такие необходимые меры, как введение бесплатного образования и предоставления в случае необходимости финансовой помощи;

c) обеспечивают доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого с помощью всех необходимых средств

2. Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка и в соответствии с настоящей Конвенцией

Ст.29.

1. Государства-участники соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на:

а) развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме;

b) воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе ООН;

с) воспитание уважения к окружающей среде.

Ст.30.

В тех государствах, где существуют этнические, религиозные или языковые меньшинства или лица из числа коренного населения, ребенку, принадлежащему к таким меньшинствам или коренному населению, не может быть отказано в праве совместно с другими членами своей группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком.

Ст.31.

1. Государства-участники признают право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

2. Государства-участники уважают и поощряют право ребенка на всестороннее участие в культурной и творческой жизни и содействуют предоставлению соответствующих и равных возможностей для культурной и творческой деятельности, досуга и отдыха.

Ст.38.

1. Государства-участники обязуются уважать нормы международного гуманитарного права, применимые к ним в случае вооруженных конфликтов и имеющие отношение к детям, и обеспечивать их соблюдение.

2. Государства-участники принимают все возможные меры для обеспечения того, чтобы лица, не достигшие 15-летнего возраста, не принимали прямого участия в военных действиях.

4. Согласно своим обязательствам по международному гуманитарному праву, связанным с защитой гражданского населения во время вооруженных конфликтов, государства-участники обязуются принимать все возможные меры с целью обеспечения защиты затрагиваемых вооруженным конфликтом детей и ухода за ними.

Ст.39.

Государства-участники принимают все необходимые меры для того, чтобы содействовать физическому и психологическому восстановлению и социальной реинтеграции ребенка, являющегося жертвой: любых видов пренебрежения, эксплуатации или злоупотребления, пыток или любых других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения, наказания или вооруженных конфликтов. Такое восстановление и реинтеграция должны осуществляться в условиях, обеспечивающих здоровье, самоуважение и достоинство ребенка.

--Назовите социальные права детей

--Что означает право на образование?

--Какими правами обладают дети, попавшие в зону вооруженных

конфликтов?
5. Учащиеся после ответов на вопросы сами делают выводы и обобщения по теме, отмечают наиболее заинтересовавшие моменты урока
В тетрадях записываются вопросы и задания домашней работы:

1. Почему необходимо защищать детство? Приведите примеры нарушения прав ребенка со стороны государства, различных организаций, конкретных людей. В чем они выражались, какова общественная опасность этих нарушений?

2. Практикум. К вам обратился за помощью 7-летний ребенок. Родители наказывают его за двойки, не разрешают гулять на улице, запрещают общаться с друзьями. Разъясните ему права, которыми его наделил закон. Посоветуйте, как ему поступить в данной ситуации.

Выставление оценок в журнал и дневники учащимся.

Похожие:

Урок обществознания в 9-м классе по теме «Право. Семья. Ребенок» iconУрок обществознания по теме "Выборы в Российской Федерации" (9-й класс)
Сформировать у учащихся представление об избирательной системе Российской федерации

Урок обществознания в 9-м классе по теме «Право. Семья. Ребенок» iconПлан-конспект урока Form: 5
Урок английского языка в 5 классе по теме ‘Holidays in English-speaking Countries’

Урок обществознания в 9-м классе по теме «Право. Семья. Ребенок» iconОбразец заявления для устройства в доу
Полная, многодетная, одинокая мать/отец, неполная семья/ утеря кормильца, развод, родители инвалиды 1,2 группы, ребенок инвалид,...

Урок обществознания в 9-м классе по теме «Право. Семья. Ребенок» iconУрок математики в 5 классе повторение по теме «Сложение и вычитание дробей»
Итак, ребята сегодня, у нас на уроке снова сказка. Цель нашего урока закрепить пройденный материал по теме «Сложение и вычитание...

Урок обществознания в 9-м классе по теме «Право. Семья. Ребенок» iconУрок в 7 классе с применением икт по теме «Спорт»
Оснащение урока: компьютер, мультимедиа проектор, обычная доска, наглядность, текст для чтения, бланк теста, кроссворд

Урок обществознания в 9-м классе по теме «Право. Семья. Ребенок» iconТема «Трудовое право» Урок «Трудоустройство. Трудовой договор: понятие, стороны, содержание»
Усынина Ольга Витальевна, учитель обществознания высшей квалификационной категории, моу гимназия №76, г. Челябинск

Урок обществознания в 9-м классе по теме «Право. Семья. Ребенок» iconУрок русского языка в 9 «Б» классе по теме: «Деловые документы. Автобиография. Заявление»
Деловые бумаги – это расписки, заявления, докладные протоколы, договоры, характеристики и т д

Урок обществознания в 9-м классе по теме «Право. Семья. Ребенок» iconУрок по теме: "Паскаль. Квадратная матрица". 11-й класс
Урок по теме “Квадратная матрица” входит в состав содержательной линии “Информационные технологии”

Урок обществознания в 9-м классе по теме «Право. Семья. Ребенок» iconУрока русского языка в 7 классе по теме «Обобщение и систематизация...
Технологическая карта урока русского языка в 7 классе по теме «Обобщение и систематизация материала по теме «Причастие» в свете требований...

Урок обществознания в 9-м классе по теме «Право. Семья. Ребенок» iconУрок №20 Тема: Семья и брак с правовой точки зрения
Семейное право отрасль права, которая регулирует личные неимущественные и имущественные отношения, вытекающие из брака и принадлежности...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск