Руководитель Управления ФНС России по субъекту Российской Федерации, рассмотрев жалобу ФЛ Х (далее – Х, налогоплательщик, заявитель) на действия (бездействие) должностных лиц Межрайонной ИФНС России (далее - инспекция, налоговый орган), документы и материалы, представленные инспекцией, заключения и объяснение должностных лиц налогового органа,
установил:
Х обратился с жалобой на действия (бездействие) должностных лиц инспекции, выразившиеся в отказе снять с регистрации, проданные им легковые автомобили (далее - транспортные средства, ТС) и произвести перерасчет по транспортному налогу за 2013 год. Как указывает заявитель, в 2013 и 2014 г.г. в налоговый орган по месту налогового учета им представлены соответствующие налоговые декларации с приложением документов, подтверждающих факт продажи транспортных средств (договоры купли-продажи и паспорта транспортного средства), Заявитель указывает, что в настоящее время ему не ничего известно о спорных транспортных средствах, переданных покупателям, снятие этих транспортных средств с регистрационного учета без представления их в органы ГИБДД не представляется возможным.
Управление, рассмотрев жалобу, оценив и исследовав документы и материалы, представленные инспекцией, заключения и объяснение должностных лиц налогового органа, сообщает следующее.
Как следует из материалов дела, представленных инспекцией, заявителем в налоговый орган по месту налогового учета представлены налоговые декларации по форме 3-НДФЛ за 2012, 2013 г.г. (далее – налоговые декларации). Согласно данным налоговых деклараций в 2012 году заявителем продано одно транспортное средство (автомобиль легковой ВА3 210930), в 2013 году – два транспортных средства (автомобиль легковой СНЕRY А15; автомобиль легковой ВАЗ 21102).
К представленным налоговым декларациям за 2013 и 2014 г.г. Х приложены копии следующих документов:
- договор купли-продажи транспортного средства (номерного агрегата) от 17.08.2012 г. в отношении автомобиля легкового ВАЗ 210930;
- договор поручения на совершение купли-продажи транспортного средства от 03.12.2013, договор купли-продажи транспортного средства от 03.12.2013, паспорт транспортного средства в отношении автомобиля легкового ВАЗ 21102;
- дубликат паспорта транспортного средства, договор поручения от 06.11.2013, договор купли-продажи автомашины от 06.11.2013, акт приема-передачи транспортного средства к договору купли-продажи от 06.11.2013 в отношении автомобиля легкового СНЕRY А15.
Обязанность государственной регистрации транспортных средств установлена Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
В соответствии с пп. 19. п. 1 ст. 12 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» и п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" обязанность государственной регистрации транспортных средств возложена на подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Порядок регистрации в ГИБДД МВД России транспортных средств установлен приказом МВД России от 24.11.2008 № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств» (далее - Приказ МВД России от 24.11.2008 № 1001) (вместе с Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним) (далее – Правила).
Как установлено абзацем 1 пункта 5, пунктом 6 Правил собственники (владельцы) транспортных средств обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Госавтоинспекции, в которых они зарегистрированы, или изменить регистрационные данные в случае истечения срока временной регистрации, утилизации транспортных средств, изменения собственника (владельца).
Изменение регистрационных данных осуществляется при изменении сведений, указанных в регистрационных документах, выдаваемых регистрационными подразделениями, или при возникновении необходимости внесения в указанные документы дополнительных сведений в соответствии с Правилами.
Изменение регистрационных данных о собственнике по совершенным сделкам, направленным на отчуждение в отношении зарегистрированных транспортных средств, осуществляется на основании заявления нового собственника.
Согласно пункту 60.4 Административного регламента МВД России исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного приказом МВД России от 07.08.2013 № 605, регистрация транспортного средства прекращается по заявлению прежнего владельца транспортного средства и предъявления им документов о заключении сделок, направленных на отчуждение транспортного средства, по истечении 10 суток со дня заключения такой сделки при условии отсутствия подтверждения регистрации за новым владельцем.
Заявитель в жалобе не отрицает, что должностными лицами инспекции ему было разъяснено о порядке снятия транспортного средства с регистрационного учета в органах Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Кроме того, из жалобы следует, и заявитель не отрицает, что в органы ГИБДД о снятии с регистрационного учета спорных транспортных средств на день совершения сделок купли-продажи этих транспортных средств и до подачи жалобы он не обращался.
В соответствии с абзацем 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ, если иное не предусмотрено данной статьей.
Пунктом 1 статьи 358 НК РФ установлено, что объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в главе 28 НК РФ - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства и не зависит от его фактического использования.
Как установлено статьей 30 НК РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации и иных обязательных платежей.
Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством реализации полномочий, предусмотренных НК РФ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Контроль и ведение регистрационных данных транспортных средств осуществляют органы ГИБДД, в связи чем, изменение регистрационных данных о собственнике по совершенным сделкам, направленным на отчуждение в отношении зарегистрированных транспортных средств, производится указанными органами в соответствии с положениями, установленными Приказом МВД России от 24.11.2008.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, налоговый орган правом или обязанностью самостоятельного снятия с регистрационного учета транспортных средств в органах ГИБДД на основании документов, представленных физическими лицами к налоговым декларациям по форме № 3-НДФЛ, не наделен.
Как указано выше факт отчуждения транспортного средства не освобождает лицо, не снявшее транспортное средство с регистрационного учета в органах ГИБДД, от исполнения обязанности по уплате транспортного налога в бюджетную систему Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 14 и абзацем 1 статьи 356 НК РФ транспортный налог является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с НК РФ, законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Транспортный налог на территории субъекта Российской Федерации введен Законом «О транспортном налоге» (с последующими дополнениями) (далее - Закон о транспортном налоге).
Ставки транспортного налога установлены в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств, в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства (ст. 2 Закона о транспортном налоге).
Согласно пункту 1 статьи 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
В силу пункта 4 статьи 85 НК РФ органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 1 марта представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
Согласно сведениям, полученным инспекцией от Управления Государственной инспекции дорожного движения Министерства внутренних дел по субъекту Российской Федерации, за Х в 2013 году числились на регистрационном учете следующие транспортные средства:
автомобиль легковой ВА3 21102, мощностью 78 л.с., 2000 года выпуска, дата регистрации - с 08.06.2012 г.;
автомобиль легковой ВА3 21121, мощностью 79 л.с., 2005 года выпуска, дата регистрации - с 20.11.2013 г.;
автомобиль легковой ВА3 210930, мощностью 70 л.с., 1997 года выпуска, дата регистрации - с 20.12.2011 г.;
автомобиль легковой СНЕRY А15, мощностью 88 л.с., 2007 года выпуска, дата регистрации с 17.07.2013 г., дата отчуждения 16.11.2013 г. (дата снятия с регистрационного учета).
В соответствии со статьей 2 Закона о транспортном налоге ставка налога установлена для легковых автомобилей мощностью до 100 л.с. включительно, с года выпуска которых прошло более 15 лет составляет 12,5 руб. за 1 л.с., с года выпуска которых прошло до 15 лет включительно – 14,4 руб. за 1 лошадиную силу.
Как следует из представленных инспекцией к жалобе документов и материалов, а также заключения и объяснения ее должностных лиц, в соответствии со ставкой транспортного налога, мощностью двигателя транспортных средств, периодом их нахождения на регистрационном учете, сумма транспортного налога за 2013 год, подлежащая уплате заявителем в бюджетную систему Российской Федерации, составила 2 716 руб., в том числе:
в отношении автомобиля легкового ВАЗ 210930 - 875 руб. (70 х 12,5);
в отношении автомобиля легкового ВАЗ 21102 - 1 123 руб. (78 х 14,4);
в отношении автомобиля легкового ВАЗ 21121 - 190 руб. (79 х 14,4/12 х 2).
в отношении автомобиля легкового СНЕRY А15 - 528 руб. (88 х 14,4/12 х 5).
С учетом наличия у налогоплательщика переплаты по транспортному налогу в размере 350 руб. по состоянию на 01.01.2014 и перерасчета по данному налогу за 2012 год в сумме 25 руб., к уплате налогоплательщику исчислен транспортный налог в сумме 2 391 руб. и направлено налоговое уведомление об уплате данного налога, в котором в качестве объектов налогообложения указаны вышеназванные транспортные средства.
В соответствии с данным уведомлением налогоплательщик обязан был уплатить транспортный налог за спорный период в размере 2 391 руб. не позднее 05.11.2014 года.
25.08.2014 инспекцией в адрес налогоплательщика направлено уточненное налоговое уведомление на оплату транспортного налога за 2012, 2013 г.г. в связи с получением в органах ГИБДД уточненных сведений о мощности транспортного средства ВАЗ 21093.
В соответствии со ставкой транспортного налога, мощностью двигателя транспортного средства ВАЗ 21093, периодом его нахождения на регистрационном учете, сумма транспортного налога за спорный период, подлежащая уплате Х в бюджетную систему Российской Федерации, составила: за 2012 г. - 850 руб. (68 х 12,5); за 2013 г. - 850 руб. (68 х 12,5)).
Таким образом, инспекцией правомерно исчислен Х транспортный налог за 2013 год в размере 2 340,30 руб. с учетом переплаты и перерасчета по транспортному налогу.
В соответствии с уточненным налоговым уведомлением налогоплательщик обязан уплатить транспортный налог за спорный период в размере 2 340,30 руб. не позднее 05.11.2014 года.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 140 Налогового кодекса Российской Федерации, решил: Жалобу Х оставить без удовлетворения.
Подача последующей жалобы на действия (бездействие) должностных лиц Межрайонной ИФНС России, и (или) решение по жалобе, их рассмотрение и разрешение осуществляются в порядке и в сроки, установленные статьями 137 - 142 НК РФ. |