Методические рекомендации по обороту земель и земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в общей долевой собственности Извлечения из законодательных и иных нормативных актов


НазваниеМетодические рекомендации по обороту земель и земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в общей долевой собственности Извлечения из законодательных и иных нормативных актов
страница1/4
ТипМетодические рекомендации
filling-form.ru > Договоры > Методические рекомендации
  1   2   3   4


Министерство государственного имущества Республики Марий Эл

Методические рекомендации

по обороту земель и земельных участков сельскохозяйственного назначения,
находящихся в общей долевой собственности



Извлечения

из законодательных и иных нормативных актов

Российской Федерации и Республики Марий Эл

Йошкар-Ола

2008

С о д е р ж а н и е


1. Методические рекомендации по обороту земель

и земельных участков сельскохозяйственного

назначения, находящихся в общей долевой

собственности 3
2. Земельный кодекс Российской Федерации (извлечения) 42
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (извлечения) 44


  1. Кодекс Российской Федерации об административных

правонарушениях (извлечения) 46
5. Основы законодательства Российской Федерации

о нотариате (извлечения) 47


  1. Закон Республики Марий Эл «О регулировании

отношений в сфере оборота земель сельскохозяйственного

назначения в Республике Марий Эл 48
Настоящие Методические рекомендации по обороту земель и земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в общей долевой собственности, разработаны Министерством государственного имущества Республики Марий Эл с учетом федерального законодательства и законодательства Республики Марий Эл. В них рассмотрены особенности оформления, приобретения земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, процедура признания земельных участков, образованных в счет выделения невостребованных земельных долей, в собственность Республики Марий Эл или муниципальных образований. Приведены образцы документов, используемых при обороте земель сельхозназначения.

Рекомендации предназначены для специалистов государственных и муниципальных органов по земельным ресурсам и землеустройству, всех землевладельцев и землепользователей в аграрной сфере.

Методические рекомендации

по обороту земель и земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в общей долевой собственности
1. Данные Методические рекомендации по обороту земель и земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в общей долевой собственности, (далее Методические рекомендации) разработаны с целью реализации Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», Закона Республики Марий Эл от 4 декабря 2003 года № 48-З «О регулировании отношений в сфере оборота земель сельскохозяйственного назначения в Республике Марий Эл», Закона Республики Марий Эл от 17 июля 2003 года № 32-З «О порядке управления находящимися в государственной собственности земельными участками и регулировании земельных отношений в Республике Марий Эл», постановления Правительства Республики Марий Эл от 9 апреля 2007 года
№ 97 «О порядке принятия решений по вопросам оборота земель сельскохозяйственного назначения и перевода земель и земельных участков из одной категории в другую» и иных нормативных правовых документов.
I. Инициирование признания права собственности
на земельный участок, выделенный в счет невостребованных
земельных долей


2. Долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения является земельная доля, полученная при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Невостребованными земельными долями являются земельные доли, собственники которых не распоряжались ими в течение трех и более лет с момента приобретения прав на земельную долю.

3. Для признания права собственности на земельный участок, выделенный в счет невостребованных земельных долей, заинтересованный орган государственной власти либо орган местного самоуправления (далее Заинтересованный орган) осуществляет следующие действия:

3.1. Составление Заинтересованным органом либо главой администрации муниципального образования сельского (городского) поселения списка граждан, у которых в соответствии с решениями органов местного самоуправления возникло право собственности на земельную долю при реорганизации колхозов и совхозов, а также перечня собственников невостребованных долей в праве общей собственности на земельные участки.

Данный этап работы предполагает:

1) формирование списка собственников земельных долей, участвовавших в приватизации сельскохозяйственных угодий с указанием фамилии, имени, отчества, паспортных данных, года рождения, места регистрации (местожительства), серии и номера свидетельства на право собственности на землю и даты выдачи, с указанием размера доли в натуральном выражении, в га (кв.м.). При отсутствии приложения к актам, изданным органами местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, в виде списка граждан, получивших сельскохозяйственные угодья в собственность, информация может быть получена в Территориальном (районном) отделе Управления Роснедвижимости по РМЭ, как у органа, ранее осуществлявшего государственную регистрацию сделок с землей;

2) получение в Территориальном (районном) отделе Управления Роснедвижимости по РМЭ, Управлении Федеральной регистрационной службы по РМЭ информации о совершенных сделках с земельными долями;

3) в случае, если собственник земельной доли умер, получить документ из районного отдела ЗАГС либо Управления по делам ЗАГС при Правительстве Республики Марий Эл, подтверждающий данный факт, при этом указать сведения о наследниках (представить данные из нотариальной конторы).

3.2. Публикация сообщения о невостребованных земельных долях в газете «Марийская правда» и в предназначенном для официального опубликования муниципальных правовых актов печатном издании муниципального образования, на территории которого расположен земельный участок с указанием фамилии, имени, отчества собственников, а также адреса и телефона юридического лица, куда следует заявить собственникам о своем желании воспользоваться правами участников долевой собственности (Приложение № 1).

3.3. Созыв общего собрания участников общей долевой собственности по определению местоположения земельного участка, образуемого в счет невостребованных земельных долей, с приглашением представителей сельскохозяйственных предприятий, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, использующих земельные участки сельскохозяйственного назначения.

3.3.1.Участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения о проведении общего собрания участников долевой собственности не позднее чем за 30 дней до дня его проведения уведомляются в письменной форме (почтовые открытки, письма) и посредством размещения соответствующих объявлений на информационных щитах, расположенных на территории муниципального образования по месту нахождения земельного участка, находящегося в долевой собственности, или опубликования сообщения в средствах массовой информации (Приложение № 2), определенных Законом Республики Марий Эл от 4 декабря 2003 года № 48-З «О регулировании отношений в сфере оборота земель сельскохозяйственного назначения в Республике Марий Эл». Общее собрание участников долевой собственности проводится по предложению сельскохозяйственной организации, использующей этот земельный участок, или по предложению участника долевой собственности на этот земельный участок. Орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, находящегося в долевой собственности, также вправе обратиться к сельскохозяйственной организации, использующей этот земельный участок, с предложением о созыве общего собрания участников долевой собственности на земельный участок.

3.3.2.При условии надлежащего уведомления общее собрание участников долевой собственности считается правомочным, если на нем присутствуют участники долевой собственности на этот земельный участок, составляющие не менее чем 20 процентов их общего числа или владеющие более чем 50 процентами долей в праве общей собственности на этот земельный участок.

3.3.3.Решение считается принятым, если за него проголосовали участники долевой собственности на этот земельный участок, присутствующие на таком собрании и владеющие в совокупности более чем 50 процентами долей в праве общей собственности на этот земельный участок от общего числа долей, которыми обладают присутствующие на таком собрании участники долевой собственности. Принятое решение оформляется протоколом (Приложение № 3).

Приложением к протоколу общего собрания участников долевой собственности является список присутствующих на нем участников долевой собственности на этот земельный участок с указанием реквизитов документов, удостоверяющих их права на землю (Приложение № 1 к протоколу общего собрания). Указанный протокол оформляется в трех экземплярах, один из которых хранится у председателя общего собрания участников долевой собственности, второй – у лица, по предложению которого проводилось собрание, третий – в органе местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, находящегося в долевой собственности.

3.4. Передача Главой администрации муниципального сельского поселения в Заинтересованный орган по его запросу протокола общего собрания участников общей долевой собственности по определению местоположения земельного участка, в границах которого находятся невостребованные земельные доли, а также списка собственников невостребованных земельных долей в случаях, когда формирование списка собственников невостребованных земельных долей осуществляет Глава администрации муниципального сельского поселения.

3.5.Образование земельного участка в счет невостребованных земельных долей путем вынесения соответствующего решения муниципального образования с уведомлением уполномоченного органа -Министерства государственного имущества Республики Марий Эл с предварительным уточнением списка собственников невостребованных земельных долей на основании заявлений собственников невостребованных земельных долей о желании воспользоваться правами участников долевой собственности, поступивших течение 90-дневного срока со дня публикации сообщения.

3.6. В случае если признание права собственности на невостребованные земельные доли инициирует Заинтересованный орган местного самоуправления, данный орган, получив предоставленные сведения о местоположении и границах земельного участка, образованного в счет невостребованных земельных долей, на основании качественных и оценочных характеристик такого участка и заключения управления (отдела) сельского хозяйства муниципального образования о целесообразности использования образованного земельного участка для муниципальных нужд, готовит ходатайство для направления в уполномоченный орган об использовании образованного земельного участка для муниципальных нужд.

3.7. Публикация объявления в средствах массовой информации, указанных в п.3.2 настоящих Методических рекомендаций, о местоположении образованного земельного участка из невостребованных земельных долей, а также списка собственников невостребованных земельных долей.

3.8. Для признания права собственности на земельный участок, образованный или выделяемый в счет невостребованных земельных долей от имени Республики Марий Эл обращается Министерство государственного имущества Республики Марий Эл (далее Министерство).

В целях инициирования признания права собственности Республики Марий Эл Министерство осуществляет действия, предусмотренные в п. 23 Порядка принятия решений о реализации прав Республики Марий Эл по вопросам оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения (утв. Постановлением Правительства Республики Марий Эл
от 9.04.2007г. №97).

3.9. Для признания права собственности на земельный участок, образованный или выделяемый в счет невостребованных земельных долей от имени муниципального образования обращается уполномоченный орган местного самоуправления.

3.10. В случае, если признание права на невостребованные земельные доли инициирует уполномоченный орган местного самоуправления, данный уполномоченный орган обязан получить решение Министерства государственного имущества Республики Марий Эл об отсутствии намерения Республики Марий Эл в инициировании права собственности Республики Марий Эл на земельный участок, образованный в счет невостребованных земельных долей, за исключением случая, установленного пунктом 6 ст.11 Закона Республики Марий Эл от 4 декабря 2003 года №48-З
«О регулировании отношений в сфере оборота земель сельскохозяйственного назначения в Республике Марий Эл».

3.11. Организация конкурса по оказанию услуг на землеустроительные работы и проведение межевания образованного земельного участка.

3.12. Постановка земельного участка на кадастровый учет.

3.13. Обращение в суд о признании права собственности на земельный участок, образованный в счет невостребованных земельных долей.

К исковому заявлению о признании права собственности на земельный участок прилагаются:

1) доказательства публикации в средствах массовой информации списка собственников невостребованных земельных долей;

2) решение органа местного самоуправления об отсутствии заявлений собственников невостребованных земельных долей о желании воспользоваться правами участников долевой собственности либо об уточнении списка невостребованных земельных долей, подтверждающее площадь участка, выделяемого в счет невостребованных земельных долей;

3) решение общего собрания собственников земельных долей об определении местоположения части находящегося в долевой собственности земельного участка, в границах которой находятся невостребованные земельные доли;

4) акты проверки уполномоченных органов государственного и муниципального контроля за использованием земель, подтверждающие неиспользование земельного участка в течение трех и более лет, образованного в счет невостребованных земельных долей;

5) решение органа местного самоуправления об образовании земельного участка, выделяемого в счет невостребованных земельных долей;

6) уведомление об образовании земельного участка, направленное в Мингосимущества Республики Марий Эл (с отметкой о получении, с подтверждающим отправку документом);

7) кадастровый план земельного участка, выделенного в счет невостребованных земельных долей;

8) список собственников невостребованных земельных долей с указанием их места жительства, а в случае если ответчик умер, представить документ, подтверждающий данный факт, при этом указать сведения о наследниках (представить данные из нотариальной конторы);

9) справка территориального отдела Управления Роснедвижимость по РМЭ о кадастровой стоимости каждой земельной доли и общей цены иска;

10) копии свидетельств о праве собственности на земельную долю;

11) ходатайство администрации МО об использовании земельного участка для муниципальных нужд, направленное в Мингосимущество РМЭ.

3.14. Регистрация права собственности на земельный участок из невостребованных земельных долей в Управлении Федеральной регистрационной службы по Республике Марий Эл на основании решения суда.
II. Оформление прав на земельные участки
из земель сельскохозяйственного назначения,
находящиеся в общей собственности

4. Оформление прав на земельные участки включает в себя:

- определение перечня собственников земельных долей, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных предприятий, осуществляющих пользование земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, находящимися в общей собственности;

- выделение земельных участков в счет долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения.

5. Настоящий раздел Методических рекомендаций распространяется
на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в общей долевой собственности.

6. К участникам процедуры оформления прав относятся:

собственники земельных долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения;

муниципальные образования районов, сельских поселений по обеспечению оформления прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в общей собственности;

юридические лица, индивидуальные предприниматели, использующие земельные участки сельскохозяйственного назначения, находящиеся в общей собственности.

7. Муниципальные образования районов, сельских поселений для обеспечения оформления прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в общей собственности, осуществляют:

формирование перечня граждан, у которых в соответствии с решениями органов местного самоуправления возникло право собственности на земельную долю при реорганизации колхозов и совхозов, перечня собственников невостребованных долей в праве общей собственности на земельные участки;

запрос сведений о зарегистрированных в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество
и сделок с ним» правах на земельные доли и сделки с ними из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в общей собственности;

определение сельскохозяйственных предприятий, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, использующих земельные участки сельскохозяйственного назначения, находящиеся в общей собственности, образовавшиеся при реорганизации колхозов и совхозов;

определение сельскохозяйственных предприятий, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, осуществляющих пользование земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, находящимися в долевой собственности, без оформленных
в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю,
и направление полученных сведений в территориальный отдел Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Марий Эл (Управление Роснедвижимости по РМЭ) и органы прокуратуры;

анализ полученной информации и подготовка картографического материала по земельным участкам реорганизованных колхозов и совхозов;

организацию созыва общего собрания участников долевой собственности в целях определения земельных участков, подлежащих выделению в счет земельных долей в праве общей собственности для последующего распоряжения, в том числе путем направления уведомлений сельскохозяйственным предприятиям, индивидуальным предпринимателям, крестьянским (фермерским) хозяйствам;

направление руководителям сельскохозяйственных предприятий, индивидуальным предпринимателям, главам крестьянских (фермерских) хозяйств, использующих земельные участки сельскохозяйственного назначения, находящиеся в общей собственности, перечня собственников земельных участков.

8. В соответствии с Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей для создания либо для расширения личного подсобного хозяйства или крестьянского (фермерского) хозяйства, а также для передачи земельного участка в аренду или распоряжения им иным образом, если это не нарушает требований статьи 4 названного Федерального закона. 9. Участники долевой собственности, получившие при приватизации сельскохозяйственных угодий в собственность земельные доли, обязаны обеспечить определение на местности границ находящихся в общей собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с требованиями землеустройства (ст.17 Федерального закона от 24.07.2002г. №101-ФЗ).

10. Сельскохозяйственные организации, использующие земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся
в общей собственности, обеспечивают проведение общего собрания участников долевой собственности после получения списков
от муниципальных образований районов, сельских поселений для обеспечения оформления прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в общей собственности.

11.Сельскохозяйственные организации уведомляют участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения о проведении общего собрания участников долевой собственности не позднее чем за тридцать дней до дня его проведения в письменной форме (почтовые открытки, письма) и посредством размещения соответствующих объявлений на информационных щитах, расположенных на территории муниципального образования по месту нахождения земельного участка, находящегося в долевой собственности, или опубликования сообщения в средствах массовой информации /п.1 ст.14 Федерального закона №101-ФЗ/ (Приложение №2).
12. Общее собрание участников долевой собственности считается
правомочным, если на нем присутствуют участники долевой собственности на этот земельный участок, составляющие не менее чем 20 процентов их общего числа или владеющие более чем 50 процентами долей в праве общей
собственности на этот земельный участок. Решение считается принятым, если за него проголосовали участники долевой собственности на этот земельный
участок, присутствующие на таком собрании и владеющие в совокупности более чем 50 процентами долей в праве общей собственности на этот земельный участок от общего числа долей, которыми обладают присутствующие на таком собрании участники долевой собственности на этот земельный участок /пп 1.1 п.1 ст.14 Федерального закона №101-ФЗ /. Принятое решение оформляется протоколом (Приложение № 3).

На основании решения общего собрания участников долевой собственности определяется местоположение земельных участков, выделяемых в счет земельной долей в праве общей собственности, в том числе земельных долей, которые сдаются в аренду сельскохозяйственным организациям, индивидуальным предпринимателям, крестьянским (фермерским) хозяйствам.

13. Общее собрание участников долевой собственности утверждает границы и принимает решение об образовании земельных участков, выделяемых в счет земельных долей.

В случае, если земельный участок выделяется группой сособственников в общую долевую собственность, то они должны подписать соглашение об образовании общей долевой собственности на выделяемый, вновь образуемый земельный участок и установлении (перераспределении) долей в праве на него (Приложении № 4). Данное соглашение составляется в простой письменной форме, должно быть подписано всеми участниками долевой собственности на выделяемый земельный участок в трех экземплярах. По желанию участников долевой собственности соглашение может быть удостоверено нотариально.

14. Договор аренды земельного участка заключается или с участниками долевой собственности, или с лицом, действующим на основании доверенностей, выданных ему участниками долевой собственности и удостоверенных должностным лицом органа местного самоуправления или удостоверенных нотариально (Приложения № 5, №6)

15. В случае, если общее собрание участников долевой собственности не утвердило границы части находящегося в долевой собственности земельного участка, предназначенной для выделения в первоочередном порядке земельных участков в счет земельных долей, сельскохозяйственное предприятие, использующее земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в общей долевой собственности, по доверенности участников долевой собственности на земельный участок публикует сообщение в средствах массовой информации, определенных пунктом 2 ст.11 Закона Республики Марий Эл от 4.12.2003г. №48-З «О регулировании отношений в сфере оборота земель сельскохозяйственного назначения в Республике Марий Эл», с указанием предполагаемого местоположения выделяемых в счет земельных долей земельных участков (Приложение № 7).

16. В случае, если в течение тридцати дней со дня надлежащего уведомления участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения не поступят обоснованные возражения относительно местоположения выделяемого в счет земельной доли земельного участка от участников долевой собственности, предложение о местоположении такого земельного участка считается согласованным.

17. Приложением к протоколу общего собрания участников долевой
собственности является регистрационный лист присутствующих на нем участников долевой собственности с указанием реквизитов документов, удостоверяющих их права на землю (Приложение №1 к протоколу общего собрания). Указанный протокол оформляется в трех экземплярах, один из которых хранится у председателя общего собрания участников долевой собственности, второй - у лица, по предложению которого проводилось это собрание, третий - в органе местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, находящегося в долевой собственности.
  1   2   3   4

Похожие:

Методические рекомендации по обороту земель и земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в общей долевой собственности Извлечения из законодательных и иных нормативных актов iconРешение о предоставлении земельных участков для физических лиц
Приобретение земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности Зейского района...

Методические рекомендации по обороту земель и земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в общей долевой собственности Извлечения из законодательных и иных нормативных актов iconАдминистративный регламент предоставления Окружной администрацией...
Об утверждении административного регламента предоставления Окружной администрацией города Якутска муниципальной услуги «Предоставление...

Методические рекомендации по обороту земель и земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в общей долевой собственности Извлечения из законодательных и иных нормативных актов iconРаспоряжени е
«Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории...

Методические рекомендации по обороту земель и земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в общей долевой собственности Извлечения из законодательных и иных нормативных актов iconАдминистрации Сусуманского
«Приобретение земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной и муниципальной собственности...

Методические рекомендации по обороту земель и земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в общей долевой собственности Извлечения из законодательных и иных нормативных актов iconПредоставления муниципальной услуги
«Предоставление земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности и государственная...

Методические рекомендации по обороту земель и земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в общей долевой собственности Извлечения из законодательных и иных нормативных актов iconАдминистративный регламент
«Предоставление земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности администрации...

Методические рекомендации по обороту земель и земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в общей долевой собственности Извлечения из законодательных и иных нормативных актов iconАдминистративного
Предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся...

Методические рекомендации по обороту земель и земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в общей долевой собственности Извлечения из законодательных и иных нормативных актов iconАдминистративный регламент предоставления муниципальной услуги
Предоставление гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения,...

Методические рекомендации по обороту земель и земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в общей долевой собственности Извлечения из законодательных и иных нормативных актов iconАдминистративный регламент
Касторенского района Курской области по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление земельных участков из земель сельскохозяйственного...

Методические рекомендации по обороту земель и земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в общей долевой собственности Извлечения из законодательных и иных нормативных актов iconФорма типовой технологической схемы Раздел «Общие сведения о государственной услуге»
Приобретение земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск