Закон о введении в действие Бюджетного кодекса РФ


НазваниеЗакон о введении в действие Бюджетного кодекса РФ
страница1/12
ТипЗакон
filling-form.ru > бланк заявлений > Закон
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 9 ИЮЛЯ 2002 Г. N 83-ФЗ

"О ФИНАНСОВОМ ОЗДОРОВЛЕНИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ

ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ"
Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 1 апреля 2011 года
А.С. ДИКАРЕВ
Автор:
Дикарев Анатолий Сергеевич - консультант Управления по развитию бюджетного и налогового законодательства Главного правового управления аппарата Правительства Самарской области (работа по вопросам реструктуризации долгов, в т.ч. сельскохозяйственных товаропроизводителей).
Федеральный закон от 9 июля 2002 г. N 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей" определяет условия реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей. Целью Закона является улучшение финансового состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей до применения процедур банкротства.

Автором дается постатейный научный и практический комментарий к положениям Закона, анализируются положения смежного законодательства, в том числе подзаконных актов, приводятся примеры из судебной практики.

Комментарий может быть полезен гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, состоящим в сельскохозяйственных потребительских кооперативах, крестьянских (фермерских) хозяйствах, их кредиторам, работникам государственных органов, а также преподавателям, студентам, аспирантам юридических и экономических вузов и другим интересующимся лицам.

При подготовке настоящего Комментария использовались акты законодательства, действующие на 1 апреля 2011 г.
Используемые сокращения
Конституция РФ - Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.);

Гражданский кодекс РФ - Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ; Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ;

Бюджетный кодекс РФ - Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ;

Налоговый кодекс РФ - Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ; Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ;

Арбитражный процессуальный кодекс РФ - Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ;

Закон о введении в действие Бюджетного кодекса РФ - Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 159-ФЗ "О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации";

Закон о введении в действие части первой Налогового кодекса РФ - Федеральный закон от 31 июля 1998 г. N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации";

Закон о несостоятельности (банкротстве) - Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";

Закон о государственном регулировании добычи угля - Федеральный закон от 20 июня 1996 г. N 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности";

Закон о лицензировании - Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности";

Закон об охране окружающей среды - Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";

Закон о развитии сельского хозяйства - Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства";

Закон о коммерческой тайне - Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне";

Постановление Правительства РФ от 30 января 2003 г. N 52 - Постановление Правительства Российской Федерации от 30 января 2003 г. N 52 "О реализации Федерального закона "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей";

Регламент Правительства РФ - Регламент Правительства Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260 "О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации";

Положение о Федеральной комиссии - Положение о Федеральной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей, утвержденное Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 18 января 2010 г. N 4/4н/12/25;

Положение о территориальной комиссии - Положение о территориальной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей, утвержденное Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 18 января 2010 г. N 4/4н/12/25;

Порядок проведения реструктуризации долгов - Порядок проведения реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей, утвержденный Протоколом заседания Межведомственной федеральной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей от 25 февраля 2003 г. N 4;

Порядок оценки долгов - Порядок оценки долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей, утвержденный Протоколом заседания Межведомственной федеральной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей от 25 февраля 2003 г. N 4.
9 июля 2002 года N 83-ФЗ


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ФИНАНСОВОМ ОЗДОРОВЛЕНИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ

ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
(в ред. Федеральных законов от 29.06.2004 N 58-ФЗ,

от 13.05.2008 N 67-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ)
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом
Комментарий к статье 1
Настоящая статья определяет предмет регулирования комментируемого Закона, т.е. сферу общественных отношений, регламентируемых им. Указанный предмет может быть рассмотрен в двух аспектах. С одной стороны, комментируемый Закон регулирует отношения в сфере реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей в целях улучшения их финансового состояния. С другой стороны, комментируемый Закон устанавливает правовые основы и условия реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей. Из вышеизложенного можно сделать вывод, что, во-первых, комментируемый Закон является основным нормативным правовым актом на федеральном уровне в данной сфере, а во-вторых, содержит лишь основные положения, регулирующие отношения в данной сфере, оставляя ряд правоотношений "на откуп" нормативным правовым актам Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и иных федеральных органов исполнительной власти (см., например, статьи 2, 10, 13, 20, 23 комментируемого Закона и так далее), а также нормативным правовым актам органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (см., например, статью 13 комментируемого Закона).

Кроме того, понятие "условия", используемое в данной статье, представляется правильным рассматривать в широком смысле. Под "условиями" стоит понимать не конкретные обстоятельства или события, в случае наступления которых активизируется механизм реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей, а весь комплекс правоотношений, возникающий как до начала процесса реструктуризации, так и непосредственно во время указанного процесса, а также в завершающей стадии реструктуризации долгов.

Рассматриваемая статья устанавливает правовые основы и условия реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей. Вместе с тем в наименовании комментируемого Закона говорится о финансовом оздоровлении указанных субъектов, при этом последний термин в комментируемом Законе не раскрывается. Исходя из структуры и текста комментируемого Закона, можно сделать вывод, что законодатель считает эти понятия тождественными. Вместе с тем анализ положений Закона о несостоятельности (банкротстве) показывает, что в данном Законе термин "реструктуризация задолженности" используется лишь как составная часть или один из аспектов (направлений деятельности) такого вида процедур, применяемых в деле о банкротстве. Такое толкование термина "финансовое оздоровление", безусловно, выходит за рамки реструктуризации. Так как финансовое оздоровление включает в себя и другие процедуры наряду с реструктуризацией задолженности, круг общественных отношений, возникающих в процессе финансового оздоровления, более широк, а, следовательно, шире должна быть и нормативная правовая база, регулирующая указанные отношения.

Впрочем, есть основания полагать, что законодатель и не отождествляет понятия "финансовое оздоровление" и "реструктуризация задолженности", а лишь допускает некоторое несоответствие наименования Закона и его фактического содержания. Такой вывод можно сделать из анализа положений Требований к участнику программы финансового оздоровления, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 января 2003 г. N 52. Среди указанных Требований есть, в частности, положение, обязывающее претендента на участие в программе предоставлять план улучшения финансового состояния должника. При этом, несмотря на то, что указанное Постановление Правительства РФ лишь раскрывает положения комментируемого Закона, сам Закон не содержит требований ни к содержанию данного плана, ни к порядку его формирования или исполнения. Стоит также отметить, что комментируемый Закон также упоминает о программе финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей. При этом сущность указанного понятия раскрывается лишь в статье 2 комментируемого Закона, а впоследствии в тексте Закона встречается лишь как вспомогательный термин, определяющий сферу регулируемых правоотношений.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что комментируемый Закон, регулирующий правовые основы и условия реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей (пусть и в целях улучшения их финансового состояния до применения процедур банкротства), регулирует не все отношения по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей, а лишь их часть, касающуюся реструктуризации задолженности. Представляется, что наименование комментируемого Закона несколько шире, нежели предмет его регулирования, а потому они требуют взаимной доработки и приведения в соответствие друг с другом. По мнению автора, данный вопрос может быть решен путем расширения сферы регулирования комментируемого Закона, в частности путем увеличения числа норм, касающихся сущности и порядка осуществления процесса финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей. Комментируемый Закон может быть изменен и в порядке сужения сферы правового регулирования, то есть сведен лишь к реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей с соответствующей сменой наименования.

Стоит также отметить, что предмет регулирования комментируемого Закона невозможно полностью отнести к той или иной сфере российского права. Закон регулирует не только административные или налоговые отношения должника с органами государственной власти или органами местного самоуправления, но также и отношения с субъектами хозяйственной деятельности, в первую очередь юридическими лицами. Таким образом, присутствует смешение публично-правовых и частноправовых институтов. Это смешение отражается не только на том, в какой сфере будут применены нормы комментируемого Закона, но и на том, в каком порядке указанные нормы будут применены, так как публичное и частное право обладают своими, зачастую прямо противоположными, способами воздействия на общественные отношения. В дальнейшем при анализе других статей комментируемого Закона будут рассмотрены отдельные аспекты проявления методов как публично-правового, так и частноправового регулирования отношений, входящих в предмет регулирования комментируемого Закона. Сейчас же отметим лишь, что предмет регулирования комментируемого Закона сочетает в себе общественные отношения, входящие в сферу регулирования бюджетного, налогового, административного и гражданского права.
Статья 2. Основные понятия, используемые в целях настоящего Федерального закона
Комментарий к статье 2
Комментируемая статья раскрывает понятийный аппарат Закона N 83-ФЗ, который также подлежит использованию при применении иных нормативных правовых актов, регулирующих финансовое оздоровление сельскохозяйственных товаропроизводителей. Рассмотрим отдельные понятия.

1. Понятие реструктуризации долгов, используемое в Законе N 83-ФЗ, практически идентично понятию реструктуризации долга, предусмотренному статьей 105 Бюджетного кодекса РФ. Различие сводится лишь к тому, что Бюджетный кодекс РФ как основной нормативный правовой акт, регулирующий отношения в сфере финансового права, определяет понятие и порядок реструктуризации лишь государственных или муниципальных долгов, в то время как в соответствии с Законом N 83-ФЗ реструктуризируются долги сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе перед частными кредиторами.

Вместе с тем термин "реструктуризация" используется в законодательстве и в совершенно иных смыслах. Например, Закон о государственном регулировании добычи угля использует термин "реструктуризация угольной промышленности", под которым подразумевается комплекс мероприятий по перестройке производственной базы организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) в целях создания эффективно функционирующих организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), обеспечению социальной защиты и занятости высвобождаемых при реструктуризации угольной промышленности работников, а также решению связанных с такой реструктуризацией проблем экологического характера. Следует различать реструктуризацию долга и реструктуризацию производства. В обоих случаях под реструктуризацией также понимается комплекс мероприятий, направленных на изменение сложившейся структуры (ситуации), но цель (а, следовательно, и способы проведения) указанных изменений кардинально отличается.

Стоит отметить также и вариант трактовки понятия "реструктуризация долгов", предложенный Президиумом ВАС при рассмотрении дела N А43-1039/04-11-107. Президиум ВАС, в частности, отметил, что по своей сути реструктуризация является разновидностью рассрочки по уплате налога, которая в соответствии со статьей 64 Налогового кодекса РФ представляет собой изменение срока уплаты налога (подробнее см. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 марта 2005 г. N 13054/04 по делу N А43-1039/04-11-107). Презюмируя верность позиции ВАС, можно провести соответствующие аналогии с рассрочкой по уплате любой задолженности, а не только налогов. Из вышеизложенного следует, что реструктуризация - это лишь вид рассрочки по уплате налога. При этом, возвращаясь к тезису о тождественности реструктуризации и финансового оздоровления, следует отметить, что финансовое оздоровление нельзя признать видом рассрочки по уплате налога. Более того, следуя логике Президиума ВАС, можно сделать вывод о том, что само понятие "рассрочка" (подробнее см. комментарий к статье 20 Закона N 83-ФЗ) шире понятия "реструктуризация", что также не соответствует сущности института реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Итак, реструктуризация долгов - это основанное на соглашении прекращение долговых обязательств. Прекращение долгового обязательства путем замены указанного обязательства иным долговым обязательством между теми же лицами по своим признакам очень похоже на такой способ прекращения обязательств, как новация, предусмотренный статьей 414 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которой обязательство прекращается соглашением сторон о замене первоначального обязательства, существовавшего между ними, другим обязательством между теми же лицами, предусматривающим иной предмет или способ исполнения.

Однако говорить о тождественности понятий реструктуризации и новации нельзя по ряду причин. Во-первых, реструктуризация предусматривает прекращение обязательства путем замены не всего обязательства, а лишь его части (а именно долгового обязательства). При этом основное обязательство (из которого следует долговое обязательство) не претерпевает изменений, а именно предмет и способ исполнения остаются прежними, что является вторым существенным отличием реструктуризации от новации. Кроме того, так как новация есть институт гражданского права, то она является способом прекращения гражданско-правовых обязательств, реструктуризация же в данном случае касается долговых обязательств, предусмотренных Законом N 83-ФЗ, а также подзаконными нормативными правовыми актами в сфере финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей, не все из которых носят гражданско-правовой характер. Исходя из тех же соображений, представляется не совсем корректным относить реструктуризацию, предусмотренную Законом N 83-ФЗ, к основаниям прекращения обязательств, определенным статьей 407 Гражданского кодекса РФ и регулируемым главой 26 Гражданского кодекса РФ.

Законодатель не закрепил термин "долговое обязательство" (данное понятие содержится в статье 269 Налогового кодекса, но используется лишь в целях главы 25 Налогового кодекса и неприменимо к отношениям, регулируемым Законом N 83-ФЗ), вместе с тем рассматриваемая статья содержит понятие долга, а потому можно сделать вывод, что под долговым обязательством в Законе N 83-ФЗ следует понимать обязательство по платежам в бюджеты всех уровней, а также обязательства по платежам, вытекающие из гражданско-правовых договоров.

2. Закон N 83-ФЗ, раскрывая понятие сельскохозяйственного товаропроизводителя, отсылает к статье 3 Закона о развитии сельского хозяйства, в соответствии с которой "сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель (далее - сельскохозяйственный товаропроизводитель), осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год". В соответствии с пунктом 2 той же статьи Закона о развитии сельского хозяйства сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются также:

1) граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, в соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве";

2) сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие (в том числе кредитные), снабженческие, заготовительные), созданные в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 1995 года N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации";

3) крестьянские (фермерские) хозяйства в соответствии с Федеральным законом от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".

Прежняя редакция Закона N 83-ФЗ вместо отсылочной нормы предусматривала понятие сельскохозяйственных товаропроизводителей. Под данным термином понимались организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, доля выручки которых от реализации произведенной и переработанной ими сельскохозяйственной продукции в общей выручке от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за предшествующий год составила не менее 50 процентов. Федеральным законом от 13 мая 2008 г. N 67-ФЗ установлено, что абзац 3 статьи 2 в новой редакции (вносимой данным Законом) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 года. Введение нового понятия, с одной стороны, уточняет термин "сельскохозяйственный товаропроизводитель" для целей комментируемого Закона, а также расширяет круг субъектов экономической деятельности, подпадающих под рассматриваемое понятие. С другой стороны, подобная отсылочная норма говорит о стремлении законодателя унифицировать нормативно-правовую базу в сфере сельского хозяйства. Стоит также отметить, что ряд нормативных правовых актов (в том числе на уровне федеральных законов) также содержит понятия сельскохозяйственных товаропроизводителей (в частности, см. статью 346.2 Налогового кодекса РФ), отличающихся от рассматриваемого понятия и используемых, как правило, в целях и рамках применения соответствующего нормативного правового акта.

3. Закон N 83-ФЗ предусматривает понятие "программа финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей", определяя его как комплекс мер, направленных на выработку всеми кредиторами единых условий проведения реструктуризации долгов в целях улучшения финансового состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей. Таким комплексом мер, видимо, является некий алгоритм действий кредиторов, причем не в отношении конкретного должника, а в отношении всех сельскохозяйственных товаропроизводителей. Представляется правильным понимать указанный термин как порядок достижения общей цели комментируемого Закона - исправления финансового положения сельскохозяйственных товаропроизводителей. При этом стоит отметить, что программа финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей - это не нормативный правовой акт программного характера, а, скорее, общая деятельность государственных органов, кредиторов сельскохозяйственных товаропроизводителей и их самих по финансовому оздоровлению последних.

4. Рассматривая понятие "должник", стоит отметить, что, так как Закон N 83-ФЗ к признакам должника относит лишь соответствие понятию "сельскохозяйственный товаропроизводитель" (описанному выше) и наличие долга, представляется верным, прежде всего, обратить внимание именно на понятие долга или задолженности.

Задолженность представляет собой сумму денежных обязательств. В случае неисполнения указанных обязательств в срок, определенный нормативным правовым актом, установленный соглашением, разумный срок или срок, предусмотренный обычаями делового оборота, а также в случае ненадлежащего исполнения задолженность становится просроченной.

Задолженность по платежам в бюджеты всех уровней формируется из задолженности сельскохозяйственного товаропроизводителя по уплате налогов и сборов в федеральный, региональный и местный бюджеты, а также иных обязательных платежей, предусмотренных законодательством Российской Федерации. К последним можно отнести, например, плату за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду, установленную Законом об охране окружающей среды. Кроме того, стоит отметить, что в соответствии со статьей 346.1 Налогового кодекса РФ организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями в соответствии с главой 26.1 Налогового кодекса РФ, вправе добровольно перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога в порядке, предусмотренном главой 26.1 Налогового кодекса РФ. Задолженности за поставленные сельскохозяйственному товаропроизводителю товары (выполненные работы, оказанные услуги) вытекают из гражданско-правовых сделок и регулируются соответствующими нормативно-правовыми актами (в частности, ГК РФ) и договорами.

В соответствии с пунктом 2 Порядка проведения реструктуризации долгов реструктуризации подлежат просроченные, рассроченные, отсроченные долги, начисленные проценты, штрафы и пени сельскохозяйственных товаропроизводителей по платежам в бюджеты всех уровней (федеральным, субъектов Российской Федерации, местным), налогам, поступающим в дорожные фонды, единому социальному налогу, страховым взносам в государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости Российской Федерации), обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, поставщикам и подрядчикам за поставленные товары, выполненные работы и предоставленные услуги, средствам, выданным на возвратной платной основе, кредитам и займам. Не подлежит реструктуризации задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии, в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по подоходному налогу с физических лиц, по заработной плате перед персоналом организации. Исключение указанных видов задолженности обусловлено тем, что отсрочка или рассрочка погашения такого долга в данном случае является нарушением законных прав и интересов физических лиц. Стоит также отметить, что в соответствии с пунктом 2.1 Порядка проведения реструктуризации долгов основной долг (просроченный, отсроченный и рассроченный) и начисленные проценты подлежат реструктуризации (отсрочке, рассрочке) одной общей суммой.

5. Комментируемая статья в полной мере раскрывает понятие кредитора как субъекта, чье право требовать исполнения обязательства корреспондирует с обязанностью лица, являющегося должником, соответствующее исполнение произвести, а также устанавливает закрытый, не подлежащий расширению перечень субъектов, которые могут являться кредиторами в рамках отношений, регулируемых Законом N 83-ФЗ. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, а также муниципальные образования могут выступать кредиторами как по обязательствам, вытекающим из необходимости исполнения платежей в бюджеты всех уровней, так и по обязательствам, вытекающим из гражданско-правовых сделок, когда соответствующее публично-правовое образование выступает в качестве стороны такой сделки.

6. Рассматривая понятие "банк-агент", важно отметить, что еще на первом заседании Федеральной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей было определено, что вопрос об утверждении банка-агента для выполнения расчетных функций и контроля за своевременным исполнением должником обязательств по соглашению о реструктуризации долгов будет предусмотрен в Федеральном законе "О федеральном бюджете на 2003 год" (подробнее см. Протокол заседания Межведомственной федеральной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей от 13 ноября 2002 г. N 1). С того момента и по настоящее время банк-агент устанавливается федеральным законом о бюджете Российской Федерации на соответствующий финансовый год (и плановый период).

Так, в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 24 ноября 2008 г. N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" банком-агентом в соответствии с Законом N 83-ФЗ является ОАО "Российский сельскохозяйственный банк".

В субъектах Российской Федерации, в которых отсутствует региональная сеть филиалов открытого акционерного общества указанного банка, ОАО "Российский сельскохозяйственный банк" может привлекать на основании отдельных соглашений другие кредитные организации для выполнения функций банка-агента в соответствии с Законом N 83-ФЗ. Аналогичные положения предусмотрены Федеральным законом от 2 декабря 2009 г. N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов".

Стоит также отметить, что в соответствии с положениями Федерального закона от 24 ноября 2008 г. N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" открытые акционерные общества "Росагроснаб" и "Российский сельскохозяйственный банк" могут выступать в качестве банков-агентов по вопросам обеспечения возврата задолженности по средствам федерального бюджета, предоставленным на обеспечение агропромышленного комплекса машиностроительной продукцией и племенным скотом, а также проведения реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей в соответствии с Законом N 83-ФЗ.

Так, в соответствии со статьей 21 Федерального закона от 13 декабря 2010 г. N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" открытые акционерные общества "Росагроснаб" и "Российский сельскохозяйственный банк" могут выступать в качестве банков-агентов по вопросам обеспечения возврата задолженности по средствам федерального бюджета, предоставленным на обеспечение агропромышленного комплекса машиностроительной продукцией и племенным скотом, а также проведения реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей в соответствии с комментируемым Законом.

Между сельскохозяйственным товаропроизводителем и банком-агентом заключается договор, по которому сельскохозяйственный товаропроизводитель обязан зачислять средства на счета банка-агента в размерах, определенных графиком погашения долгов, а банк-агент осуществляет непосредственное погашение долгов одновременно всем кредиторам пропорционально их доле в общей сумме реструктурируемого долга. Дата зачисления должником всей суммы задолженности на счета банка-агента считается датой исполнения обязательств должника перед кредиторами и датой прекращения соглашения о реструктуризации долгов.

Если организация на 1-е число месяца, следующего за истекшим кварталом, имеет задолженность по платежам в бюджеты всех уровней, текущим налоговым платежам, включая авансовые платежи (взносы) по налогам с налоговым периодом, превышающим один месяц, просроченную задолженность по денежным обязательствам со сроком образования, превышающим один месяц, либо задолженность по платежам, установленным графиком погашения долгов, банк-агент должен письменно известить территориальную комиссию по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей. В соответствии с Протоколом заседания Межведомственной федеральной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей от 5 декабря 2005 г. N 8 ОАО "Россельхозбанку" поручено ежемесячно до 15 числа направлять в Федеральную комиссию отчет об исполнении функций банка-агента.

7. Типовая форма соглашения о реструктуризации долгов (далее - соглашение) утверждена Постановлением Правительства РФ от 30.01.2003 N 52. Соглашение заключается между организацией (сельскохозяйственным товаропроизводителем - должником) и кредиторами и подписывается указанными сторонами и членами территориальной комиссии. В соглашении указывается место и дата заключения соглашения, координаты сторон соглашения - наименование юридического, Ф.И.О. физического лица, ИНН/КПП, адрес, а также указывается документ, на основании которого действует физическое лицо. В конце соглашения указывается наименование и юридические адреса сторон, ставится печать организации и подпись уполномоченного физического лица.

Согласно терминологии типовой формы соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами и становится действительным с момента подписания членами территориальной комиссии.

Предметом рассматриваемого соглашения является реструктуризация задолженности организации перед кредиторами по основному долгу и начисленным процентам по состоянию на дату фиксации долга, также указываемую в соглашении. Соглашение действует в течение срока, соответствующего варианту реструктуризации, либо до момента погашения организацией всей суммы задолженности. Организация также вправе произвести досрочное погашение основного долга.

Кроме того, соглашение предусматривает возможность приостановления права на реструктуризацию долгов. Это, в частности, происходит в случае, если организация на 1-е число месяца, следующего за истекшим кварталом, имеет задолженность по платежам в бюджеты всех уровней, текущим налоговым платежам, включая авансовые платежи (взносы) по налогам с налоговым периодом, превышающим один месяц, просроченную задолженность по денежным обязательствам со сроком образования, превышающим один месяц, либо задолженность по платежам, установленным графиком погашения долгов. Стоит также отметить, что приостановление права на реструктуризацию долгов влечет и приостановление действия соглашения.

Более того, зачастую понятия "приостановление права на реструктуризацию долгов" и "приостановление действия соглашения в рамках Закона N 83-ФЗ" можно использовать как синонимы. В случае если в течение 90 дней со дня приостановления права на реструктуризацию долгов организация не погасит задолженность по текущим платежам, платежам, установленным графиком погашения долгов, и пеням, начисленным за неуплату текущих платежей, соглашение считается расторгнутым. При расторжении соглашения реструктурируемые долги подлежат восстановлению в полном объеме (за исключением ранее уплаченных сумм по графику погашения долгов). Все вопросы, неурегулированные напрямую соглашением, разрешаются в порядке и на условиях, которые установлены законодательством РФ. Соглашение составляется в количестве экземпляров, равном количеству кредиторов, плюс 2 экземпляра (по одному для организации и территориальной комиссии).

Подробная характеристика существенных условий соглашения дана в комментарии к статье 19 Закона N 83-ФЗ.

8. Требования к участнику программы также утверждены Постановлением Правительства РФ от 30.01.2003 N 52. В соответствии с указанным нормативным правовым актом сельскохозяйственный товаропроизводитель (должник) получает право на участие в программе финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей при условии соответствия его следующим требованиям:

- соответствие документов, представленных должником, перечню документов, прилагаемых к заявлению должника о включении в состав участников программы;

- в отношении должника арбитражным судом не возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве);

- не нарушен установленный уставом должника порядок принятия решения о подаче заявления о включении его в состав участников программы (для юридических лиц);

- план улучшения финансового состояния должника содержит перечень мероприятий организационно-правового, экономического и финансового характера, выполнение которых позволит улучшить показатели его финансового состояния;

- уплата должником в полном объеме текущих платежей в бюджеты всех уровней, начисленных в течение 1 месяца до первого числа месяца подачи заявления о включении должника в состав участников программы, и денежных обязательств перед кредиторами, с которыми заключается соглашение о реструктуризации долгов, срок исполнения которых наступил в месяце, предшествующем месяцу подачи заявления о включении должника в состав участников программы.

Соответствие данным требованиям само по себе не делает сельскохозяйственного товаропроизводителя участником программы, а лишь дает право на участие в программе финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей. Порядок включения должника в состав участников программы указан в статье 13 Закона N 83-ФЗ. Соответствие должника рассматриваемым требованиям устанавливается территориальной комиссией, в результате чего выносится одно из решений, предусмотренных пунктом 3 статьи 13 Закона N 83-ФЗ.

9. Методика расчета показателей финансового состояния должника, утвержденная также упомянутым выше Постановлением Правительства РФ от 30.01.2003 N 52, устанавливает порядок расчета показателей финансового состояния сельскохозяйственного товаропроизводителя, учитываемых при определении условий реструктуризации этих долгов.

Подробнее о порядке расчета данных показателей см. комментарий к статье 16 Закона N 83-ФЗ.

10. Базовые условия реструктуризации долгов (далее - Базовые условия) представляют из себя не очень объемный, но достаточно важный документ, также утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30.01.2003 N 52, конкретизирующий и раскрывающий отдельные положения Закона N 83-ФЗ.

В частности, Базовые условия определяют денежные обязательства сельскохозяйственных товаропроизводителей, задолженности по которым подлежат или не подлежат реструктуризации.

Так, к первым в соответствии с Базовыми условиями относятся долги сельскохозяйственных товаропроизводителей по платежам в бюджеты всех уровней, в том числе задолженность по пеням и штрафам за несвоевременное перечисление налога на доходы физических лиц и по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии, а также по платежам за поставленные товары (выполненные работы и оказанные услуги). А ко вторым - задолженность сельскохозяйственных товаропроизводителей по налогу на доходы физических лиц, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии, а также по оплате труда.

Указанные положения, уточняющие виды задолженностей, подлежащих и не подлежащих реструктуризации, были внесены Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. N 1092 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 30 января 2003 г. N 52". Необходимость таких изменений следовала из сложившейся противоречивой практики определения круга подлежащих реструктуризации задолженностей мнением территориальной комиссии по финансовому оздоровлению.

Например, в деле N А05-3377/2008 ФАС Северо-Западного округа суд счел неправомерными действия территориальной комиссии, принявшей решение о невключении налога на доходы физических лиц в состав реструктурируемой задолженности на основании положений пункта 2 Порядка проведения реструктуризации долгов. Суд указал, что ни Закон N 83-ФЗ, ни Постановление Правительства РФ от 30.01.2003 N 52 не предусматривают применение Порядка реструктуризации в отношении конкретных налогов, не устанавливают исключений для налоговых агентов, а также, что комиссия по финансовому оздоровлению не наделена полномочиями по определению видов налогов, подлежащих реструктуризации. Суд также пришел к выводу, что нормы указанных нормативных актов не содержат ограничений в реструктуризации задолженности применительно к отдельным видам налогов; не установлено исключений для сельскохозяйственных производителей, выступающих в качестве налоговых агентов; право на реструктуризацию не поставлено в зависимость от причин и характера действий сельскохозяйственных товаропроизводителей при образовании задолженности (подробнее см. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 31 октября 2008 г. по делу N А05-3377/2008).

Вместе с тем имели место и абсолютно противоположные судебные решения по идентичным делам.

Например, в деле N А56-32819/03 ФАС того же Северо-Западного округа суд, следуя той же логике, пришел к обратному выводу о применимости положений Порядка проведения реструктуризации долгов и обоснованности исключения территориальной комиссией подоходного налога из состава реструктуризируемой задолженности (подробнее см. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 августа 2004 г. по делу N А56-32819/03).

Так как наличие указанного пункта в Порядке проведения реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей свидетельствовало о желании органов государственной власти исключить налог на доходы физических лиц из состава реструктуризируемой задолженности, а судебная практика не признавала такого исключения, в Постановление Правительства РФ от 30.01.2003 N 52 были внесены соответствующие изменения, при этом положения Закона N 83-ФЗ в этой части остались в прежнем виде.

Раскрывая иные важные положения Базовых условий, стоит отметить следующее. Изначально предполагалось, что право на реструктуризацию долгов может предоставляться при условии уплаты сельскохозяйственными товаропроизводителями текущих платежей в бюджеты всех уровней в сумме, равной начисленным налогам, сборам и другим денежным обязательствам в полном объеме в течение трех месяцев до момента принятия решения о реструктуризации задолженности. Данная позиция, в частности, была отражена в Протоколе заседания Межведомственной федеральной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей от 26 декабря 2002 г. N 3. В таком виде норма вошла в утвержденные Базовые условия, но впоследствии была изменена. На сегодняшний момент Базовыми условиями в качестве условия включения сельскохозяйственного товаропроизводителя в состав участников программы финансового оздоровления предусмотрена уплата должником в полном объеме текущих платежей в бюджеты всех уровней в течение 1 месяца до первого числа месяца подачи заявления о включении его в состав участников программы финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей и денежных обязательств перед кредиторами, с которыми заключается соглашение о реструктуризации долгов, срок исполнения которых наступил в месяце, предшествующем месяцу подачи указанного заявления. Исполнение условия в части уплаты текущих платежей в бюджеты всех уровней подтверждается справкой территориального налогового органа, а в части денежных обязательств перед кредиторами справкой, подписанной руководителем должника (главой крестьянского фермерского хозяйства, индивидуальным предпринимателем). Указанные положения базовых условий также являлись причиной ряда судебных споров и потому были более четко определены новой редакцией Постановления Правительства от 30.01.2003 N 52.

Кроме того, именно базовые условия определяют и раскрывают варианты реструктуризации задолженности в зависимости от группы финансовой устойчивости (подробнее см. предыдущий пункт комментария), к которой отнесен должник (подробнее см. комментарий к статье 19 Закона N 83-ФЗ).

А также базовые условия предусматривают случаи и условия предоставления дополнительных отсрочек и рассрочек. Например, если сельскохозяйственный товаропроизводитель пострадал в результате чрезвычайных ситуаций и (или) их последствий, в том числе стихийных бедствий, или в результате принятия на основании решения Главного государственного ветеринарного инспектора РФ мер по ликвидации очагов особо опасных болезней животных, в том числе птиц (включая изъятие животных, в том числе птиц), что явилось причиной снижения объема производства сельскохозяйственной продукции по сравнению со средним уровнем объема ее производства за предыдущие 3 года на 15 процентов и более. Дополнительная отсрочка или рассрочка погашения долгов предоставляется только один раз. Из важных положений базовых условий стоит также отметить, что право на реструктуризацию долгов реорганизованного в установленном порядке сельскохозяйственного товаропроизводителя сохраняется за правопреемником (правопреемниками) лишь в том случае, если он соответствует понятию "сельскохозяйственный товаропроизводитель", определенному статьей 2 Закона N 83-ФЗ.

11. Положения о Федеральной и территориальной комиссиях по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей после принятия комментируемого Закона устанавливались Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2002 г. N 788 "О межведомственных комиссиях по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей". Указанное Постановление было признано утратившим силу 17 августа 2005 года, после чего совместным Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 7 июня 2005 г. N 103/69н/119/113 были утверждены Положение о Федеральной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей и Положение о территориальной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей. На сегодняшний день они утверждены Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 18 января 2010 г. N 4/4н/12/25. Содержание указанных Положений во многом повторяет нормы соответствующих статей главы III Закона N 83-ФЗ и будет рассмотрено подробнее в комментариях к указанным статьям.

12. Последний пункт рассматриваемой статьи, раскрывая понятие участника программы, указывает на два его признака. Во-первых, он должен являться сельскохозяйственным товаропроизводителем (в соответствии с понятием, используемым настоящей статьей). Во-вторых, с ним должны быть заключены соглашение о реструктуризации долгов и соглашение о списании сумм пеней и штрафов. Подробнее указанные соглашения рассмотрены в комментариях к соответствующим статьям и пунктам статей.

Рассматривая комментируемое понятие, а также положения статьи 15 Закона N 83-ФЗ, можно сделать вывод, что после принятия решения территориальной комиссии о включении должника в состав участника программы и даже после извещения должника о данном решении сельскохозяйственный товаропроизводитель формально все еще не является участником программы (до момента подписания соглашений). Решение о включении должника в состав участников программы лишь подтверждает правильность прохождения процедуры подачи документов и самих документов, то есть правомерность притязаний должника на заключение соглашений. Такое положение вещей может показаться нелогичным, но оно объясняется тем, что до заключения соглашений о реструктуризации задолженностей у сельскохозяйственного товаропроизводителя, по сути, не возникает ни прав, ни обязанностей, за исключением права на заключение соглашения о реструктуризации долгов в порядке и сроки, которые определены Законом N 83-ФЗ. Такое право корреспондирует с обязанностью территориальной комиссии подготовить, согласовать и заключить (обеспечить заключение) такое соглашение.

Закон N 83-ФЗ не предусматривает никакого специального правового статуса должника, в отношении которого принято решение о включении в состав программы финансового оздоровления. Более того, указанное выше право должника на заключение с ним соглашения в порядке и сроки, которые предусмотрены Законом N 83-ФЗ, не обозначено напрямую, а вытекает из анализа норм указанного Закона. Вместе с тем такое положение дел представляется не препятствующим реализации Закона N 83-ФЗ.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Похожие:

Закон о введении в действие Бюджетного кодекса РФ iconЗаконодательство о гражданском судопроизводстве
О введении в действие настоящего Кодекса см. Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 137-фз

Закон о введении в действие Бюджетного кодекса РФ iconСтатьями 12 и 15
См. Федеральный закон от 31 июля 1998 г. N 147-фз "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации"

Закон о введении в действие Бюджетного кодекса РФ iconЗаконодательство о налогах и сборах и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах
См. Федеральный закон от 31 июля 1998 г. N 147-фз "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации"

Закон о введении в действие Бюджетного кодекса РФ iconКодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
...

Закон о введении в действие Бюджетного кодекса РФ iconКодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
...

Закон о введении в действие Бюджетного кодекса РФ iconЗакон свердловской области об установлении и введении в действие
Настоящим Законом Свердловской области в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах на территории Свердловской...

Закон о введении в действие Бюджетного кодекса РФ iconМфсс webapteka. Ru
З "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации...

Закон о введении в действие Бюджетного кодекса РФ iconОбзор судейской практики
Федерального закона о введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерацииraquo; вновь приватизировать жилое помещение?

Закон о введении в действие Бюджетного кодекса РФ iconКодексу российской федерации (Постатейный) Материал подготовлен с...
П. В., д ю н., профессор, Председатель Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному...

Закон о введении в действие Бюджетного кодекса РФ iconКодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от...
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск