Предложения ТПП РФ по организации
услуг управления процессами предоставления коммунальных услуг
в зданиях бюджетных учреждений и в многоквартирных домах
Федеральный закон №261-ФЗ «Об энергосбережении...» ввел понятие энергосервисных договоров (контрактов) и нормы, которые, к сожалению:
- далеко не всегда могут формировать и фиксировать денежные потоки, как единственный (по нормам 261-ФЗ) источник возмещения затрат исполнителя, из-за инфляции, роста тарифов, роста потребления ресурсов после приведения объекта «в порядок» (повышается комфорт, но не снижается потребление ресурса; во многих зданиях бюджетных организаций и в многоквартирных домах (МКД) — особенно, в «хрущобах», нормативное потребление меньше фактически измеренного); порядок определения «сопоставимых условий» потребления ресурсов до и после выполнения энергосервисного договора подряда в настоящее время отсутствует1 (даже если такой порядок будет утвержден, то зачастую он позволит определять не реальный кэш флоу, необходимый для оплаты контракта, а лишь некоторые расчетные величины экономии средств);
- относят установку счетчиков количества ресурсов по 261-ФЗ во всех зданиях к обязательным мероприятиям, хотя установка счетчиков тепла в зданиях, где нет автоматического управления отоплением не имеет смысла (потребитель не может влиять на затраты тепла для отопления, в частности, известная проблема «перетопов» не ликвидируется), однако, установка систем регулирования отопления зданий потребителей по 261-ФЗ не является обязательной;
- не создают условий для рыночной конкуренции исполнителей при установке счетчиков, а также при выполнении других энергосберегающих мероприятий — основной исполнитель, к которому должны в первую очередь обращаться заказчики, ресурсоснабжающая организация, то есть естественная монополия, но при этом, цена договора здесь является «свободной»;
- являются договорами подряда (ГК РФ, Глава 37. Подряд), то есть все установленное у заказчика по договору оборудование и средства измерений должны передаваться в собственность заказчика — в многоквартирных домах в состав общей долевой собственности, которая не регистрируется, не стоит где либо на балансе, не имеет амортизации; предоставление рассрочки оплаты договора не меняет гражданско-правовой характер договоров — они всегда остаются договорами подряда; по договорам лизинга все оборудование также, в конце концов, должно стать собственностью заказчика;
- для бюджетных учреждений оплата энергосберегающих мероприятий по договорам подряда представляет наиболее значительные проблемы, так как эти договоры не всегда «вписываются» в систему существующего бюджетного финансирования по статьям расходов на энергетические/коммунальные ресурсы, а доказательство достижения реального энергосбережения не всегда возможно или снижение потребления ресурсов вовсе не доказывается по данным измерений.
Для достижения установленных целей по повышению энергоэффективности зданий любых бюджетных учреждений и жилой недвижимости в соответствии с нормами Гражданского кодекса (Глава 39. Возмездное оказание услуг) может использоваться институт договоров предоставления услуг, в рамках которых исполнитель осуществляет определенный договором вид деятельности.
Такими услугами могут и должны стать услуги измерения потребления любых видов коммунальных ресурсов и автоматического управления процессами предоставления коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение, электроснабжение и пр.) в зданиях, то есть деятельность исполнителя услуг, при которой он за свой счет или за счет привлеченных финансовых ресурсов закупает и монтирует необходимое оборудование и средства измерений, владеет ими в течение всего срока действия договора, накапливает и целевым образом использует амортизацию на полное восстановление оборудования, страхует его сохранность, несет ответственность за качество услуг — достоверность измерений количества потребляемых коммунальных ресурсов и их качества, качество регулирования систем отопления и горячего (питьевого) водоснабжения и т.п. Исполнитель договора предоставления услуг управления процессами предоставления коммунальных услуг должен возмещать все виды своих затрат только за счет ежемесячной абонентской платы заказчика (аналогично договорам услуг связи, вывоза мусора и пр.!) вне зависимости от оплаты самих коммунальных ресурсов. Исполнитель должен определяться на конкурсах (их может и должен проводить какой-либо уполномоченный орган публичной власти) на право предоставления указанных услуг. Однако, для заказе услуг для МКД не нужно использовать нормы 94-ФЗ «О размещении заказов на...оказание услуг...», так как плательщиками будут выступать собственники помещений в таких домах (через управляющую организацию с использованием существующих практически во всех городах расчетных центров, расщепляющих платежи потребителей между поставщиками ресурсов, исполнителями различных услуг); обязанность оплаты собственниками помещений предлагаемых новых услуг как энергосберегающих мероприятий следует из норм закона №261-ФЗ, а также из приказа Минрегиона РФ от 2 сентября 2010 г. №394, в котором, например, плательщиками за индивидуальные тепловые пункты определены собственники помещений.
Для организации услуг управления процессами предоставления коммунальных услуг необходимо и достаточно:
- принять постановление Администрации субъекта Федерации, определяющее состав обязательных для заказа бюджетными организациями, а также управляющими многоквартирными домами, услуг управления процессами предоставления коммунальных услуг, в первую очередь - за счет установки в зданиях бюджетных организаций и МКД индивидуальных тепловых пунктов совместно со счетчиками тепла и воды; правовым основанием для этого является Постановление Правительства РФ от 23 августа 2010г №646 «О принципах формирования...мероприятий...по повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества...» (основной принцип – доступность для заказчиков мероприятий, в том числе - для населения, платежей за утвержденные мероприятия!); во многих регионах администрациями уже приняты соответствующие постановления и требуется лишь внесение в них необходимых дополнений о новых услугах. - провести корректировку действующих правил выплаты жилищных субсидий малодоходным домохозяйствам для обеспечения доступности оплаты новых услуг (это один из важнейших принципов, введенных указанным выше Постановлением Правительства РФ); новые услуги могут и должны включаться в состав услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в МКД (плата за эти услуги не подлежит государственному регулированию!); плата за новые услуги может и должна включаться в состав жилищных субсидий и это не будет приводить к общему значительному увеличению затрат бюджета, так как в основной части МКД (до 70% их общего числа) снижение потребления ресурсов будет приводить к снижению в основной части МКД платы за отопление и горячее водоснабжение на 8-12 руб/м2 в месяц, тогда как, например, стоимость новых услуг управления отоплением и ГВС может составлять не более 4-5 руб/м2 в месяц; экономия бюджета должна быть использована для увеличения жилищных субсидий домохозяйствам в той части МКД, где потребление тепла возрастет при качественном управлении отоплением и ГВС; - утвердить порядок заказа новых услуг бюджетными учреждениями и порядок их оплаты (указанные услуги должны оплачиваться вне зависимости от снижения/увеличения платы за любые виды коммунальных ресурсов) в составе планируемых расходов бюджетных учреждений (аналогично расходам на услуги связи, на транспорт, на вывоз мусора и т.п.); - утвердить Правила предоставления услуг, цель которых определить права и ответственность сторон договора предоставления новых услуг, порядок проведения и условия конкурсов для определения исполнителей услуг, определить состав затрат исполнителей, которые они обязаны учитывать при калькуляции предлагаемой стоимости своих услуг (в том числе - на все виды страхования, на амортизацию, на обслуживание привлекаемых кредитов и пр.), чтобы исключить демпинг на конкурсах со стороны возможных недобросовестных исполнителей услуг.
Предоставление новых услуг целесообразно организовать путем формирования в регионе Консорциума, целью деятельности которого должно стать привлечение в регион внебюджетных средств для финансирования новых услуг, выбор типов и марок оборудования и средств измерения, выбор подрядчиков-инсталяторов оборудования, контроль и обеспечение качества предоставляемых услуг; в состав Консорциума могут быть привлечены некоторые уполномоченные органы публичной власти, местные ресурсоснабжающие организации, малые и средние предприятия, имеющие опыт работ по установке энергосберегающего оборудования, средств измерения количества и качества коммунальных ресурсов и услуг, консалтинговые компании, а также банки и фирмы-поставщики оборудования и средств измерений (в том числе, российские представительства или дочерние предприятия иностранных фирм).
Подготовка проектов всех нормативных правовых актов, необходимых для организации предоставления новых услуг, может быть проведена в течение 3-4 месяцев при поддержке со стороны Администрации региона. Это значит, что деятельность Консорциума (см. п.4) может быть начата уже в текущем 2012 году. Объем привлекаемых в регион инвестиций для финансирования предоставления новых услуг может в течение 2 лет составить до 1 млрд рублей для города с населением 150-160 тысяч человек. В реализации указанных выше проектов возможно участие Российского энергетического агентства, которое уже рассмотрело, в целом одобрило предложения Комитета ТПП и готово участвовать в составе рабочих групп по разработке необходимых нормативных правовых актов.
Широков Андрей Вячеславович,
председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству
в сфере жилищного и коммунального хозяйства,
avshirokov@rambler.ru
+7 499 136 5827
| Вербицкий Александр Саулович,
руководитель Экспертного
совета Комитета ТПП РФ по
предпринимательству
в сфере жилищного и коммунального хозяйства
a.verbitskiy@gmail.com
+7 905 719 3626
|
|