Скачать 0.94 Mb.
|
Практикум по гражданскому праву для студентов ДиА Составитель: к.ю.н., доцент, Доцент кафедры гражданского права ИПСУБ УдГУ Ходырева Екатерина Александровна Основная задача практических занятий — научить студентов понимать смысл закона и применять нормы права к конкретным жизненным ситуациям. Такие ситуации излагаются в задачах (казусах), большинство которых имеют в своей основе рассмотренные судебные и судебно-арбитражные дела. Их решение в учебной аудитории позволяет добиться максимального приближения студентов к практической деятельности. Казусы приводятся в данном пособии. При решении задач студенты, руководствуясь правовыми актами и практикой их применения, должны определить юридическое значение фактических обстоятельств, упомянутых в задаче, самостоятельно сформулировать выводы об обоснованности требований или возражений участников казуса; а если дело уже решено судом — то и об обоснованности изложенного в задаче решения. Ответы на поставленные к задаче вопросы должны быть обоснованы ссылками на конкретные правовые нормы. Помимо задач в практикуме предусмотрены формы самостоятельной работы студента. В отличие от задач, которые, как правило, направлены на решение конкретных споров, задания представляют собой поручения студентам подготовить различные гражданско-правовые документы, провести сравнительный анализ определенных положений закона, составить схему по заданной теме и т. д. Выполнение указанных заданий должно способствовать развитию практических навыков, умения применять свои познания в области теории гражданского права на практике. Задания должны выполняться в соответствии со сформулированными в них указаниями. К каждой теме сформулированы вопросы, которые должны быть рассмотрены перед началом практического занятия. Теоретические вопросы также обсуждаются в процессе решения казусов. Количество времени, выделяемого на рассмотрение теоретических вопросов и дискуссии, определяется преподавателем. Необходимый для подготовки к занятию нормативный материал приведен в перечнях нормативных актов по каждой теме. При пользовании этими перечнями следует иметь в виду, что они носят лишь примерный характер и не исключают выявления студентами иных, в частности новейших нормативных актов. Для этого студенты должны обращаться к официальным изданиям, таким как «Собрание законодательства РФ», «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти РФ», «Бюллетень Верховного Суда РФ», «Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ» и др., а также следить за публикациями нормативных актов в периодической печати («Российская газета», «Экономика и жизнь» и др.). При изучении рекомендованных нормативных актов необходимо учитывать, что со времени их принятия во многие из них внесены изменения и дополнения. Поэтому необходимо пользоваться актуальными текстами правовых актов, содержащимися в справочных правовых системах «КонсультантПлюс», «Гарант», «Кодекс» и др. В связи с этим, в списках нормативных актах не указываются источники их первоначального опубликования. К каждой теме указана основная и дополнительная литература, необходимая для подготовки к практическим занятиям, а также рекомендованная для студентов, дополнительно занимающихся и интересующихся гражданским правом. При подготовке к занятиям студенты должны изучить конспекты лекций, основную и дополнительную рекомендованную литературу, относящиеся к данной теме нормативные правовые акты и материалы судебной практики. Лишь после этого можно приступить к подготовке ответов на теоретические вопросы и к решению задач (казусов). Планы практических занятий Краткое описание подходов к организации семинарских занятийОбщие методические указания студентам:При подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать лекции, учебную литературу и нормативно-правовые акты. Подготовленный теоретический материал следует соотносить с правовыми нормами, так как в них могут быть внесены изменения, дополнения, которые не всегда бывают отражены в учебниках.Решение задач следует обосновывать ссылками на конкретные правовые нормы, а не на текст в учебнике или комментарии. Необходимо дать ответ на основной вопрос задачи и проанализировать обстоятельства, имеющие место быть в казусе. Общие методические указания преподавателям: По усмотрению преподавателя на занятии могут быть рассмотрены вопросы, а затем решены задачи либо уяснение вопросов темы может происходить по ходу решения задач. При последнем варианте проведения занятия оставшееся время может быть потрачено на написание исковых заявлений, иных документов и (или) прослушивание докладов. Написание исковых заявлений и иных документов можно быть произведено на практическом занятии в рамках оставшегося времени. При отсутствии времени в конце занятия должна быть объяснена методика оформления исковых заявлений и иных документов (с возможным образцом), а сам текст предлагается оформить студентам самостоятельно дома с целью дальнейшей проверки преподавателем. Доклады могут быть прослушаны на практическом занятии либо вынесены на обсуждение в конце курса и зачтены в счет зачета. Основная литература 1. Российское гражданское право. В 2 т. Учебник / Отв. ред. Е.А. Суханов. М., Статут, 2011. 2. Гражданское право. В 4 т. Учебник / Отв. ред. Е.А. Суханов. М., Волтерс Клувер, 2008. Дополнительная литература
Периодические издания Журналы: «Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ», «Вестник гражданского права», «Гражданское право», «Государственная власть и местное самоуправление», «Государство и право», «Журнал российского права», «Законность», «Законодательство», «Законодательство и экономика», «Российская юстиция», «Правоведение», «Право и экономика», «Российский судья», «Уголовное право», «Хозяйство и право», «Юрист», «Юридический мир» и др. Интернет-ресурсы и справочно-правовые системы: При поиске нормативных актов желательно обращаться к справочным правовым системам «Гарант», «КонсультантПлюс», «Кодекс», которые оперативно учитывают все изменения законодательства. Справочные правовые системы включают также материалы судебной практики, электронные варианты книг и статей из юридических журналов по наиболее актуальным проблемам юридической практики, комментарии к нормативным актам. Много полезной информации можно найти в сети Интернет. Для поиска информации в сети «Интернет» следует использовать специальные сайты – поисковые системы (http://www.google.ru/, http://ya.ru/, http://www.rambler.ru/). Тексты нормативных актов расположены на многих сайтах в сети Интернет. В большинстве случаев достаточно набрать название правового акта в любой поисковой системе. Однако справочные правовые системы («Гарант», «КонсультантПлюс» и др.) гарантируют актуальность акта, поэтому желательно использовать именно их ресурсы (http://www.consultant.ru/online/, http://www.garant.ru/). Недостатком интернет-версий справочных правовых систем является отсутствие дополнительных материалов (комментариев, судебной практики и т.п.). Судебную практику можно найти по следующим адресам: http://sud.park.ru/ (практика Верховного Суда РФ); http://arbitr.park.ru/ (практика Высшего Арбитражного Суда РФ). Некоторые из окружных судов и судов общей юрисдикции размещают судебную практику на своих сайтах. Адреса сайтов региональных судов указаны на сайтах Верховного Суда РФ (http://supcourt.ru/) и Высшего Арбитражного Суда РФ (http://www.arbitr.ru/). На сайте http://www.lawlibrary.ru («Юридическая научная библиотека») открыты для свободного доступа каталог юридической литературы и каталог диссертаций. С каталогами литературы и диссертаций можно поработать и на сайте Российской государственной библиотеки (http://www.rsl.ru/). На сайте http://civil.consultant.ru/elib/ («Электронная библиотека Консультант Плюс») компания «Консультант Плюс» представляет электронные версии книг, являющихся без преувеличения классикой российского права. Их авторы - корифеи отечественного гражданского права XIX и XX вв., такие как В.П. Грибанов, О.С. Иоффе, Л.А. Лунц, Д.И. Мейер, К.П. Победоносцев, И.А. Покровский, Г.Ф. Шершеневич, Б.Б.Черепахин и многие другие. Книги для «Электронной библиотеки» предоставлены издательством «Статут» и Юридической научной библиотекой издательства «Спарк». Это переизданные классические монографии, для которых известные современные юристы специально подготовили свои комментарии и предисловия (представлены в обычном html-формате), и репринты классических изданий по юриспруденции (даны в виде графических копий). На сайте размещены все шестнадцать томов Свода законов Российской Империи. Книги выставлены в свободном бесплатном доступе. На сайте Виртуального клуба юристов (http://forum.yurclub.ru/) имеется раздел «Библиотека», где можно найти несколько сотен книг, учебников, статей (в том числе дореволюционных авторов). Научиться работать со справочными правовыми системами и в сети Интернет студентам поможет учебное пособие «Информационные системы и технологии в профессиональной деятельности юриста», авторами которого являются преподаватели Г.Г. Камалова и Ж.А. Русских (г. Ижевск, издательство «Детектив-информ. 2005. 131 с.). С данным пособием можно ознакомиться в кабинете правоведения ИПСУБ УдГУ. В целях проверки достоверности используемых источников научный руководитель вправе потребовать от студента представления распечатки материала, заимствованного из сети Интернет. Тема 4. Граждане (физические лица) как субъекты гражданских правоотношений. Вопросы:
Задачи Задача 1. Сидоров выдал своей жене Сидоровой расписку в том, что он при оформлении завещания на принадлежащее ему имущество не упомянет в нем детей от своего первого брака. Через год после этого Сидоров умер. В его завещании, удостоверенном нотариусом, предусматривалось, что все принадлежащее лично ему имущество он завещает в равных долях детям от первого брака — 20-летней дочери и 23-летнему сыну. Сидорова обратилась в суд с иском о признании этого завещания недействительным, ссылаясь на то, что при его составлении Сидоров нарушил соглашение, оформленное выданной им распиской. Какие права включаются в содержание правоспособности? Возможно ли ограничение правоспособности граждан, в частности, права завещать имущество путем выдачи расписки? Какие ограничения принципа свободы завещания установлены законом? Будет ли удовлетворен заявленный иск? Задача 2. Учащийся школы Никитин, 15 лет, с одобрения родителей стал собирать деньги на покупку мобильного телефона. Через полтора года он имел необходимую для покупки сумму. Причем 50 % этой суммы были им заработаны за период работы в летнем школьном лагере, 30 % передала ему через родителей в дар на эту покупку бабушка, а остальные 20 % составили суммы авторского вознаграждения за публикацию статьи в молодежном журнале. Не спросив разрешения родителей, Никитин купил у своего друга, 17-летнего Дементьева, мобильный телефон, подаренный последнему к 16-летию. Оставшиеся средства были внесены на счет в филиал коммерческого банка. Родители Никитина, считая, что их сын совершил неудачную покупку, потребовали от Дементьева и его родителей возврата денег за проданный телефон. Между тем дети заявили своим родителям, что они не будут расторгать договор, поскольку и деньги, и телефон родителям не принадлежали. Соответствуют ли закону действия несовершеннолетних граждан? Могли ли Никитин и Дементьев заключать сделку купли-продажи? Задача 3. Одиноко проживающий 30-летний Николай Воронцов пристрастился к спиртным напиткам, часто стал приходить домой в нетрезвом состоянии, полностью пропивал заработную плату, продал принадлежащий ему на праве собственности автомобиль. Родители Николая, проживающие отдельно от него, обратились в суд с заявлением об ограничении дееспособности сына и признании совершенной им сделки недействительной. Отец Николая просил суд лишить сына права получать заработную плату и заявил при этом о своем намерении контролировать расходы сына. Будут ли удовлетворены требования отца? Изменится ли решение, если Николай Воронцов проживал со своими родителями? Каковы последствия ограничения дееспособности лица? Задача 4. Нина Мухина, 16 лет, работала на трикотажной фабрике. Увлекаясь косметикой, она почти весь свой заработок тратила на ее приобретение. Мать Нины пыталась убедить дочь в неразумности, с ее точки зрения, таких покупок. Кроме того, семья, в которой проживала Нина, испытывала материальные затруднения: на иждивении матери Нины находилось трое малолетних детей (два брата и сестра Нины), а алименты с бывшего мужа она получала нерегулярно и очень небольшие суммы. Свое поведение Нина оправдывала тем, что она не обязана содержать своих малолетних братьев и сестру, а на свое питание и на другие общие семейные расходы она некоторую часть своего заработка выделяет. Что касается косметики, то она приобретает ее на свой заработок. Когда мать поняла, что убедить дочь не сможет, она обратилась в бухгалтерию фабрики с просьбой не выдавать Нине на руки заработок ввиду ее несовершеннолетия. Получив отказ, мать Нины обратилась в суд с просьбой лишить ее дочь права самостоятельно распоряжаться своим заработком и назначить ее попечителем дочери. Какое решение может принять суд? Задача 5. После внезапного исчезновения Растовцева его жена обратилась в органы внутренних дел с просьбой произвести розыск пропавшего мужа. Однако розыск не дал результата. По истечении пяти лет со дня исчезновения суд по заявлению жены Растовцева объявил пропавшего умершим. Жена Растовцева продала Семенову дачный участок, приобретенный в период брака, и машину, подаренную мужу его родителями. На реализацию в комиссионный магазин были сданы входившие в состав наследственного имущества телевизор и холодильник, а компьютер подарила своему брату, Захару Муромцеву, на день рождения. Одежду Растовцева раздала соседям и знакомым. Через два года Растовцев вернулся. После того, как Растовцев узнал, что жена вступила в другой брак и возвращаться к своему бывшему мужу не желает, он потребовал возврата принадлежащего ему имущества. Растовцев предъявил иски о возврате вещей к Семенову и Муромцеву. К жене он предъявил иск о возврате оставшихся в наличии вещей и о взыскании стоимости проданных вещей, покупателей которых ему не удалось обнаружить. Подлежат ли иски удовлетворению? Будет ли восстановлен брак в случае явки гражданина, объявленного умершим? Изменится ли решение, если покупатель квартиры знал, что Растовцев жив? |
При решении могут возникать дополнительные вопросы, которые студенты также должны заранее продумать. Дополнительные вопросы могут... | Практикум по уголовному праву. Особенная часть: Учебное пособие для студентов заочного отделения. Уфа: риц башГУ, 2013. –81 с | ||
Практикум по уголовному праву. Особенная часть: Учебное пособие для студентов заочного отделения. Уфа: риц башГУ, 2013. –81 с | Практикум по наследственному праву: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. Н. В. Высоцкая. Красноярск: Сиб федер ун-т, 2012.... | ||
Тематика семинарских занятий по гражданскому праву (особенная часть) для студентов заочной формы получения образования | Практикум по гражданскому процессу (для студентов специальности 021100 «Юриспруденция») / Отв ред.: проф. Осокина Г. Л | ||
Практикум по гражданскому процессу (для студентов 3 курса одо «Бакалавриат») / Отв ред.: проф. Осокина Г. Л | Программа предназначена для подготовки студентов выпускных курсов к сдаче итогового междисциплинарного экзамена по гражданскому праву... | ||
Понятие, правовая природа, источники правового регулирования и виды договора купли-продажи | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |