Порядок организации производства экспертиз по делам об административных правонарушениях, уголовным делам


Скачать 299.98 Kb.
НазваниеПорядок организации производства экспертиз по делам об административных правонарушениях, уголовным делам
ТипДокументы
filling-form.ru > бланк заявлений > Документы




Приложение № 2 к приказу ФТС России от ________________№ ________



Порядок организации производства экспертиз по делам об административных правонарушениях, уголовным делам
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок организации производства экспертиз по делам об административных правонарушениях, уголовным делам определяет условия и порядок организации производства экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях таможенных органов Российской Федерации в соответствии с требованиями международных соглашений Российской Федерации, Конституции Российской Федерации, Уголовного кодекса Российской Федерации, Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП России), Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», иных федеральных законов и нормативных правовых актов, регулирующих организацию и производство экспертиз, приказов и распоряжений ФТС России и иных нормативных актов.

2. Производство экспертиз по делам об административных правонарушениях, уголовным делам для судов, правоохранительных органов Российской Федерации (далее – экспертиза) в соответствии с нормами Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и КоАП России наряду со специализированными учреждениями (подразделениями) федеральных органов исполнительной власти и лицами, обладающими специальными знаниями (эксперты негосударственных судебно-экспертных учреждений, а также лица, не работающие в негосударственных судебно-экспертных учреждениях), осуществляется и таможенными экспертами Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления (далее – ЦЭКТУ).

При отсутствии в региональном филиале ЦЭКТУ возможности производства экспертизы (в случае, если отсутствуют эксперт конкретной специальности, необходимая материально-техническая база либо специальные условия для проведения исследований) ее производство (по согласованию) осуществляется в ближайшем экспертно-исследовательском подразделении ЦЭКТУ.

В случае отсутствия такого подразделения производство экспертиз осуществляется ЦЭКТУ (г. Москва) или иные уполномоченные организации.

Экспертизы могут быть назначены в иные уполномоченные организации в случае невозможности ее производства в ЦЭКТУ.

Производство экспертиз иными экспертами из числа лиц, обладающих специальными знаниями, либо иными уполномоченными организациями осуществляется в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации на основании договоров, заключенных таможенными органами с экспертными организациями.

3. При производстве экспертиз ЦЭКТУ осуществляет функции, исполняет обязанности, имеет права и несет ответственность в соответствии с Федеральным законом от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».

4. Производство экспертиз в ЦЭКТУ организовывается по региону деятельности соответствующего регионального таможенного управления. Территориальная ответственность каждого структурного подразделения определяется приказом ЦЭКТУ.

5. Основаниями для производства экспертиз в ЦЭКТУ являются: определение (постановление) суда, должностного лица, ведущего производство по уголовному делу или делу об административном правонарушении, производящего дознание. Датой назначения экспертизы считается день вынесения соответствующего определения или постановления.

ЦЭКТУ осуществляет первичные, повторные, дополнительные, комплексные, комиссионные и наиболее сложные экспертизы, требующие применения уникальной аппаратуры или новых методик, а также иные экспертизы в соответствии с перечнем родов (видов) экспертиз.

6. Организация и производство экспертиз возлагаются на начальника ЦЭКТУ, который пользуется правами и выполняет обязанности, предусмотренные Федеральным законом от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, приказами и распоряжениями ФТС России, иными актами и настоящим Порядком.

Начальник ЦЭКТУ вправе делегировать часть своих полномочий по организации и производству экспертиз своим заместителям, начальникам региональных филиалов ЦЭКТУ, начальникам иных структурных подразделений Управления, о чем издается приказ. При этом в их должностных инструкциях указывается, какие конкретно полномочия им делегируются.

7. Производство экспертиз осуществляется экспертами ЦЭКТУ, аттестованными на право самостоятельного производства экспертиз по соответствующей экспертной специальности в порядке, установленном приказом ФТС России.

Эксперты ЦЭКТУ имеют права и выполняют обязанности эксперта, предусмотренные Федеральным законом от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», а также соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Российской Федерации, приказами и распоряжениями ФТС России, иными актами и настоящим Порядком.

Эксперты-стажеры, прошедшие в установленном порядке подготовку по конкретной экспертной специальности, могут участвовать в производстве экспертиз под руководством наставника, имеющего право производства экспертиз по соответствующей специальности. При этом экспертиза, произведенная в указанном порядке, не является комиссионной, заключение эксперта подписывается наставником.

8. Эксперт дает заключение от своего имени на основании проведенных исследований в соответствии со специальными знаниями и несет за него ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

О предупреждении эксперта об ответственности за дачу заведомо ложного заключения в соответствии с законодательством Российской Федерации берётся соответствующая подписка предусмотренная в заключении эксперта.

9. Экспертизы в ЦЭКТУ проводятся в порядке очередности поступления материалов. При производстве экспертиз учитываются нормы затрат времени на производство экспертиз, установленные приказом ФТС России.

Сроки производства экспертиз могут быть изменены начальником ЦЭКТУ по мотивированному обращению органа или лица, назначившего экспертизу, в целях соблюдения процессуальных сроков.

10. ЦЭКТУ осуществляет научно-методическое и организационное обеспечение производства экспертиз в его региональных филиалах.

II. Порядок приема материалов экспертизы
11. Материалы экспертизы принимаются в день их поступления и регистрируются.

12. Прилагаемые к постановлению (определению) о назначении экспертизы объекты исследования, в том числе образцы (пробы), принимаются в упакованном, опломбированном и опечатанном виде. Упаковка должна содержать пояснительные надписи, включая сведения о лице, проводившем упаковку, его подпись и дату, и исключать возможность доступа к содержимому без ее повреждения.

Вскрытие упаковки с поступившими материалами производится экспертом, которому поручено ее производство. При необходимости (по усмотрению эксперта) осуществляется комиссионное вскрытие поступивших материалов.

Отсутствие упаковки или ее повреждение недопустимо, объекты исследования и материалы возвращаются без исполнения лицу, назначившему экспертизу.

Сведения об отсутствии упаковки объектов, а также о наличии повреждений упаковки указываются на копии постановления, в реестре или почтовом уведомлении, а также в заключении эксперта.

Материалы дела принимаются в прошитом виде с пронумерованными листами. В сопроводительном письме указывается количество томов (листов в каждом томе).

Прилагаемые к постановлению (определению) о назначении экспертизы копии документов должны быть надлежащего качества и заверены лицом, назначившем экспертизу.

Прилагаемые к постановлению (определению) о назначении экспертизы образцы (пробы) и копии документов должны быть перечислены в постановлении (определении) о назначении экспертизы.

12.1. Взятие проб и образцов при производстве административных расследований по делам об административных правонарушениях осуществляется в порядке статьи 26.5 КоАП России и оформляется протоколом в соответствии с формой, утвержденной ФТС России.

Пробы или образцы, а также вещественные доказательства соответствующим образом упаковываются и опечатываются ярлыками обеспечения сохранности упаковки.

12.2. Материалы и предметы, направляемые на экспертизу при производстве уголовных дел, соответствующим образом упаковываются и опечатываются ярлыками обеспечения сохранности упаковки.

13. Материалы и образцы доставляются должностными лицами органа, назначившего экспертизу, на постановлении (определении) о назначении экспертизы, на копии которого указываются дата и время получения материалов, наличие (отсутствие) упаковки представленных объектов, факт соответствия количества представленных упаковок (объектов) и имеющихся на упаковке реквизитов, сведений, указанных в постановлении (определении). Данные записи скрепляются подписью принимающего лица на копии постановления (определения) и лица, представившего материалы, на постановлении (определении), которое остается в ЦЭКТУ.

При несоответствии представленных материалов (документы, образцы/пробы) их перечню в постановлении (определении) приглашается должностное лицо, назначившее экспертизу, и результат несоответствия фиксируется в акте вскрытия упаковки и в рапорте эксперта. На его основании начальник приостанавливает производство экспертизы и письменно информирует лицо (орган), назначивший экспертизу, о невозможности ее производства без устранения выявленных несоответствий.
III. Процедура проведения осмотра товаров
14. Настоящая процедура распространяется на технические средства и товары (крупногабаритные, объемные или иные товары), которые не могут быть представлены в ЦЭКТУ, экспертно-криминалистическую службу для проведения экспертизы.

15. Осмотр объектов исследования проводится в случае, когда без непосредственного осмотра товаров (технических средств) невозможно проведение экспертных исследований. Основанием для проведения осмотра являются постановление (определение) суда, должностного лица, ведущего производство по уголовному делу или по делу об административном правонарушении, производящего дознание следователя.

16. Эксперт направляет письменное ходатайство органу (лицу), назначившему экспертизу, о необходимости осмотра товаров (технических средств), являющихся объектом экспертного исследования, в месте их хранения (месте нахождения) и согласовывает время проведения осмотра товаров (технических средств) с указанным органом (лицом).

17. Орган (лицо), назначившее экспертизу, обеспечивает подготовку товаров (технических средств) для осмотра экспертом (обеспечивает доступ к товарам, вскрытие упаковок и т.д.) и сообщает эксперту время и место осмотра.

18. Эксперт должен:

- своевременно прибыть на место осмотра;

- предоставить органу (лицу), назначившему экспертизу, копии решения о назначении экспертизы и копию ходатайства о необходимости проведения осмотра товара в месте хранения (месте нахождения) товара;

- иметь необходимые технические средства (осветительные, измерительные, фото-, видеоаппаратуру и др.);

- произвести осмотр представленных товаров для установления их наименования, физических характеристик, идентификационных признаков, признаков состояния товаров, упаковки, условий хранения и других признаков, необходимых для решения поставленных перед экспертом вопросов в полном объеме;

- зафиксировать данные, полученные при осмотре, в соответствующем акте осмотра товаров, при необходимости произвести фото- или видеосъемку, о чем сделать соответствующую запись в акте осмотра.

19. При значительном количестве объектов осмотра, не позволяющем произвести их осмотр в течение рабочего дня, эксперт совместно с органом (лицом), назначившим экспертизу, составляет график поэтапного их осмотра и определяет конкретные даты проведения осмотра.

20. По результатам проведенного осмотра эксперт оформляет акт осмотра товара.

21. Акт осмотра товара подписывается экспертом, должностным лицом органа, назначившего экспертизу. Акт осмотра хранится в ЦЭКТУ (в наблюдательном производстве по данной экспертизе с материалами экспертизы).

22. При выполнении осмотра товаров (технических средств) в месте их хранения (месте нахождения) эксперт должен соблюдать правила техники безопасности и пожарной безопасности, установленные для конкретной территории, помещения и товаров.
IV. Организация производства экспертизы
23. Поступившие на экспертизу материалы рассматриваются начальником ЦЭКТУ (заместителем начальника ЦЭКТУ, курирующим экспертную деятельность), либо начальником экспертно-криминалистической службы -регионального филиала ЦЭКТУ (заместителем начальника экспертно-криминалистической службы – регионального филиала ЦЭКТУ), начальником экспертно-исследовательского отдела (отделения), иным уполномоченным должностным лицом ЦЭКТУ (далее – начальник экспертного подразделения) и передаются эксперту в течение суток, а в случае их поступления в нерабочие дни - в первый рабочий день, следующий за выходным или праздничным днём.

В случае необходимости проведения экспертизы, не терпящей отлагательств (например, производство экспертиз наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ), производство экспертизы организуется в особом порядке.

24. При рассмотрении поступивших материалов начальник экспертного подразделения изучает постановление (определение) о назначении экспертизы, определяет вид, характер и объем предстоящего исследования и на этом основании осуществляет:

определение конкретного эксперта (экспертов), а также ведущего эксперта при производстве комиссионной или комплексной экспертизы;

установление необходимости принятия решения о ходатайстве перед органом или лицом, назначившим экспертизу, о включении в состав комиссии лиц, не работающих в ЦЭКТУ, если для дачи заключения необходимы специальные знания;

рассмотрение поступивших заявлений об отводе эксперта (экспертов) и подготовку для лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении или проводящего дознание по уголовному делу, заключения об обоснованности отвода эксперта (экспертов);

установление необходимости реализации иных мероприятий, предусмотренных Федеральным законом от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», процессуальным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

25. При наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», процессуальным законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, ФТС России, настоящим Порядком, начальник экспертного подразделения ЦЭКТУ возвращает материалы экспертизы лицу, назначившему ее без исполнения, с указанием причин возврата в сопроводительном письме.

Начальник ЦЭКТУ, экспертно-криминалистической службы – регионального филиала ЦЭКТУ вправе возвратить без исполнения постановление или определение о назначении экспертизы, представленные для ее производства объекты исследования и материалы дела с указанием оснований возврата:

- недостаточности массы, объема, объектов исследования (или объектов для сравнительного исследования);

- ненадлежащего оформления постановления (определения) или несоответствия упаковки проб или образцов требованиям, утвержденным правовым актом ФТС России;

- отсутствия в учреждении эксперта требуемой специальности;

- отсутствия необходимой материально-технической базы;

- отсутствия специальных условий для проведения исследований.

Срок установления указанных оснований со дня получения постановления (определения) о назначении экспертизы не может составлять более 3 (трех) дней.

26. О сроках производства экспертизы начальник экспертного подразделения обязан уведомить орган (лицо), назначивший(ее) экспертизу (для своевременного принятия необходимых процессуальных решений), в случаях:

если первоначально устанавливаемый срок ее производства превышает 20 (двадцать) дней;

если требуется продление ранее установленного срока производства экспертизы; при этом указываются причины, послужившие основанием для принятия такого решения;

если экспертиза по уголовному делу или по делу об административном правонарушении не может быть выполнена в установленные сроки, начальник ЦЭКТУ, экспертно-криминалистической службы – регионального филиала ЦЭКТУ или структурного подразделения ставит об этом в известность не позднее, чем за 3 (три) дня до истечения указанного срока, должностное лицо, назначившее экспертизу, и устанавливает по согласованию с ним дополнительный срок в соответствии со статьей 28.7 КоАП России.

27. Комиссионное производство экспертизы поручается двум и более экспертам и выполняется в случаях:

прямого указания об этом в постановлении (определении) о назначении экспертизы;

необходимости исследования большого объема материалов и (или) большого количества объектов;

когда это будет признано начальником экспертного подразделения целесообразным.

При этом начальник экспертного подразделения назначает эксперта, ответственного за выполнение комиссионной экспертизы, который обеспечивает организацию и координацию деятельности комиссии экспертов, в том числе определяет оптимальную последовательность проведения исследований различных видов.

28. Эксперт, получив материалы экспертизы, обязан:

изучить постановление (определение) о назначении судебной экспертизы и состояние упаковки представленных для исследования объектов (целостность, наличие признаков повторной упаковки, возможность доступа к объектам без нарушения упаковки);

установить соответствие представленных объектов перечню, приведенному в постановлении (определении), и оценить их достаточность для решения поставленных перед ним вопросов;

оценить возможность производства экспертизы в срок, установленный начальником экспертного подразделения, исходя из вида, характера и объема предстоящих исследований;

принять меры к обеспечению сохранности объектов.

29. При наличии объективных оснований, указывающих на невозможность своевременного выполнения экспертизы, начальник экспертного подразделения на основании мотивированного рапорта эксперта, поданного не позднее, чем за 3 (три) дня до истечения основного срока, устанавливает новый срок производства экспертизы, о чём направляет лицу, назначившему экспертизу, письменное уведомление с указанием причин. Продление срока проведения экспертизы должно быть согласовано с должностным лицом, назначившим экспертизу.

30. После устранения органом или лицом, назначившим экспертизу, причин, препятствующих проведению исследования, производство может быть возобновлено, при этом срок производства экспертизы продлевается на количество дней, затраченных на устранение данных причин.

В случае отказа либо невозможности устранения вышеуказанных причин, а также отсутствия ответа органа или лица, назначившего экспертизу, в течение 20 (двадцати) суток со дня направления мотивированного сообщения материалы экспертизы возвращаются без исполнения в следующий рабочий день с указанием причин невозможности ее проведения.

31. В случаях недостаточности представленных эксперту материалов для решения поставленных вопросов и (или) отсутствия в постановлении (определении) разрешения на применение при проведении экспертизы разрушающих методов (при наличии такой необходимости) эксперт направляет в установленном порядке ходатайство органу или лицу, назначившему экспертизу, по факсу с досылкой либо по оперативным каналам связи.

Производство экспертизы до получения необходимых и достаточных материалов (разрешения) приостанавливается, но не более чем на двадцать суток.

32. В случае получения отрицательного ответа или его отсутствия эксперт проводит экспертизу по представленным для исследования материалам с применением неразрушающих методов или возвращает их в установленном порядке с указанием причин невозможности проведения экспертизы или решения отдельных вопросов в полном объеме.

33. В случаях болезни, командировки эксперта, имеющего в производстве экспертизу, начальник экспертного подразделения продлевает срок ее производства данным экспертом либо поручает её производство другому эксперту по согласованию с органом или должностным лицом, назначившим экспертизу.

34. При производстве экспертизы эксперт пользуется правами, закреплёнными статьёй 17 Федерального закона от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», а также правами, предусмотренными соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.

35. Приступив к проведению экспертизы, эксперт применяет рекомендованные экспертные методики, утвержденные приказом ФТС России, иные методики иных государственных экспертных организаций и имеющиеся в распоряжении ЦЭКТУ технические средства, иные технические средства, используемые в установленном порядке для полного, объективного и научно-обоснованного ответа на поставленные перед ним вопросы.

При этом в первую очередь применяются методики, не связанные с видоизменением, разрушением или расходованием объектов исследования.

36. По результатам исследований эксперт составляет заключение в соответствии с требованиями Федерального закона от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» и соответствующего процессуального законодательства Российской Федерации.

Заключение эксперта оформляется в 2 (двух) экземплярах на специальном бланке. Каждая страница заключения, включая приложения, подписывается экспертом и заверяется оттиском соответствующей печати ЦЭКТУ (экспертно-криминалистической службы - регионального филиала ЦЭКТУ). Бланк заключения имеет специальную защиту. Вид защиты определяется ЦЭКТУ самостоятельно и согласовывается с курирующим ЦЭКТУ заместителем руководителя ФТС России, о чем издается приказ ЦЭКТУ.

37. Заключение эксперта включает вводную, исследовательскую части и выводы.

38. Во вводной части заключения эксперта указываются:

сведения об экспертном учреждении или подразделении;

дата, время и место проведения экспертизы, ее номер, наименование и вид;

сведения об эксперте - фамилия, имя и отчество, образование, специальность, стаж работы, ученая степень и (или) ученое звание, занимаемая должность;

основания производства экспертизы - вид, дата вынесения постановления (определения), номер, краткое изложение обстоятельств дела, по которому оно вынесено;

сведения об органе или лице, назначившем экспертизу;

предупреждение или сведения о предупреждении эксперта об ответственности за дачу заведомо ложного заключения;

данные о лицах, присутствовавших при производстве экспертизы;

объекты исследований и материалы, представленные для производства экспертизы, наличие и состояние их упаковки;

вопросы, поставленные перед экспертом или комиссией экспертов (в формулировке постановления (определения).

При наличии нескольких вопросов эксперт имеет право сгруппировать их, изложить в той последовательности, которая обеспечивает наиболее целесообразный порядок проведения исследования.

39. В исследовательской части заключения эксперта отражаются содержание и результаты исследований с указанием примененных методов, в том числе:

объекты исследований и материалы, представленные для производства экспертизы, наличие и состояние их упаковки;

обстоятельства дела, имеющие значение для дачи заключения и принятые экспертом в качестве исходных данных;

сведения о ходатайствах эксперта о представлении дополнительных материалов и результатах их рассмотрения с указанием дат их заявления и получения;

содержание этапов исследования с указанием методов исследования, использованных технических средств и расходных материалов, условий их применения и полученные результаты;

сведения о примененных методиках, которыми эксперт руководствовался при разрешении поставленных вопросов;

цели, условия и результаты проведенных экспериментов (если они проводились) и получения образцов;

оценка отдельных этапов исследования, анализ полученных результатов в целом, обоснование и формулирование выводов;

выявленные экспертом по собственной инициативе существенные обстоятельства, по поводу которых ему не были поставлены вопросы;

причины невозможности решения отдельных вопросов в полном или требуемом в постановлении (определении) объеме;

сведения об израсходованных (уничтоженных) в процессе производства исследования объектах с указанием их наименования и количества - при необходимости.

40. Выводы заключения эксперта приводятся в последовательности поставленных вопросов. Формулировка выводов должна быть краткой, четкой, не допускать различных толкований и содержать ответы по существу. При невозможности подготовки ответа на поставленный вопрос указываются причины.

Выводы эксперта формулируются на основе всестороннего, глубокого и объективного анализа и синтеза результатов, полученных при исследовании.

41. Материалы, иллюстрирующие заключение эксперта (фототаблицы, схемы, чертежи, графики и т.д.), подписываются экспертом, проводившим исследования, заверяются печатью ЦЭКТУ (экспертно-криминалистической службы - регионального филиала ЦЭКТУ), прилагаются к заключению эксперта и являются его составной частью.

Если эксперт при проведении экспертизы установит имеющиеся существенные для дела обстоятельства, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение.

42. При оформлении иллюстративного материала допускается размещение иллюстраций по тексту заключения эксперта.

В исследовательской части заключения приводятся краткая характеристика использованных устройств, материалов, режимов съемки и печати, а для средств цифровой фотографии - вид, модель, производитель использованного аппарата; вид, наименование, версия программного обеспечения, режим получения и печати изображений.

43. Объекты на бумажных носителях (включая сравнительные образцы), детальное изображение внешнего вида которых в заключении эксперта не фиксируется, по возможности маркируются экспертом путем нанесения оттисков специального штампа либо печати ЦЭКТУ (экспертно-криминалистической службы - регионального филиала ЦЭКТУ) или иными способами, о чем указывается в заключении эксперта.

Маркировка не проводится в случае, если она может привести к сокрытию (уничтожению) значимых криминалистических признаков либо ограничить в последующем использование объектов или образцов.

44. Второй экземпляр заключения эксперта, включая иллюстрирующие материалы, а также документы, фиксирующие ход, условия и результаты исследований, хранится в ЦЭКТУ в соответствии с пунктом 69 настоящего Порядка.

45. Сопроводительные материалы выполненных экспертиз проверяются и подписываются начальником экспертного подразделения.

46. При проверке материалов выполненной экспертизы начальник экспертного подразделения контролирует соблюдение сроков ее выполнения, полноту проведенных исследований, качество оформления заключения. В случае выявления недостатков материалы возвращаются исполнителю для их устранения.
V. Особенности организации производства

дополнительной и повторной экспертизы
47. Дополнительная и повторная экспертизы назначаются по основаниям, предусмотренным соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.

Производство дополнительной экспертизы поручается тому же или другому эксперту (другим экспертам).

Производство повторной экспертизы поручается другому эксперту или другой комиссии экспертов.

48. Для производства дополнительной или повторной экспертизы в ЦЭКТУ вместе с объектами представляют экспертные заключения по ранее проведенной экспертизе.

49. Во вводной части заключения дополнительной или повторной экспертизы указываются основания ее назначения, сведения о первичной экспертизе (экспертизах): фамилия, имя и отчество эксперта; наименование экспертного учреждения (или место работы эксперта); номер и дата заключения; выводы.

50. При производстве дополнительной экспертизы допускаются ссылки на исследование, проведенное в предыдущей экспертизе.

51. При производстве в экспертно-криминалистических службах – региональных филиалах ЦЭКТУ повторных экспертиз, выводы которых расходятся с выводами первичных экспертиз, заключение эксперта оформляется в 3 (трех) экземплярах. Первый остается в экспертно-криминалистической службе – региональном филиале ЦЭКТУ, второй направляется в ЦЭКТУ, третий в срок до 20 (двадцати) суток направляется органу (лицу), назначившему экспертизу, вместе с копией первичного заключения эксперта и информационным сообщением.

52. В случае выявления при производстве экспертиз условий и причин, способствующих совершению нарушений законодательства Российской Федерации о судебно-экспертной деятельности, уголовных и административных правонарушений, начальник экспертного подразделения организует подготовку предложений, направленных на их устранение, которые оформляются отдельным документом и направляются органу (лицу), назначившему экспертизу, для принятия мер.
VI. Направление материалов исследования органу (лицу),

назначившему экспертизу
53. Эксперт, выполнивший экспертизу, лично упаковывает, опломбирует все подлежащие возвращению объекты. Упаковка должна обеспечивать их сохранность, исключать доступ к содержимому без ее нарушения, иметь необходимые пояснительные надписи и подпись эксперта. Упаковка опечатывается печатью экспертно-криминалистического подразделения и пломбируется личной печатью (пломбой) эксперта.

54. Сопроводительное письмо к заключению эксперта составляется в 2 (двух) экземплярах, подписывается начальником экспертного подразделения и содержит:

сведения о направляемом заключении эксперта;

перечень прилагаемых к заключению эксперта материалов с указанием их наименования, количества и упаковки;

сведения об израсходованных (уничтоженных) в процессе производства исследования объектах с указанием их наименования и количества;

сведения о возвращаемых после проведения исследования объектах с указанием их наименования и количества;

сведения об объектах, в установленном порядке оставленных на хранение в экспертно-криминалистической службе;

сведения о помещении (направлении) в установленном порядке объектов в соответствующие экспертно-криминалистические службы с указанием места их хранения, регистрационного (исходящего) номера.

Экземпляр постановления (определения) о назначении экспертизы с проставленными отметками о даче разъяснения эксперту его прав и обязанностей и о предупреждении об ответственности за дачу заведомо ложного заключения, заверенных его подписью.

55. Заключение эксперта и материалы вместе с сопроводительным письмом выдаются под расписку должностному лицу, назначившему экспертизу, с обязательным внесением соответствующей записи в журнал учета материалов, поступивших на экспертизу (приложение к настоящему Порядку), либо направляются в установленном порядке средствами почтовой или специальной связи, о чем также делается соответствующая запись в журнале, и прилагаются необходимые документы, подшиваемые к материалам по экспертизе.

Расписка о получении заключения эксперта и объектов выполняется получателем на копии сопроводительного письма с соответствующей отметкой в журнале и должна содержать сведения о соответствии полученных материалов перечню, указанному в сопроводительном письме, должность, фамилию, имя и отчество получателя, наименование, серию и номер документа, удостоверяющего его личность, дату получения и подпись.

56. Заключение эксперта выдается (направляется) вместе с материалами экспертизы, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 53 настоящего Порядка.

57. Не подлежат отправке по почте оружие, боеприпасы, наркотические и сильнодействующие средства, ядовитые, легковоспламеняющиеся, взрывчатые вещества и изделия, их содержащие, иные объекты, опасные для жизни и здоровья граждан или окружающей среды, драгоценные металлы и камни, изделия из них, другие ценности, а также громоздкие и хрупкие объекты.

58. После выполнения экспертизы, материалы которой не могут быть направлены почтовой связью, начальник экспертного подразделения в установленном порядке информирует об этом орган (лицо), назначивший экспертизу.

Транспортировка объектов, которые не могут быть направлены средствами почтовой связи, обеспечивается органом или лицом, назначившим экспертизу.

С целью принятия соответствующих мер по материалам выполненной экспертизы, не востребованной органом или лицом, назначившим её, вышестоящий орган или лицо информируются в письменной форме в месячный срок после завершения исследования.
VII. Хранение объектов, поступивших на экспертизу
59. Объекты исследования и другие материалы, поступившие на экспертизу, хранятся в условиях, исключающих их хищение, утрату, порчу или видоизменение, опечатываемых сейфах, металлических шкафах должностных лиц ЦЭКТУ, которым поручено их исследование, в помещениях с ограниченным доступом. Хранение крупногабаритных объектов организуется начальником соответствующего экспертного подразделения. При отсутствии возможности обеспечить должные условия, в том числе хранения крупногабаритных объектов, организация их хранения возлагается на орган или лицо, назначивший(ее) экспертизу.

60. После проведения исследования скоропортящиеся пищевые продукты, пришедшие в негодность, а также объекты, длительное хранение которых опасно для жизни и здоровья или для окружающей среды, по согласованию с должностным лицом, назначившим экспертизу, могут быть уничтожены в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

61. Сейфы, металлические шкафы, в которых хранятся объекты и другие материалы экспертиз, опечатываются личной печатью эксперта.

62. Объекты экспертиз, хранящиеся в особом порядке, выдаются лицам, которым поручено исследование этих объектов, и должны быть возвращены в день выдачи.

63. Должностным лицам ЦЭКТУ запрещается оставлять материалы экспертиз без обеспечения их сохранности на рабочих местах во время перерывов в работе, а также выносить объекты за пределы служебных помещений без разрешения начальника экспертного подразделения. Разрешение оформляется письменно и имеет печать ЦЭКТУ (экспертно-криминалистической службы - регионального филиала ЦЭКТУ).

64. В случаях утраты или хищения материалов экспертиз об этом письменно докладывается начальнику экспертного подразделения, органу (лицу), назначившему экспертизу, руководителю Управления собственной безопасности ФТС России и заместителю ФТС России, курирующему ЦЭКТУ, в целях проведения в установленном порядке служебной проверки и последующего принятия решения.

65. Объекты экспертизы, в том числе вещественные доказательства, после ее производства в случае наличия оснований могут быть оставлены на хранение начальником экспертного подразделения до выяснения всех необходимых обстоятельств, связанных с её производством.
VIII. Контроль и учет производства экспертизы
66. Контроль производства экспертиз в ЦЭКТУ осуществляется начальником соответствующего экспертного подразделения.

67. Начальник соответствующего экспертного подразделения обязан:

создавать необходимые условия для проведения экспертиз, сохранности представленных объектов, соблюдения правил техники безопасности и санитарно-гигиенических норм;

контролировать сроки и качество выполнения экспертиз, не нарушая принцип независимости эксперта;

при необходимости организовывать консультации экспертов со специалистами иных экспертных и научно-исследовательских учреждений, а также других федеральных органов исполнительной власти;

организовывать выборочное письменное научно-методическое рецензирование заключений экспертов (наблюдательных производств по экспертизе);

информировать в месячный срок о фактах вынесения уполномоченными органами (должностными лицами) представлений или частных определений в связи с производством экспертиз в подчиненном экспертном подразделении, результатах их рассмотрения и принятых мерах.

68. Учет производства экспертиз осуществляется в журнале учета материалов, поступивших на исследование (приложение к настоящему Порядку).

Листы журнала нумеруются, прошиваются, опечатываются печатью ЦЭКТУ (экспертно-криминалистической службы - регионального филиала ЦЭКТУ) и скрепляются подписью лица, ответственного за делопроизводство.

69. Внесение сведений в журнал учета материалов, поступивших на экспертизу, осуществляется ответственным должностным лицом, принявшим экспертизу к производству, если актами ЦЭКТУ не предусмотрен иной порядок регистрации материалов экспертиз.

Ответственные должностные лица ЦЭКТУ контролируют правильность ведения журнала учета материалов, своевременность, полноту и достоверность регистрации предусмотренных сведений. Результаты проверки вносятся непосредственно в журнал после последней регистрационной записи на момент проверки.

70. Ответственность за своевременность, полноту и достоверность внесения сведений в журнал несет лицо, осуществляющее регистрацию материалов экспертиз.

71. При регистрации в журнале материалов комплексных экспертиз каждый вид исследования, заканчивающийся составлением отдельного заключения эксперта или обособленного раздела в заключении эксперта, регистрируется отдельно с присвоением своего учетного номера. При этом в итоговом заключении эксперта указывается номер первого проведенного исследования.

72. Хранение документов, образуемых в результате производства экспертиз, организуется в номенклатурном деле. В дело комплектно подшиваются постановления о назначении экспертизы, копии сопроводительных писем, необходимые экземпляры заключений экспертов (включая приложения), материалы о заявлениях, ходатайствах, заявленных в связи с производством экспертизы, и результаты их рассмотрения, иные документы, образовавшиеся в результате производства экспертизы.

73. Срок хранения журнала и номенклатурных дел с материалами экспертиз определяется согласно документам, издаваемым в целях реализации Федерального закона от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации».

IX. Наблюдательное производство по экспертизе

74. Наблюдательное производство включает в себя формирование наблюдательного номенклатурного дела и принятие необходимых мер в целях устранения причин появления ошибочных выводов и ответов при производстве экспертиз.

Наблюдательное номенклатурное дело формируется в целях:

комплектации документов, связанных с производством экспертиз, для проведения их научно-методического рецензирования по определенной экспертной специализации;

информационного обеспечения дополнительных и повторных экспертиз;

анализа и обобщения экспертной практики при проведении экспертиз;

организации ответственного порядка формирования и хранения экспертиз.

75. Наблюдательное номенклатурное дело по экспертизе включает совокупность документов и рабочих материалов, в результате исследования которых эксперт принимает решение по экспертной задаче и дает ответ на поставленные перед ним вопросы.

76. Наблюдательное номенклатурное дело по экспертизе содержит:

исходные данные к исследованию (далее - исходные данные) - документы, материалы (копии или оригиналы), описание объектов или образцов, представленные таможенным, следственным органом или судом для проведения экспертного исследования с целью ответа на поставленные перед экспертом вопросы;

сопроводительное письмо таможенного, следственного органа или суда;

решение, постановление или определение о назначении таможенной или экспертизы;

акт отбора проб и образцов товаров или акт изъятия вещественных доказательств;

акт таможенного досмотра (осмотра) товаров и технических средств;

акт осмотра товара (экспертного);

таможенную декларацию (ТД) на исследуемый товар;

документацию, определяющую технические, ценовые характеристики товара, его функциональное назначение, особенности его производства и реализации на товарном рынке Российской Федерации или страны приобретения;

ходатайства и запросы о дополнительных материалах таможенного эксперта в таможенные органы;

ответы на заявленные экспертом ходатайства и дополнительные материалы, представленные для производства экспертизы;

результаты проведенного экспертом исследования, включающие результаты исследования исходных данных, представленные в документированном виде, а также рабочие материалы исследования (база выборки, графики, расчеты, хроматограммы, фотографии – исследовательские с разметкой, фотографии на диске с разметкой, рабочие материалы по идентификации и определению рыночной стоимости и т.д.);

результаты исследования в доступных эксперту информационных источниках, представленные в документированном виде, рабочие материалы исследования (база выборки, рабочие материалы по идентификации и определению рыночной стоимости и т.д.);

протоколы испытаний, измерений, выполненные по договору в сторонних организациях, копия договора на проведение испытаний, измерений со сторонней организацией;

копию заключения эксперта.

77. Наблюдательное номенклатурное дело по каждой конкретной экспертизе формируется уполномоченным структурным подразделением ЦЭКТУ или экспертно-криминалистической службы - регионального филиала ЦЭКТУ, либо уполномоченным на это должностным лицом.

78. Наблюдательное номенклатурное дело прошивается, пронумеровывается и ставится на учет структурным подразделением ЦЭКТУ или экспертно-криминалистической службы – регионального филиала ЦЭКТУ, либо уполномоченным на это должностным лицом.

79. Хранение наблюдательного номенклатурного дела по экспертизе осуществляется до минования надобности структурным подразделением ЦЭКТУ или экспертно-криминалистической службы – регионального филиала ЦЭКТУ, либо уполномоченным на это должностным лицом.

80. Доступ должностных лиц к работе с наблюдательным номенклатурным делом по экспертизе осуществляется в соответствии с письменным разрешением начальника ЦЭКТУ или экспертно-криминалистической службы – регионального филиала ЦЭКТУ.

81. Копии с документов наблюдательных номенклатурных дел экспертиз выдаются с разрешения руководства ЦЭКТУ или экспертно-криминалистической службы – регионального филиала ЦЭКТУ по письменному запросу таможенных, следственных и иных органов.

39




Приложение

к Порядку организации

производства экспертиз

по делам об административных

правонарушениях, уголовным делам







Журнал учета материалов, поступивших на экспертизу





п/п (входящий номер)*


Дата посту-

пления

Откуда посту-пили материа-лы; должность, Ф.И.О. лица, назначившего экспертизу; должность, Ф.И.О. лица, доставившего материалы на экспертизу;

№ служебного удостоверения

Категория дела (уголовное, административное)

Наименование и характеристики экспертизы**


Ф.И.О. и подпись эксперта,

принявшего экспертизу к производству


Материалы, поступившие на экспертизу (наименование, количество, серия и т.д.)

Краткие выводы экспертизы


Дата выдачи, исх. №, подпись и Ф.И.О. лица, выдавшего заключение эксперта и объекты исследования, № пломбы

Дата получения, Ф.И.О., подпись лица, принявшего заключение эксперта и объекты исследования, № пломбы,

№ служебного удостоверения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10





* В зависимости от организации делопроизводства в подразделении номером экспертизы является номер по порядку или входящий номер.

** В данной графе указываются наименование экспертизы и ее характеристики (первичная, дополнительная, повторная, комиссионная, комплексная, идентификационная и т.д.).



Похожие:

Порядок организации производства экспертиз по делам об административных правонарушениях, уголовным делам iconОб утверждении Порядка осуществления территориальными органами Федерального...
В целях организации взаимодействия структурных подразделений территориального органа Федерального казначейства при осуществлении...

Порядок организации производства экспертиз по делам об административных правонарушениях, уголовным делам iconМетодические указания о порядке производства по делам об административных...
Задачи и принципы производства по делам об административных правонарушениях

Порядок организации производства экспертиз по делам об административных правонарушениях, уголовным делам iconМетодические рекомендации по реализации полномочий Государственного...
Удмуртской Республики по осуществлению производства по делам об административных правонарушениях

Порядок организации производства экспертиз по делам об административных правонарушениях, уголовным делам iconМетодические рекомендации по осуществлению производства по делам...
Законом Челябинской области от 27. 05. 2010 №584-зо «Об административных правонарушениях в Челябинской области», разработаны Методические...

Порядок организации производства экспертиз по делам об административных правонарушениях, уголовным делам iconКодекс республики абхазия о судопроизводстве по делам об
Статья Законодательство, определяющее порядок судопроизводства по делам об административных правонарушениях

Порядок организации производства экспертиз по делам об административных правонарушениях, уголовным делам iconТиповой регламент организации деятельности административных комиссий в удмуртской республике
Навливает единые правила организации работы административных комиссий в Удмуртской Республике (далее – Административная комиссия)...

Порядок организации производства экспертиз по делам об административных правонарушениях, уголовным делам iconМетодические рекомендации по порядку производства по делам об административных правонарушениях
«Кодекс города Москвы об административных правонарушениях» (далее – Коап города Москвы), а также Постановлением Пленума Верховного...

Порядок организации производства экспертиз по делам об административных правонарушениях, уголовным делам iconОб оформлении процессуальных документов при осуществлении производства...
Росприроднадзора и его территориальными органами, а также обеспечения единообразного подхода к применению законодательства Российской...

Порядок организации производства экспертиз по делам об административных правонарушениях, уголовным делам iconПриказ 29. 06. 2011 №471 Об оформлении процессуальных документов...
Росприроднадзора и его территориальными органами, а также обеспечения единообразного подхода к применению законодательства Российской...

Порядок организации производства экспертиз по делам об административных правонарушениях, уголовным делам iconОбзор кассационной и апелляционной практики судебной коллегии по...
В соответствии с планом работы Верховного Суда Чувашской Республики судебной коллегией по уголовным делам проведен анализ практики...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск