МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
УТВЕРЖДАЮ Директор Института государства и права
_______________________ /Марочкин С.Ю./
__________ _____________ 2015 г.
ТРУДОВОЕ ПРАВО
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа
для студентов направления подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» (Квалификация (степень) «Бакалавр»)
очной и заочной форм обучения
ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ
от ____.____.2015
Содержание: УМК по дисциплине «Трудовое право» для студентов направления подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» (квалификация (степень) "Бакалавр")", очной и заочной форм обучения.
Автор(-ы): Курсова Оксана Александровна
Объем стр.
Должность
| ФИО
| Дата согласования
| Результат согласования
| Примечание
| Заведующий кафедрой трудового права и предпринимательства
| Зайцева Л.В.
| __.__.2015
| Рекомендовано к электронному изданию
| Протокол заседания кафедры от __.__.2015
№ __
| Председатель УМК Института государства и права
| Кислицина О.В.
| __.__.2015
| Согласовано
| Протокол заседания УМК от __.__.2015
№ __
| Директор ИБЦ
| Ульянова
Е. А.
| __.__.2015
| Согласовано
|
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт государства и права
Кафедра трудового права и предпринимательства
Курсова Оксана Александровна
ТРУДОВОЕ ПРАВО
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа
для студентов направления подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» (квалификация (степень) "Бакалавр")
очной и заочной форм обучения
Тюменский государственный университет
2015
Курсова Оксана Александровна. Трудовое право. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» (квалификация (степень) "Бакалавр"), очной и заочной форм обучения. Тюмень, 2015, 64 стр.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО с учетом рекомендаций и ПрОП ВО по направлению и профилю подготовки.
Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: правовые основы управления персоналом [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3plus.utmn.ru, свободный.
Рекомендовано к изданию кафедрой трудового права и предпринимательства. Утверждено директором Института государства и права.
ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой трудового права и предпринимательства Зайцева Л.В., доцент, кандидат юридических наук.
© Тюменский государственный университет, 2015.
© Курсова Оксана Александровна, 2015.
Пояснительная записка.
Цели и задачи дисциплины (модуля)
Цель преподавания дисциплины:
обучение студентов по направлению государственное и муниципальное управление;
развитие у студентов личностных и профессиональных качеств;
формирование общекультурных и профессиональных компетенций, указанных в пункте 1.3 настоящего УМК.
Задачи преподавания дисциплины:
- подготовка к правоприменительной (исполнительской) деятельности в сфере реализации правовых норм, обеспечения законности и правопорядка;
- формирование знаний о трудовом праве как правовой отрасли и правовой науке;
приобретение студентами навыков организационно-управленческой и проектной деятельности в сфере труда;
формирование у студентов правозащитной мотивации и высокой правовой культуры.
1.2.Место дисциплины в структуре образовательной программы
По федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования дисциплина «Трудовое право» включена в профессиональный цикл базовой (обязательной) части.
Таблица 1.
Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
№ п/п
| Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин
| Темы дисциплины, необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
| Понятие трудового права. Предмет и метод трудового права.
| Принципы и функции трудового права. Источники трудового права.
| Субъекты трудового права.
| Социальное партнерство в сфере труда. Коллективные договоры и соглашения.
| Обеспечение занятости и трудоустройства
| Трудовой договор.
| Рабочее время и время отдыха.
| Оплата и нормирование труда. Гарантии и компенсации.
| Дисциплина труда и трудовой распорядок.
| Материальная ответственность сторон трудового договора.
| Охрана труда.
| Защита трудовых прав работников. Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
| 1.
| Конституционное право
| +
| +
| +
| +
|
|
| +
| +
|
|
| +
| +
| 2.
| Муниципальное право
| +
|
| +
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3.
| Административное право
| +
|
| +
|
|
|
|
|
|
|
|
| +
| 4.
| Гражданское право
| +
| +
|
|
|
| +
|
|
|
| +
|
|
| 5.
| Земельное право
| +
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6.
| Правовые основы управления человеческими ресурсами
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| 7.
| Судебные и внесудебные способы урегулирования конфликтов в области государственного управления
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| +
| 8.
| Учебная практика
|
|
|
|
|
| +
| +
| +
|
|
|
|
|
1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения данной образовательной программы.
В результате освоения ООП бакалавриата выпускник должен обладать следующими компетенциями:
ОПК-1 - владением навыками поиска, анализа и использования нормативных и правовых документов в своей профессиональной деятельности. 1.4. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать: основные виды и процедуры внутриорганизационного контроля; правовые и нравственно-этические нормы в сфере профессиональной деятельности; особенности конституционного строя, правового положения граждан, форм государственного устройства, организации и функционирования системы органов государства и местного самоуправления в России; сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов, правоотношений в отрасли трудового права.
Уметь: интегрировать в деятельность подразделения положения федерального и регионального законодательства, инструкции и нормативы; разрабатывать мероприятия по мотивированию и стимулированию персонала организации; оперировать юридическими понятиями и категориями права в целом и трудового права в частности; анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения; анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы; принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом; использовать и составлять нормативные и правовые документы; логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь.
Владеть: юридической терминологией; навыками работы с правовыми актами; навыками: анализа различный правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности; инструментами развития сотрудников через оценку результатов их деятельности и планирование карьеры, обеспечение возможности для повышения образования и роста; навыками оценки экономических и социальных условий осуществления государственных программ в сфере труда и занятости; навыками разрешения конфликтов интересов с позиций социальной ответственности. 2. Структура и трудоемкость дисциплины.
Дневное отделение: семестр 2. Форма промежуточной аттестации - экзамен. Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 академических часа, из них 76,65 часа, выделенных на контактную работу с преподавателем 67,35 часов, выделенных на самостоятельную работу, иные виды работы – 4,65 часа.
Заочное отделение: семестр 2. Форма промежуточной аттестации - экзамен. Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 академических часов, из них 14,85 часа, выделенных на контактную работу с преподавателем, 128 часов, выделенных на самостоятельную работу. 3. Тематический план (дневное отделение) Таблица 2.
№
| Наименование темы
| недели семестра
| Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.
| итого часов
| из них в интерактивной форме
|
Итого баллов
|
Лекции
|
Семинары
| Самостоятельная работа
| Модуль 1 (24-35 учебные недели)
| 1
| Понятие трудового права. Предмет и метод трудового права.
| 24
| 2
| 2
| 5
| 9
| 2
| 0-6
| 2
| Принципы и функции трудового права. Источники трудового права.
| 25
| 2
| 2
| 5
| 9
| -
| 0-5
| 3
| Субъекты трудового права.
| 26
| 2
| 2
| 5
| 9
|
| 0-5
| 4
| Социальное партнерство в сфере труда. Коллективные договоры и соглашения.
| 27-28
| 4
| 4
| 6
| 14
| 2
| 0-7
| 5
| Обеспечение занятости и трудоустройства
| 29-30
| 4
| 4
| 6
| 14
| 2
| 0-7
| 6
| Трудовой договор.
| 31-32
| 4
| 4
| 5
| 13
| 2
| 0-20
| 7
| Рабочее время и время отдыха.
| 33
| 2
| 2
| 5
| 9
| 2
| 0-10
| 8
| Оплата и нормирование труда. Гарантии и компенсации.
| 34-35
| 4
| 4
| 5
| 13
| 2
| 0-10
|
| Итого (часов, баллов)
|
| 24
| 24
| 42
| 84
| 12
| 0-70
| Модуль 2 (36-41 учебные недели)
| 9
| Дисциплина труда и трудовой распорядок.
| 36
| 2
| 2
| 5
| 9
| 2
| 0-5
| 10
| Материальная ответственность сторон трудового договора.
| 37
| 2
| 2
| 5
| 9
|
| 0-5
| 11
| Охрана труда.
| 38-39
| 4
| 4
| 5,35
| 13,35
| 2
| 0-10
| 12
| Защита трудовых прав работников. Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
| 40-41
| 4
| 4
| 10
| 18
| 6
| 0-10
|
| Итого (часов, баллов)
|
| 12
| 12
| 25,35
| 49,35
| 10
| 0-30
| ВСЕГО (часов, баллов)*
|
| 36
| 36
| 67,35
| 144
| 22
| 0-100
| из них в интерактивной форме
|
| 8
| 14
|
|
| 22
|
|
Тематический план (заочное отделение)
Таблица 4.
№
| Тема
| Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.
| Итого часов по теме
| Из них в интерактивной форме в часах
| лекции
| Семинарские (практические) занятия
| Самостоятельная работа
| 1
| 2
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
|
| Семестр
|
|
|
|
|
| 1.
| Понятие трудового права. Предмет и метод трудового права.
| 0,5
| 0,5
| 10
| 11
|
| 2.
| Принципы и функции трудового права. Источники трудового права.
| 0,5
| 0,5
| 10
| 11
|
| 3.
| Субъекты трудового права.
|
| 0,5
| 10
| 10,5
| 1
| 4.
| Социальное партнерство в сфере труда. Коллективные договоры и соглашения.
| 0,5
| 0,5
| 15
| 16
| 1
| 5.
| Обеспечение занятости и трудоустройства.
| 0,5
| 0,5
| 10
| 11
| 1
| 6.
| Трудовой договор.
| 0,5
| 1
| 20
| 21,5
| 1
| 7.
| Рабочее время и время отдыха.
| 0,5
| 0,5
| 10
| 21
| 1
| 8.
| Оплата и нормирование труда. Гарантии и компенсации.
| 0,5
| 1
| 15
| 16,5
| 1
| 9.
| Дисциплина труда и трудовой распорядок.
|
| 0,5
| 10
| 10,5
|
| 10.
| Материальная ответственность сторон трудового договора.
|
| 0,5
| 10
| 10,5
|
| 11.
| Охрана труда.
|
| 1
| 10
| 11
|
| 12.
| Защита трудовых прав работников. Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
| 0,5
| 1
| 18
| 19,5
| 1
|
| Всего
| 4
| 8
| 128
| 144
| 7
|
| Из них часов в интерактивной форме
| 22
| 4
|
|
| 7
|
4. Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля
Таблица 5.
Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля
№ темы
| Устный опрос
| Письменные работы
| Технические формы контроля
| Информационные системы и технологии
| Итого количество баллов
| коллоквиумы
| деловая игра
| ответ на семинаре
| Составление нормативных документов
| контрольная работа
| тест
| реферат
| Эссе (письменные консультации)
| программы компьютерного тетестирования
| комплексные ситуационные задания
| электронные практикум
| аннотации судебной практики
|
| Модуль 1
| 1.
|
|
| 0-1
|
|
| 0-1
| 0-1
| 0-1
|
| 0-1
|
|
| 0-5
| 2.
|
|
| 0-1
| 0-1
| 0-1
|
|
| 0-1
|
| 0-1
| 0-1
|
| 0-6
| 3.
|
|
| 0-1
| 0-1
| 0-2
|
| 0-1
|
|
| 0-1
| 0-1
|
| 0-7
| 4.
|
| 0-3
| 0-1
| 0-1
|
| 0-1
|
|
|
| 0-1
|
|
| 0-7
| 5.
|
|
| 0-1
| 0-1
|
| 0-1
|
|
|
| 0-1
| 0-1
|
| 0-5
| 6.
| 0
| 0
| 0-2
| 0-2
| 0-2
| 0-1
| 0-1
| 0-2
|
| 0-1
| 0-3
|
| 0-14
| 7.
| 0
| 0
| 0-2
| 0-1
| 0-2
| 0-1
| 0-1
| 0-2
| 0-1
| 0-1
| 0-3
|
| 0-14
| 8.
| 0
| 0
| 0-2
| 0-1
| 0-2
| 0-1
|
| 0-1
| 0-1
| 0-1
| 0-3
|
| 0-12
| Всего
| 0
| 0-3
| 0-11
| 0-8
| 0-9
| 0-6
| 0-4
| 0-7
| 0-2
| 0-8
| 0-12
| 0
| 0-70
| Модуль 2
| 9.
|
| 0
| 0-1
| 0-2
|
| 0-1
| 0-1
| 0-1
|
| 0-1
|
|
| 0-7
| 10.
|
| 0
| 0-1
| 0-2
|
| 0-1
|
| 0-1
|
| 0-1
| 0-1
| 0-1
| 0-8
| 11.
|
| 0
| 0-1
| 0-1
|
| 0-1
| 0-1
| 0-1
|
| 0-1
|
| 0-1
| 0-7
| 12.
|
| 0-6
|
|
|
| 0-1
|
|
|
| 0-1
|
|
| 0-8
| Всего:
|
| 0-6
| 0-3
| 0-5
| 0
| 0-4
| 0-2
| 0-3
| 0
| 0-4
| 0-1
| 0-2
| 0-30
| Итого:
| 0
| 0-9
| 0-14
| 0-13
| 0-9
| 0-10
| 0-6
| 0-10
| 0
| 0-12
| 0-13
| 0-2
| 0-100
| 5. Содержание дисциплины.
Тема 1. Понятие трудового права. Предмет и метод трудового права.
Понятие труда и его роль в жизни общества. Формы применения труда. Комплекс общественных отношений, являющихся предметом трудового права. Стороны этих отношений. Трудовые отношения как центральные в этом комплексе. Характеристика производных отношений. Комплекс способов правового регулирования труда, являющийся методом трудового права, его особенности. Понятие системы трудового права, ее структура и особенности. Предмет, метод и система науки трудового права. Отграничение трудового права от смежных отраслей права, связанных с трудом (гражданского, права социального обеспечения, административного права). Роль, задачи трудового права и тенденции его развития.
Тема 2. Источники и принципы трудового права.
Понятие источников трудового права и их виды. Роль МОТ в правовом регулировании труда. Единство и дифференциация в правовом регулировании труда. Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования социально-трудовых отношений. Система нормативно-правовых актов, регулирующих социально-трудовые отношения; сфера их действия. Формы, содержание и значение коллективно-договорного и индивидуально-договорного регулирования социально-трудовых отношений. Соотношение законодательного и договорного регулирования социально-трудовых отношений. Значение постановление высших судебных органов в применении норм трудового законодательства. Принципы правового регулирования труда и принципы трудового права. Их содержание. Гарантии обеспечения соблюдения этих принципов.
Тема 3. Субъекты трудового права.
Понятие и классификация субъектов трудового права. Правовой статус субъекта трудового права. Работник как субъект трудового права. Работодатель как субъект трудового права. Правовой статус представителей работодателя. Профсоюзные и иные органы как субъекты трудового права. Законодательство о правах профсоюзов и гарантиях их деятельности. Характеристика отношений, возникающих в процессе деятельности профсоюзов. Право профсоюзов на представительство интересов работников. Защитная функция профсоюзов и основные направления ее реализации. Гарантии прав профсоюзов. Защита прав профсоюзов.
Тема 4. Социальное партнерство в сфере труда. Коллективные договоры и соглашения.
|