Александр Кац «Евреи. Христианство. Россия»


НазваниеАлександр Кац «Евреи. Христианство. Россия»
страница1/43
ТипКнига
filling-form.ru > Договоры > Книга
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   43
Александр Кац

«Евреи. Христианство. Россия»


КНИГА ПРОРОКОВ

 

1. РАСПЯТИЕ

14-го дня месяца ниссана 3794 г. от сотворения мира по иудейскому ка-

лендарю на кресте умирал Сын Человеческий Иисус. Смерть была мучи-

тельной: истерзанное плетьми тело, рвущиеся мышцы и сухожилия, палящее

солнце,опухший язык в высохшем рту, мухи, гаснущее сознание и медленно

по капле уходящая жизнь. "Жизнь течет меж пальчиков паутинкой тонкою."

Этот самый жестокий вид казни всегда вызывал у людей отвращение и

ужас. Несколько веков христиане испытывали глубокий непреодолимый страх

к кресту как символу смерти и унижения. Только спустя столетие после от-

мены Константином Великим распятия как казни образ креста перестал ассо-

циироваться с орудием палачей. Крест как осознанный знак нравственного

спасения человечества через искупительную смерть Иисуса получит расп-

ространение в V или VI веках.

Смерть была позорной. Так распинали преступников и рабов в Вавилоне,

Персии, Финикии, Карфагене и Римской Империи. К римским гражданам этот

вид казни, как правило, не применялся. Справа и слева от Иисуса на крес-

тах висели два негодяя. Одного из них по иронии судьбы тоже звали Иису-

сом по прозвищу Вар-авва. Смерть на кресте в обществе бандитов усугубля-

лась бесчестием. Этот род казни не вытекал из иудейских законов. Римское

право не распространялось на евреев, они подчинялись каноническому пра-

ву. Первоначальное обвинение имело чисто религиозную основу. Иисус обви-

нялся по двум пунктам: объявил себя Сыном Божиим и произнес роковые сло-

ва: "Могу разрушить Храм Божий и в три дня создать его" (Мф. 26: 61). С

точки зрения Закона Моисеева это было богохульством, и оно было доказа-

но. Синедрион объявил Иисуса заслуживающим смерти - побитию камнями.

Приговор священников должен был быть утвержден римским прокуратором Пон-

тием Пилатом, который первоначально не нашел вины Иисуса и почти уж было

освободил его. Тогда враги Иисуса представили его мятежником и госу-

дарственным преступником, присвоившим титул "царя иудейского", что в ко-

нечном итоге решило его судьбу. Чернь потребовала римской казни через

распятие. Поскольку казнили "царя иудейского", а не Сына Божьего, то

казнь выполнялась римским вспомогательным отрядом, квартирующим в Иеру-

салиме, под начальством центуриона.

Смерть - это всегда одиночество. Вблизи не было друзей, учеников,

семьи, возлюбленной. Не было никого, кто мог бы поддержать слабеющий

дух. "Боже мой! Боже мой! для чего Ты Меня оставил?" (Мф. 29: 46).

У пророков не бывает друзей, бывают лишь ученики и последователи.

Один из учеников - Иуда из Кериота выдал его стражникам Анны, в руках

которого находилась фактическая священническая власть в Иудее. Другой

ученик - Петр в ночь ареста трижды отрекся от своего Учителя. Остальные

ученики разбежались еще в Гефсиманском саду, попрятались и не при-

сутствовали при кончине Иисуса. Это были добродетельные, очень наивные и

простые люди, "простецы", обожавшие своего Учителя, не способные проти-

востоять воинам. Правда, "один из бывших с Иисусом, простерши руку, изв-

лек меч свой и, ударив раба первосвященника, отсек ему ухо. Тогда гово-

рит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, ме-

чом погибнут" (Мф. 26: 51, 52). Таким образом, вялая попытка защитить

Иисуса была им же отвергнута.

Издали за казнью наблюдали Мария из Магдалы, Мария Клеопова и Саломея

- галилейские подруги, сопровождавшие Иисуса в Иерусалим. Двоюродные

братья Иисуса - Иаков, Иосия, Симон и Иуда и сестры при казни не при-

сутствовали. Синоптики не упоминают также и Марию - мать Иисуса, хотя

евангелист Иоанн утверждает, что Богородица находилась у подножия крес-

та. Лысый холм - Голгофа не был единственным или излюбленным местом каз-

ни в Иерусалиме. Так царь Александр Яннай из рода Хасмонеев распял в

центре города 800 иудеев, изрубив на глазах распинаемых их жен и детей и

созерцая резню во время пира в обществе своих наложниц. Политические

казни в Иерусалиме в правление Ирода Великого не совершались. Они проис-

ходили в Иерехоне.

Публичные казни в Римской Империи считались, вообще, как бы естест-

венными зрелищами, и, когда они принимали массовый характер, кресты с

распятыми рабами выставлялись если не на форумах, то, во всяком случае,

на видных городских магистралях.

Публичные казни дожили до новейшей истории. Еще недавно они происхо-

дили на Гревской площади в Париже, на Красной площади в Москве, во дворе

Тауэра в Лондоне и т. д. Но лишь событию на Голгофе случилось стать как

бы началом отсчета нового периода в истории людей.

У подножия креста разыгрывались сцены человеческой злобы и глупости.

Над крестом надпись, написанная словами греческими, римскими, иудейски-

ми: "Сей есть Царь Иудейский". "И стоял народ и смотрел. Насмехались же

вместе с ними и начальники, говоря: других спасал, пусть спасет Себя Са-

мого, если он Христос, избранный Божий. Также и воины ругались над ним,

подходя и поднося Ему уксус и говоря: если ты Царь Иудейский, спаси Себя

Самого" (Лк. 23: 35 - 37).

Все требовали немедленных доказательств божественности. Их не было. О

чем думал умирающий мучительной смертью Сын Человеческий? О своем наро-

де, к которому Он был послан и к сердцу которого не нашел пути? О прова-

ле своей миссии? О суде и приговоре? И разве Он единственный из великих

Сынов Человеческих, казненных по приговору черни? За четыре столетия до

Иисуса выпил чашу с ядом Сократ, этот воплощенный идеал мудреца, казнен-

ный по приговору суда за "поклонение новым божествам и развращение моло-

дежи". Спустя двадцать веков после Иисуса чернь в академических шапочках

будет требовать распятия Сахарова. Сколько их было мудрецов и пророков

между Сократом и Сахаровым! Сколько их еще будет?

Этого мы не знаем. Но мы знаем, что смерть Иисуса - этой великой лич-

ности, сочетавшей в себе все, что есть высокого и доброго в природе че-

ловека, заложила основу божественного властвования над царством его обо-

жателей. После смерти Иисуса люди перестанут делать различие между Хрис-

том и Богом. Ценою своих страданий и благодаря своему учению Иисус шаг-

нул в бессмертие и в мир, который тысячелетиями будет оставаться в Его

власти. Его учение явится краеугольным камнем существования человечест-

ва. История покажет, что в эпохи, когда темные силы будут пытаться сдви-

нуть этот камень, люди будут переносить бедствия страшных масштабов.

Иисус - это величайшая из вершин на рельефе человеческой истории,

указывающая человеку его прошлое и его будущее. До тех пор, пока сущест-

вуют распинающие и распинаемые, ненавидящие и ненавидимые, гонители и

гонимые, угнетающие и угнетаемые, причиняющие страдания и страдающие,

человеческая мысль будет возвращаться к Голгофе 3794 года.

Смерть Иисуса, не замеченная, по существу, просвещенным эллинским ми-

ром, так же, впрочем, как и менее просвещенным еврейским миром, постави-

ла перед человечеством комплекс философских, религиозных, социальных и

научных проблем, над которыми два тысячелетия работают лучшие умы многих

народов. Рождение нового духа, несмотря на его крайне медленное и неста-

бильное развитие, обрело в конце концов небольшую положительную равно-

действующую исторических сил, приведшую к тому, что принято называть

христианской цивилизацией.

Мы, ее дурные дети, уцелевшие в катаклизмах кровавого двадцатого ве-

ка, осмысливая Человеческую Драму последних двух тысячелетий, должны ре-

шить, какие принципы и концепции следует взять с собой в будущее. Глав-

ными, разумеется, останутся вопросы: что есть истина и как должно проис-

ходить творение человека по образу и подобию Божию? Творение не как акт,

а как длительный и сложный процесс. Созданы религии, институты, техноло-

гии, искусственные органы, аппараты для любых сред, поражающие воображе-

ние, "дети из пробирок" и т. д., но по-прежнему "средний статистический

человек" ежедневно, как и в то время, с которого начинался этот рассказ,

балансирует между Добром и Злом, пересекая в обоих направлениях невиди-

мую границу этих субстанций, вызывая отчаяние и надежду, страх и любовь

зрителей и участников человеческого ансамбля.

Вот почему трагедия Голгофы актуальна сегодня, на пороге третьего ты-

сячелетия, так же, как и двадцать веков назад. Она будет осознанной, а

иногда и неосознанной точкой опоры человеческих душ в кризисных ситуаци-

ях, возникающих прежде всего с отдельным индивидуумом. На Голгофе 3794

года в муках рождалось новое христианское сознание и новый христианский

взгляд на человека.

От мощного древа иудаизма отпочковывалась новая религия - христи-

анство, созданное незначительным меньшинством еврейской нации. Через

шесть веков от этого же древа отпочкуется ислам. Взаимоотношение ев-

рейства и христианства станет центральной темой истории, своего рода ис-

торической осью, вокруг которой будет твориться философия, культура, ре-

лигиозная мысль.

По мере своего развития и огосударствления церковь объявит иудаизм

самым сильным и страшным врагом христианства. Из сочинений отцов церкви,

устных проповедей, многочисленных энциклик и булл церковных иерархов бу-

дет следовать, что евреи не только распяли Христа, но и покушаются на

самое основание веры - на Христа Богочеловека. Это закрепится в массовом

сознании многонационального христианства, станет идеологическим штампом

и породит вселенский антисемитизм в его бытовой, государственной и рели-

гиозной разновидностях.

В свою очередь евреи, живя в диаспоре и отличаясь непреклонной нацио-

нальной гордостью, основанной на своем Законе и избраничестве, вели

строго замкнутый, непонятный окружающим общинный образ жизни, что отнюдь

не способствовало снижению накала страстей, принимавшего иногда кровавые

формы.

Интересно, что русский философ-антисемит Розанов В. В. в ХХ веке об-

винял евреев в том же, в чем обвиняли римские философы во втором веке

новой эры христиан, а именно в тайности богослужений, допускающей любую

противозаконную трактовку, включающую человеческие жертвоприношения,

блуд и т. д.

В этой книге ставится задача рассмотреть взаимоотношения христиан и

евреев с позиций современного человека. К этой старой, как мир, и

больной теме, которой посвящены целые библиотеки, в последние годы доба-

вились новые факты из истории советского периода. Имеется в виду актив-

ное участие евреев в большевистской революции и гражданской войне, в

создании репрессивных органов, в коллективизации и т. д. Эта тема стала

дежурной в ряде изданий России. Человеконенавистническая идеология марк-

сизма-ленинизма и преступная практика ВКП(б)-КПСС обрушила неисчислимые

бедствия на эту страну. В то же время практически отсутствуют публикации

о роли евреев в развитии науки и культуры, экономики, медицины, образо-

вания, создании ядерного щита СССР.

Крушение СССР породило во всех республиках так называемого СНГ

всплеск мощного национализма. Массы людей, лишенные привычной коммунис-

тической идеологии, лишенные гражданских прав, формально гарантированных

Конституцией СССР, ставшие "инородцами", "оккупантами", "мигрантами" в

собственной стране, полные смятения и страха перед будущим, страха за

своих детей, мечутся в поисках духовной опоры. Многие находят эту опору

в национализме. Это естественно, так как он лежит на поверхности и дос-

тупен пониманию простых людей.

Национализм используется политиками как средство разделения людей по

расовому признаку в целях удовлетворения прежде всего личных амбиций, а

затем уже ложно понятых прав своего этноса. Лидеры националистического

толка - это люди профессионально непригодные, неспособные к творческому

труду, разрушители. Результаты их "деятельности" - это горы трупов, выж-

женные города и нравственность, отброшенная на уровень раннего средневе-

ковья. Так было в фашистской Германии. Это наблюдалось в Югославии и на

окраинах России.

Вопрос о сосуществовании этносов и национальных меньшинств в этой

прекрасной стране - России стал необычайно актуальным. Поэтому в книге

будет рассмотрен также вопрос о взаимоотношениях русских и евреев - двух

самых талантливых наций: одной самой молодой и другой самой древней на

территории СССР - и перспективах на будущее.

Мы начали наш рассказ с распятия Христа. Продолжим его изучением ис-

торических и религиозных окрестностей Голгофы.

 

2. ИСТОРИЧЕСКИЕ ОКРЕСТНОСТИ ГОЛГОФЫ

* 2.1. Правление Ирода Великого

* 2.2. Потомки Ирода

* 2.3. ИУДЕЯ ПОД ВЛАСТЬЮ ПРОКУРАТОРОВ

 

2.1. Правление Ирода Великого

Первой исторической фигурой, с которой, по существу, начинается Еван-

гелие от Матфея, является царь Ирод, правивший Иудеей в 37 - 4 гг. до н.

э. и отдавший приказ истребить в городе Вифлееме младенцев мужеского по-

ла от двух лет и ниже, ибо сказано пророком, что в этом городе "произой-

дет мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле, и которого проис-

хождение из начала, от дней вечных" (Мих. 5: 2).

Этот драматический сюжет стал излюбленной темой многих выдающихся ху-

дожников так же, как слово Ирод стало синонимом злодейства. Между тем,

царь Ирод I Великий (73 - 4 гг. до н. э.) - основатель династии Иродов -

являлся несомненно незаурядной личностью. Он отличался бесстрашием, мо-

гучей энергией, воинским и управленческим талантами, эллинским кругозо-

ром и красноречием. Его жестокость вполне соответствовала духу того вре-

мени. Его богатая событиями биография еще не нашла достойного романиста.

С воцарением Ирода в Иудее закончилась династия Хасмонеев. При Хасмо-

неях Иудея стала независимым государством. До Хасмонеев Иудея была заво-

евана сначала Навуходоносором II (586 г. до н. э.), затем Александром

Македонским (333 г. до н. э.) и фактически исчезла с исторической арены,

представляя собой лишь теократический храмово-общинный анклав радиусом

10 - 15 миль вокруг Иерусалима.

После Александра эта территория длительное время была яблоком раздора

между правителями эллинистических государств - Птолемеями и Селевкидами,

хотя столкновения между ними редко происходили на самой еврейской терри-

тории. С 320 по 202 гг. до н. э. Иудея находилась под властью Птолемеев,

с 202 до 168 гг. до н. э. - под властью Селевкидов.

В 170 г. до н. э. селевкидский царь Антиох IV Эпифан (Светлый), возв-

ращаясь из египетского похода, захватил Ерусалим, устроил там страшную

резню, ограбив при этом храм. Через два года он снова послал войско в

Иерусалим во главе с Аполлонием. Стены города были срыты, на алтаре хра-

ма была расположена статуя Зевса, на холме Аккра в центре города размес-

тился сирийский гарнизон. Под страхом смерти были запрещены иудейские и

введены обязательные греческие богослужения. Иерусалим по корился новому

режиму, но вне Иерусалима евреи сопротивлялись с яростной непреклон-

ностью.

В 167 г. до н. э. евреи восстали под руководством Иуды Маккавея, зак-

лючившего незадолго перед своей гибелью в 161 г. до н. э. договор с Ри-

мом. Условия договора оговаривали не столько военную помощь, сколько от-

каз от всякой помощи тому, кто будет вести войну с Иудеей или Римом. В

политическом смысле этот договор означал признание могущественным Римом

независимости Иудеи от Селевкидов.

Маккавейская война 167 - 142 гг. до н. э. закончилась победой Иудеи,

значительно расширившей свою территорию за счет Самарии и Галилеи. Пос-

кольку Иуда Маккавей был внуком священника Хасмонея, то его род, утвер-

дивший свою власть в стране, стал называться династией Хасмонеев. Первые

после Иуды потомки Хасмонеев обладали властью первосвященников. В 104 г.

до н. э. пятый после Иуды Маккавея представитель этого рода - Аристобул

I возложил на себя царскую диадему. Так спустя 482 года после разрушения

храма в Иудее возродилась царская власть. Последним царем из династии

Хасмонеев был Антигон (40 - 37 гг. до н. э.).

При Хасмонеях Иудея была монархическим государством эллинистического

типа с пышным двором, огромным бюрократическим аппаратом, наемной арми-

ей, требовавшей расходов. Налоговый гнет вызывал народные восстания,

длившиеся иногда по несколько лет.

Иудея вплетается в канву римской политики в 63 г. до н. э., когда

Гней Помпей после блистательных побед на Востоке над понтийским царем

Митридатом VI Евпатором и армянским царем Тиграном II и захвата Сирии

выступил арбитром в споре Гиркана и Аристобула,наследников иудейской ца-

рицы Александры - Саломеи. Аристобул, пытаясь склонить Помпея в свою

сторону, преподнес ему роскошный подарок стоимостью 500 талантов - ви-

ноградное дерево из золота. Однако Помпей, раздраженный поведением Арис-

тобула, принял

 

3. РЕЛИГИОЗНЫЕ ОКРЕСНОСТИ ГОЛГОФЫ

* 3.1. Закон и пророчества

* 3.2. Религиозное сознание евреев перед Христом

* 3.3. Первый шаг

* 3.4. Еврейская диаспора

* 3.5. Великие миссионеры

 
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   43

Похожие:

Александр Кац «Евреи. Христианство. Россия» iconС. А. Майзель Евреи в годы застоя. Исход
Евреи в годы брежневского “застоя” вопрос демографии. Евреи, уезжающие и остающиеся

Александр Кац «Евреи. Христианство. Россия» icon7. Евреи при Хрущеве. Обыкновенный антисемитизм
Евреи в годы хрущевских заморозков (1959-1964) и хрущевский антисемитизм

Александр Кац «Евреи. Христианство. Россия» iconХристианство на пределе истории
У разных людей в начинающемся тысячелетии разные ожидания. Наиболее трезвое восприятие перехода выразил политолог Александр Неклесса:...

Александр Кац «Евреи. Христианство. Россия» iconГрызлов Б. В. Мониторинг сми 9-12
Россия, Дмитрий Докучаев, Наталья Логвинова, Александр Макаренко, Владимир Максимов, 12. 05. 2008, №018, Стр. 22-30 66

Александр Кац «Евреи. Христианство. Россия» iconАлександр Александрович Дата рождения: 23 февраля 1975 г. Гражданство:...
Фгобу впо «Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики»

Александр Кац «Евреи. Христианство. Россия» iconРоссия, которой не было: загадки, версии, гипотезы александр бушков
В этой книге выступает в новом качестве, выстраивая свою увлекательную, порой парадоксальную версию исторического пути России

Александр Кац «Евреи. Христианство. Россия» icon3. Закон. Иудео-Христианство (основные аспекты)

Александр Кац «Евреи. Христианство. Россия» iconКнига посвящается всем свободным русским людям, жившим во все времена
«Александр Бушков, Андрей Буровский. Россия, которой не было — Русская Атлантида»: Издательства: Бонус, Олма Пресс; Серия: Досье;...

Александр Кац «Евреи. Христианство. Россия» iconВ. П. Ермакова Коллектив
Ермошин Александр Михайлович, Литвиненко Инна Леонтьевна, Овчинников Александр Александрович, Сергиенко Константин Николаевич

Александр Кац «Евреи. Христианство. Россия» iconПамятка туристу, выезжающему в Израиль
Распределение по вероисповеданию: 75. 6 евреи, 16. 6 мусульмане, 6 христиане, 6 друзы, 3,9 не обладают религиозной идентификацией...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск