Проводник, милиционер и штатский. Ваши билеты, пожалуйста


НазваниеПроводник, милиционер и штатский. Ваши билеты, пожалуйста
страница1/34
ТипДокументы
filling-form.ru > бланк заявлений > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34
Начало формы

Конец формы

Валерий Фрид. 58 с половиной или записки лагерного придурка




–––––––––––––––––––––––––––––––-

© Copyright Валерий С.Фрид

Опубликовано в журнале "Киносценарии"

Оригинал текста расположен на странице

ftp://sunsite.unc.edu/pub/academic/russian-studies/Literature/58.txt

ftp://sunsite.unc.edu/pub/academic/russian-studies/Literature/58-2.txt

–––––––––––––––––––––––––––––––-


I. МОСКВА - ПОДОЛЬСК - МОСКВА




В отличие от большинства моих близких друзей – и особенно подруг – я

человек толстокожий, с малочувствительной нервной системой и бедным

воображением. Вежливо слушаю, но скучаю, когда рассуждают про летающие

тарелочки, снежного человека, Нострадамуса, бабу Вангу и бывших супругов

Глоба. Никаких предчувствий у меня сроду не бывало, а что касается вещих

снов, то я и простых, невещих, не вижу.

Не было у меня предчувствия беды и в день, сильно изменивший мою

биографию – 19 апреля 1944 года.

Мы – т.е., я и моя невеста Нинка – стояли на перроне Курского

вокзала. Стемнело, шел унылый, прямо-таки осенний дождик, и Нинкино лицо

было мокрым – наверно, от дождя, но мне хотелось думать, что от слез: она

ведь провожала меня в армию, а до конца войны было больше года. Вот у нее

что-то вроде предчувствия было:

– Я чувствую, ты очень плохо поедешь.

А я ее разубеждал: почему это плохо? Всю войну в эвакуации я катался

без билета, на подножках вагонов, на буферах, а то и на куче каменного угля

– голышом, чтобы не запачкать одежду. А сегодня я ехал добровольцем в

часть, и мне в военкомате дали вместе с направлением билет до Тулы – и

представьте, в купейный вагон. Замечательно поеду, так я и не ездил никогда!

Но она талдычила свое:

– Нет, я чувствую: плохо поедешь.

Для себя я это истолковывал просто: конечно, ей грустно расставаться

неизвестно на сколько с парнем, влюбленным до слепоты. Она-то меня совсем не

так любила, но относилась хорошо, в этом я не сомневался – почему же не

поплакать на прощанье?
– 2 –
Очень гордый собой и Нинкиными слезами, я обнял ее, поцеловал и поехал

в 38-й учебный запасной полк. Но до Тулы не доехал.

Только я расположился на своем месте и по-хозяйски расстелил шинель,

чтобы поспать по-человечески, как дверь отворилась и в купе вошли трое:

проводник, милиционер и штатский.

– Ваши билеты, пожалуйста.

На билеты трех других пассажиров они глянули мельком, а моим

заинтересовались.

– Тут что-то не так, – сказал штатский. – Что за нитки?

Я объяснил, что нитками сшили все мои проездные документы в военкомате.

– Нет, это надо проверить. Сейчас будет Подольск, сойдем, выясним.

Тут я забеспокоился, даже заволновался. Стал втолковывать им, что вот,

первый раз за всю войну еду как человек, в хорошем вагоне... Слезем, а как

потом добираться до Тулы?

– Да ты не бойся, – утешил меня штатский. – Проверим, и поедешь

дальше этим же поездом.

До Подольска было ехать еще с полчаса. Проводник вышел из купе, а с

двумя оставшимися мы коротали время в дружеской беседе. Услышав, что я был

студентом ВГИКа, они проявили естественный интерес к киноискусству: правда

ли, что Любовь Орлова – жена режиссера Александрова? Да, правда.

Поезд остановился. Мы выскочили из вагона. ("Ребята, давайте побыстрее!

– торопил я. – Хочется поспеть до отправления. Ведь на буферах ездил, на

подножках, а тут..." – "Да поняли мы, поняли. Успеем"). Бегом мы промчались

вдоль состава, вбежали в комнату железнодорожной милиции – в торце

станционного здания. Там нас
– 3 –

встретил низкорослый субъект в хромовых сапогах и пальто неприят-

ного серозеленого цвета. Физиономия у него была тоже неприятная.

– Расстегнитесь.

Я расстегнул шинель; он быстро и умело обыскал меня. Теперь я сказал бы

"прошмонал" – но тогда я лагерной фени не знал. И тем не менее – сам не

понимаю почему – спросил совсем по-лагерному:

– Чего ищешь, начальник?

– А что? Ничего нет?

К моему удивлению он отстегнул цепочку английских булавок, которые мама

прицепила к нагрудному карману, и отложил в сторону.

Трудно поверить, но я ведь и после этого ничего не заподозрил! Я же

говорю: бедное воображение.

Милиционер куда-то исчез, а я с двумя штатскими опять помчался по

платформе – в обратном направлении. Опять попросил:

– Быстрее, ладно?

И опять мне ответили:

– Успеем.

Но вместо того, чтобы посадить меня в вагон, мои провожатые свернули

направо. Мы пробежали через зал ожидания и оказались на привокзальной

площади. Там стоял – прямо как в дешевом романе – "черный автомобиль с

потушенными фарами". А попросту – черная эмка.

Вот тогда – только тогда! – я понял: это арест. За что, почему –

этого я не успел подумать. Да в те времена арест был таким привычным,

неприятным, но никого не удивлявшим делом, как, скажем, дождь или мороз. Я

даже не испугался. А в голове промелькнули две коротенькие мысли. Об одной я

вспоминаю с удовольствием, о второй – со стыдом. Собственно, первая была

даже и не мысль, а так, виденье. Мне представилось какое-то помещение, где

на грязном полу
– 4 –

спят вповалку плохо одетые люди – то, что я часто видел в эвакуа-

ции, хотя бы на вокзалах. "Десять лет. Переваляемся!" – с уверен-

ностью сказал мне так называемый внутренний голос.

А вторая, стыдная, мысль была такая: в рюкзачке у меня две банки,

сгущенка и свиная тушонка. Я их собирался съесть в Туле вдвоем с Юликом

Дунским, а теперь имею право съесть все один.

Юлик тоже пошел добровольцем и получил направление в ту же часть.

Только уехал на четыре дня раньше. Когда через год мы встретились в

Бутырках, выяснилась, кстати, тайна моего купейного вагона. Юлику дали билет

в общий; там было тесно, и он пошел искать, где попросторней. Поэтому

чекистам пришлось в поисках "объекта" пройти чуть ли не полсостава; Подольск

проехали и в Москву возвращались с добычей поездом. Неудобство, конечно. Вот

почему мне дали билет в купе, с точно обозначенным местом.**)

А вообще-то, как подумаешь – к чему такие сложности? Позвонили бы по

телефону, сказали: "Возьмите сухари, кое-что из белья и явитесь в такую-то

комнату на Лубянку". Явились бы как миленькие, без звука!.. Но нет, они

играли в свои игры: мы, вроде, настоящие преступники, а они, вроде,

настоящие сыщики. Казаки-разбойники!..

Так вот, посадили меня в черную эмку, и мы поехали. Сопровождающие

поглядывали на меня с пакостными улыбочками. Могу их понять: такого

доверчивого идиота им, видимо, еще не приходилось арестовывать.***)

– На Лубянку везете? – мрачно спросил я.

– Куда надо, – весело ответили они.

И на этом окончилась моя вольная жизнь. Могу только добавить, что когда

доехали "куда надо", а именно на Малую Лубянку, и машина остановилась в

ожидании, пока откроются железные ворота, – прямо
– 5 –

напротив костела, – я заговорил. (А по дороге молчал, к их разоча-

рованию: наверно, хотели бы, чтоб уговаривал отпустить, уверял,

что это недоразумение – я ни в чем не виноват). Заговорив, сказал:

– Дайте поссать.

Они разрешили, и я с удовольствием пописал на свою первую тюрьму.
Примечания автора
*) У моего любимого Феллини одно название я украл уже давно:

воспоминания о Каплере и Смелякове, опубликованные в альманахе

"Киносценарии", озаглавлены "Амаркорд-88". С легкими угрызениями совести

краду второе. 58 – это "политическая" статья старого УК, в которой было

полтора десятка пунктов. Наш, восьмой – "террор" – как раз посередине, на

полпути.

**) В военкомате, конечно, знали, что по дороге в часть нас арестуют.

Вот почему, когда я пришел за документами, в комнату сбежались сотрудники из

других отделов. Они смотрели на меня с интересом; а сейчас мне кажется, что

и с жалостью – по крайней мере один из них, интеллигентного вида еврей

капитан.

***) "Здесь ГЈте ошибается". Им приводилось арестовывать и не таких:

Юлик Дунский вел себя еще глупей. Когда его привезли на Лубянку и ввели в

кабинет, где сидели два подполковника и майор, один из офицеров сказал:

– Ну, товарищ Дунский, догадываетесь, почему вы здесь?

И он решил, что его как добровольца, да еще знающего немного немецкий

язык, хотят послать в школу, где готовят разведчиков. Он
– 6 –

тонко улыбнулся и ответил:

– Догадываюсь.

– Тогда садитесь и пишите показания о своей антисоветской

деятельности.

– Пардон, – сказал Юлик. – Тогда не догадываюсь.

Происходил этот разговор 15-го апреля 1944 г.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34

Похожие:

Проводник, милиционер и штатский. Ваши билеты, пожалуйста iconИнструкция предназначена для электротехнического персонала Северного лпумг
Защитный (PE) проводник проводник, предназначенный для целей электробезопасности

Проводник, милиционер и штатский. Ваши билеты, пожалуйста iconАнкета кандидата на должность
Ваш опыт, Ваши личные и профессиональные качества, а также определить степень их соответствия должноcти, на которую Вы претендуете,...

Проводник, милиционер и штатский. Ваши билеты, пожалуйста iconФ. И. О., адрес, номер телефона, серия и № страхового медицинского...
Включите все вопросы, которые могут иметь отношение к оценке и рассмотрению Вашей конкретной ситуации. Пожалуйста, разъясните, каким...

Проводник, милиционер и штатский. Ваши билеты, пожалуйста iconПожалуйста, внимательно прочтите информацию по заполнению платежных поручений! Важно заполнить
Важно заполнить все поля платежки правильно, иначе ваши деньги не будут идентифицированы, вам грозит потеря от 21 дня на их идентификацию,...

Проводник, милиционер и штатский. Ваши билеты, пожалуйста iconПожалуйста, заполните следующие пункты
Примечание: если название компании и сайта должны различаться, пожалуйста, отметьте это

Проводник, милиционер и штатский. Ваши билеты, пожалуйста iconНам очень приятно, что Вы выбрали именно нашу гостиницу «Орел»! Чтобы...
Нам очень приятно, что Вы выбрали именно нашу гостиницу «Орел»! Чтобы в следующий визит Ваше пребывание было еще более комфортным,...

Проводник, милиционер и штатский. Ваши билеты, пожалуйста iconАвиа- или железнодорожные билеты (бронь билета и его копию) в обе...
...

Проводник, милиционер и штатский. Ваши билеты, пожалуйста iconБриф на разработку логотипа
Просим Вас заполнить бриф, т к. Ваши ответы помогут дизайнеру понять Ваши задачи, предпочтения, сферу деятельности и область применения...

Проводник, милиционер и штатский. Ваши билеты, пожалуйста iconНеулетные билеты
Купившие электронные авиабилеты билеты через Eviterra могут не вылететь после 12 января 2014 года и не вернуть свои деньги, если...

Проводник, милиционер и штатский. Ваши билеты, пожалуйста iconДрузья поверят твоим словам. А работодатель?
Личная книжка волонтера это уникальный документ. Она является аналогом трудовой книжки, куда могут вноситься все ваши достижения...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск