Бюллетень


НазваниеБюллетень
страница1/18
ТипБюллетень
filling-form.ru > бланк заявлений > Бюллетень
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

ИНФОРМАЦИОННЫЙ

БЮЛЛЕТЕНЬ

Уполномоченного по правам человека

в Республике Саха (Якутия)

 

 

 

Проблемы реализации права

граждан на доступ к информации

в Республике Саха (Якутия)

 

 

 

Сборник выступлений на Круглом столе

 

 

27 мая 2011 г.

  

 

 

 

                          № 15/2011

 

 

 

 Якутск

 

ЗАХАРОВА Ф.Н.,

Уполномоченный по правам человека

в Республике Саха (Якутия)

 

Проблемы реализации права граждан на доступ к информации

в Республике Саха (Якутия)

 

Уважаемые участники Круглого стола!

Сегодня, в век высоких технологий и информационных систем, право человека на доступ к информации  становится очень востребованным и актуальным, с одной стороны, из-за избытка полезной информации, в т.ч. из-за частого изменения отечественного законодательства, и избытка ненужной информации, незнания и неумения находить необходимые сведения, с другой стороны, из-за недоступности этих технологий и систем, нарушения права на доступ к информации.

Еще в 2006 году 8 июля был принят федеральный закон №149-ФЗ (ред. от 06.04.2011) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», где дается понятие «Права на доступ к информации», в т.ч. граждан, который вам роздан с другими законами.

Граждане (физические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников в соответствии с федеральными законами. В связи с чем любые незаконные ограничения прав человека являются нарушением его конституционного права на информацию, гарантированного частью 4 статьи 29 Конституции РФ.

Также гражданин (физическое лицо) в соответствии с частью 2 статьи 24 Конституции РФ  имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы. Это право обязывает органы власти информировать человека не только о том, в чем он обвиняется или о чем решение органов власти по его личному праву на землю, пенсию, социальное обеспечение и т.д., но и информировать о тех изменениях законодательства и правоприменительной практики, которые касаются его личных прав: о плане сноса дома, о праве на получение вида лекарства, о повышении арендной платы за автостоянку, об изменении суммы налога, хорошо бы в сторону уменьшения, и т.д.Порядок доступа к персональным данным граждан (физических лиц) устанавливается федеральным законом о персональных данных.

Обязанность государственных органов и органов местного самоуправления обеспечивать доступ определено №149-ФЗ, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», которая совершила революцию в мире по информированию граждан.

Органы должны информировать о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения.

 Портал электронного правительства РФ gosuslugi.ru был запущен в тестовую эксплуатацию 15 декабря 2009 года. Данный ресурс дает зарегистрированным пользователям массу разнообразных возможностей. Теперь можно будет оформить регистрацию (прописку), заграничный паспорт, подать налоговую декларацию или получить интересующие вас сведения из государственных бюджетных фондов, не выходя из дома.

Согласно установленным правилам, получив доступ в «личный кабинет», граждане получают возможность направлять персональные запросы на получение информации из органов исполнительной власти, а также оставить заявку на предоставление государственной или муниципальной услуги в электронном виде. Рассматриваемый проект был запущен в рамках реализации Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002 - 2010)».

Зарегистрированные пользователи сайта могут не только оставить заявку на сайте, но и отслеживать статус ее выполнения, чего в республике еще не достигнуто. О работе электронного правительства Якутии информацию мы сегодня услышим и о работе многофункционального центра по принципу “единого окна”, о необходимости которого мы здесь говорили ровно 2 года назад 29 мая, а также о судебной информации.

Для того, чтобы стать пользователем сайта госуслуг, вам нужно будет заполнить регистрационную форму. В ней указывается Ф.И.О., СНИЛС и ИНН. Данные непременно будут проверены, после чего пользователю будет выслан код активации учетной записи. Только в отличие от прочих ресурсов, этот высылает код не на электронную почту. Письмо пользователь получает обычным письмом с уведомлением. Активировав код, гражданин завершает регистрацию. Необходимо отметить, что на сайтепосетители могут получить информацию о нововведениях в законодательстве, получить прочую интересную информацию, которая доступна любым пользователям, даже неавторизованным. (См. Распоряжение Правительства РФ от 26.08.2009 №1231-р.)

Кроме получения информации через сайт суда с 2010 года существует два основных пути получения информации в суде:

1) граждане и журналисты могут получить информацию путем направления запроса (через канцелярию судье, председателю суда, пресс-службе и т.д.);

2) путем фактического посещения суда, например, присутствие на судебном заседании или ознакомление информационными документами на стенде либо с документами по делу после его окончания в порядке, предусмотренном соответствующим процессуальным законодательством. Получение комментария судьи во время рассмотрения дела не допускается.

С предоставлением информации на государственном языке республики  можно ставить оценку республиканской и местной власти - «неудовлетворительно». А общедоступность также сегодня не обеспечивается из-за ограничения количества пользователей «Интернета», кроме того, из-за отсутствия бесплатного доступа к «Интернету» для студентов, для инвалидов и др. категорий населения, нуждающихся в информации, а также снижением количества подписки и т.д.

Решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд. Если в части обжалования вышестоящему органу наши люди как-то разобрались, то в суд на Главу МО и других не идут. Да и в части обжалования, часто ошибаются, указывая большой перечень должностных лиц либо обращаясь не к тому лицу. Можно было организовать в поселениях под руководством глав местных администраций доступ населения к информации всех государственных и муниципальных услуг в общественных местах, начиная со здания администрации, включая почту, клубы и т.д., как вы думаете?

В случае, если в результате неправомерного отказа в доступе к информации, несвоевременного ее предоставления, предоставления заведомо недостоверной или не соответствующей содержанию запроса информации были причинены убытки, такие убытки подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством. Такой практики у нас еще не было, если у кого-то есть, пожалуйста, поделитесь с нами.

Бесплатнопредоставляется информация:

1) о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещенная такими органами в информационно-телекоммуникационных сетях;

2) затрагивающая права и установленные законодательством Российской Федерации обязанности заинтересованного лица;

3) иная установленная законом информация.

Установление платыза предоставление государственным органом или органом местного самоуправления информации о своей деятельности возможно только в случаях и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Право на доступ к информации может быть реализовано только через исполнение обязанности по ее предоставлению.

Информация к Докладу вам роздана, поэтому остановлюсь на некоторых аспектах нарушения прав граждан на информацию в нашей республике.

Ежегодно деятельность Уполномоченного по правам человека в Республике Саха (Якутия) публично освещаетсядля привлечения внимания органов всех ветвей власти, местного самоуправления, правоохранительных структур, всех должностных лиц, а также широкой общественности республики к насущным проблемам соблюдения конституционных прав, свобод и достоинства личности для последующего принятия необходимых мер.

Согласно статье 30 республиканского закона «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Саха (Якутия)» ежегодный Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Саха (Якутия) (далее- РС(Я)) в 2010 году вручен Президенту, Председателям Правительства, Парламента республики, а также Председателям Конституционного, Верховного, Арбитражного судов и прокурору РС(Я), а также для сведения населения опубликован в газете«Якутия» («ЯВ» от 07.05.2011 №27(1021)- 498 экз.) и будет в «Саха сирэ» на следующей неделе. Кроме того размещен на сайте государственного органа, направлен в информационный банк «КонсультантПлюс:Саха(Якутия)», переведен на государственный язык саха, направлен в типографию для выпуска в брошюрованном виде и будет роздан библиотекам, органам власти и общественности.

Информирую вас о том, что в 2010 году тематика жалоб в целом соответствовала тенденциям последних лет. На первом месте остались жилищные проблемы. Несколько сократилось, но сохранило второе место нарушение трудовых прав. На остроту социальных вопросов на местах обращает внимание каждая третья жалоба.

 

 

 

 

 

Общая статистика

 

Всего поступило обращений (2010/2009)

1810 (-0,7%)(1824)

в т. ч. через общественных представителей в т. ч. через Аппарат

974 (+0,5%) (970)

836 (-2,1%)(854)

Информацияо времени и месте личного приема ежемесячно обновляется на официальном Интернет - сайте Уполномоченного по правам человека  http://ombusakha.ru,  а также  вывешивается на стенде и доводится до сведения граждан при записи на прием по телефону 345108.

 

  1.  

По информациям обратились

79 (9,2%)

(+30,4%) (55)

19 (2,3%)

(-50%) (38)

98(5,8%)

(+5,1) (93)

  1.  

Нарушено право на информацию (ст. 29)

9 (2,7%)

34(7,4%)

43(5,4%)

Что привело к обращению за помощью?

 



Вид действия, нарушившего право

Аппарат

ОП

Итого

  1.  

Оставление без ответа

20 (6%)

161 (28,1%)

181 (20%)

  1.  

Бездействие

42 (12,6%)

137 (24%)

179 (19,8%)

  1.  

Вынесение решения, нарушившего право

79 (23,7%)

54 (9,4%)

133 (14,7%)

  1.  

Неправомерный отказ от надлежащих действий

53 (15,9%)

43 (7,5%)

96 (10,6%)

  1.  

Превышение полномочий

47 (14,1%)

20 (3,5%)

67 (7,4%)

  1.  

Неприменение конкретных норм, устанавливающих право

27 (8,1%)

36 (6,3%)

63 (7%)

  1.  

Препятствование законным действиям гражданина

1 (0,3%)

15 (2,6%)

16 (1,8%)

  1.  

Возложение неправомерных обязанностей (ответственности)

2 (0,6%)

13 (2,3%)

15 (1,7%)

  1.  

Несоблюдение сроков рассмотрения, расследования

4 (1,3%)

0

4 (0,4%)

  1.  

Другое

58 (17,4%)

92 (16,1%)

150 (16,6%)

 

 

333

571

904

Исходя из вышеизложенного Уполномоченным по правам человека  в РС(Я) принято решение провести сегодня с органами власти и представителями общественности диалог о праве на информацию.

По обоим направлениям работы правозащитника выявляется нарушение права на доступ к информации: по первому – по обращениям -  уже показано, кстати, мы выявляем нарушение и тогда, когда человек об этом не заявляет, по второму – по правовому просвещению – на широкий спектр нарушений указанного права указывают организации инвалидов, общественные представители Уполномоченного по правам человека в улусах, городах, и мы сами видим, что люди не знают своих прав, многие информационные ресурсы недоступны, а если знают, то не знают, как их защищать, при этом даже обращения за информацией не всегда дают свои результаты, а недостаток информации восполняется слухами и домыслами.

Дорогие коллеги! Хотелось бы выразить удовлетворение от имени всех российских Уполномоченных по правам человека принятием 04.05.2011 г. Основ государственной политики РФ в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, о чем все эти годы говорили и писали правозащитники. Будет создана «правовая продукция, содержащая правовую информацию», направленная на повышение уровня правовой культуры граждан, включая уровень осведомлённости и юридической грамотности. Распространять эту продукцию будут через электронные и печатные СМИ, социальную рекламу и «Интернет». В общем, приобщать к правовой культуре детей начнем с дошкольного возраста, учиться необходимо всем, особенно, служащим и сотрудникам правоохранительных органов. Теперь, надеюсь, точно будет принята республиканская целевая программа по правовому просвещению населения, о чем ежегодно ставлю вопрос из-за необходимости постоянного и системного информирования населения об изменениях в правовой сфере, о правах человека.

Так случилось, но совпало с проведением нашего республиканского Круглого стола широкое обсуждение общественностью и органами власти несанкционированного митинга 11.05.2011 г. на главной площади республики из-за несвоевременной информации правоохранительными органами, в первую очередь, СУ СК РФ по РС(Я), о ходе следствия по уголовному делу об изнасиловании и оставлении в опасности и о мерах пресечения. Прошедшее событие должно стать предметом отдельного разговора, в т.ч. и вокруг закона о собраниях, особенно, в части совершенствования уведомительного порядка их проведения, о чем много говорили на форумах, смысл которых в том, что мирный митинг в принципе не должен быть запрещен властями, и о чем Уполномоченным по правам человека было дано заключение в Конституционный суд РС(Я) 2 года назад. Но молодые люди не знают конкретный порядок реализации своих прав на проведение мирных митингов. Здесь также отсутствовала оперативная информация со стороны республиканских органов власти (отв.:АПиП). Конечно, мы отслеживали ситуацию за недопущением применения чрезмерной силы, опыт показал, что не зря работаем. УПЧ в РФ постоянно обращает внимание властей на различие мирных публичных акций и «стихийных» акций с признаками явно противозаконных действий. Из-за разжигания национальной розни подстрекатели должны привлекаться к ответственности. Далее этот опыт показал, что отсутствует административная ответственность должностных лиц за нарушение доступа на информацию на уровне РФ и РС(Я): за отказ, за несвоевременность, за неполноту, за бездействие. Хотелось бы надеяться, что обе стороны, и гражданское общество и власть, вынесли уроки и не допустят нарушений закона и прав человека. У правозащитника остается беспокойство по поводу возбуждения еще одного уголовного дела против обвиняемого как по заказу, что грозит гражданскому обществу еще большими негативными последствиями.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Похожие:

Бюллетень iconБюллетень новых поступлений за февраль 2017 года
В настоящий «Бюллетень» включены книги, поступившие во все отделы Научной библиотеки в феврале 2017 года. «Бюллетень» составлен на...

Бюллетень icon1. купля-продажа
Бна бюллетень нормативных актов министерств и ведомств ссср, Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств рф, Бюллетень нормативных...

Бюллетень iconМежрегиональная Правозащитная Группа Воронеж / Черноземье Центр Развития...
Бюллетень издается при финансовой поддержке фонда Джона Д. и Кэтрин Т. МакАртуров

Бюллетень iconБюллетень избирательный бюллетень, получаемый избирателем для голосования,...
Настоящее Положение определяет порядок подготовки и проведения выборов Президента органа ученического самоуправления в мкоу «Школа...

Бюллетень iconИнформационно-методический бюллетень
Информационно-методический бюллетень №84. Сборник методических документов по формированию архивных фондов поселений. Владивосток:...

Бюллетень iconИнформационно-методический бюллетень
Информационно-методический бюллетень №84. Сборник методических документов по формированию архивных фондов поселений. Владивосток:...

Бюллетень iconИнформационно-методический бюллетень
Информационно-методический бюллетень №84. Сборник методических документов по формированию архивных фондов поселений. Владивосток:...

Бюллетень iconИнформационный бюллетень №8 информационный бюллетень уважаемые коллеги!...
Стенограмма круглого стола по вопросам текущего взаимодействия участников национальной платежной системы с гис гмп и смэв

Бюллетень iconБюллетень новых поступлений (январь март 2014 г.) Иваново, 2013 Бюллетень...
Бюллетень новых поступлений (январь-март 2014 г.) / Ивановский государственный энергетический университет им. В. И. Ленина, Библиотека;...

Бюллетень iconИнформационный бюллетень №10 трудовая книжка апрель 2009 г
В целях оказания практической помощи первичным и территориальным профсоюзным организациям, работодателям мы подготовили информационный...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск