Газета «Российская газета», 11.10.2012 Договориться на берегу Необходимо отрегулировать всю цепочку от борта судна до прилавка магазина
Рыбная отрасль одна из немногих, где роль государства сводится преимущественно к регулированию и установлению правил. Абсолютное большинство субъектов отрасли являются частными и работают в условиях рынка, практически без всякой государственной поддержки. Единственное предприятие с государственным участием - Архангельский траловый флот - в текущем году в соответствии с планом приватизации также должен перейти в частные руки. Единственные льготы, которые дает государство рыбакам, - это субсидирование процентной ставки по кредитам на строительство и модернизацию судов, также на строительство и модернизацию объектов перерабатывающей береговой инфраструктуры. Именно поэтому рыбная отрасль в части рыбодобычи является одной из самых подготовленных к полноценной игре на международном рынке по правилам ВТО.
"Рыбных рантье" попросили подвинуться
Росрыболовство целенаправленно и последовательно предпринимает меры, чтобы выстраивать прозрачные и понятные правила работы рыбохозяйственного комплекса. За последние пять лет приняты важные управленческие решения, закрепленные на законодательном уровне, которые дали толчок развитию отрасли. В первую очередь, это закрепление долей квот добычи водных биоресурсов на долгосрочной основе за эффективными пользователями. Кроме того, добились обязательной доставки всего улова и продукции из вод ных биоресурсов, выловленных в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на российскую таможенную территорию. За это время был сокращен перечень видов, изъятие которых регулируется путем установления ОДУ, и переход к оперативному регулированию, в первую очередь - тихоокеанских лососей. Также были закреплены доли на 10 лет, кроме долгосрочной перспективы для планирования бизнеса и стабильности, явилось своего рода стимулом для более полного освоения выделенного ресурса. Это было подкреплено нормой о досрочном прекращении права добычи при двухлетнем неосвоении 50% выделенных объемов.
(…)
Ключевым моментом в современное время в отрасли является старение основных материальных фондов. Все понимают необходимость развития отечественного судостроения, но считаем целесообразным его стимулировать экономическими мерами. Рыбаки готовы вкладывать деньги в строительство судов, как они это делают сейчас, строя современные заводы по переработке. Камчатка - яркий тому пример. Мы закрепили участки на 20 лет, и у бизнеса появился горизонт планирования, возможность для инвестирования. Предлагаем закрепить с 2018 года доли квот не на 10, а на 20 лет (период окупаемости судна около 12-15 лет). Кроме того, принять постановление об отмене таможенных пошлин на оборудование для судов, которое не производится в Таможенном союзе, а также субсидировать кредитные ставки под строительство судов по кредитам не на 5, а на 10 лет. Это даст толчок обновлению флота и приведет к повышению эффективности работы отрасли.
Но до реализации этого комплекса мер необходимо завести в наши порты уже имеющиеся суда. Это более 80 судов, которые работают за пределами нашей зоны. Предлагаем исключить из таможенного законодательства взимание таможенных платежей с судов, построенных или модернизированных за рубежом до 2018 года, взимая с них только регистрационный сбор. В случае принятия правительством такого решения ежегодный экономический эффект от захода этих судов в российские порты, включающий судоремонт, снабжение и обслуживание, составит, по оценкам Союза рыбопромышленников Севера, почти 4,3 млрд рублей.
Поставки рыбы в российские порты возрастут ежегодно на 30-35 тысяч тонн, а отчисления в бюджеты всех уровней от налога на прибыль - на 120 млн руб. Таким образом, на чаше весов, с одной стороны, некие "виртуальные деньги" от уплаты таможенных пошлин, которые никогда не поступят в бюджет, так как суда просто продолжат работать за пределами наших вод, с другой стороны, вполне реальный мультипликативный экономический эффект.
Решение вопроса с обновлением флота, повышение его производительности и стабилизации цен на топливо не позволит увеличить вылов без расширения ресурсной базы отечественного рыболовства.
С каждым годом сокращается число экспедиций, а соответственно снижается и обоснованность прогнозов вылова. По некоторым объектам мы используем результаты исследований 2000-2007 гг., а по иностранным зонам - зачастую данные СССР. (…)
Андрей Крайний, руководитель Федерального агентства по рыболовству
Кстати,
С 2008 по 2011 гг. российский вылов ежегодно увеличивался на 5-10% и достиг 4,3 млн тонн в прошлом году. Это лучший показатель за последние 10 лет.
|