Михаил Гаспаров Отрывок книги Основание Рима


НазваниеМихаил Гаспаров Отрывок книги Основание Рима
страница1/28
ТипДокументы
filling-form.ru > Договоры > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28


Раздел "История"

  1. "Капитолийская волчица" Михаил Гаспаров

Отрывок книги

Основание Рима

В средней Италии, в низовьях реки Тибр, была область Лаций. Там жил народ латины. У латинов был город Альба Лонга; по преданию, его основали древние троянцы, бежавшие в Италию после падения Трои. В Альба Лонге были царями два брата: Нумитор и Амулий. Жестокий Амулий низложил кроткого Нумитора и стал править Альба Лонгой единовластно.

У свергнутого Нумитора была дочь Рея Сильвия. У нее родились два сына-близнеца.

— Кто их отец? — сурово спросил Амулий.

— Бог Марс, — ответила Рея. Амулий не поверил. Он приказал заточить Рею Сильвию в подземную темницу, а близнецов положить в корзину и бросить в Тибр.

Тибр был в разливе; его волны подхватили корзину, отнесли ее в тихую заводь и, спадая, оставили там на берегу. К корзине подбежала волчица — священное животное бога Марса. Она легла рядом и начала кормить младенцев своим молоком. По крайней мере, так утверждал старик пастух, который нашел корзину. Пастух взял близнецов к себе в хижину и стал воспитывать как своих детей. Назвал он их: Ромул и Рем.

Ромулу и Рему скучно было быть пастухами. Они стали разбойниками. Вокруг них собралась ватага друзей. Крестьяне любили разбойников за то, что они защищали их от притеснений Амулия. Царь приказал схватить братьев. Ромул отбился. Рема привели к царю. Царь отдал его на допрос Нумитору. Тот спросил юношу, откуда он. Рем рассказал то, что слышал от старого пастуха: о разливе Тибра, о близнецах в корзинке, о марсовой волчице. Нумитор понял, что перед ним — его внук. В это время за городской стеной послышался шум и лязг оружия: это Ромул с товарищами явился на выручку к брату. Нумитор и Рем открыли им ворота. Жестокий Амулий был убит. Царем Альба Лонги стал Нумитор, а братья-разбойники решили основать для себя и своих друзей новый город — на том месте, где когда-то их нашли на берегу Тибра.

Низкую прибрежную долину окружали три холма: Капитолий, Палатин, Авентин, а за ними виднелось второе кольцо холмов: Квиринал, Виминал, Эсквилин и Целий. На этих семи холмах и раскинулся впоследствии великий Рим. А покамест два брата заспорили, на котором из холмов лучше основать первое поселение. Ромул предлагал Палатин, Рем — Авентин. Решили разойтись и ждать знаменья богов: кто над своим холмом первым увидит шесть коршунов, тот и победил в споре, там и быть городу. Ждали всю ночь. На рассвете коршуны появились сперва над холмом Рема, потом над холмом Ромула. Но над Авентином их летало шесть, а над Палатином — двенадцать. Снова начались споры. Наконец все же решили строить на Палатине, но Рем остался недоволен.

Основание города совершалось так. На Палатине определили место, которое будет центром города. Там вырыли яму и закопали в нее начатки плодов земных. Перед ямой прошли один за другим все товарищи Ромула и Рема, будущие граждане нового города, загорелые, оборванные и серьезные. Каждый бросил в яму горсть земли из своего родного города. Теперь каждый мог по праву сказать, что Рим — это его отчая земля. Потом плугом, описывая круг, провели границу города. Плуг был медный, везли его белый бык и белая корова, за плугом шел Ромул с пением молитв. Товарищи его шли следом и отворачивали взрезанную землю в сторону города, чтобы ни один комок не остался на чужой стороне. Где должны были быть ворота, плуг приподнимали и переносили по воздуху. Борозда была священна, а ворота священными быть не могли: через них будут возить и чистые предметы и нечистые.

Над прочерченной бороздой Ромул начал, копая ров, насыпать вал. Рем насмешливо следил за работой брата. Ромул торжественно провозгласил:

— Отныне никто никогда безнаказанно не переступит через эти стены.

Вал был едва по колено человеку. Рем расхохотался и перескочил через вал. Ромул не понимал шуток; он бросился на брата и ударил его мечом. Рем упал мертвый. Его похоронили на Авентине, там, где он мечтал основать город. Ромул остался один вождем своих друзей. Заложенный им город стал называться его именем: по-латыни Рим называется Рома.

Современные ученые-археологи относят период возникновения города к VIII в. до н. э., а римские историки высчитали даже год и день основания Рима — 21 апреля 754 г. до н. э.

Так с братоубийства началась история Рима. И когда много веков спустя Рим, мировая столица, терзался в бурях гражданских войн, люди говорили:

— Это расплата за пролитую кровь Рема.

Похищение сабинянок

Первыми обитателями Рима были разбойники из лаборатории Ромула. Их было мало. Тогда Ромул заложил на соседнем Капитолийском холме храм бога-очистителя Вейовиса. Всякий беглый раб, должник или преступник, бежавший к этому храму, становился свободным и оправданным. Прошло полгода. В Рим стал стекаться беглый люд со всего Лация. Но у них не было жен, не было детей — не на кого было оставить основанный город. Соседние города не выдавали дочерей за римлян.

— Это не народ, а шайка разбойников, — говорили они.

Нужно было добывать жен хитростью и силой.

Ромул распустил слух, будто на территории Рима найден алтарь, выстроенный неизвестному богу. Его назвали Консом — богом света (отсюда и консул — советник, и консилиум — совет). В честь этой находки был объявлен праздник с играми. На него сошлись оба окрестных племени: и латины, жители приморской равнины, и сабины, жители апеннинских предгорий. Стояли, смешавшись толпой, ждали игр. Ромул взмахнул плащом — и римские юноши набросились на сабинских девушек: каждый хватал первую попавшуюся и нес, кричащую и отбивающуюся, к себе в хижину. Началось смятение, гости разбежались. Сабинянки остались в Риме — привыкать к своей судьбе пленниц и жен. А сабины приготовились к войне — наказать похитителей.

Сабинским царем был Тит Таций. Чтобы напасть на Палатин, он решил сперва захватить соседний Капитолий. Там стояла маленькая римская крепость. У ее начальника была дочь Тарпея. Римляне были бедны, а сабины богаты. Тарпея тайно обещала Тацию впустить сабинов в крепость, если каждый воин отдаст ей то, что носит на левой руке. На левой руке сабины носили золотые запястья. Она забыла, что на левой руке был еще и щит. Сабины радовались измене, но презирали изменницу. Тарпею забросали тяжелыми щитами насмерть. Тот капитолийский утес, где это случилось, получил название Тарпейской скалы. Отсюда потом сбрасывали в пропасть осужденных преступников.

На следующий день между Капитолием и Палатином произошло сражение. Сначала сабины теснили римлян, потом римляне теснили сабинов. Вдруг похищенные сабинянки, с распущенными волосами, в растерзанной одежде, сбежали с римского холма и бросились в гущу боя. Они бесстрашно разнимали дерущихся.

— Мы не хотим быть ни вдовами, ни сиротами! — кричали они.

Воины дрогнули, битва остановилась.

Ромул и Таций начали переговоры. Договорились, что римляне и сабины будут жить в Риме вместе, а Ромул и Таций править ими сообща. Так и стало. Но через несколько лет Таций погиб, и Ромул остался единственным царем над удвоившимся народом.

Ромул правил тридцать семь лет. Он разделил римский народ на роды и племена, учредил сенат, вел войны, одерживал победы. Он окружил себя телохранителями-ликторами: их было двенадцать, по числу коршунов, когда-то явившихся ему над Палатином.

Как он погиб, неизвестно. Говорили, что его отец Марс взял его живым на небо. Но говорили также, что его убили сенаторы, недовольные его самовластием: растерзали в храме, и каждый вынес под плащом по куску тела, чтобы не осталось следов.

Благочестивый Нума

Вторым после Ромула римским царем был сабин Нума Помпилий. Он был миролюбив и мудр. Ромулу приписывались все военные и политические установления в Риме, Нуме — все религиозные установления.

Нума поставил в Риме храм Януса, бога всякого начинания. В честь этого Януса начальный месяц года до сих нор называется январем. В нем стояла статуя Януса с двумя лицами, спереди и сзади: это бог смотрел сразу и в прошлое, и в будущее. В храме было только две стены, а вместо двух других — ворота. Когда шла война, то ворота были открыты и через них проходило в поход римское войско. Нума правил 43 года, и все 43 года храм Януса был закрыт: Рим жил мирно. Зато после Нумы в течение нескольких столетий храм не закрывался ни на один день: войны шли непрерывно. Во второй раз он был закрыт ненадолго лишь через 500 лет после Нумы — по окончании первой Пунической войны; в третий раз — через 700 лет после Нумы, уже при императоре Августе.

Нуме случалось встречаться и говорить с самими богами, и даже торговаться с ними. В Авентинский холм ударила молния; Нума спросил Юпитера, какую жертву следует принести на этом месте. Юпитер хотел человеческой жертвы, но не хотел об этом говорить прямо.

— Жертву головами, — сказал бог.

— Хорошо, — согласился Нума, — луковичными.

— Нет, человеческими, — сказал бог.

— Хорошо, человеческими волосами, — ответил Нума.

— Нет, живыми, — сказал бог.

— Хорошо, живыми рыбками, — уточнил Нума. Юпитер рассмеялся и перестал настаивать. А в

Риме с этих пор очищение после удара молнии всегда совершалось с помощью луковиц, волос и рыбешек.

Нума был основателем или устроителем всех главных римских жреческих коллегий: понтификов, фламинов, весталок, салиев, фециалов, не говоря уже о еще более древней коллегии луперков. Так как о самом Нуме рассказывать больше нечего, расскажем кое-что об этих жрецах.

Римские жрецы

Понтифики были жрецами, которые осуществляли надзор за правильностью исполнения всех обрядов. На отношения с богами римляне смотрели по-деловому: люди обязаны чтить богов установленными обрядами, боги обязаны за это помогать людям. Нарушишь обряд — лишишься помощи богов. А обряды были на редкость сложные.

Если в молитве запнуться или пропустить слово, молитва теряет силу. Поэтому для важной молитвы требовалось по меньшей мере четыре человека — один читал молитву, другой повторял за ним, третий следил за тишиной, четвертый играл на флейте, чтобы боги не слышали ничего, кроме молитвы. Жертвенные же животные должны были быть точно определенного роста и вида: если у теленка хвост не доходил до колен, он уже не годился в жертву.

Жертве посыпали лоб мукой с солью: эту муку мололи три жрицы из колосьев, собранных ими по очереди только во вторую неделю мая; а соль толкли в ступе, плавили в печи и получившийся слиток пилили железной пилой. Вино для возлияний брали только из неподрезанных лоз, с виноградника, где никогда не ступала раненая нога. Вода должна была быть ключевой, водопроводная не годилась.

Боги были обидчивы и за нарушение обрядов могли наказать. Иногда было даже трудно догадаться, что вызвало гнев богов. Однажды в Риме начался мор (чума или еще какая-то смертельная болезнь). Спросили оракула о причине. Тот ответил:

— Это за то, что на богов смотрят сверху вниз.

Никто не понял, что это значит. Один мальчик рассказал отцу, что с верхнего этажа их дома он видел во время праздничной процессии священные предметы, лежащие на носилках. Все стало ясно. Носилки стали делать крытыми, и мор прошел.

Фламины были самые важные из жрецов. Все действия их были обставлены сложнейшими предписаниями и запретами. Фламин Юпитера не имеет права ездить верхом и смотреть на войско, не имеет права клясться и носить камень в перстне. Он не может касаться козы, собаки, плюща, сырого мяса, кислого теста и бобов и даже называть их. Огонь из его дома можно брать только для жертвоприношения. Если в его дом войдет человек в оковах, человека надо расковать, а оковы спустить на улицу через отверстие в крыше.

На одежде фламина нет ни одного узла. Стричь его должен не раб, а только свободный человек. А остриженные волосы и ногти следует зарывать в землю под деревом без хвои и без черных ягод. Ножка его кровати должна быть в грязи. На одной постели он спит не более трех дней, и больше на ней никто спать не может. Под открытым небом он ходит только в жреческой шапке. С женой развестись не может, а если жена умрет, то жрец лишается сана.

Ученые говорят, что такую сложную систему табу можно найти лишь на самых диких островах Океании. Неудивительно, что охотников получить этот высокий сан было немного.

Весталки были жрицами Весты, богини очага, блюстительницы согласия. Ее круглый храм считался центром Рима, в нем горел неугасимый огонь. Зажигали его не по-обычному, с помощью кремня, а по-старинному — трением. Если он гас, весталок секли розгами. Их было шестеро. Весталок брали в храм семилетними девочками, на 30 лет: десять лет они учились, десять лет служили богине, десять лет учили молодых. Все это время они не могли выходить замуж. За нарушение обета девственности весталку казнили страшной казнью: заживо хоронили в подземелье. Чтобы смерть ее не пала грехом на государство, делали вид, что это совсем не казнь: ей давали с собой еды и питья на сутки. Сутки она жила, а потом умирала медленной голодной смертью.

Салии были жрецами Марса и хранителями его священных щитов. Говорят, при Нуме в Риме был мор. Царь молился о спасении богу Марсу. Тогда с неба на царский луг упал медный щит, и мор кончился. Нума понял, что в этом щите — спасение Рима. Чтобы никто не похитил щит, он приказал изготовить еще одиннадцать точно таких же: отыскать среди всех этих щитов настоящий было невозможно. Щиты хранились в храме Марса; раз в год, первого марта, салии проносили их по городу, со звоном ударяя по ним копьями, приплясывая и распевая древнюю песню, смысла которой давно никто не понимал.

Фециалы тоже служили Марсу. Когда Рим начинал войну, объявлять ее отправлялись фециалы. На Капитолии, римской твердыне, вырывали с корнями пучок травы и касались ею головы фециала: после этого он считался "названным отцом" римского народа и каждое его действие было действием народа. Он шел на границу и метал на вражескую землю железное копье с запекшейся кровью. И только после этого римское войско переходило границу.

Все это было удобно, пока граница была в двух шагах от Рима, а когда начались войны с далеким Карфагеном или Македонией, фециалам пришлось пойти на хитрость. В центре Рима был выделен участок земли, объявлен вражеским, и фециал метал теперь свое копье только здесь.

Луперки были жрецы бога Фавна (греческого Пана). В честь него они справляли в феврале волчий праздник — Луперкалии. В жертву богу приносили козу и собаку; окровавленным ножом касались лба двух мальчиков хорошего рода; потом кровь стирали клоком шерсти, смоченным в молоке, и пока стирали кровь, мальчики должны были смеяться. С зарезанной козы сдирали шкуру и выкраивали из нее ремни и набедренные повязки, а потом жрецы-луперки, голые, в козьей коже на бедрах и с кровавыми ремнями в руках, разбегались по городу от того места, где когда-то нашли волчицу с близнецами. Ремнями они хлестали встречных женщин; те не уворачивались — считалось, что эти удары исцеляют от бесплодия.

Этот праздник существовал больше тысячи лет. Прошли века царей, консулов, императоров, начиналось средневековье, в Риме уже молились Христу, в Риме уже хозяйничали германцы, а по улицам города по-прежнему бегали в холодном феврале голые луперки с ремнями в руках, пока наконец Римский Папа не приурочил к этому дню чинный церковный праздник Сретенья.

Римские боги

Богов у нас в стране такая пропасть, что легче встретить бога, чем человека.

Петроний

Мы привыкли представлять себе римских богов по образу и подобию греческих: Юпитер — это Зевс, Марс — это Арес, Юнона — это Гера, Минерва — Афина, Нептун — Посейдон и т.д. Это так. Но кроме того у римлян было множество богов, которых греки не знали. Это были боги человеческих действий и поступков. Им не ставили статуй и храмов, но о них помнили и им молились. Боги эти были маленькие и скромные, по-домашнему близкие, они не требовали богатых жертв и довольствовались скудными приношениями и возлияниями. И они сопровождали человека от колыбели до могилы.

Когда человек рождается, его приводит в мир богиня Луцина; бог Витумн дает ему жизнь, Синтин — чувства; Вагитан раскрывает ему рот для первого крика; Цинина охраняет колыбель, Руцина приучает сосать грудь; Нундина заведует девятым днем жизни ребенка, когда ему дают имя; Генета и Мана сулят ему счастливую судьбу.

Младенца отнимают от груди — и вокруг него появляется новый сонм божеств. Эдука учит его есть, Потина — пить, Куба — спать на кровати. Оссипага укрепляет его кости, а Карна — мышцы. Статина, Статин и Статилин помогают ему держаться на ногах, Абеона и Адеона — идти вперед и возвращаться назад. Интердука и Домидука — выходить из дому и приходить обратно.

Бог Фарин учит ребенка членораздельным звукам, Фабулин — словам, Локутий — фразам. Богиня Менс воспитывает в ребенке здравый смысл, бог Катий — чувство смешного; Конс учит разумным поступкам, Сентия — разумным советам. Нумерия помогает ему считать, Камена — петь, Минерва — помнить заученное. Бог Волумн воспитывает волю; ему помогают Стимула — богиня первого побуждения, Пета — богиня начинания, Стрения — богиня преодоления препятствий, Агоний — бог исполнения. Полленция и Валенция дают силы продолжать дело, Престана или Престиций — закончить его. Любентина и Либурн приносят удовлетворение после сделанной работы. Богиню надежд зовут Венилия, а богиню страхов — Павенция.

Подросток становится юношей, и его принимает под покровительство богиня юности Ювента. Он вступает в брак — этим событием заведует Юнона Пронуба. Афференда приносит в дом приданое. Домидук подводит невесту к дому жениха, Домиций вводит ее в дом, Мантурна помогает ей там жить. Если супруги ссорятся, они молятся богине Вириплаке, если у них нет детей, они просят их у богини Орбоны.

Взрослый человек занимается своими делами, прежде всего тем, которое привычнее всего трудолюбивому римлянину — земледелием. Здесь он встречается с миром новых божеств. Янус и Сатурн помогают ему в пахоте и севе; Сея Семония питает зерна, Сегетия питает росток, Волютина прикрывает его от холода. Нодут помогает ему пробиться, Пателена — развиться в колос, который оберегает Панда; Гостилия отвечает за рост колоса. Цветущие колосья находятся под покровительством Флоры, молочно-спелые — под покровительством Лактанта, дозревающие — под покровительством Матуты. Охраняет колосья от болезней бог Робиг, от сорных трав — бог Спиниент. При земледельческих работах присутствуют последовательно бог удобрения Стеркви-лин, богиня прополки Рунцина, бог жатвы Мессий, богиня гумна Тутелина, бог молотьбы Нодутерент, бог помола Пилумн.

Если хозяин кроме земледелия занимается садоводством, то ему помогает Помона, если пчеловодством, то Меллона. Скотовод молится о своих овцах богине Палее, о быках — Бубоне, о лошадях — Эпоне. Когда он идет за стадом по долине, его хранит богиня Валлония, на холмах — Коллатина, на горных склонах — Асценс и Кливиенс, на вершинах гор — Монтин и Югатин.

Сельские труды приносят человеку достаток. Он уже живет своим домом, кровлю дома охраняет Арквис, двери — Форкул, дверной крюк — Кардея, порог — Яна, камень перед порогом — Лиментина и Лима. С помощью бога Аркула у него появляются сундуки в доме, с помощью богини Пекунии — деньги в сундуках: медные от бога Эскулана, серебряные от бога Аргентина; золота Рим еще не знает.

Достаток дает пожилому труженику покой и почести. О его покое заботится богиня Квиета с ее помощницами — Фессонией, укрепляющей усталых, и Пеллонией, отгоняющей врагов; почести и общественные должности приносит человеку бог Гонории.

И когда наконец, прожив свой век и сделав свое земное дело, человек умирает, то последний сонм богов провожает его в последний путь: бог Цекул закрывает ему глаза, бог Видуй отделяет душу от тела, богиня Морта успокаивает его навсегда. Либитина помогает его хоронить, а Нения — оплакивать.

Горации и Купиации

Рим креп и рос. Однако главным городом Лация был еще не Рим. Главным городом оставалась Альба Лонга, родина Ромула и Рема. Между Альбой, городом-матерью, и Римом, городом-отпрыском, назревала борьба за первенство.

В Риме был царем Тулл Гостилий, преемник Нумы, в Альба Лонге был царем Меттий Фуфетий, хитрый и коварный правитель. Между ними началась война. Когда войска сошлись к месту боя, Меттий Фуфетий выехал на коне вперед и обратился к римлянам с речью. Он сказал:

— Наши племена — братья, и все же мы сошлись воевать. Пусть так. Но не забудьте, римляне, что у нас с вами есть третий враг, общий и опасный. Рядом с Лацием лежит Этрурия, рядом с латинами живут этруски; они мечтают напасть на нас и только ждут, чтобы мы обессилели в междоусобной борьбе. Зачем проливать много крови? Выставим бойцов для поединка: чья сторона победит, та и будет властвовать над Лацием.

В римском войске было три брата-близнеца из рода Горациев; в альбанском было три брата-близнеца из рода Куриациев, тех же лет, тех же сил и отваги. Их поединок должен был решить исход войны. Оба войска следили за ними издали, не отводя глаз. Шесть бойцов сходились медленно, сшиблись стремительно: засверкали мечи, зазвенели щиты. Силы были равны — бились долго. Наконец старший Куриаций сразил старшего Горация, средний Куриаций — среднего Горация; только младшему из Горациев удалось убить своего врага. Победители осмотрелись. Куриациев было двое, Гораций — один, но Куриации были изранены, Гораций невредим: он был слабее двух противников вместе, но сильнее каждого из них note рознь. Гораций понял, как победить. Он повернулся и бросился в притворное бегство, Куриации за ним: средний настигал, старший отставал. Вдруг Гораций повернулся и обрушился на преследователя. Застигнутый врасплох альбанец пал, тогда Гораций с криком: "Двух я принес в жертву братьям, третьего в жертву Риму!" — ударил на последнего, в изнеможении подбегающего врага. Схватка была недолгой; и вот с тремя доспехами трех врагов молодой Гораций во главе торжествующего войска двинулся в Рим.

У трех Горациев была, сестра, и она была невестой одного из Куриациев. У городских ворот она ждала, чем кончится бой. Увидев трое доспехов, увидев гордо шагающего брата, увидев на его плечах плащ жениха, ею самою сшитый, она все поняла. Распустив волосы и ударяя себя в грудь, она зарыдала о погибшем. Гораций выхватил меч:

— Умри с твоим женихом, если друг тебе дороже братьев, если враг тебе дороже отечества!

Народ был в ужасе. Горация схватили, отвели к царю, хотели казнить. Его спасло только заступничество старика отца:

— Только что у меня было четверо детей, троих я уже лишился, не лишайте меня четвертого!

Из милости к старцу победитель Куриациев был оставлен в живых.

Меттий Фуфетий был прав. На Лаций двинулись войной этруски. Тулл Гостилий и Меттий Фуфетий вышли с войсками им навстречу. Меттий ненавидел римлян и не хотел им помогать: он хотел выждать исхода и примкнуть к победителю. Войска выстроились. Тулл повел своих римлян вперед, на вражеский строй, Меттий своих альбанцев — в сторону, к горам. Римляне смутились. Тогда Тулл Гостилий крикнул:

— Альбанцы пошли в обход врага. Это я им отдал приказ! Вперед!

Римляне ободрились, этруски встревожились. Войска сошлись, и римляне победили. Тогда Меттий с альбанцами подъехал поздравить союзника с победой. Тулл не ответил на поздравление. Он созвал оба войска на сходку.

— Меттий Фуфетий! — сказал он. — Ты первый заговорил о мире и первый его нарушил; ты вышел вместе с нами на бой — и покинул нас в бою. Твоя душа разрывалась между нами и нашими врагами; да будет так же разорвано твое тело!

Меттия привязали за руки и за ноги к двум колесницам четверней, возницы ударили коней, и кони разнесли далеко по полю разорванное тело предателя. Древняя Альба Лонга была разрушена, жители ее переселены в Рим, Рим встал во главе Лация.

Книги Сивиллы и корова Антрона

В древности любили число семь. На семи холмах Рима сменилось семь царей: Ромул, Нума, Тулл Гостилий, Анк Марций, Тарквиний Старший, Сервий Туллий и Тарквиний Гордый. Трое последних царей были этрусками. Двое из них, Тарквиний Старший и Сервий Туллий, были возведены на престол женщиной — этрусской женщиной по имени Танаквиль.

Тарквиний был богатым этруском, переселившимся в Рим. Сервий Туллий был его мальчиком-рабом. Танаквиль была женой Тарквиния. Этруски слыли колдунами и гадателями. Танаквиль отличалась в ведовстве больше всех. Когда Тарквиний въезжал в Рим, с неба слетел орел, сорвал с него шапку, взмыл ввысь, а потом снова опустил шапку ему на голову. Когда Сервий спал на своей рабской подстилке в доме Тарквиния, вокруг его головы показалось пламя — он проснулся, и пламя исчезло. Танаквиль поняла, что оба знаменья предсказывали царскую власть.

Вскоре умер царь Анк Марций. Танаквиль убедила мужа выйти к народу и просить царского звания, и Тарквиний был избран царем. А Сервия Туллия она приблизила к себе и воспитала как сына. Народ любил царя Тарквиния; ненавидели его лишь два сына Анка Марция, сами надеявшиеся получить царскую власть. Дождавшись удобного случая, они напали на царя и зарубили его секирой. Сбежался народ, убийцы едва спаслись бегством; Танаквиль подхватила тело мужа и унесла во дворец. Оттуда она объявила, что царь еще жив, скоро оправится от раны, а пока назначает правителем Сервия Туллия. Сервий колебался. Танаквиль убедила его принять власть:

— Думай о том, кто ты сам, а не о том, какого ты рода.

Несколько дней Туллий правил от имени Тарквиния; потом объявили, что царь скончался, и новым царем стал Сервий Туллий.

При Тарквинии Старшем в Риме появилась еще одна жреческая коллегия: хранители сивиллиных книг. Вот как это случилось.

Однажды, когда Тарквиний сидел у очага в своем дворце, к нему вдруг зашла неизвестная старуха. В руках ее было девять свитков — девять книг; она предложила купить их за девять тысяч монет. Царь отказался. Старуха бросила три свитка в огонь — осталось шесть; она снова предложила их за те же девять тысяч монет. Царь, недоумевая, опять отказался. Старуха бросила в очаг еще три свитка, а оставшиеся три опять предложила купить за те же деньги. Царь не выдержал и купил. В свитках содержались пророчества, а старуха оказалась сивиллой, пророчицей бога Аполлона. Таких сивилл было несколько в разных концах света; эта пришла из греческого города Кум. Три ее свитка были положены в храме Аполлона, и только в самые тяжелые для римского государства минуты пятнадцать жрецов извлекали их и искали там подходящего предсказания или совета.

При Сервии Туллии в Риме произошло чудо другого рода.

В сабинской земле жил пастух Антрон. В стаде у него была белая корова дивной красоты. Гадатели сказали, что тот, кто принесет эту корову в жертву Диане на Авентинском холме, тот даст своему народу на будущие времена власть над всем миром. Сабин, радуясь за свой народ, поспешно погнал корову в Рим. Жрец Дианы сразу понял, в чем дело. Он тотчас послал за царем Сервием, а Антрону сказал так:

— Нельзя совершать жертвоприношение, не очистившись; внизу под холмом течет Тибр, омойся.

Пастух спустился к Тибру, а тем временем подоспевший Сервий Туллий своими руками принес его корову в жертву Диане. Власть над миром была суждена теперь Риму. А рога коровы Антрона еще много веков украшали стену авентинского храма Дианы.

Конец Сервия Туллия был горький. У Тарквиния Старшего было два сына: гордый Тарквиний и мирный Аррунт. У Сервия Туллия было две дочери: кроткая Туллия-старшая, властная Туллия-младшая. Чтобы смягчить крайности их нрава, Сервий выдал старшую за Тарквиния, а младшую за Аррунта. Получилось обратное: гордый Тарквиний отравил кроткую жену, властная Туллия-младшая — доброго мужа. Потом они поженились, и дни Сервия были сочтены. С вооруженной толпой Тарквиний ворвался в сенат и сел на царское место. Дряхлый Сервий подошел к нему с укорами — Тарквиний схватил его и сбросил со ступеней здания, а внизу прислужники узурпатора зарубили старика. Туллия въехала на площадь на колеснице и первая приветствовала мужа как царя. На ее пути лежало тело Сервия — она ударила по лошадям и погнала их через труп, кровь отца забрызгала ее колесницу и одежду.

Так, злодейством началось царствование Тарквиния Гордого, последнего римского царя.

Изгнание царей

Многие знают о тираноборце Бруте — убийце Юлия Цезаря. Немногие знают, что среди его предков был другой Брут, тоже тираноборец, изгнавший из Рима царей. Слово "брут" по-латыни значит дурак, тупица. Откуда у знатного римлянина такое имя?

Отец Брута Юний был один из самых богатых людей в Риме. Царь Тарквиний Гордый завидовал его богатству и решил его присвоить. Он выдал за Юния свою сестру, а потом казнил его. Имущество перешло в царскую семью. Старший сын Юния был казнен вместе с отцом. Младший, еще мальчик, остался жив. Чтобы уцелеть, он притворился слабоумным. За это его и прозвали Брутом — дурачком. Он рос, затаив мысль о мщении.

У царя Тарквиния было трое сыновей. Старший, Секст, помогал ему в правлении, а двух младших он послал с каким-то вопросом к оракулу в Дельфы. Брут был при них шутом. Покончив с делами отца, царевичи спросили оракула, кто из них будет править Римом. Оракул ответил:

— Тот, кто первым поцелует свою мать.

Царевичи уговорились вести себя честно: пусть мать при встрече сама выберет, кого поцеловать первым. Уговариваясь, они не заметили, как стоявший рядом Брут упал, словно споткнувшись, и коснулся губами земли. Он правильно понял пророчество: речь шла о земле, общей матери всех людей.

Была война; римское войско стояло станом под городом Ардеей. Однажды за ужином три царских сына поспорили с одним из своих родственников Коллатином, чья жена лучше. Сели на коней, поскакали в Рим. Жен царевичей они застали на веселом пиру среди подруг, а жена Коллатина, прекрасная Лукреция, пряла шерсть со своими служанками и грустила о муже. Коллатин выиграл спор, но это дорого ему обошлось. Старший царевич Секст вспыхнул страстью к Лукреции. Ночью он явился к ней в опочивальню и, угрожая мечом, потребовал ее любви.

Лукреция оказалась бессильна перед насильником. Но наутро она вызвала к себе четырех самых верных своих друзей: это были ее отец, ее муж Кол-латин, наш знакомый Брут и Валерий по прозвищу Публикола.

Она вышла к ним в трауре, рассказала о том, что случилось, и сказала:

— Мой позор я искуплю своей смертью, а вы, если вы мужчины, отомстите за меня!

И вынув кинжал из-под одежды, она вонзила его себе в сердце и упал а мертвой. Все были в ужасе. И тут Брут, которого считали слабоумным, первый хватает окровавленный кинжал, торжественно клянется над ним в вечной ненависти к Тарквиниям и передает его остальным. Потом все четверо бегут на площадь, к народу. Народ в Риме, войско в ардейском стане присоединяются к ним; Тарквиний с сыновьями спасаются бегством; в Риме устанавливается республика.

По расчетам римских историков, это событие произошло в 510 г. до н. э. — в то же самое время, когда пала тирания в Афинах. Первыми консулами — выборными на год правителями Рима — стали Брут и Коллатин.

Но ненависть к царскому роду была так сильна, что скоро Коллатин был отрешен от должности только за то, что он был родственником царя. Вторым консулом был избран Валерий Публикола.

Тарквиний не оставил надежды вернуться в Рим. Среди молодежи был раскрыт заговор в пользу царя. В заговоре участвовали два сына Брута. Заговорщиков должны были казнить страшной римской казнью — засечь до смерти розгами. На форуме перед консульскими креслами были поставлены столбы, к ним привязали осужденных. Народ толпился вокруг, но никто не смотрел на истязуемых, все смотрели на неподвижное лицо Брута. Заговорщики были засечены до смерти, а мертвые тела их обезглавлены. Брут смотрел на смерть своих детей не шевельнувшись.

Изгнанный Тарквиний собрал войско и пошел на Рим. Консулы двинулись ему навстречу. Перед царским войском ехал сын Тарквиния Аррунт, перед римским Брут. Увидев друг друга, они в ярости пришпорили коней, сшиблись и, пронзив один другого копьями, замертво упали наземь. Началось сражение, долгое и кровавое. Исход его был нерешителен: каждая из сторон понесла огромные потери, каждая была готова признать свое поражение. Вдруг из ближнего леса раздался громовой голос — римляне уверяли, что то был бог Сильван:

— Римляне потеряли одним человеком меньше!

Царское войско в ужасе бросилось бежать, римляне пустились их преследовать. Так была одержана победа.


  1. "Как изменить историю с помощью мотка верёвки"

Тим Кук
https://cdn1.imgbb.ru/community/189/1897697/201512/26b54d13cb6397c83986f3085e4e6b4e.jpg

https://cdn2.imgbb.ru/community/189/1897697/201512/faeb5fb3f3f346a9fdd3d5653d782158.jpg

https://cdn3.imgbb.ru/community/189/1897697/201512/5bd0e7f1e3c8cf73534ad5e38844f0bc.jpg
https://cdn.imgbb.ru/community/189/1897697/201512/0b2f163baf4f454f1208847502dd5587.jpg

https://cdn1.imgbb.ru/community/189/1897697/201512/e69bf829bc4ec773550dbcee5fd4a65a.jpg

https://cdn5.imgbb.ru/community/189/1897697/201512/d54f81c6e60522be0905713a5f9341e0.jpg


https://cdn1.imgbb.ru/community/189/1897697/201512/14607298d07c33f6e49effdd44f67ade.jpg

https://cdn4.imgbb.ru/community/189/1897697/201512/42036a7d1b36698ffd7e410a86a18797.jpg


https://cdn3.imgbb.ru/community/189/1897697/201512/d5603dd79d2a5b652539400a25e634c7.jpg

https://cdn3.imgbb.ru/community/189/1897697/201512/66ae97f1d3696687b9d73c1c6c12c4ba.jpg





  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28

Похожие:

Михаил Гаспаров Отрывок книги Основание Рима iconНазвание книги: Свастика над Волгой. Люфтваффе против сталинской...
Аннотация: Книга рассказывает о противостоянии германских военно-воздушных сил и системы противовоздушной обороны Поволжья во время...

Михаил Гаспаров Отрывок книги Основание Рима iconИ. Л. Бунич От редакции узла «Мысли о России». Нижеприведенный отрывок...
Так, только во Второй мировой войне (по официальным советским данным) погибло 27 млн. Если к этому прибавить 15 млн жертв коллективизации...

Михаил Гаспаров Отрывок книги Основание Рима iconИные вопросы хозяйственной деятельности
Приказ Федеральной налоговой службы от 5 марта 2012 г. № Ммв-7-6/138@ “Об утверждении форматов счета-фактуры, журнала учета полученных...

Михаил Гаспаров Отрывок книги Основание Рима iconКонкурс по программе "Михаил Ломоносов ii"
Внимание: в соответствии с договоренностью между Минобрнауки РФ и daad, начиная с текущего 2009 года, участие в программе "Михаил...

Михаил Гаспаров Отрывок книги Основание Рима iconИнструкция по ведению книги похозяйственного учёта
Закладка похозяйственной книги Документ «Правовой акт на открытие похозяйственной книги» 13

Михаил Гаспаров Отрывок книги Основание Рима iconОсторожно! Вредные продукты
И «Осторожно! Вредные продукты» издавалась под псевдонимом «Михаил Ефремов» и, по цензурным соображениям, только в усеченном виде....

Михаил Гаспаров Отрывок книги Основание Рима iconРедакционная коллегия
Л. Г. Андреев, Н. И. Балашов, А. Г. Бочаров, М. Л. Гаспаров, Ч. Г. Гусейнов, С. Кедрина, М. Б. Козьмин, В. И. Кулешов, Д. С. Лихачев,...

Михаил Гаспаров Отрывок книги Основание Рима iconСтатья I. Общие положения
Российской Федерации, выписки из домовой книги, выписки из похозяйственной книги, выписки из поземельной книги, карточки регистрации,...

Михаил Гаспаров Отрывок книги Основание Рима iconОтчет о командировке (должность) (структурное подразделение) Ф. И....
Основание командировки: приглашение (с точным указанием, если есть, в рамках какого проекта, программы, соглашения или договора)

Михаил Гаспаров Отрывок книги Основание Рима iconКнига учета состоит из 6 разделов. На титульном листе Книги учета...
Общие требования к порядку заполнения Книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск