Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Сухобузимская средняя общеобразовательная школа»
с. Сухобузимское Красноярского края, ул. Ленина, 96. Тел./факс 8(39199) 2-13-59, 2-15-91
e-mail: suhobuzimo-ssh@mail.ru
Анализ учебно – методической работы школы
за 2014-2015 учебный год.
Анализ методической работы.
Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующим в единое целое всю систему работы школы, является методическая работа. Цель методической работы: создание условий для личного и профессионального саморазвития педагогов, их эрудиции и компетентности средствами методической работы.
В 2014-2015 учебном году коллектив школы работал над методической темой школы: «Компетентностный подход как способ достижения нового качества образования» и ставил перед собой следующие задачи:
Создание условий для реализации ФГОС начального общего образования (НОО) и для подготовки к введению ФГОС основного общего образования (ООО).
Обеспечение методической поддержки деятельности педагогов по реализации ФГОС НОО в соответствии с нормативными документами федерального, регионального и школьного уровней и других приоритетных направлений развития школы.
Совершенствование системы мониторинга и диагностики успешности образования, уровня профессиональной компетентности и методической подготовки педагогов.
Создание условий для самореализации учащихся в учебно-воспитательном процессе и развития их ключевых компетенций
Использование в педагогической деятельности современных педагогических технологий, в т. ч. информационно-коммуникативных и методов активного обучения.
Выстраивание системы поиска и поддержки талантливых детей и их сопровождение в течение всего периода становления личности
Повышение методического мастерства учителя, создание банка инновационных технологий.
Главные задачи методический работы:
-развитие механизмов включения педагогов в различные виды деятельности;
- выявление опыта творчески работающих педагогов;
-изучение педагогических потребностей посредством диагностики и мониторинга;
- оказание методической помощи учителю по вопросам, вызывающим затруднения.
При планировании методической работы школы пед.коллективом были отобраны те формы, которые реально позволили бы решать проблемы и задачи, стоящие перед школой.
В соответствии с главными задачами методической работы в течение учебного года были проведены следующие тематические педсоветы:
«Системно-деятельностный подход в обучении».
« Введение ФГОС в основной школе».
Педагогические советы позволили проанализировать деятельность педагогического коллектива в связи с поставленными задачами, представить педагогический опыт учителей школы по отдельным вопросам, определить перспективные пути в работе по совершенствованию механизма координации и управления образовательным процессом в школе, совершенствованию системы методической работы в школе, внедрению в учебно-воспитательный процесс современных образовательных технологий.
Анализируя прошедший учебный год, надо отметить, что поставленные задачи решались и, в основном, реализованы.
В нашей школе продолжается реализация ФГОС НОО и подготовка к введению ФГОС ООО. Все учителя начальных классов и учителя, которые будут работать в 5-х классах прошли курсовую подготовку по ФГОС.
На протяжении всего учебного года учителя школы проводили дополнительные занятия по предметам, где индивидуально подходили к каждому ученику при объяснении той или иной темы.
Учителя основной и средней школы продолжают повышать свой профессиональный уровень, обучаясь на курсах повышения квалификации в КИПКРО. В текущем году переподготовку прошли 14 учителей.
Условия, созданные в школе, способствуют росту профессионального мастерства учителей. Этому способствует также аттестация педагогических работников школы.
Аттестация педагогических работников школы в 2014-2015 учебном году проводилась в соответствии с Положением о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных учреждений и на основании личных заявлений.
На конец 2013-2014 учебного года было подано на аттестацию в 2014-2015 учебном году 21 заявление. Из них 8 – на высшую квалификационную категорию, 7 - на первую квалификационную категорию, 4 – на соответствие занимаемой должности.
В школе были созданы необходимые условия для проведения аттестации: своевременно изданы распорядительные документы, определены сроки прохождения аттестации для каждого аттестуемого, проведены консультации, мероприятия по плану ВШК. Педагоги были ознакомлены с основными информационными материалами, необходимые аттестуемым педагогам во время прохождения аттестации: Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников; список аттестуемых в текущем году педагогов, требования к оценке квалификации и уровня профессиональной компетентности; образец заявления; права аттестуемого.
Аттестацию на присвоение квалификационной категории прошли все педагоги подавшие заявление.
Таким образом, из основных педагогических работников школы аттестацию прошли 21 человек, что составило 58 % от общего числа педагогов (36чел.) работающих на II и III ступенях школы.
Аттестация способствовала росту профессионального мастерства педагогических работников школы и положительно сказалась на результатах их труда.
Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующим в единое целое всю систему работы школы, является методическая работа. Цель методической работы: создание условий для личного и профессионального саморазвития педагогов, их эрудиции и компетентности средствами методической работы.
На совещаниях при завуче после посещения уроков был проведён обзор рабочих программ учителей, анализ личностно ориентированных занятий, выявлено, что их результативность выше, хотя требуется довольно значительная подготовка к ним.
В текущем году были проведено четыре совещания при завуче, на которых были рассмотрены методические вопросы:
- Проверка рабочих программ.
- Диагностика выявления затруднений в работе учителя.
- Повышение качества проведённых учебных занятий.
- рассмотрение материалов к итоговым контрольным работам и переводным экзаменам.
- Ведение школьной документации.
В школе работали методические объединения: общественно научного цикла, естественно научного цикла, математики, русского языка и литературы, иностранного языка, эстетической направленности и начальных классов. В работе методических объединений поднимались вопросы повышения качества образования через использование современных образовательных технологий, обмен опытом путем взаимопосещений уроков или их фрагментов, обмен опытом по темам самообразования. Исходя из анализа работы методических объединений, можно сделать вывод о том, что поставленные цели достигнуты, намечены ориентиры дальнейшей работы. Необходимо отметить, что было проведено мало открытых уроков на школьном уровне. При планировании работы МО на следующий учебный год нужно подойти к этому вопросу серьезно.
Одним из приоритетных направлений работы школы является - создание системы поддержки талантливых детей.
Педагогический коллектив школы продолжает работу по реализации программы «Одаренные дети Красноярья» цели и задачи которой:
1.Выявление одаренных детей.
Для реализации первой цели реализуются следующие задачи:
знакомство педагогов с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми;
обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование;
накопление библиотечного фонда по данному вопросу;
знакомство педагогов с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики;
проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои способности.
2. Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии их способностей.
Основными формами работы с одаренными учащимися является
участие в олимпиадах:
Ежегодно учащиеся нашей школы принимают участие в районном этапе Всероссийского конкурса предметных олимпиад.
Необходимо отметить, что в этом учебном году количество призовых мест снизилось, что свидетельствует о менее качественной подготовке учащихся к олимпиаде педагогами школы.
Наиболее результативными оказались олимпиады по русскому языку (3 призовых места из 8 участников), химии (2 призовых места из 8 участников), ОБЖ (2 призовых места из 2 участников), истории (2 призовых места из 9 участников). По остальным предметам (физика, биология, математика, география, английский язык, обществознание) учащиеся школы призовых мест не заняли.
Таким образом, можно сделать выводы, что:
Подобные результаты свидетельствуют о необъективности отбора участников или о завышении баллов на школьном этапе всероссийской олимпиады.
Не отработана система отбора учеников на школьный и муниципальный этапы олимпиад.
Ученики в большинстве случаев готовятся к олимпиадам непосредственно перед их проведением.
В методических объединениях не проводится на должном уровне анализ результатов олимпиад.
Таким образом, руководителям МО необходимо обсудить на заседаниях результаты участия в муниципальном туре олимпиад, выяснить причины низкой результативности выступления учащихся и определить меры совершенствования работы учителей МО с одаренными учащимися.
Наряду с позитивными моментами есть и ряд проблем, прежде всего низкая результативность выступления учащихся 5-8-х классов в олимпиадах, за последний года снизилось количество побед и призовых мест в конкурсах различных уровней, ученики школы меньше стали принимать участие во Всероссийских конкурсах и конференциях. Это обусловлено рядом причин:
- отсутствие личной заинтересованности педагогов;
- часто один и тот же одаренный учащийся задействован в ряде проектов, что снижает качество выполнения.
Над разрешением этих проблем предстоит работать педагогическому коллективу в следующем учебном году.
Анализ учебной деятельности.
Учебный план МКОУ «Сухобузимская средняя общеобразовательная школа» на 2014-2015 учебный год был составлен на основе нормативных документов федерального, регионального уровней и направлен на реализацию следующих целей:
-реализацию базисного компонента учебного плана, включающего в себя государственный стандарт по основным отраслям наук, выполнение которого обеспечивается системой взаимосвязанных курсов обязательных дисциплин; ФГОС начального общего образования (1-4 классы);
-обеспечение индивидуального развития ребёнка;
-сохранение и укрепление физического, психического и социально-нравственного здоровья школьников;
-реализация в образовательной деятельности принципов гуманизма, индивидуализации обучения, творческой деятельности школьников и создания для учащихся обстановки психологической комфортности.
Учебные программы на 2014-2015 учебный год пройдены в полном объеме.
Анализ успеваемости и качества знаний за 2014-2015 учебный год.
В основной и средней школе на конец учебного года обучалось 319 учащихся.
Данные сохранности контингента учащихся.
Всего учащихся
| 2013-2014 учебный год
| На начало учебного года
| 319
| На конец учебного года
| 319
| Прибыло в течение года в основное и среднее звено:
| 15
| Выбыло в течение года:
| 15
| Из таблицы видно, что контингент обучающихся стабилен, движение незначительное и не вносит дестабилизацию в процесс развития школы.
Итоги успеваемости по классам за 2014-2015 учебный год.
Класс
| Кол-во уч-ся
| На «5»
| На «5» и «4»
| На «3»
| На «2», н/а
| Успевае-мость
| Качество знаний
| 5а
| 22
| 1
| 12
| 8
| 1
| 95%
| 59%
| 5б
| 22
| 1
| 5
| 16
|
| 100%
| 27%
| 5в
| 21
| 1
| 6
| 13
| 1
| 95%
| 33%
| 6а
| 22
|
| 10
| 12
|
| 100%
| 45%
| 6б
| 20
| 2
| 5
| 13
|
| 100%
| 32%
| 6в
| 12
|
| 2
| 9
| 1
| 92%
| 17%
| 7а
| 18
|
| 2
| 15
| 1
| 94%
| 11%
| 7б
| 22
| 4
| 4
| 14
|
| 100%
| 36%
| 8а
| 20
| 1
| 8
| 11
|
| 100%
| 45%
| 8б
| 18
| 1
| 4
| 13
|
| 100%
| 28%
| 8в
| 12
|
| 1
| 11
|
| 100%
| 8%
| 9а
| 22
|
| 4
| 18
|
| 100%
| 18%
| 9б
| 22
| 1
| 3
| 18
|
| 100%
| 18%
| 10а
| 19
| 2
| 6
| 10
| 1
| 95%
| 42%
| 10б
| 18
| 3
| 4
| 10
| 1
| 94%
| 39%
| 11а
| 13
| 2
| 5
| 6
|
| 100%
| 54%
| 11б
| 16
| 1
| 5
| 10
|
| 100%
| 38%
| Итого по школе
| 319
| 20
| 86
| 207
| 6
| 98%
| 33%
| Анализ результатов обучения показывает, что качество знаний неодинаково по классам и по ступеням обучения.
В 5-6 классах успеваемость составляет 97%, качество знаний 38%, в 7-9 классах успеваемость - 99%, качество знаний - 29%, в 10-11 классах успеваемость - 97%, качество знаний - 42%.
Показатель «качество знаний» выше в 5-6 и 10-11 классах, он больше общешкольного показателя, что свидетельствует об обдуманном подходе учителей к методам и средствам обучения, а также более ответственном отношении учащихся этого возраста к обучению в школе.
Способствовала повышению качества знаний работа коллектива по повышению качества обучения: мониторинг ЗУН учащихся в течение года, анализ преемственности в обучении, работа классных руководителей, учителей-предметников по разнообразию форм работы с учащимися для повышения мотивации к обучению; но уровень познавательных интересов обучающихся всё же низок; большая заинтересованность учащихся в овладении знаниями чувствуется не у всех, особенно в средних классах.
Показатель качества обученности не всегда даёт объективную оценку работы учителей-предметников, классных руководителей, т.к. здесь большое значение играет ещё и подбор класса, способности учащихся.
Администрации школы следует проанализировать систему работы тех классных руководителей и учителей-предметников с целью выявления причин снижения показателя «качество знаний» при переходе с одной ступени на другую, усилить контроль качества преподавания предметов в этих классах и объективность оценивания знаний учащихся.
Сравнительный анализ результата учебной работы в школе показывает, что численный состав учащихся на протяжении последних 2 лет почти не изменяется;
- количество «отличников» и «хорошистов» колеблется в незначительных пределах;
- уровень качества знаний колеблется незначительно;
- уровень обученности достаточно стабилен.
|