Пирогова Е. Е., Чашкова С. Ю., Прасолов Б. В. Семейное право: Методические указания к практическим занятиям


Скачать 473.84 Kb.
НазваниеПирогова Е. Е., Чашкова С. Ю., Прасолов Б. В. Семейное право: Методические указания к практическим занятиям
страница1/4
ТипМетодические указания
filling-form.ru > бланк заявлений > Методические указания
  1   2   3   4

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина»
Кафедра гражданского процесса и социальных отраслей права

Методическое пособие для бакалавров

по направлению подготовки 40.03.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Е.Е. Пирогова, С.Ю. Чашкова, Б.В. Прасолов


СЕМЕЙНОЕ ПРАВО

Методические указания

к практическим занятиям

Издательский центр

РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина

Москва – 2015

УДК 347.6(075.8)

ББК – 67.304я73


П 82

Рецензент:

д.ю.н., профессор В. И. Миронов

заведующий кафедрой гражданского

процесса и социальных отраслей права

РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина

Пирогова Е.Е., Чашкова С.Ю., Прасолов Б.В. Семейное право: Методические указания к практическим занятиям. – М.: Издательский центр РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина, 2015. – 48 с.


Пособие включает в себя практические и тестовые задания для проведения практических занятий и методические указания для их выполнения по дисциплине «Семейное право», нормативный материал, основную и дополнительную учебную литературу.

Методическое пособие является основным элементом учебно-методического комплекса по дисциплине «Семейное право» и предназначено для студентов-бакалавров очного и заочного отделений университета, обучающихся по направлению подготовки 40.03.01 – «Юриспруденция».

Данное издание является интеллектуальной собственностью РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина и его репродуцирование (воспроизведение) любыми способами без согласия правообладателя запрещается


© Пирогова Е.Е., Чашкова С.Ю. , Прасолов Б.В., 2015

© РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина, 2015


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗНИЯ

Общие положения

Целью изучения дисциплины «Семейное право» является приобретение студентами необходимых теоретических знаний в области семейного права, навыков работы с законодательством в сфере семейных отношений.

Пособие соответствует рабочей программе дисциплины «Семейное право». Оно адресовано студентам-бакалаврам и предназначено для проведения практических занятий и включает в себя казусы, контрольные и тестовые задания, которые должны быть выполнены студентами в аудитории при проведении практических занятий или в рамках самостоятельной работы при подготовке к практическим занятиям.

Основными видами аудиторной работы студента являются лекции и практические занятия. Внеаудиторной работой студента является самостоятельная работа, включающая изучение теоретических трудов, нормативных правовых актов и судебной практики. Студент не имеет права пропускать без уважительных причин аудиторные занятия, в противном случае он обязан отработать свою задолженность.

Пропущенные практические занятия, а также невыполненные контрольные задания отрабатываются студентами в часы консультаций преподавателя, проводящего соответствующее занятие, согласно установленным им требованиям.

Подготовка к практическим занятиям

Практические занятия проводятся с целью усвоения лекционного курса, углубления и расширения познаний студентов. Они способствуют приобретению опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений, приобретению навыков коллективной работы.

Практические занятия служат для контроля преподавателем подготовленности студента; закрепления изученного материала; развития умений и навыков устных публичных вступлений по юридической тематике, а также составления письменных юридических документов; умения вести аргументированную дискуссию.

При подготовке к практическим занятиям студенту необходимо изучить литературу, рекомендованную в настоящем методическом пособии, а также дополнительную литературу рекомендованную преподавателем в ходе проведения аудиторных занятий.

Результаты контроля качества учебной работы студентов преподаватель может оценивать, выставляя текущие оценки в рабочий журнал. Студент имеет право знакомиться с выставленными ему оценками.

Контрольные задания

Выполнение контрольных заданий – это форма письменного контроля знаний по изучаемой теме непосредственно на практическом занятии либо в качестве письменного домашнего задания.

Цель выполнения контрольных заданий заключается в выработке у студентов навыков проведения самостоятельной аналитической работы на основании полученных знаний при прослушивании лекционного курса, самостоятельного прочтения рекомендованной учебной литературы, а также изучения нормативного материала. Результатом такой работы должны стать выводы, содержащие в себе решение поставленной как теоретической, так и практической задачи.

Предлагаемые в пособии контрольные задания носят дополнительный характер. Они не подменяют собой решение задач, предлагаемых преподавателем из Практикума по семейному праву.

Решение задач и казусов

Решение задач и казусов способствует выработке у студентов практических навыков применения норм семейного права, необходимых для составления процессуальных документов, участия в судебном заседании в качестве судьи, истца, ответчика и иных лиц, участвующих в рассмотрении семейных споров, а также правовое консультирование по вопросам применения норм семейного права.

При решении задач и казусов рекомендуется использовать следующий алгоритм:

1) изучить основные вопросы по теме курса, к которой отнесена учебная задача, используя учебную литературу и основные нормативные правовые акты, а также постановления Пленума Верховного суда РФ (если таковые имеются);

2) внимательно прочитать текст задачи и вопросы к ней;

3) определить о каких правоотношениях идет речь в учебной задаче, выделить их и определить характер;

4) определить какие нормативные правовые акты регулируют правоотношения, отражённые в задаче;

5) определить какие юридически значимые обстоятельства подлежат установлению для решения задачи;

6) сделать аргументированные выводы при ответе на вопросы, поставленные в задаче с использованием нормативных правовых актов и судебной практики.

Письменное решение задачи (казуса) должно состоять из трёх частей:

в первой части выделяются юридически значимые обстоятельства, установление которых необходимо для решения задачи;

во второй части даётся анализ правовой ситуации, описанной в задаче, с использованием нормативных правовых актов и судебной практики;

в третьей части даются ответы на вопросы, поставленные в задаче.

Самостоятельная работа студентов

Важным видом работы студента при изучении дисциплины «Семейное право» является самостоятельная работа. В процессе организации самостоятельной работы большое значение имеют консультации преподавателя. Они могут быть как индивидуальные, так и в составе учебной группы. С графиком консультаций можно ознакомиться на кафедре.

Самостоятельную работу по изучению дисциплины «Семейное право» целесообразно начинать с изучения установленных требований к знаниям, умениям и навыкам, ознакомления с разделами и темами дисциплины в порядке, предусмотренном учебной программой. Получив представление об основном содержании раздела, темы, необходимо изучить данную тему по учебнику, придерживаясь рекомендаций преподавателя по методике работы над учебным материалом.

Затем полезно ознакомиться с рекомендованными нормативными актами и примерами судебной практики, а также специальной литературой. При желании или по рекомендации преподавателя можно составить их краткий конспект.

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

ЗАНЯТИЕ № 1

Понятие, предмет и метод семейного права –

  1. Понятие, предмет семейного права.

  2. Соотношение личных и имущественных отношений в предмете семейного права.

  3. Метод правового регулирования семейных отношений.

  4. Принципы семейного права.

  5. Отграничение семейного права от гражданского права и других отраслей права.

  6. Место семейного права в российской системе права.

  7. Система семейного права.

  8. Источники семейного права.

  9. Соотношение семейного и гражданского законодательства.

  10. Аналогия закона и аналогия права при применении семейного законодательства.

  11. Действие семейного законодательства по кругу лиц, во времени и в пространстве.


Казус

Гражданка Жукова зарегистрировала брак с гражданином Ивановым в июне 1995 г. В апреле 1998 г. в суде было возбуждено дело по иску прокурора о признании брака между Жуковой и Ивановым недействительным. Своё требование прокурор мотивировал тем, что в 1992 г. Иванов зарегистрировал брак с гражданкой Вакуленко, который до сих пор не прекращён. При регистрации брака с Жуковой Иванов скрыл от неё это обстоятельство. Отметки в паспорте гражданина Иванова о первом браке не было. Паспорт Ивановым был получен в 1993 г. в связи с утерей прежнего и при его выдаче в нем не была сделана отметка о состоянии в браке.

Какой принцип семейного права был нарушен гражданином Ивановым при вступлении в брак с гражданкой Жуковой? Нормы какого закона (КоБС или СК) подлежат применению в данном случае? Вправе ли прокурор требовать признания брака недействительным в рассмотренной ситуации (при ответе используйте нормы СК)?
ЗАНЯТИЕ № 2

История развития отрасли –

  1. Основные этапы развития семейного законодательства.

  2. Семейные отношения в дохристианский период.

  3. Изменения в семейных отношениях с принятием христианства.

  4. Семейное законодательство Российской Империи.

  5. Первые декреты о браке и семье.

  6. Развитие семейного законодательства в советский период истории России.

  7. Семейный кодекс РФ 1995г.


ЗАНЯТИЕ № 3

Семейные правоотношения –

  1. Понятие семьи, её функции в теории социологии и права.

  2. Понятие, признаки и виды семейных правоотношений.

  3. Субъекты семейных отношений. Правоспособность и дееспособность в семейном праве.

  4. Основания возникновения семейных правоотношений. Их отраслевые особенности.

  5. Родство и свойство, юридическое значение.

  6. Сроки в семейном праве.

  7. Осуществление и защита семейных прав и исполнение семейных обязанностей.


Казус

Журкина неоднократно высказывала претензии своему мужу по поводу его отношения к семье, считая, что он недостаточно заботится о жене и детях. В обоснование своей позиции она приводила доводы о невысоком доходе мужа по месту государственной службы и его нежелании заняться предпринимательской деятельностью. Однако Журкин считал её упрёки несерьёзными и не желал сменить любимый род занятий, хотя и не приносящий большого дохода. На этой почве между супругами возникали споры, не выходящие за рамки словесных перепалок. В семье Журкин вёл себя достойно, заботился о детях, занимался домашней работой. Тем не менеё жена считала его поведение неверным, разрушающим семью. Убедившись, что муж не склонен поддаться на её уговоры, Журкина подала заявление в Комитет мэрии по делам семьи, материнства и детства, в котором просила оказать необходимое воздействие на её мужа в целях сохранения семьи.

Каким, по Вашему мнению, будет результат обращения Журкиной в мэрию? Какие принципы семейного права нарушены. Журкиной? Какими органами осуществляется защита семейных прав и при наличии каких оснований?

Контрольные задания

1. Используя общие положения ГК РФ и СК РФ, обоснуйте место семейного права в российской системе права (а. является самостоятельной отраслью; б. является подотраслью гражданского права). При ответе на вопрос необходимо исходить из отраслеообразующих критериев, известных из курса теории государства и права.

2. Используя положения СК РФ определите содержание семейной правоспособности по аналогии с положениями ст. 18 ГК РФ. Ответить на вопрос, совпадает ли объём правоспособности субъекта семейных отношений в момент рождения и при достижении им восемнадцатилетнего возраста, указав конкретные субъективные права и обязанности.

3. Проанализировав положения СК РФ, выпишите юридические составы в качестве оснований возникновения, изменения, прекращения семейных прав и обязанностей, элементом которых являются: а. соглашения, заключаемые между участниками семейных правоотношений; б. юридические акты (акты органов опеки и попечительства, акты гражданского состояния, акты судебных органов).

4. Изложить систему источников семейного права, учитывая положения ст. 72 Конституции РФ. Указать случаи, при которых субъекты РФ вправе принимать нормативные акты, регулирующие семейные отношения.

ЗАНЯТИЕ № 4

Брак: заключение и прекращение брака –

  1. Понятие и признаки брака в российском семейном праве.

  2. Условия вступления брака.

  3. Препятствия к вступлению в брак.

  4. Порядок заключения брака.

  5. Понятие и основания прекращения брака.

  6. Расторжение брака в органах загса.

  7. Основания и порядок расторжения брака в одностороннем порядке.

  8. Момент прекращения брака по действующему законодательству.

  9. Понятие недействительности брака. Основания признания брака недействительным.

  10. Понятие и порядок «санации» брака.

  11. Правовые последствия признания брака недействительным. Добросовестный супруг.

Казус 1

Виктор Серов, 12 лет, остался сиротой. Его взял на воспитание дядя – Серов Аркадий Михайлович (брат отца), у которого была дочь Наташа. Дети росли и воспитывались вместе. Став взрослыми, они полюбили друг друга и решили пожениться. Родители Наташи категорически возражали против их брака. Отказали в, регистрации брака и органы загса, считая препятствием к вступлению в брак наличие близкого родства между молодыми людьми, а также приняв во внимание возражение родителей девушки.

Можно ли обжаловать это решение?

Казус 2

Орлова предъявила иск о расторжении брака с Орловым. В исковом заявлении она указала, что у неё с Орловым сложились конфликтные отношения. Одной семьёй они не проживают в течение двух лет, поскольку ответчик оставил жену с двумя малолетними детьми, уехал в другой город и семье не помогает. Однако в судебном заседании ответчик пояснил суду, что не собирается оставлять семью, любит детей и категорически возражает против развода. Уехал же он с согласия жены и родственников, поскольку поступил в очную аспирантуру.

Какое решение должен вынести суд?
Контрольные задания

1. При помощи дополнительной литературы и иных источников, опишите известные Вам обряды и традиции, используемы в современной России при регистрации заключения брака в органах загса. При ответе на вопрос можно использовать наглядные материалы (фотографии, рисунки и т.п.).

2. Используя положения СК РФ, а также Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 05.11.1998 г. (в ред. от 06.02.2007.) № 15 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака», определите все вопросы, которые могут быть рассмотрены судом при расторжении брака. При этом, установите процессуальные особенности (например, возможность или необходимость выделения их рассмотрения в отдельное производство) рассмотрения данных вопросов в ходе судебного разбирательства дела о расторжении брака.

3. Составьте исковое заявление о расторжении брака: а. в ситуации, когда отсутствует согласие другого супруга на расторжение брака, при отсутствии общих несовершеннолетних детей; б. в ситуации, когда оба супруга согласны на расторжении брака, но у них есть общие несовершеннолетние дети. В исковом заявлении следует указать перечень документов, приложение которых для рассмотрения данного дела является, на Ваш взгляд, обязательным.

ЗАНЯТИЕ № 5

Личные и имущественные правоотношения супругов –

  1. Личные права и обязанности супругов.

  2. Законный режим имущества супругов. Режим общей совместной собственности.

  3. Имущество каждого из супругов.

  1   2   3   4

Похожие:

Пирогова Е. Е., Чашкова С. Ю., Прасолов Б. В. Семейное право: Методические указания к практическим занятиям iconМетодические указания к практическим занятиям по пп. 01 «Учебная...
Представлены методические указания к практическим занятиям по учебной практике, образцы документов для выполнения практических заданий,...

Пирогова Е. Е., Чашкова С. Ю., Прасолов Б. В. Семейное право: Методические указания к практическим занятиям iconМетодические указания к семестровым и практическим занятиям рпк «Политехник»
Правоохранительные органы рф: Методические указания к семестровым и практическим занятиям / Сост. – И. И. Евтушенко; Волгоград гос...

Пирогова Е. Е., Чашкова С. Ю., Прасолов Б. В. Семейное право: Методические указания к практическим занятиям iconМетодические указания для студентов к практическим занятиям с использованием программы
Бухгалтерский учет. Методические указания для студентов к практическим занятиям с использованием программы «1С: Предприятие. Бухгалтерия...

Пирогова Е. Е., Чашкова С. Ю., Прасолов Б. В. Семейное право: Методические указания к практическим занятиям iconМетодические указания к практическим занятиям по дисциплине «экономическая...
Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Экономическая география и регионалистика мира» для специальности 036401-...

Пирогова Е. Е., Чашкова С. Ю., Прасолов Б. В. Семейное право: Методические указания к практическим занятиям iconМетодические указания к практическим занятиям студентов по учебной дисциплине фармакология
Методические рекомендации к практическим занятиям для студентов по учебной дисциплине фармакология. – Ульяновск: огбоу спо умк, 2014....

Пирогова Е. Е., Чашкова С. Ю., Прасолов Б. В. Семейное право: Методические указания к практическим занятиям iconМетодические указания к практическим занятиям для студентов направления...
Б90 Использование субд для создания программных систем и их компонентов: Методические указания к практическим занятиям для студентов...

Пирогова Е. Е., Чашкова С. Ю., Прасолов Б. В. Семейное право: Методические указания к практическим занятиям iconМетодические указания по подготовке к семинарским и практическим занятиям по дисциплине «Право»
Предназначено для студентов очной и заочной формы обучения по направлению 080100 «Экономика»

Пирогова Е. Е., Чашкова С. Ю., Прасолов Б. В. Семейное право: Методические указания к практическим занятиям iconМетодические указания к практическим занятиям и самостоятельной работе...
Практикум содержит задания и методические рекомендации по подготовке студентов к практическим и семинарским занятиям и самостоятельной...

Пирогова Е. Е., Чашкова С. Ю., Прасолов Б. В. Семейное право: Методические указания к практическим занятиям iconФизическая культура
Методические указания к практическим занятиям по изучению правил соревнования и методики судейства по волейболу

Пирогова Е. Е., Чашкова С. Ю., Прасолов Б. В. Семейное право: Методические указания к практическим занятиям iconМетодические указания к практическим занятиям му. 00479926. 120714. 13
Группировка хозяйственных средств и источников их образования по составу и размещению

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск