Система среднего профессионального образования (далее спо) находится сегодня на сложном этапе развития. Перед образовательными учреждениями спо стоят очень


Скачать 140.3 Kb.
НазваниеСистема среднего профессионального образования (далее спо) находится сегодня на сложном этапе развития. Перед образовательными учреждениями спо стоят очень
ТипДокументы
filling-form.ru > бланк заявлений > Документы
Организация профориентационной деятельности в ГПОАУ ЯО Ростовский колледж отраслевых технологий (учебная площадка Семибратово)
Система среднего профессионального образования (далее – СПО) находится сегодня на сложном этапе развития. Перед образовательными учреждениями СПО стоят очень важные задачи:

во-первых, сохранить накопленный положительный опыт отечественной образовательной системы;

во-вторых, обеспечить удовлетворение запросов молодежи и рынка труда в условиях изменяющейся экономики.

Рыночные отношения, в которых действуют учреждения СПО, обусловливают повышенные требования к качеству обучения.

Наличие современного оборудования, высоких технологий, широких возможностей для выбора многоуровневых профессий делает учебное заведение более привлекательным и конкурентоспособным, а это немаловажно, ведь одной из самых актуальных проблем, стоящих перед СПО на сегодняшний день, является выполнение плана набора студентов по профессиям на новый учебный год, а профориентационная деятельность занимает одно из первых мест по своей значимости.

Работа по профессиональной ориентации – это осознанная необходимость в деятельности образовательного учреждения (далее – ОУ), которую все сотрудники должны понять и осознать настолько, чтобы принять следующее основное правило: будет успешно проведен набор студентов по профессиям на новый учебный год – ОУ выживет в обществе с рыночной экономикой, сохранится рабочее место каждого.

Если раньше основной задачей профориентационной деятельности было помочь школьникам осознанно и правильно выбрать будущую профессию, то сейчас она совсем иная – заинтересовать, завлечь, преподнести профессию так, чтобы ребенок захотел учиться этой профессии именно в вашем ОУ, а не где-то еще, а затем в процессе обучения убедить его в правильности выбранной профессии, привить к ней любовь.

Целью предлагаемых рекомендаций по проведению профессиональной ориентационной деятельности является повышение конкурентоспособности СПО, посредством выполнения комплекса мероприятий, направленных на достижение планируемого результата по набору студентов на новый учебный год.

Результат профориентационной деятельности во многом зависит от правильной организации этой работы в ОУ, предполагающей выполнение коллективом и структурными подразделениями колледжа определенных функциональных обязанностей.

Директор назначает приказом лиц, ответственных за проведение профориентационной деятельности ОУ, контролирует ход процесса и его результаты; подключает к этому процессу агитаторов (мастеров производственного обучения, преподавателей и других сотрудников), планируя (корректируя при необходимости), контролируя ход проводимых мероприятий, анализируя текущие результаты.

Педагогический совет колледжа заблаговременно планирует перечень профессий, по которым будет объявлен набор студентов на новый учебный год, учитывая не только преемственность профессий, но и необходимость во введении новых. Наибольшего эффекта в таком планировании можно добиться путем проведения анкетирования потенциальных студентов на предмет того, какой профессии они хотели бы обучаться.

Ответственный за профориентационную деятельность (педагог – психолог, педагог – организатор) составляет перспективное и текущее планирование профессиональной ориентационной деятельности ОУ, разрабатывает анкету, организовывает для потенциальных студентов такие мероприятия, как "День открытых дверей", ознакомительные экскурсии с привлечением студентов старших курсов, разрабатывает график выездов на территории, обеспечивает транспортом, оргтехникой, контролирует выполнение мероприятий.

Руководитель отдела общего и профессионального обучения, социальный педагог организовывают рекламную кампанию профессионального учреждения (проспект, видеоролик, рекламно-технический фильм, слайд-фильм, плакат, листовка, буклет, символика и др.), освещает профориентационную деятельность на страницах местных газет и на радио.

Социальный педагог проводит профориентационную работу в детских домах, социальных реабилитационных центрах, школах - интернатах.

Агитатор (мастер п/о или преподаватель) планирует свою профориентационную деятельность, участвует в выездах, подготавливает материал для проведения бесед, создает рекламную продукцию по профессии, организовывает выставку работ студентов старших курсов, проводит экскурсии, анкетирование, показательные мастер – классы..

Результаты профориентационной деятельности, проводимой колледжем, конечно, зависят от работы руководителя и его заместителей, но во многом – и от агитатора, его настроя на серьезную работу. Особенно велика роль совместной работы руководства колледжа, планирующего деятельность агитаторов, контролирующего ход процесса и его результат, и агитаторов, которые подготавливают материал, составляют план действий по набору студентов по конкретной профессии и успешно его выполняют, опираясь на энтузиазм и необходимые компонент успеха: "хочу", "могу”, "надо".

Основные направления профессиональной ориентационной деятельности ГПОАУ ЯО Ростовский колледж отраслевых технологий (учебная площадка Семибратово) определяются особенностями условий, в которых оно функционирует.

Своевременный учет демографической ситуации и возможностей конкурентов помогут выработать меры, способствующие успешному проведению профориентационных мероприятий.

Сегодня мы возвращаемся к таким проверенным и действенным формам вовлечения молодежи в ряды студентов профессионального учреждения, как наглядная агитация, привлечение к профориентационной деятельности студентов старших курсов, а также выпускников прошлых лет, уже добившихся определенных успехов в профессиональной деятельности, использование сети Интернет.. Однако наиболее эффективной формой профессиональной ориентационной работы остается личное общение агитатора с потенциальными студентами и их родителями.

Успех любой работы в значительной степени зависит от ее старта. Проведение профориентационных мероприятий должно быть хорошо подготовлено. Для этого агитатору необходимо выполнить ряд условий, которые помогут достижению поставленной цели и решению конкретных задач.

Первое необходимое условие – планирование, т. е. составление плана своей профориентационной деятельности, который поможет определить источники пополнения рядов студентов на предлагаемую профессию и предусмотреть возможные трудности в работе.

За основу берется план - график выездов по территориям, предложенный руководством ОУ. Затем он дополняется мероприятиями, которые, по мнению агитатора, будут способствовать привлечению потенциальных студентов на определенную профессию. Необходимо заручиться поддержкой конкретных учреждений, организаций и людей, которые смогут оказать реальную помощь в проводимой профориентационной работе.

В планы могут быть включены, например:

1. Посещение родительских собраний: общешкольных и классных.

2. Участие в ярмарке вакансий, проводимой районным центром занятости населения.

3. Взаимодействие с районными центрам реабилитации несовершеннолетних. (Данные центры проводят работу с неблагополучными семьями, дети которых могут не иметь информации об ОУ и проводимом наборе по профессии.)

4. Участие в мероприятиях, проводимых районным молодежным центром «Ростов Великий».

5. Участие в мероприятиях, проводимых ОУ, таких как: "День открытых дверей", ознакомительные экскурсии.

6.Визит на дом к потенциальному студенту, который в силу каких - либо обстоятельств ещё не определился с профессией.

На этом этапе следует помнить:

Лучше поставить задачу и перевыполнить ее, чем ставить перед собой заведомо недостижимую цель.

Второе условие – сбор материала, который будет использоваться при личном общении агитатора со школьниками и их родителями в ходе запланированных мероприятий. Ведь один из самых эффективных путей профессиональной ориентации молодежи – это рассказ о предлагаемой профессии, который должен заинтересовать, привлечь внимание и подвести к мысли о необходимости освоения именно этой профессии, именно в этом ОУ.

Необходимо аргументировать престижность и привлекательность предлагаемой профессии и акцентировать на этом внимание потенциальных студентов и их родителей.

Родителей будущих студентов можно заинтересовать профессиональной перспективой в виде доступа к образованию более высокого уровня, а также востребованностью специалистов данной профессии на рынке труда, особенно в той местности, где они проживают. При этом необходимо перечислить вузы, с которыми ведется тесное сотрудничество и имеются льготные условия поступления при наличии диплома об окончании колледжа.

Подтвердить информацию о потребности в предлагаемой профессии на территориях, где планируется проведение агитации, помогут статистические данные районного центра занятости населения, заблаговременно собранные агитатором (приложение 1).

Активное влияние на формирование мотива к обучению по профессии окажет не только уверенность в последующем трудоустройстве, но и знание об уровне оплаты труда по предлагаемой профессии. Собрать информацию об этом можно в отделе статистики администрации Ростовского муниципального района или конкретно на предприятии, в организации, учреждении (приложение 2).

Усилить содержательность подготавливаемой беседы поможет проведение анкетирования (приложение 3) (опроса), с помощью которого можно выявить потребности подростка.

Если хотите узнать, что именно интересует людей, спросите их об этом.

Намного легче строить свою беседу и убеждать в преимуществах предлагаемой профессии не в "общих чертах", а исходя из интересов школьников.

Информировать потенциальных студентов и их родителей в ходе профессиональной ориентации можно о традициях учебного заведения, его истории, наличии современной материальной технической базы, выпускниках, добившихся определенных успехов в работе по профессии, полученной в ОУ, о призерах и участниках Всероссийского конкурса профессионального мастерства World Skills Russia. Рассказ необходимо подкреплять демонстрацией наглядных материалов, фото, видео и презентаций. Главное – собрать весь материал, систематизировать полученные сведения и коротко, но ясно проинформировать об этом школьников и их родителей.

Следует помнить, что ошибки, неточности и оговорки в выступлении снижают его результативность, мешают восприятию, вызывают отрицательную реакцию слушателей.

Третье условие – подготовка и проведение рекламной кампании.

Среди рекламных средств необходимо, прежде всего, выделить печатную продукцию. Это своего рода витрина, по которой потенциальные студенты и их родители судят об ОУ и предлагаемом обучении по профессиям.

Печатная реклама включает в себя составление рекламных проспектов, буклетов, плакатов, листовок.

Проспект – сброшюрованное или переплетенное печатное издание, информирующее о конкретной профессии. Содержит подробное описание предлагаемой профессии с иллюстрациями.

Листовка – малоформатное издание, выпускаемое, в силу своей экономичности, большим тиражом. Содержит иллюстрации рекламируемых профессий и средств обучения с описанием и характеристиками.

Буклет – не сброшюрованное, а многократно сфальцованное издание (сложенное в “гармошку”). Может иметь различные размеры, объем и варианты. Это недорогое и экономичное издание, рассчитанное на кратковременное использование.

Плакат – крупноформатное издание с односторонней печатью. Большой рисунок или фотоиллюстрация (иногда их комбинация) сопровождается текстом.

Назначение рекламного средства в профессиональной ориентационной деятельности – пробудить интерес к ОУ и профессии, способствовать преобразованию интереса в конкретное действие, выбор.

При создании печатной рекламы можно использовать различные средства и приемы психологического воздействия на аудиторию. Важную роль при этом играет умение создать привлекательный рекламный образ или имидж рекламируемого объекта. Цель достигается тем успешнее, чем полнее автор учитывает психологические особенности своих адресатов.

В оформлении всех рекламных материалов должны выделяться почтовый и электронный адреса и номера телефонов, а также адрес сайта ОУ.

Четвертое условие – создание материала для публикаций в местных средствах информации.

Условно такой материал можно разделить на две группы: рекламные объявления и публикации обзорно-рекламного характера (различные статьи, репортажи, обзоры).

Рекламное объявление – это платное рекламное сообщение в периодической печати. Решение о его размещении полностью возлагается на руководство профессионального учреждения, а вот статьи и другие публикации обзорно-рекламного характера, которые представляют собой, как правило, редакционный материал, написанный в форме обзора о деятельности учащихся в период обучения в ОУ, представить для публикации в местные средства информации под силу мастерам производственного обучения и преподавателям.

При этом материалы, рассказывающие о достижениях учащихся в конкурсах профессионального мастерства, их участии в студенческих районных и областных мероприятиях, туристических поездках и т. п., хорошо бы подкрепить фотоснимками для более эффективного зрительного восприятия.

Желательно привлечь внимание корреспондентов местных средств массовой информации к решению профориентационных задач ОУ.

Статья или телерепортаж об ОУ (это может быть освещение любого мероприятия), подготовленный профессиональным журналистом, повысит имидж учебного заведения.

Следует помнить! Материал, предоставленный для публикации должен быть объективным, без преувеличений и искажений.
Пятое условие – издание рекламно-информационного письма, в тексте которого содержится подробная информация о привлекательности и преимуществах предлагаемой профессии, а также об условиях обучения по ней.
Подготовленные рекламно-информационные письма рассылают по адресам, которые потенциальные студенты и их родители указали в ходе посещения мероприятий по профориентационной агитации, проводимых ОУ (анкетирование по школам, предварительная запись на обучение, прием заявлений на обучение).
Рекламно-информационное письмо предполагает использование метода выборочного распространения (например, рассылка писем потенциальным учащимся, которые в силу какихлибо обстоятельств не явились на собеседование в ОУ). Рекламно-информационное письмо можно напечатать на фирменном бланке.

Шестое условие – организация или участие в выставках.

Плакаты, листовки, фотографии, действующие макетные установки, выполненные учащимися, можно разместить в помещении, где ведется прием документов вновь поступающих на обучение или в мастерской, где проводятся занятия производственного обучения. Продемонстрировать такую экспозицию уместно во время проведения ОУ Дня открытых дверей, или экскурсий по учебному заведению.

Седьмое условие – создание группы поддержки из студентов старших курсов.

Если отнестись творчески к профориентационной работе, то можно использовать свое воображение и способности, а также таланты студентов старших курсов и выпускных групп для того, чтобы отразить предлагаемую профессию, возможно, в театральном представлении, стихах или песне.

Организовать выступление агитбригады можно во время проведения агитации по школам, в День открытых дверей и на других запланированных мероприятиях по профессиональной ориентационной деятельности.

Приложение 1
ПРИМЕРНАЯ ФОРМА ЗАПРОСА В ЦЕНТР ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

М.Ш. Директору Ростовского

центра занятости населения


__________________________
(Ф.И.О.)

ЗАПРОС

Администрация ГПОАУ ЯО Ростовский колледж отраслевых технологий (учебная площадка Семибратово) просит Вас сообщить данные о заявленной потребности в рабочих по профессии “…………” по предприятиям, организациям, учреждениям Ростовского муниципального района.
Сведения помогут целенаправленно провести набор студентов на ______________________________________ учебный год по профессии “…..”, учитывая ее востребованность в районе.

Директор _______________________ _____________________________________________
(подпись) (расшифровка подписи)

Приложение 2
ПРИМЕРНАЯ ФОРМА ЗАПРОСА НА ПРЕДПРИЯТИЕ

М.Ш.
Директору_________________________
(название предприятия)
_________________________
(Ф.И.О.)

Запрос

Администрация ГПОАУ ЯО Ростовский колледж отраслевых технологий (учебная площадка Семибратово) просит Вас сообщить данные о заработной плате за выполняемую работу рабочими по профессии “….” по Вашему предприятию, а также о наличии у них социального пакета и других условиях труда.
Сведения помогут целенаправленно провести набор студентов на ______________________________________ учебный год по профессии “…”, учитывая заявленную потребность в ……. по Вашему предприятию в Ростовский центр занятости населения.

Директор _______________________ _____________________________________________
(подпись) (расшифровка подписи)

Приложение 3
АНКЕТА учащегося 9-го класса

Правила заполнения анкеты:

Прочтите вопрос и предлагаемые варианты ответов на него.
Подчеркните ответ, который в наибольшей степени соответствует Вашему мнению.
Будьте внимательны! На некоторые вопросы Вы должны написать свой ответ сами.
1. Ф.И.О. ____________________________________________________
2. Домашний адрес ____________________________________________
3. Телефон ___________________________________________________
4. Номер школы, класс ________________________________________
5. Какой уровень образования планируете получить?
Полное среднее образование (продолжить обучение в школе в 10–11-м классе).
Среднее профессиональное образование (техникум, колледж).
Профессиональное образование по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих (получение профессии).
! Если Вы решили продолжить обучение в 10–11-х классах, то на дальнейшие вопросы анкеты можете не отвечать, просто прочтите ее для ознакомления. Возможно, данная анкета Вас заинтересует и Вы измените свое решение.
6. Какие из перечисленных учебных заведений города Ростова и района Вам известны, расшифруйте их?
__________________________________________________________________________ .
7. Какой профессии (специальности) Вы хотели бы обучаться?

Специальности:

Строительство и эксплуатация зданий и сооружений.

Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов.

Механизация сельского хозяйства.

Электрификация и автоматизация сельского хозяйства.

Управление, эксплуатация и обслуживание многоквартирных домов.

Сервис домашнего и коммунального хозяйства.

Гостиничный сервис.

Профессии:

Мастер столярно-плотничных и паркетных работ.

Мастер отделочных строительных работ (маляр; облицовщик-плиточник; штукатур)

Повар, кондитер

Сварщик.

Парикмахер.

Портной.

Слесарь по ремонту строительных машин (слесарь по ремонту автомобилей, сварщик)

Мастер по обработке цифровой информации
Другое, что именно _______________________________________ .
8. Знаете ли Вы, что обучаться профессиям и получить специальности, перечисленные в п. 7, можно в Ростовском колледже отраслевых технологий (далее – РКОТ)?
Да.
Нет.
Теперь знаю.
9. Из какого источника Вы информированы о проводимом обучении по профессиям и специальностям в РКОТ?
Друзья, соседи.
Родственники, родители.
Телевидение.
Газетные статьи.
Школа.
Рекламные проспекты, плакаты.
Анкета, которую сейчас заполняю.
Другое, что именно _______________________________________ .
10. Хотели бы Вы обучаться в учебном заведении, в котором предоставляются социальные льготы (бесплатное питание, льготный проезд от места жительства до места учебы, проживание в общежитии, повышенная и социальная стипендия)?
Да.
Нет.
Не знаю.
11. Знаете ли Вы, что социальные льготы, перечисленные в п. 10, предоставляются студентам РКОТ?
Да.
Нет.
Теперь знаю.
12. Каким способом Вы планируете добираться до учебного заведения, в которое решили поступать?
На общественном транспорте.
Маршрутным такси.
На личном транспорте.
На электричке.
Пешком.
Другое, что именно _______________________________________ .
13. Знаете ли Вы, что РКОТ обеспечивает подвоз обучающихся на специализированном автобусе?
Да.
Нет.
Теперь знаю.
14. Что бы Вы хотели знать об учебном заведении и профессии, по которой решили обучаться? ___________________________________________ .

Спасибо за участие в исследовании!

Похожие:

Система среднего профессионального образования (далее спо) находится сегодня на сложном этапе развития. Перед образовательными учреждениями спо стоят очень iconПоложение о выпускной квалификационной работе студентов обучающихся...
Вкр) является формой итоговых аттестационных испытаний выпускников, завершающих обучение по программам подготовки специалистов среднего...

Система среднего профессионального образования (далее спо) находится сегодня на сложном этапе развития. Перед образовательными учреждениями спо стоят очень iconПрограмма разработана на основе требований фгос среднего общего образования....
«Основы философии» изучается в профессиональных образовательных организациях реализующих образовательную программу среднего общего...

Система среднего профессионального образования (далее спо) находится сегодня на сложном этапе развития. Перед образовательными учреждениями спо стоят очень iconОбщие положения
Опоп), реализуемых ноу спо «Техникум Кисловодского гуманитарно-технического института» (далее – ноу спо «Техникум кгти») в соответствии...

Система среднего профессионального образования (далее спо) находится сегодня на сложном этапе развития. Перед образовательными учреждениями спо стоят очень iconМетодические рекомендации по формированию фондов оценочных средств...
Методические рекомендации предназначены для всех профессий и специальностей, реализуемых в гоу спо то «Тульский промышленный техникум»....

Система среднего профессионального образования (далее спо) находится сегодня на сложном этапе развития. Перед образовательными учреждениями спо стоят очень iconПрограмма учебной практики уп. 01. Учебная практика для специальностей...
Рабочая программа учебной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям...

Система среднего профессионального образования (далее спо) находится сегодня на сложном этапе развития. Перед образовательными учреждениями спо стоят очень iconРабочая программа пм. 03 Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными...
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего...

Система среднего профессионального образования (далее спо) находится сегодня на сложном этапе развития. Перед образовательными учреждениями спо стоят очень iconМетодические рекомендации по разработке контрольно-измерительных...
Методические рекомендации предназначены для всех специальностей, реализуемых в кгаоу спо «Канский педагогический колледж». Разработаны...

Система среднего профессионального образования (далее спо) находится сегодня на сложном этапе развития. Перед образовательными учреждениями спо стоят очень iconСреднего профессионального образования
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее...

Система среднего профессионального образования (далее спо) находится сегодня на сложном этапе развития. Перед образовательными учреждениями спо стоят очень iconСреднего профессионального образования
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее...

Система среднего профессионального образования (далее спо) находится сегодня на сложном этапе развития. Перед образовательными учреждениями спо стоят очень iconАннотация рабочей программы учебной дисциплины огсэ. 01. Основы философии
Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос) для всех специальностей среднего профессионального образования...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск