Скачать 277.63 Kb.
|
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по проведению сертификации продукции в Российской Федерации В разработке данных рекомендаций использованы Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" и принятые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативно-правовые акты РФ. Федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера, за исключением технического регулирования в отношении оборонной продукции и продукции, сведения о которой составляют государственную тайну. Сертификация продукции - процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям. Сертификация осуществляется в целях: 1) создания условий для деятельности организаций и предпринимателей на едином товарном рынке Российской Федерации, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле; 2) содействия потребителям в компетентном выборе продукции; 3) защиты потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя); 4) контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; 5) подтверждения показателей качества продукции, заявленных изготовителем. 1 июля 2003 г. вступил в силу Федеральный закон "О техническом регулировании". Данный закон был принят в целях уменьшения административного давления на хозяйствующие субъекты, соответственно снижения издержек и увеличения деловой активности, а также вступление России во Всемирную торговую организацию. Государству необходимо было принять на себя международные обязательства для устранения расхождений с законодательством разных стран, различия стандартов и несоответствия процедур проверки соответствия. Данным законом создана двухуровневая система сертификации:
Все действовавшие ранее ГОСТы обязательны для исполнения. С введением в действие названного Закона утратили свое действие Закон РФ "О сертификации продукции и услуг" от 10 июня 1993 г. N 5151-1 и Закон РФ "О стандартизации" от 10 июня 1993 г. N 5154-1, а также ряд нормативных актов. Но до вступления в силу соответствующего технического регламента к объектам, которые он регулирует, будут применяться обязательные требования, установленные ранее законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти. Данный закон регулирует отношения, связанные с продукцией; процессами производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации; работами; услугами. При этом закон распространяет действие
Существенные изменения внесены в терминологию, что пока сложно воспринимается частью предпринимателей. Законом введено понятие "технический регламент" - документ, который принят международным договором РФ, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ. Он устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации). Знакомый ранее термин "стандарт" приобрел новый смысл и в терминологии Закона определен как документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг, т.е. однозначно предусмотрена добровольность его принятия. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. Таким образом, требования к продукции разделяются на обязательные, которые устанавливаются техническими регламентами, и добровольные, которые содержатся в стандартах. Подтверждение соответствия Прообразом понятия "подтверждение соответствия" явился термин "сертификация продукции". Согласно ранее действовавшему определению сертификация продукции – это процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям. На сегодняшний день это звучит следующим образом: подтверждение соответствия - это документальное удостоверение соответствия продукции, процессов, работ и услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров. Федеральный закон "О техническом регулировании" в разработке понятия "подтверждение соответствия" определил конкретные требования, на соответствие которым проводится процедура подтверждения (требования технических регламентов, стандартов и условия договоров), и предусмотрел невозможность совмещения одним органом полномочий по проведению сертификации и осуществлению государственного контроля. Подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер.
Добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Добровольное подтверждение соответствия может осуществляться для установления соответствия национальным стандартам, стандартам организаций, системам добровольной сертификации, условиям договоров. Объектами добровольного подтверждения соответствия являются продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги, а также иные объекты, в отношении которых стандартами, системами добровольной сертификации и договорами устанавливаются требования. Чаще всего владельцами добровольных систем сертификации являются негосударственные органы. Данная система может быть создана юридическим лицом и (или) индивидуальным предпринимателем или несколькими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями. Юридически процесс организации добровольно выглядит следующим образом. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель разрабатывает свою систему добровольной сертификации, в которой определяет номенклатуру товаров (работ, услуг) и процедуру регистрации системы добровольной сертификации, а также порядок оплаты проведенных работ. При регистрации этой системы органом по техническому регулированию она получает регистрационный номер. Основаниями отказа в регистрации могут быть: непредставление документов, необходимых для осуществления регистрации системы; регистрация ранее другой системы с таким же наименованием; регистрация ранее другой системы с применением знака соответствия, изображение которого совпадает с регистрируемым. Осуществление добровольной сертификации не освобождает от проведения обязательной сертификации объектов, для которых она предусмотрена требованиями технических регламентов. Орган по сертификации:
Основные условия осуществления органами по сертификации своих полномочий:
Впервые этот символ знак соответствия был введен Законом РФ "О сертификации продукции и услуг", по которому он подтверждал соответствие маркированной им продукции установленным требованиям (стандартов, технических условий). Применялся знак соответствия только для маркирования им продукции, работ и услуг, прошедших обязательную сертификацию. В настоящее время знак соответствия используется для информирования приобретателей о соответствии объектов добровольной сертификации требованиям системы добровольной сертификации, национальному стандарту, стандарту организации или условий договора. Знак утрачивает обязательность своего применения. Возможность и порядок его применения определяются системой добровольной сертификации. Единственное ограничение по применению указанного знака касается запрета маркирования знаком соответствия объектов, не прошедших добровольную сертификацию. Неправомерное применение знака содержит элементы состава административного правонарушения "Обман потребителей" (ст. 14.7 КоАП РФ), но ответственности подлежат только продавцы продукции. Обязательное подтверждение соответствия представлено двумя формами: декларированием и обязательной сертификацией. Формы и схемы обязательного подтверждения соответствия конкретной продукции устанавливаются только техническим регламентом. Раньше схемы и формы обязательного подтверждения соответствия устанавливали бывший Госстандарт России и ряд других министерств и ведомств, имеющие "свои" системы сертификации. После 1 июля 2003 г. они потеряли это право. Федеральный закон "О техническом регулировании" предусматривает возможность применять для одной и той же продукции различные формы обязательного подтверждения соответствия. Например, для подтверждения соответствия электрической энергии, отпускаемой бытовым потребителям может применяться обязательная сертификация, а для электрической энергии, отпускаемой юридическим лицам, в том числе промышленным предприятиям, - декларирование соответствия на основании собственных доказательств, если энергоснабжающая организация является изготовителем электрической энергии, или на основании собственных доказательств и доказательств, полученных с участием третьей стороны, если энергоснабжающая организация является продавцом электрической энергии. Остается только ожидать принятия соответствующего технического регламента, который равным образом будет защищать права потребителей электрической энергии как в бытовых, так и предпринимательских целях. Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации. Понятие "продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации" означает, что подтверждение соответствия проводится силами изготовителя на дорыночной стадии, на стадии обращения продукции, т.е. на рынке ее соответствие требованиям технических регламентов будет устанавливаться путем проведения государственного контроля и надзора уполномоченными в соответствии с законодательством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти. Продукция, подлежащая подтверждению, должна обязательно предназначаться для дальнейшего обращения, т.е. предприятие-изготовитель должно иметь намерение на дальнейший выпуск продукции в оборот. Процессы, в отличие от продукции, не вошли в перечь объектов обязательного подтверждения соответствия. Таким образом, в отношении них единственным способом оценки соответствия техническим регламентам является государственный контроль. Но периодичность проведения планового контроля - не чаще одного раза в два года. На сегодняшний день предусматривается две схемы декларирования: 1) принятие декларации на основании собственных доказательств; 2) принятие декларации на основании собственных доказательств и доказательств, полученных с участием третьей стороны (ею может быть орган по сертификации или аккредитованная испытательная лаборатория). Круг заявителей устанавливается соответствующим техническим регламентом. Заявителями могут быть зарегистрированные на территории РФ юридическое или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя; изготовитель или продавец; лица, выполняющие функции иностранного изготовителя. В случае подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов в форме декларирования на основании собственных доказательств заявитель самостоятельно формирует доказательственную базу, исходя из требований технического регламента. В состав доказательств регламентом могут быть включены техническая документация, результаты собственных исследований, другие документы, доказывающие соответствие декларируемой продукции требованиям технических регламентов. При декларировании соответствия на основании собственных доказательств и полученных с участием третьей стороны доказательств заявитель по своему выбору в дополнение к собственным доказательствам:
Сертификат системы качества может использоваться в составе доказательств при принятии декларации о соответствии любой продукции, за исключением случая, если для такой продукции техническими регламентами предусмотрена иная форма подтверждения соответствия. Декларация о соответствии оформляется на русском языке и должна содержать:
Срок действия декларации о соответствии определяется техническим регламентом. Оформленная по установленным правилам декларация о соответствии подлежит регистрации федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию в течение трех дней. Обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации на основании договора с заявителем. Схемы сертификации, применяемые для сертификации определенных видов продукции, устанавливаются соответствующим техническим регламентом. Соответствие продукции требованиям технических регламентов подтверждается сертификатом соответствия, выдаваемым заявителю органом по сертификации. Сертификат соответствия включает в себя:
Срок действия сертификата соответствия определяется соответствующим техническим регламентом. В настоящее время в Российской Федерации деятельность по обязательной сертификации осуществляется в рамках систем сертификации. С вступлением в силу соответствующих технических регламентов из системы обязательной сертификации должна исключаться продукция, на которую распространяется этот технический регламент. Наиболее развитой системой сертификации является Система сертификации ГОСТ Р, которая объединяет более 1100 органов по сертификации и около 2500 испытательных лабораторий. Система сертификации ГОСТ Р имеет собственные формы сертификатов соответствия и знаков соответствия. Нормативную базу обязательной сертификации продукции в переходный период составляют национальные стандарты, санитарные правила и нормы, строительные нормы и правила, а также другие документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливают обязательные требования к продукции. Номенклатура продукции, в отношении которой законодательными актами Российской Федерации предусмотрена обязательная сертификация, является официальной справочной информацией об объектах обязательной сертификации в Системе сертификации ГОСТ Р. Изготовитель (продавец) вправе обратиться с заявкой на проведение обязательной сертификации в любой орган по сертификации, аккредитованный на право проведения работ по сертификации конкретной продукции. Процедуры и порядок проведения сертификации продукции в Российской Федерации установлены в "Порядке проведения сертификации продукции в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями). В этом документе описана последовательность проведения работ участниками сертификации, схемы сертификации и рекомендации по их применению. Особенности проведения сертификации конкретных видов продукции установлены в соответствующих правилах, в которых учитывается специфика производства и использования продукции. В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. N 294, Федеральному агентству поручено ведение перечня продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, а также единого реестра выданных сертификатов. Для проведения обязательной сертификации заявитель заключает с органом по сертификации договор возмездного оказания услуг. Сертификация осуществляется по схемам, предусмотренным техническими регламентами. Срок действия сертификата соответствия определяется техническим регламентом. До принятия технических регламентов максимальный срок действия сертификата соответствия согласно Правилам проведения сертификации продукции в Российской Федерации не должен был превышать трех лет. Таким образом, обязательная сертификация выглядит примерно таким образом:
Знак обращения на рынке - им маркируется продукция, прошедшая обязательное подтверждение соответствия на соответствие требованиям техническим регламентов. Но в отличие от знака соответствия применение знака обращения упрощено: он наносится в информационных целях и не является специальным защищенным знаком, маркировка знаком осуществляется самостоятельно, лицензии на его применение не требуется. Знак обращения на рынке представляет собой сочетание букв "Т" (с точкой над ней) и "Р", вписанных в букву "С", стилизованную под измерительную скобу, имеющую одинаковую высоту и ширину. Изображения знака обращения на рынке должно быть одноцветным и контрастировать с цветом поверхности, на которую оно нанесено. Маркировка знаком обращения на рынке продукции, не прошедшей обязательное подтверждение соответствия требованиям технических регламентов, влечет ответственность за обман потребителей по ст. 14.7 КоАП РФ. Здесь необходимо подчеркнуть, что в обоих случаях (и при неправомерной маркировке знаком соответствия, и при неправомерной маркировке знаком обращения на рынке) ответственность применяется только к продавцу, т.к. объективная сторона правонарушения предусматривает совершение обмана в организациях, осуществляющих реализацию товаров или индивидуальных предпринимателей в сфере торговли. Значимым для всего процесса технического регулирования является включение в перечень обязанностей заявителя следующих обязанностей:
Сертификация ввозимой на территорию Российской Федерации продукции регламентируется ст. 29 Закона "О техническом регулировании". Указанный нормативный акт применяется в при следующих условиях:
При соблюдении перечисленных условий в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией должен быть представлен один из перечисленных документов:
В настоящее время нормативный документ, регулирующий порядок ввоза на территорию Российской Федерации продукции, требующей подтверждение соответствия, не разработан. В своей работе таможенные органы руководствуются Списком товаров, подлежащих обязательной сертификации, утвержденным письмом Госстандарта России от 31 октября 2002 г. N ИК-110-20/3582. Из этого Списка сделаны исключения: без представления сертификатов соответствия на таможенную территорию Российской Федерации может быть выпущена следующая продукция: 1) продукция, бывшая в употреблении; 2) продукция, ввозимая в качестве запасных частей для ранее ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации сертифицированных готовых изделий, при условии представления копий сертификатов соответствия на ранее ввезенные вышеуказанные готовые изделия и подтверждения, что данные запасные части используются при изготовлении готовых изделий и внесены в конструкторскую документацию на изделие, а также обязательства об использовании запасных частей исключительно для комплектации указанных готовых изделий или для их технического обслуживания и ремонта; 3) продукция, ввозимая в качестве проб и образцов для проведения испытаний в целях сертификации; 4) продукция, ввозимая физическими лицами и не предназначенная для производственной или иной коммерческой деятельности (за исключением случаев ввоза сверх установленных стоимостных и количественных квот); 5) продукция, предназначенная для официального пользования представительств иностранных государств и международных межправительственных организаций, а также для их персонала. По решению таможенных органов Российской Федерации без представления сертификата соответствия на территорию Российской Федерации могут быть выпущены товары, ввозимые в единичных количествах и предназначенные для потребления исключительно лицами, их ввозящими. Полученные за пределами территории Российской Федерации документы о подтверждении соответствия, знаки соответствия, протоколы исследований (испытаний) и измерений продукции могут быть признаны в соответствии с международными договорами Российской Федерации. |
Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, n 1, ст. 4; 1998, n 10, ст. 1143; 1998, n 31, ст. 3832. Они применяются при... | Закон РФ от 10. 06. 1993 n 5151-1 "О сертификации продукции и услуг" утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 27.... | ||
Внести в Федеральный закон от 25 апреля 2002 года №40-фз "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных... | Федеральным законом от 27 декабря 2002 года n 184-фз "О техническом регулировании" (далее Федеральный закон "О техническом регулировании"),... | ||
Российской Федерации в порядке признания гражданам бывшего ссср, получившим до 1 июля 2002 года паспорт гражданина Российской Федерации,... | В целях развития работ по сертификации продукции в Российской Федерации с учетом международной практики и отечественного опыта и... | ||
Настоящие Методические рекомендации разработаны во исполнение поручения заместителя Председателя Правительства Российской Федерации... | Федеральный закон "О третейских судах в Российской Федерации" от 24 июля 2002 г. N 102-фз // Собрание законодательства Российской... | ||
Федеральный закон от 29. 12. 2012 №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» | Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |