Методическое пособие составлено в соответствии с программой по дисциплине «Основы права»


Скачать 492.96 Kb.
НазваниеМетодическое пособие составлено в соответствии с программой по дисциплине «Основы права»
страница1/4
ТипМетодическое пособие
filling-form.ru > Договоры > Методическое пособие
  1   2   3   4
РГОУ «Чебоксарское среднее специальное училище олимпийского резерва»

Министерства по физической культуре, спорту и туризму

Чувашской Республики




Чебоксары 2010

УДК – 340 (075.8)

ББК – 67.00.173

Л - 17

Лазарева И.Г. Основы права

Практикум для студентов 3 курса

РГОУ «Чебоксарское среднее специальное

училище олимпийского резерва», 2010 г. - 48 с.


Печатается по разрешению методического объединения РГОУ «Чебоксарское среднее специальное училище олимпийского резерва»

Методическое пособие составлено в соответствии с программой по дисциплине «Основы права» для 3 курса РГОУ «ЧССУОР» по специальности 050720 физическая культура
Рецензенты:
Старший преподаватель кафедры ТОФВ ЧУПУ им. И.Я. Яковлева

Антонов С.В.

Преподаватель общественных дисциплин РГОУ «ЧССУОР»

Пак Надежда Ивановна


Цель методического пособия – помочь студентам проверить свои знания полученные при изучении курса «Основы права» и успешно подготовиться к сдаче зачета.


УДК – 340 (075.8)

ББК – 67.00.173





© Лазарева И.Г., 2010 г.

© РГОУ «Чебоксарское среднее специальное

училище олимпийского резерва», 2010 г.

ВВЕДЕНИЕ

Воспитание цивилизованного правосознания, уважения к закону, привычек правомерного поведения — одно из самых действенных и надежных средств совершенствования социальных отношений в условиях демократии. В связи с этим особенно существенна оптимальная организация в средних ССУЗах правового образования.

Практикум по курсу «Основы права» для призван помочь студентам узнать о разнообразии отношений урегулированных правом, научить искать и находить ответы на многие вопросы, возникающие в жизни каждого человека, не теряться в сложных ситуациях, учиться бороться за свои права. Задания, собранные в практикуме, можно использовать при выполнении домашних заданий, для самостоятельной работы, для проверки собственных знаний. Решение заданий поможет студентам успешно подготовиться к зачету по данному курсу.

В практикуме собраны задания разного типа и уровня сложности. Для выполнения некоторых из них достаточно знать материал, который есть в учебнике. Но есть и такие задания, выполнение которых потребует от студентов анализа источников права. При выполнении заданий студентам необходимо внимательно прочесть статьи закона, составить развернутый ответ и обосновать свою точку зрения. Там, где это возможно, в ответ учащиеся должны дать ссылку на норму права, которой они руководствовались, отвечая на вопрос. Только в этом случае ответ будет полным.

Практическое занятие № 1

по теме:

«Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность»

Вариант 1.

Задание 1.

Следователь Петров, давая интервью журналисту Смирнову, познакомил последнего с содержанием уголовного дела гражданина Сидорова, обвинявшегося в убийстве свой соседки, гражданки Викуловой. Через неделю Смирнов опубликовал в газете интервью Петрова, в котором Сидоров был назван убийцей. Однако через два месяца был найден настоящий убийца Викуловой и выяснилось, что Сидоров невиновен.

Какие нормы права были нарушены в описанном случае? Проанализируйте приведенные ниже статьи законов и определите, какие действия может предпринять Сидоров по отношению к нарушителям законодательства.
Уголовно-процессуальный кодекс РФ

Статья 14. Презумпция невиновности

  1. Обвиняемый считается невиновным, пока его виновность в совершении преступления не будет доказана в предусмотренном настоящим Кодексом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

  2. Подозреваемый или обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Бремя доказывания обвинения и опровержения доводов, приводимых в защиту подозреваемого или обвиняемого, лежит на стороне обвинения.

  3. Все сомнения в виновности обвиняемого, которые не могут быть устранены в порядке, установленном настоящим Кодексом, толкуются в пользу обвиняемого.


Статья 150. Нематериальные блага

1. Жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом. В случаях и в порядке, предусмотренных законом, личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежавшие умершему, могут осуществляться и защищаться другими лицами, в том числе наследниками правообладателя.

2. Нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения.
Статья 151. Компенсация морального вреда

Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Статья 152. Защита чести, достоинства и деловой репутации

1. Гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности.

По требованию заинтересованных лиц допускается защита чести и достоинства гражданина и после его смерти.

2. Если сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, распространены в средствах массовой информации, они должны быть опровергнуты в тех же средствах массовой информации.

Если указанные сведения содержатся в документе, исходящем от организации, такой документ подлежит замене или отзыву.

Порядок опровержения в иных случаях устанавливается судом.

3. Гражданин, в отношении которого средствами массовой информации опубликованы сведения, ущемляющие его права или охраняемые законом интересы, имеет право на опубликование своего ответа в тех же средствах массовой информации.

4. Если решение суда не выполнено, суд вправе наложить на нарушителя штраф, взыскиваемый в размере и в порядке, предусмотренных процессуальным законодательством, в доход Российской Федерации. Уплата штрафа не освобождает нарушителя от обязанности выполнить предусмотренное решением суда действие.

5. Гражданин, в отношении которого распространены сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, вправе наряду с опровержением таких сведений требовать возмещения убытков и морального вреда, причиненных их распространением.

6. Если установить лицо, распространившее сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, невозможно, лицо, в отношении которого такие сведения распространены, вправе обратиться в суд с заявлением о признании распространенных сведений не соответствующими действительности.

7. Правила настоящей статьи о защите деловой репутации гражданина соответственно применяются к защите деловой репутации юридического лица.
Задание 2.

Прочитайте статью УК РФ, устанавливающую перечень обстоятельств, отягчающих наказание. Объясните, почему данные обстоятельства законодатель считает отягчающими вину лица, совершившего преступление, и устанавливает за них более строгое наказание.
Уголовный кодекс РФ
Статья 63. Обстоятельства, отягчающие наказание

1. Отягчающими обстоятельствами признаются:

А) неоднократность преступлений, рецидив преступлений;

Б) наступление тяжких последствий в результате совершения преступления;

В) совершение преступления в составе группы лиц, группы лиц по предварительному сговору, организованной группы или преступного сообщества (преступной организации);

Г) особо активная роль в совершении преступления;

Д) привлечение к совершению преступления лиц, которые страдают тяжелыми психическими расстройствами либо находятся в состоянии опьянения, а также лиц, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность;

Е) совершение преступления по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды, из мести за правомерные действия других лиц, а также с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение;

Ж) совершение преступления в отношении лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга;

З) совершение преступления в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности, а также в отношении малолетнего, другого беззащитного или беспомощного лица либо лица, находящегося в зависимости от виновного;

И) совершение преступления с особой жестокостью, садизмом, издевательством, а также мучениями для потерпевшего;

К) совершение преступления с использованием оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ, взрывных или имитирующих их устройств, специально изготовленных технических средств, ядовитых и радиоактивных веществ, лекарственных и иных химико-фармакологических препаратов, а также с применением физического или психического принуждения;

Л) совершение преступления в условиях чрезвычайного положения, стихийного или иного общественного бедствия, а также при массовых беспорядках;

М) совершение преступления с использованием доверия, оказанного виновному в силу его служебного положения или договора;

Н) совершение преступления с использованием форменной одежды или документов представителя власти.
Задание 3.

Объясните смысл римской юридической формулы: «Без закона нет ни преступления, ни наказания».

Практическое занятие № 1

по теме:

«Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность»

Вариант 2.

Задание 1.

Иванов ехал в автомобиле и превысил скорость, надеясь, что аварии не произойдет, так как он опытный водитель. Однако, он не смог справится с управлением, выехал на тротуар и сбил пешехода. Воспользовавшись тем, что свидетелей происшествия не было, Иванов уехал с места преступления, но вскоре был задержан. Пешеход от полученных травм скончался.

Опираясь на соответствующие статьи Уголовного кодекса РФ, квалифицируйте содеянное. Назовите все элементы состава совершенных Ивановым преступлений.
Уголовный кодекс РФ

Статья 109. Причинение смерти по неосторожности

1. Причинение смерти по неосторожности наказывается ограничением свободы на срок до трех лет или лишением свободы на тот же срок.

2. Причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей, а равно причинение смерти по неосторожности двум или более лицам, наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Статья 125. Оставление в опасности

Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать помощь этому лицу и был обязан иметь о нем заботу либо сам поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние, наказывается штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.
Задание 2.

Прочитайте статью УК РФ, устанавливающую перечень обстоятельств, смягчающих наказание. Объясните, почему данные обстоятельства законодатель считает смягчающих вину лица, совершившего преступление, и устанавливает за них менее строгое наказание.
Уголовный кодекс РФ

Статья 61. Обстоятельства, смягчающие наказание

1. Смягчающими обстоятельствами признаются:

а) совершение впервые преступления небольшой тяжести вследствие случайного стечения обстоятельств;

б) несовершеннолетие виновного;

в) беременность;

г) наличие малолетних детей у виновного;

д) совершение преступления в силу стечения тяжелых жизненных обстоятельств либо по мотиву сострадания;

е) совершение преступления в результате физического или психического принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

ж) совершение преступления при нарушении условий правомерности необходимой обороны, задержания лица, совершившего преступление, крайней необходимости, обоснованного риска, исполнения приказа или распоряжения;

з) противоправность или аморальность поведения потерпевшего, явившегося поводом для преступления;

и) явка с повинной, активное способствование раскрытию преступления, изобличению других соучастников преступления и розыску имущества, добытого в результате преступления;

к) оказание медицинской и иной помощи потерпевшему непосредственно после совершения преступления, добровольное возмещение имущественного ущерба и морального вреда, причиненных в результате преступления, иные действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного потерпевшему.

2. При назначении наказания могут учитываться в качестве смягчающих и обстоятельства, не предусмотренные частью первой настоящей статьи.

3. Если смягчающее обстоятельство предусмотрено соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса в качестве признака преступления, оно само по себе не может повторно учитываться при назначении наказания.
Задание 3.

К юридической ответственности граждане могут привлекаться с определенного возраста: к гражданско-правовой - частично с 14, полностью с 18 лет; к дисциплинарной - с 16 лет; к административной - с 16 лет; к уголовной - с 16 лет, а за такие преступления, как убийство, нанесение телесных повреждений, причинивших вред здоровью, изнасилование, кража, грабеж и некоторые другие, - с 14 лет.

Предположите, какими мотивами руководствовался законодатель, устанавливая разный возраст людей, достижение которого необходимо для привлечения их к юридической ответственности.
Практическое занятие № 2

по теме:

«Основы правового статуса человека и гражданина в РФ»
Задание: при помощи статей Главы 2 Конституции РФ разрешите ниже приведенные ситуации.

Пример решения задач:

  1. Вера Николаевна – глубоко верующая, одинокая женщина, Для спокойной обеспеченной старости её необходимо предоставить права:

    • Право на свободу совести и вероисповедания - статья 28 Конституции РФ,

    • Право на пенсионное обеспечение- ч.1 статьи 39 Конституции РФ.


Вариант 1.

  1. Виктору Громову досталось в наследство квартира в городе, в которой он хотел бы жить. Чтобы получить квартиру и прописаться в ней, предоставьте Виктору права.

  2. Валерий Петрович – верующий человек и хотел бы посетить христианские святыни в Иерусалиме. Предоставьте ему права.

  3. После окончания школы Виталий хочет поступить в Финансовую академию и впоследствии открыть собственную финансовую компанию. Для осуществления планов Виталия предоставьте ему права.

  4. Алексей Ненашев решил баллотироваться на пост мэра города. Свою избирательную компанию он решил построить на публичной критике действий прежнего мэра. Чтобы планы Алексея смогли осуществиться, ему необходимо предоставить права.

  5. Юрий Петрович решил приватизировать свою квартиру и завещать её своему внуку. Это станет возможным, если ему предоставить права.


Вариант 2.

  1. После школы Павел собирается поступить в институт расположенный в другом городе. Эти намерения, однако, реализуемы лишь в том случае, если ему предоставить права.

  2. Политический деятель Сергей Беляев выдвинул свою кандидатуру на выборы в Государственную Думу. Он часто беседует по телефону со своими помощниками и не хотел бы, чтобы содержание этих переговоров стало известно его политическим противникам. Предоставьте Сергею права.

  3. Сергея Игнатова арестовали по ложному обвинению. Чтобы помочь Сергею освободиться, ему необходимо предоставить права.

  4. После трудной, насыщенной событиями недели Борису захотелось целый день провести в одиночестве и почитать книгу. Какие права необходимо ему предоставить для осуществления его планов?

  5. Татьяна Борисовна увидела объявление о приеме на работу по её специальности. Ей хотелось бы, чтобы при приеме на работу учитывались только её квалификация, а не национальность, возраст или пол. Желания Татьяны правомерны, если ей предоставить права.


Конституция РФ

  1   2   3   4

Похожие:

Методическое пособие составлено в соответствии с программой по дисциплине «Основы права» iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «Трудовое право» для студентов,...
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Трудовое право» составлено в соответствии с требованиями Государственного образовательного...

Методическое пособие составлено в соответствии с программой по дисциплине «Основы права» iconОсновы геодезии
...

Методическое пособие составлено в соответствии с программой по дисциплине «Основы права» iconУчебно-методическое пособие по выполнению практических работ для...
Составлено в соответствии с рабочей программой по дисциплине для специальности «Экономика и бухгалтерский учёт»»

Методическое пособие составлено в соответствии с программой по дисциплине «Основы права» iconУчебно-методическое пособие по дисциплине "Основы внешнеэкономической...
Поволжский кооперативный институт (филиал) автономной некоммерческой организации высшего профессионального образования

Методическое пособие составлено в соответствии с программой по дисциплине «Основы права» iconУчебно-методическое пособие для студентов-заочников неязыковых факультетов
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов-заочников I-II курсов неязыковых факультетов педагогических вузов. Оно составлено...

Методическое пособие составлено в соответствии с программой по дисциплине «Основы права» iconМетодическое пособие по курсовому проектированию по дисциплине «И...
Методическое пособие предназначено для студентов специальности 071600 «Высоковольтные электроэнергетика и электротехника», изучающих...

Методическое пособие составлено в соответствии с программой по дисциплине «Основы права» iconУчебно-методическое пособие для студентов пм. 04.(07.) «Выполнение...
Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта по...

Методическое пособие составлено в соответствии с программой по дисциплине «Основы права» iconИнженерная графика
...

Методическое пособие составлено в соответствии с программой по дисциплине «Основы права» iconМетодические рекомендации составлены в соответствии с типовой рабочей...
«Экологические основы природопользования». Предназначены для выполнения студентами 2 курса специальности «Ветеринария» внеурочной...

Методическое пособие составлено в соответствии с программой по дисциплине «Основы права» iconМетодические рекомендации по выполнению домашней контрольной работы специальность
Составлено в соответствии с Рабочей программой по дисциплине/пм «название дисциплины/ПМ»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск