Лекция Сущность бухгалтерского учета, его принципы и объекты


НазваниеЛекция Сущность бухгалтерского учета, его принципы и объекты
страница1/11
ТипЛекция
filling-form.ru > бланк заявлений > Лекция
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
Лекция 1. Сущность бухгалтерского учета, его принципы и объекты.


  1. Виды хозяйственного и бухгалтерского учета.

  2. Особенности и задачи бухгалтерского учета.

  3. Принципы и требования к бухгалтерскому учету.

  4. Измерители, которые применяются в бухгалтерском учете.


1. Виды хозяйственного и бухгалтерского учета
Хозяйственный учет - это учет хозяйственной деятельности предприятия, а также его активов, обязательств и собственного капитала, который состоит в наблюдении, измерении и регистрации.

По видам хозяйственный учет делится на оперативный, статистический и бухгалтерский, а по характеру - на управленческий и финансовый.

Бухгалтерский учет - это процесс беспрерывного выявления, измерения, регистрации, накопления, обобщения, сохранения и передачи информации в стоимостном выражении о хозяйственной деятельности предприятия внешним и внутренним пользователям для принятия решений.

Управленческий учет - это учет, который формирует информацию в стоимостном, натуральном и трудовом выражении для внутреннего использования на предприятии.

Финансовый учет - это учет, который беспрерывно осуществляется с целью получения информации о имущественном и финансовом состоянии предприятия в стоимостном выражении, а также о результатах его деятельности, с помощью двойных бухгалтерских записей.
2. Задачи бухгалтерского учета:


  • обеспечение сохранности имущества собственника;

  • предоставление информации для управления хозяйственной деятельностью;

  • обеспечение возможности объективно и своевременно видеть финансовые результаты от деятельности в разрезе, необходимом собственнику (руководителю), - в целом по предприятию и в разрезе структурных подразделений;

  • обеспечение необходимой информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за соблюдением законодательства при осуществлении хозяйственных операций и за их деятельностью;

  • обеспечение контроля наличия и движения имущества, выполнение обязанностей, использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

  • предупреждение получения негативных результатов хозяйственной деятельности предприятия и поиск внутрихозяйственных резервов обеспечения финансовой стойкости.

Пользователи бухгалтерской информации – юридические и физические лица, заинтересованные в информации о финансовом состоянии и имущественном состоянии предприятия, имеют минимальные знания о порядке формирования этой информации и навыки ее использования.
3. Принципы и требования к бухгалтерскому учету.
Бухгалтерский учет и финансовая отчетность основываются на таких основных принципах:

  • автономности предприятия;

  • непрерывности деятельности;

  • периодичности;

  • последовательности;

  • исторической (фактической) себестоимости;

  • начисление и соответствие доходов и расходов;

  • полное освещение;

  • осмотрительности;

  • превалирование сущности над формой;

  • единого денежного измерителя.


4. Измерители, которые применяются в бухгалтерском учете.
Для отображения количественных и качественных изменений, которые происходят с хозяйственными средствами предприятия и источниками их формирования в бухгалтерском учете используют следующие виды измерителей:

  • натуральные;

  • трудовые;

  • денежные.

Лекция 2. Метод бухгалтерского учета



1.Содержание бухгалтерского баланса.

2.Структура и основы построения баланса.

3. Бухгалтерские счета, как информационная модель объектов учета

4. Принцип двойной записи на счетах и ее контрольное значение
1. Предметом бухгалтерского учета является вся хозяйственная деятельность предприятия.
Метод бухгалтерского учета - это совокупность способов, с помощью которых отображается предмет бухгалтерского учета.

Форму бухгалтерського баланса, а также инструкцию по составлению разрабатывает и утверждает Министерство финансов Украины по согласованию из Государственным комитетом статистики Украины. Бухгалтерские балансы, как правило, бывают месячные, квартальные, полугодовые, девятимесячные и годовые.
2. Структура и основы построения баланса.
Для отдельного отображения в балансе хозяйственных средств и их источников формирования баланс построен в виде двухсторонней таблицы. Левая часть баланса, в которой отображаются хозяйственные средства, - называется актив, а правая часть, в которой отображаются источники формирования хозяйственных средств, - называется пассив. При условии, когда левая часть баланса является активом, а правая пассивом – форма баланса называется горизонтальной.

Как хозяйственные средства, так и источники их формирования в балансе показываются в разрезе статьей. Статья баланса – это составная часть актива или пассива баланса, которая представляет собой отображение в денежном выражении совокупности однородных видов хозяйственных средств и источников их формирования.

Раздел баланса – это совокупность статьей актива или пассива бухгалтерского баланса, которые объединены в экономически однородные группы хозяйственных средств и источники их формирования.

Особенностью бухгалтерского баланса является содержимое информации о хозяйственных средствах и источниках их формирования как на начало отчетного периода (на начало года) так и на конец отчетного периода (квартала, полугодия, девяти месяцев, года). Сопоставляя по каждой статье данные на начало года и на конец отчетного периода, определяют изменения, которые произошли на протяжении его.

Нормативным документом, который определяет содержание и форму Баланса и общие требования к раскрытию его статьей является Положение (стандарт) бухгалтерского учета 2 «Баланс», который утвержден Министерством финансов Украины 31 марта 1999 года № 87.

Согласно стандарта Актив баланса состоит из трех разделов:

I. Необоротные активы.

II. Оборотные активы.

III. Расходы будущих периодов.

Пассив баланса состоит с пяти разделов:

I. Собственный капитал.

II. Обеспечение будущих расходов и платежей.

III. Долгосрочные обязательства.

VI. Текущие обязательства.

V. Доходы будущих периодов.
3. Для обеспечения систематического учета и контроля за хозяйственными средствами и источниками их создания, а также за осуществлением на предприятиях хозяйственных операций используют бухгалтерские счета.

Бухгалтерский счет выступает средством группирования (обобщения) хозяйственных операций, источников их формирования, а также хозяйственных процессов, которые подтверждены документально и сгруппированы по экономическим однородным признакам с целью систематического контроля за изменениями в процессе деятельности предприятия.

Бухгалтерский счет представляет собой форму двухсторонней таблицы: левая сторона называется Дебет (от латинского- он должен), а правая – Кредит (от латинского – он верит).

Совокупность всех счетов, на которых нашли свое отображение хозяйственные операции, источники их формирования и хозяйственные процессы составляет систему бухгалтерских счетов, которая практически нашла свое отображение в Плане счетов бухгалтерского учета.

В зависимости от разделения бухгалтерского баланса на актив и пассив, счета бухгалтерского учета подразделяются на активные и пассивные. Активные счета предназначены для учета хозяйственных операций, а пассивные счета – для учета источников формирования хозяйственных средств.

Бухгалтерские счета открываются на определенный период (месяц). Для открытия счетов в них записывают начальный остаток (сальдо), используя данные баланса на начало отчетного периода. После того, как счета открыты, в них записывают определенные суммы по дебету и кредиту в соответствии с осуществленными операциями.

Общая сумма записей по счетам на протяжении месяца по дебету или кредиту называется оборотом. В оборот не включается начальный остаток по счету.

Для определения конечного остатка (сальдо) на конец месяца на активном счете необходимо к начальному дебетовому остатку приплюсовать дебетовый оборот и от полученной суммы вычесть кредитовый остаток. Конечное сальдо будет по дебету.

На пассивных счетах начальный остаток (сальдо) указывается по кредиту. В свою очередь увеличение (+) источников хозяйственных средств показывают по кредиту, а уменьшение (-) источников хозяйственных средств – по дебету.

При определении конечного результата (сальдо) на конец месяца на пассивном счете необходимо к начальному кредитовому остатку (сальдо) прибавить кредитовый оборот (увеличение) и от полученной суммы вычесть дебетовый оборот (уменьшение). Конечное сальдо будет по кредиту.

Кроме активных и пассивных счетов бухгалтерского учета существуют активно-пассивные счета, которым присущи свойства и активных и пассивных счетов.

Для того чтобы вывести остаток на активно-пассивном счете с односторонним сальдо необходимо к начальному остатку прибавить сумму оборота той стороны счета, где было показано начальное сальдо и вычесть оборот другой стороны счета. Если полученная сумма больше нуля (со знаком плюс) – то конечный остаток будет на той стороне, где было начальное сальдо, а если полученная сумма меньше нуля (со знаком минус), то конечный остаток будет на другой стороне в сравнении с начальным сальдо.

План счетов бухгалтерского учета является перечнем счетов и схем регистрации и группирования на них фактов финансово-хозяйственной деятельности (корреспонденция счетов) в бухгалтерском учете. В нем по десятичной системе приведены коды (номера) и наименования синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка). Первой цифрой кода определен класс счетов, второй — номер синтетического счета, третьей — номер субсчета.

Инструкция с применением Плана счетов направлена на обеспечение единства отражения однородных по содержанию хозяйственных операций на соответствующих синтетических счетах и субсчетах. В Инструкции приведена краткая характеристика и назначение синтетических счетов и субсчетов, типовая схема регистрации и группирования информации о хозяйственных операциях (корреспонденция счетов первого порядка).

Счета классов 0-7 являются обязательными для всех предприятий.

Счета класса 9 «Расходы деятельности» ведутся всеми предприятиями, кроме субъектов малого предпринимательства, а также других организаций, деятельность которых не направлена на ведение коммерческой деятельности, с открытием по собственному решению счетов класса 8 «Расходы по элементам».

Малые предприятия и другие организации, деятельность которых не направлена на ведение коммерческой деятельности, могут вести бухгалтерский учет расходов с использованием только счетов класса 8 «Расходы по элементам» или в порядке, который приведен в предыдущем абзаце.

4. Исходя из того, что разные виды хозяйственных средств и источников их формирования находят свое отображение на отдельных бухгалтерских счетах, - отображение операций, которые осуществляются на счетах бухгалтерского учета, осуществляются способом двойной записи. Сущность двойной записи заключается в том, что каждая хозяйственная операция в хронологической последовательности находит свое отображение как минимум на двух взаимоувязанных бухгалтерских счетах в одной и той же сумме: по одному – по дебету, по другому – по кредиту.

Взаимосвязь, которая возникает при осуществлении хозяйственных операций между счетами бухгалтерского учета, называется корреспонденцией счетов. Установить корреспонденцию счетов значит определить дебет одного и кредит другого счета.

Отображение хозяйственной операции на счетах с указанием определенной суммы называется бухгалтерской проводкой. Бухгалтерские проводки подразделяются на простые и сложные.

Лекция 3. Система бухгалтерского учета


  1. Составные бухгалтерского процесса, первичная регистрация, текущий учет, обобщение текущего учета.

  2. Учетные регистры, их разновидности и основные принципы построения. Техника записи.

  3. Международные и национальные стандарты

  4. Основные нормативные документы бухгалтерского учета в Украине.


1. Документооборот – движение бухгалтерских документов на предприятии с момента их создания и до завершения обработки и передачи в архив.

Бухгалтерские документы независимо от их носителя классифицируются по следующим признакам:

  • по назначению;

  • по характеру задокументированных операций;

  • по порядку составления;

  • по количеству охваченных операций;

  • по месту составления;

  • по технике составления и обработки.

По назначению Бухгалтерские документы подразделяются на:

  • распорядительные;

  • исполнительные;

  • документы бухгалтерского оформления;

  • комбинированные;

По характеру задокументированных операций бухгалтерские документы подразделяются на:

  • денежные;

  • материальные документы;

  • расчетные.

По порядку составления подразделяются на первичные и сводные:

  • первичные;

  • сводные.

По количеству охваченных операций подразделяются на:

  • разовые;

  • накопительные.

По месту составления подразделяются на:

  • внутренние;

  • внешние.

По технике составления и обработки:

  • вручную;

  • при помощи ЭВМ.


2. Учетные регистры представляют собой способ группирования информации из первичных документов, который отображает изменения в структуре объектов бухгалтерского учета за определенный промежуток времени.

Учетные регистры составляются ежемесячно, подписываются исполнителями и главным бухгалтером или лицом на которое возложено ведение бухгалтерского учета предприятия.

Хозяйственные операции отображаются в учетных регистрах во время поступления первичных документов или итогами за месяц в зависимости от характера и содержания операции.

В свою очередь форма бухгалтерского учета выступает как определенная система регистров бухгалтерского учета, порядка и способа регистрации и обобщения информации в них. Она определяется предприятием самостоятельно с соблюдением единых норм бухгалтерского учета и с учетом особенностей своей деятельности и технологии обработки учетных данных.

Наиболее распространенными формами бухгалтерского учета является:

  • мемориально-ордерная;

  • журнально-ордерная форма;

  • упрощенная форма бухгалтерского учета;

  • и автоматизированная форма учета.


3. Стандарт учета – учетные правила и процедуры, которые касаются измерения, оценки и предоставления учетной информации, разработанные соответствующими профессиональными организациями.

Международные стандарты – это документы, которые имеют полностью рекомендательный характер.

Бухгалтерский стандарт – это стандартные требования к методам и процедурам ведения бухгалтерского учета.

Стандарты бухгалтерского учета в Украине утверждены приказом Министерства финансов Украины от 31.03 1999 г. №87.


Положение (стандарт) бухгалтерского учета

П (С)БУ 1 “Общие требования к финансовой отчетности”

П (С)БУ 2 “Баланс”

П (С)БУ 3 “Отчет о финансовых результатах”

П (С)БУ 4 “Отчет о движении денежных средств”

П (С)БУ 5 “Отчет о собственном капитале”

П (С)БУ 6 “Исправление ошибок и изменения в финансовых отчетах”

П (С)БУ 7 “Основные средства”

П (С)БУ 8 “Нематериальные активы”

П (С)БУ 9 “Запасы”

П (С)БУ 10 “Дебиторская задолженность”

П (С)БУ 11 “Обязательства”

П (С)БУ 12 “Финансовые инвестиции”

П (С)БУ 13 “Финансовые инструменты”

П (С)Б У 14 “Аренда”

П(С)БУ 15 “Доход”

П (С)БУ 16 “Расходы”

П (С)БУ 17 “Налог на прибыль”

П (С)БУ 18 “Строительные контракты”

П (С)БУ 19 “Объединение предприятий”

П (С)БУ 20 “Консолидированная финансовая отчетность”

П (С)БУ 21 “Влияние изменений валютных курсов”

П (С)БУ 22 “Влияние инфляции”

П (С)БУ 23 “Раскрытие информации относительно связанных сторон”

П (С)БУ 24 “Прибыль на акцию”

П (С)БУ 25 “Финансовый отчет малого предпринимательства.”


4. В Украине порядок ведения бухгалтерского учета регламентируется Законом Украины “О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине” от 16.07.1999 г № 996 – XIV.

Этот Закон распространяется на всех юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Украины, независимо от организационно-правовых форм и формы собственности, а также представительства иностранных субъектов хозяйственной деятельности, которые обязаны вести бухгалтерский учет и подавать финансовую отчетность в соответствии с законодательством.

Государственное регулирование бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Украине осуществляют Министерство финансов, Национальный банк, государственное казначейство, министерства и прочие центральные органы исполнительной власти в пределах полномочий, предусмотренных законодательством с целью:

  • создания единых правил ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности, которые являются обязательными для всех предприятий и гарантируют защищают интересы пользователей;

  • для усовершенствования бухгалтерского учета и финансовой отчетности.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Похожие:

Лекция Сущность бухгалтерского учета, его принципы и объекты icon«Бухгалтерский учет и аудит государственных финансовых органов» для специальности
Сущность, основные задачи, предмет и метод бухгалтерского учета. Регулирование бухгалтерского учета в РФ. Основополагающие допущения...

Лекция Сущность бухгалтерского учета, его принципы и объекты icon«Бухгалтерский учет и аудит» для специальности 080504. 65 «Государственное...
Сущность, основные задачи, предмет и метод бухгалтерского учета. Регулирование бухгалтерского учета в РФ. Основополагающие допущения...

Лекция Сущность бухгалтерского учета, его принципы и объекты icon1. Сущность и нормативное регулирование учетной политики предприятия
Сущность новых подходов к организации и ведению бухгалтерского учета заключается в основном в том, что на основании установленных...

Лекция Сущность бухгалтерского учета, его принципы и объекты iconСамостоятельная работа по предмету: Бухгалтерский учет на тему: Формы...
Сущность новых подходов к постановке бухгалтерского учета заключается в основном в том, что на основе установленных государством...

Лекция Сущность бухгалтерского учета, его принципы и объекты iconПрактикум по курсу «Автоматизация бухгалтерского учета» Задачник по курсу
Принципы ведения бухгалтерского учета в среде 1С: Предприятие 1 (Бухгалтерия предприятия)

Лекция Сущность бухгалтерского учета, его принципы и объекты iconТесты для аудиторов бухгалтерский учет. Тема Основные принципы ведения...
Важным условием сопоставимости информации является то что пользователи информируются

Лекция Сущность бухгалтерского учета, его принципы и объекты iconСущность и виды учета; предмет и метод бухгалтерского учета; счета...
Цели и концепции управленческого учета, организация управленческого учета в зависимости от технологии и организации производства,...

Лекция Сущность бухгалтерского учета, его принципы и объекты iconСущность и виды учета; предмет и метод бухгалтерского учета; счета...
Цели и концепции управленческого учета, организация управленческого учета в зависимости от технологии и организации производства,...

Лекция Сущность бухгалтерского учета, его принципы и объекты icon1: Общая характеристика информационной системы бухгалтерского учета
Осуществляется переход к международ­ным системам учета, что требует разработки новых форм его мето­дологии. Значительным изменениям...

Лекция Сущность бухгалтерского учета, его принципы и объекты iconМетодические указания включают лабораторные работы по разделам курса...
В условиях реформирования бухгалтерского учета и изменения налогового законодательства большое значение приобретает для предприятий...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск