ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ
К АРБИТРАЖНОМУ ПРОЦЕССУАЛЬНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Под редакцией
П.В. КРАШЕНИННИКОВА Авторский коллектив Андреева Татьяна Константиновна, заместитель Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, кандидат юридических наук - ст. ст. 273 - 308.
Загайнова Светлана Константиновна, профессор кафедры гражданского процесса Уральской государственной юридической академии, доктор юридических наук - ст. ст. 167 - 183.
Закарлюка Александр Викторович, старший преподаватель кафедры гражданского процесса Уральской государственной юридической академии - ст. ст. 27 - 39.
Крашенинников Павел Владимирович, председатель Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации - вступительное слово, ст. ст. 64 - 89; 191 - 196 (в соавт. с О.А. Рузаковой); 225.1 - 225.3, комментарий к Федеральному закону "О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации".
Куликова Мария Анатольевна, судья Свердловского областного суда, доцент кафедры гражданского процесса Уральской государственной юридической академии, кандидат юридических наук - ст. ст. 59 - 63, 101 - 112, 138 - 151, 226 - 229, 318 - 332.
Курочкин Сергей Анатольевич, доцент кафедры гражданского процесса Уральской государственной юридической академии, кандидат юридических наук - ст. ст. 230 - 246, 253 - 256.
Муршудова Вусале Муршуд кызы, консультант аппарата Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству - ст. ст. 222.1 - 222.9, 225.8, 225.9.
Петрова Виктория Владимировна, судья Федерального арбитражного суда Московского округа, кандидат юридических наук, доцент - ст. ст. 225.10 - 225.17.
Решетникова Ирина Валентиновна, председатель Федерального арбитражного суда Уральского округа, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации - ст. ст. 17 - 26, 40 - 58, 113 - 118, 121 - 124, 133 - 137, 152 - 166, 257 - 272.1.
Рузакова Ольга Александровна, заместитель руководителя аппарата Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, доктор юридических наук - ст. ст. 1 - 16, 90 - 100, 189, 190; 191 - 196 (в соавт. с П.В. Крашенинниковым); 197 - 222, 223 - 225, 225.4 - 225.7, 247 - 252, 309 - 317.
Царегородцева Екатерина Анатольевна, доцент кафедры гражданского процесса Уральской государственной юридической академии, кандидат юридических наук - ст. ст. 119, 120, 125 - 132, 184 - 188. Вступительное слово В 2012 г. исполнилось 10 лет с момента принятия и вступления в силу Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации <1> (далее - АПК РФ, АПК 2002 г., Кодекс), принятого Государственной Думой 14 июня 2002 г., одобренного Советом Федерации 10 июля 2002 г. и подписанного Президентом Российской Федерации 24 июля 2002 г. Первая официальная публикация была осуществлена в "Парламентской газете" 27 июля 2002 г. На основании ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 96-ФЗ "О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" <2> (далее - Вводный закон к АПК РФ) Кодекс вступил в силу с 1 сентября 2002 г. Разрыв в сроке между публикацией и введением в действие обусловлен необходимостью изучения судьями и возможными участниками гражданского судопроизводства.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства Российской Федерации (далее - СЗ РФ). 2002. N 30. Ст. 3012.
<2> Там же. Ст. 3013. В Советском Союзе спор между хозяйствующими субъектами разрешался не в судебном порядке, а органом исполнительной власти - Арбитражем при Совете Министров СССР. Учитывая, что собственником практически всех предприятий в то время было государство, такого рода разбирательства больше напоминали "борьбу нанайских мальчиков". С возникновением частной собственности появление арбитражного судопроизводства стало насущной необходимостью. Без цивилизованной процедуры разрешения споров между хозяйствующими субъектами становление и развитие рыночной экономики в нашей стране были невозможны.
Именно бурное развитие рыночных отношений стало причиной частой сменяемости экономического, и в частности арбитражного, законодательства. Это третий Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации начиная с 1992 г. Первый АПК от 5 марта 1992 г. N 2447-1 <1> утратил силу со вступлением в силу АПК от 5 мая 1995 г. N 70-ФЗ <2>, который действовал до 1 сентября 2002 г., за исключением некоторых статей.
--------------------------------
<1> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 16. Ст. 836.
<2> СЗ РФ. 1995. N 19. Ст. 1709. Однако по мере накопления судебной практики и освоения хозяйствующими субъектами цивилизованных судебных процедур повышалась и стабильность арбитражного законодательства. Если первый АПК РФ просуществовал три года, то второй - шесть лет. Нынешний 10-летний юбилей третьего АПК РФ, несомненно, свидетельствует, что законодатель все это время двигался в правильном направлении.
Полагаем большой удачей то обстоятельство, что в Комитете Государственной Думы по законодательству, где велась работа по принятию Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в то же время находился на рассмотрении проект Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ, ГПК) <1>, и значительная часть высококлассных специалистов участвовали в подготовке этих процессуальных законов. Представляется, что обе рабочие группы серьезно обогатили друг друга знаниями и наработками, и, с одной стороны, в той мере, в какой это было возможно, тексты процессуальных законов весьма схожи.
--------------------------------
<1> Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (вступил в силу с 1 февраля 2003 г.) // СЗ РФ. 2002. N 46. Ст. 4532. С другой стороны, на заседании Комитета с участием представителей двух рабочих групп были приняты принципиальнейшие как для права, так и для экономики решения, которые нашли отражение и в ГПК РФ, и в АПК РФ. Речь идет, во-первых, о корпоративных спорах (в широком смысле). Напомню, что до 1 сентября 2002 г. исковые заявления по таким спорам можно было подавать юридическим лицам - в арбитражные суды по месту нахождения юридического лица, гражданам - в суды общей юрисдикции по месту жительства гражданина. Такая ситуация приводила к тому, что зачастую решения судов "конкурировали" друг с другом со всеми вытекающими последствиями: стагнация компаний, отсутствие налоговых поступлений в бюджет, залихватские силовые акции с привлечением различных правоохранительных структур, названные в народе "маски-шоу", и т.д. В настоящее время такая "конкуренция" ликвидирована и подобные споры рассматриваются только арбитражными судами.
Во-вторых, ликвидирована неопределенность по поводу оспаривания нормативных актов. Теперь подобные споры рассматриваются по подведомственности. Если речь идет об акте, затрагивающем экономические отношения, например, Федеральной антимонопольной службы, то этот спор будет рассматриваться в арбитражном суде. Если речь идет об акте, к примеру, касающемся жилищных прав граждан, Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, то спор будет рассматриваться в суде общей юрисдикции.
В-третьих, упорядочено исполнение решений иностранных судов. Теперь такое исполнение осуществляется через суды, на чью подведомственность распространяется конкретное дело. Например, исполнение решения суда об уплате алиментов будет идти через суд общей юрисдикции, а исполнение решения о взыскании ущерба, причиненного непоставкой продукции, - через арбитражный суд.
Осознавая рамки и жанр вступительного слова, хотелось бы остановиться только на некоторых принципиально важных положениях АПК 2002 г.
1. Закрепление на законодательном уровне института арбитражных заседателей.
2. Расширение компетенции арбитражных судов, в частности, за счет дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, экономических споров и дел, связанных с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, дел об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов, корпоративных и некоторых других дел.
3. Ограничение полномочий прокурора в арбитражном процессе. Так, прокуроры вправе обращаться в арбитражный суд с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; с исками о признании недействительными сделок и о применении последствий недействительных сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ и органами местного самоуправления, а также государственными (муниципальными) унитарными предприятиями, учреждениями и юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых участвуют Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования (ст. 52).
4. Введение новых участников процессуальных отношений - помощника судьи и секретаря судебного заседания (ст. 58).
5. Закрепление новых обеспечительных мер, направленных на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя, в том числе предварительных обеспечительных мер (ст. 90).
6. По аналогии с гражданским судопроизводством - определение процедуры оставления искового заявления без движения (ст. 128).
7. Регламентирование подготовки дела к судебному разбирательству как самостоятельной стадии процесса и действий судьи, а также других участников процесса (ст. ст. 136, 137).
8. Ведение секретарем протокола судебного заседания по аналогии с гражданским процессом. Ранее протокол фиксировал лишь движение процесса и велся судьей (ст. 155).
9. Введение нового раздела, регулирующего производство по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, в арбитражном суде первой инстанции.
10. Закрепление упрощенного производства, осуществляемого в случае, если требования истца носят бесспорный характер (гл. 29).
11. Изменение порядка пересмотра судебных актов в порядке надзора (гл. 36). Ограничены права прокурора в части вынесения обязательных к рассмотрению протестов.
За период действия АПК 2002 г. в него были внесены изменения и дополнения федеральными законами.
В связи с принятием гл. 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, НК) о государственной пошлине Федеральным законом от 2 ноября 2004 г. N 127-ФЗ <1> внесены изменения в статьи АПК РФ, устанавливающие особенности уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражные суды.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2004. N 45. Ст. 4377. Федеральный закон от 31 марта 2005 г. N 25-ФЗ <1> снял ограничения в отношении представителей организаций, участвующих в арбитражном процессе. Согласно ч. 5 ст. 59 АПК РФ представителями организаций могли выступать в арбитражном суде по должности руководители организаций, действующие в пределах полномочий, предусмотренных федеральным законом, иным нормативным правовым актом, учредительными документами, или лица, состоящие в штате указанных организаций, или адвокаты. Данное положение было признано неконституционным Постановлением Конституционного Суда РФ от 16 июля 2004 г. N 15-П "По делу о проверке конституционности части 5 статьи 59 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросами Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан, губернатора Ярославской области, Арбитражного суда Красноярского края, жалобами ряда организаций и граждан" <2> и исключено из АПК РФ.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2005. N 14. Ст. 1210.
<2> СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3282. Федеральным законом от 27 декабря 2005 г. N 197-ФЗ <1> ст. 319 АПК 2002 г. дополнена нормой о приложении удостоверенной судом копии судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2006. N 1. Ст. 8. Изменения, затрагивающие порядок исполнения актов арбитражного суда, были внесены Федеральным законом от 2 октября 2007 г. N 225-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <1> в связи с принятием нового Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" <2> (далее - Закон об исполнительном производстве), вступившего в силу с 1 февраля 2008 г.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2007. N 41. Ст. 4845.
<2> Там же. Ст. 4849. Федеральный закон от 11 июня 2008 г. N 85-ФЗ "О внесении изменений в статьи 103 и 117 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 119 и 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" <1> перевел штрафы, установленные АПК РФ, определявшиеся ранее исходя из минимальных размеров оплаты труда, в твердые суммы.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2008. N 24. Ст. 2798. Кроме того, в 2008 г. Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 138-ФЗ "О внесении изменений в статьи 38 и 39 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" <1> определил исключительную подсудность по спорам, в которых одной из сторон является арбитражный суд.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2008. N 30 (ч. 1). Ст. 3594. Существенные изменения в АПК РФ, а также в федеральные законы о юридических лицах были внесены Федеральным законом от 19 июля 2009 г. N 205-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <1>, в частности была установлена исключительная подсудность всех дел по спорам акционеров (участников иных хозяйственных товариществ и обществ, членов кооперативов и некоммерческих организаций), связанных с деятельностью хозяйственных товариществ и обществ, введены правило об обязательном соединении в одно производство тесно связанных между собой требований, вытекающих из корпоративных отношений, а также ограничения, направленные на упорядочение процедуры принятия обеспечительных мер, и др.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2009. N 29. Ст. 3642. В связи с принятием Федерального закона от 30 апреля 2010 г. N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" <1> Федеральным законом от 30 апреля 2010 г. N 69-ФЗ <2> были внесены соответствующие изменения в АПК РФ.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2010. N 18. Ст. 2144.
<2> Федеральный закон от 30 апреля 2010 г. N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" // СЗ РФ. 2010. N 18. Ст. 2145. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 194-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" <1> определил правовое положение медиатора в арбитражном процессе.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2010. N 31. Ст. 4163. Серьезные изменения, в частности, о порядке участия в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи были внесены Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" <1>.
-------------------------------- 1>1>1>2>1>2>1>1>1>1>1>1>1>2>1>2>1>1>1>2>1>2>1>1>1>1>1>2>1>2>1>2>1>2>1> |