План лекции Цели экологических этикеток и деклараций Основные принципы экологических этикеток и деклараций


Скачать 164.25 Kb.
НазваниеПлан лекции Цели экологических этикеток и деклараций Основные принципы экологических этикеток и деклараций
ТипЛекция
filling-form.ru > бланк заявлений > Лекция
Лекция 5,6
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЭТИКЕТКИ И ДЕКЛОРАЦИИ

(по ГОСТ Р ИСО 14020-99)

План лекции

1. Цели экологических этикеток и деклараций

2. Основные принципы экологических этикеток и деклараций

3. Самодекларируемые экологические заявления –маркировка II типа (по ГОСТ Р ИСО 14021-2000)

4.Требования, которым должны соответствовать экологические

заявления II типа.

5. Использование знаков в качестве экологических заявлений

6. Сравнительные самодекларируемые заявления

7. Наиболее популярные экологические термины, используемые в заявлениях II типа.
1. Цели экологических этикеток и деклараций

Экологические этикетки и декларации являются одним из инструментов экологического управления. Они дают информацию об общих экологических характеристиках продукции. Это может стимулировать производство продукции, соответствующей экологическим требованиям, что в свою очередь снижает вредное воздействие на окружающую среду.

Термины и определения

Экологическая этикетка, экологическая декларация - заявление, информирующее об экологических аспектах продукции или услуг.

Экологические этикетки или декларации могут иметь форму заявления, знака или графического изображения, размещенного на этикетке, на продукции или на упаковке. Экологические этикетки и декларации могут приводиться в сопроводительной документации, техническом описании, рекламном проспекте, информационном листке для общественности или любым другим способом.

Жизненный цикл – это последовательные и взаимосвязанные стадии производственной системы – от добычи сырьевых материалов или использования природных ресурсов до размещения (утилизации) отходов.

Понятие «продукция» включает товары или услуги.

Общая цель экологических этикеток и деклараций — доведение до потребителя надежной, точной и достоверной информации об экологических аспектах продукции и услугах, а также содействие удовлетворению потребностей в таких продукции и услугах, которые оказывают меньшее отрицательное воздействие на окружающую среду. Тем самым стимулируется воздействие рынка на непрерывное улучшение окружающей среды.

2. Основные принципы экологических этикеток и деклараций

Принцип 1

Экологические этикетки и декларации должны быть четкими, проверяемыми, соответствующими назначению и не вводящими в заблуждение. Экологические этикетки и декларации должны давать точно ориентированную информацию. Экологические этикетки и декларации должны быть понятными для потенциальных потребителей продукции или услуги

Принцип 2

Процедуры и требования к экологическим этикеткам и декларациям не должны создавать необоснованных барьеров в международной торговле.

Принцип 3

Экологические этикетки и декларации должны основываться на научной методологии, достаточной для получения точных и воспроизводимых данных. Информацию, относящуюся к экологическим этикеткам и декларациям, собирают и обрабатывают с использованием проверенных научных или технических методов, имеющих международное признание. Полученная информация должна быть точной и воспроизводимой.

Принцип 4

Процедуры, методы и любые другие критерии обеспечения экологических этикеток и деклараций, должны быть доступны для всех заинтересованных сторон. Информация по экологическим заявлениям и декларациям должна отражать используемые принципы, допущения и граничные условия. Информация должна быть достаточной и конкретной, позволяющей оценивать и

сравнивать экологические этикетки и декларации на базе соответствующих научных принципов. Информация должна четко указывать, основана ли этикетка или декларация на принципах самодекларации или на решении независимой стороны.

Принцип 5

Разработка экологических этикеток и деклараций должна учитывать все аспекты жизненного цикла продукции или услуги. Как указывалось выше, жизненный цикл продукции охватывает все стадии от процессов получения и поставки сырьевых материалов или добычи природных ресурсов до конечной стадии утилизации продукции и размещения отходов. Рассмотрение жизненного цикла продукции или услуги дает возможность стороне, разрабатывающей экологическую этикетку или декларацию, учесть все факторы, оказывающие воздействие на окружающую среду. Оценка жизненного цикла продукции или услуги помогает выявить соответствующие характеристики и критерии для экологических этикеток и деклараций. Широта рассмотрения характеристик жизненного цикла зависит от типа экологической этикетки или декларации.

Принцип 6

Экологические этикетки и декларации не должны препятствовать нововведениям, способствующим поддержанию или улучшению экологических характеристик. В экологических этикетках и декларациях не допускается предписывающий характер проектных критериев или косвенные технологические предпочтения, т.к. это может воспрепятствовать усовершенствованиям продукции или услуг.

Принцип 7

В экологические этикетки и декларации должны быть включены только те требования или информация, которые действительно необходимы для оценки соответствия продукции или услуги экологическим критериям и стандартам. Все организации должны иметь равные возможности для использования экологических этикеток и деклараций. Не допускается необоснованная усложненность процедур, требования предоставлять необоснованно большой объем информации, необоснованно жесткие административные требования.

Принцип 8

В процессе разработки экологических этикеток и деклараций должны проводиться открытые широкие консультации с заинтересованными сторонами. В рамках этого процесса необходимо пытаться обеспечивать согласие сторон. Процесс разработки стандартов и критериев должен быть открытым для всех заинтересованных сторон.

Принцип 9

Информация по экологическим аспектам продукции или услуг, относящаяся к экологической этикетке или декларации, должна быть доступна всем реальным и потенциальным потребителя.

Эффективность экологических этикеток и деклараций зависит от их способности:

− помочь потребителям сделать осознанный выбор;

− информировать потребителей об экологических аспектах,

связанных с решением о покупке того или иного товара;

− оказать определенное влияние на реальных или потенциальных потребителей при выборе ими продукции или услуги.

Именно поэтому стороны, использующие экологические

этикетки и декларации, должны нести ответственность за обеспечение доступа потребителей к информации, помогающей потребителям понять смысл экологического заявления, знака или термина.

3. Самодекларируемые экологические заявления –маркировка II типа

(по ГОСТ Р ИСО 14021-2000)

Самодекларируемые экологические заявления (далее – экологические заявления) – это заявления, которые могут быть сделаны самими изготовителями продукции, импортерами, дистрибьюторами, розничными торговцами или кем-нибудь еще, кто может получить выгоду от таких заявлений, без согласования с третьими сторонами.

Для таких экологических заявлений важна гарантия их надежности. Чтобы исключить отрицательные рыночные эффекты, являющиеся, как правило, последствием вводящих в заблуждение экологических заявлений, важно надлежащим образом их проверять.

Для дальнейшего изложения приведем определения некоторых терминов используемых в данном стандарте.

Попутная продукция - это любые два или более видов продукции, получаемых в одном единичном производственном процессе.

Проверка экологического заявления - это подтверждение достоверности экологического заявления с использованием конкретных предварительно заданных критериев и процедур.

Пояснительная формулировка - это любое пояснение, которое необходимо для того, чтобы экологическое заявление было правильно понято.

Функциональная единица – это количественная характеристика производственной системы, используемая в качестве базовой единицы при исследовании оценки жизненного цикла.

Идентификация материалов - это слова, цифры или символы, используемые для обозначения состава компонентов продукции или упаковки.

Упаковка - это материал, который используют для защиты или размещения продукции при ее транспортировании, хранении, продаже или использовании. Термин «упаковка» также включает любой предмет, физически скрепленный или соединенный с изделием или его тарой для поставки продукции на рынок или информирования о продукции.

Продукция - это любые изделия или услуги.

Обусловленное экологическое заявление - это экологическое заявление, которое сопровождается пояснительной формулировкой, описывающей ограничивающие условия, действующие для данного заявления.

Самодекларируемое экологическое заявление – это экологическое заявление изготовителя, импортера, дистрибьютора, розничного торговца или другого лица, которые могут получить выгоду от такого заявления, заявляемое без сертификации независимой третьей стороной.

Способность к модернизации - это характеристика продукции, которая позволяет модернизировать или заменять отдельные ее модули или детали без замены всего изделия.

Отходы - это материальные объекты, которые производитель или держатель больше не использует, а выбрасывает или выпускает в окружающую среду.

4.Требования, которым должны соответствовать экологические

заявления II типа

1. Не допускается использовать экологические заявления с нечеткими, неконкретными или широко трактуемыми формулировками. Поэтому в заявлении не должны использоваться такие формулировки, как «экологически безопасная», «экологически благоприятная», «благоприятная для почвы», «не загрязняющая», «зеленая», «благоприятная для природы» и «благоприятная для

озонового слоя».

2. Экологическое заявление «Свободна от . . .» должно применяться только тогда, когда заявленное вещество присутствует в составе продукта в следовых количествах или количествах, не превышающих фонового уровня.

3. Об устойчивости нельзя делать никаких заявлений. Понятия устойчивости весьма сложны и находятся в стадии исследования. В настоящее время нет четких методов измерения устойчивости или подтверждения ее достижения.

4. Если экологическое заявление может привести к непониманию, оно должно сопровождаться пояснительной формулировкой.

5. Экологические заявления должны быть точными и не вводящими в заблуждение.

6. Заявления должны быть обоснованными и проверяемыми.

7. Заявления должны относиться к конкретной продукции и использоваться только в соответствующем контексте или месте.

8. Способ представления заявления должен четко указывать, применяется заявление ко всему изделию или только к его компоненту, упаковке или элементу услуги.

9. Заявления должны быть представлены способом, исключающим возможность полагать, что продукция одобрена или сертифицирована третьей стороной, если это не соответствует действительности.

10. Заявления должны касаться только тех экологических аспектов, которые реально реализуются или могут быть реализованы в жизненном цикле продукции.

11. Заявления не должны быть основаны на отсутствии ингредиентов или свойств, которые никогда не относились к данной группе продукции.

12. При необходимости отразить изменения технологии, изменения конкурирующей продукции или других обстоятельств, которые могут повлиять на точность заявления, эти заявления должны быть повторно рассмотрены и соответствующим образом изменены.

13. Заявления должны соотноситься с теми областями, где действительно происходят воздействия на окружающую среду, связанные с жизненным циклом продукции.

5. Использование знаков в качестве экологических заявлений

В первую очередь следует отметить, что при наличии экологического заявления использование знака необязательно. Используемые знаки должны быть простыми, легко воспроизводимыми, пригодными для размещения и изменения размеров в зависимости от продукции, на которую предполагается поставить такой знак.

Знаки, используемые для экологического заявления, должны быть легко отличимы от других знаков, включая знаки для других экологических заявлений.

Знак, обозначающий, что на предприятии внедрена система управления окружающей средой, не должен быть истолкован как экологический знак, указывающий на экологические аспекты продукции. Изображения природных объектов следует использовать в качестве экологических этикеток только при наличии прямой и проверяемой связи между объектом и декларируемым преимуществом. При разработке новых знаков рекомендуется использовать технологию заимствования и не препятствовать использованию другими предприятиями и предпринимателями уже существующего для обозначения того же экологического аспекта.

В дополнение к экологическим знакам могут быть использованы слова и цифры. Они могут передавать информацию по идентификации материала, инструкции по утилизации или предупреждать о той или иной опасности. Слова, цифры или знаки,

используемые для целей неэкологических заявлений, следует использовать так, чтобы они не были поняты как составляющие экологического заявления. Экологический знак не должен видоизменяться так, чтобы его можно было отнести к специальному торговому знаку.

Среди экологических знаков следует отметить так называемые специальные знаки. Специальными их называют потому, что они их широко используются и являются общепризнанными. Использование специальных знаков не означает преимуществ таких экологических заявлений перед другими экологическими заявлениями. В настоящее время как специальный знак используется только лента Мебиуса. Другие специальные знаки находятся в

стации разработки.

Лента Мебиуса – знак, имеющий форму трех закрученных стрелок, образующих треугольник. Знак должен быть контрастным и четко различимым. Примеры вида ленты Мебиуса приведены на рис.5.1.


Рис.5.1.. Примеры ленты Мебиуса

Лента Мебиуса может быть применима как к продукции, так и к упаковке. При вероятности ошибки отнесения знака к продукции или упаковке он должен сопровождаться пояснительной формулировкой. Лента Мебиуса должна использоваться только для заявлений о рециклированном или рециклируемом содержимом.

6. Сравнительные самодекларируемые заявления

Сравнительные самодекларируемые заявления являются наиболее проблематичными, так как при их декларировании делается наибольшее количество ошибок. Уже сам термин «сравнительные» подразумевает, что производится сравнение каких-то показателей. Как правило, сравниваются следующие характеристики:

− собственная ранее использовавшаяся на данном предприятии технология с технологией, используемой в настоящее время;

− собственная ранее выпускавшаяся организацией продукция с продукцией, выпускающейся в настоящее время;

− технология использующаяся в настоящий момент на данном предприятии с технологией, использующейся на другом предприятии;

− продукция, выпускающаяся на данном предприятии с аналогичной продукцией, выпускающейся на другом предприятии.

Сравнительные заявления, включающие экологические аспекты жизненного цикла продукции, должны быть рассчитаны по одному и тому же периоду времени, обычно 12 мес.

Сравнительные заявления могут основываться на следующей информации:

- абсолютная разность значений в процентах, например, рециклированное содержимое возрастает от 10 до 15 %, абсолютная разность составляет 15%-10%=5%; в этом случае можно заявить о дополнительном увеличении рециклированного содержимого на 5%; однако заявление об увеличении на 50%, хотя и точное, может ввести в заблуждение;

- относительная разность абсолютных значений, например, для улучшения, которое привело к увеличению срока службы продукции с 10 до 15 мес., относительная разность составит : (15 мес – 10 мес ) х 100 =50%

В этом случае может быть сделано заявление об увеличении срока службы на 50 %.

Поскольку есть значительный риск спутать абсолютное значение с относительным, в заявлении должно быть четко указано, что оно является заявлением абсолютной, а не относительной разности. Улучшения, относящиеся к продукции и ее упаковке, должны быть разделены.

Оценка и проверка самодекларируемых экологических заявлений

Заявитель ответственен за оценку и подготовку данных, необходимых для проверки сделанных им экологических заявлений.

Перед тем как сделать экологическое заявление, заявителем должны быть разработаны критерии оценки для проверки заявления. Процедура оценивания должна быть полностью документирована. Период хранения этих документов определяется периодом нахождения продукции на рынке, а также последующим периодом срока службы изделий.

Методы оценки и проверки заявления должны быть расположены в следующем порядке: международные стандарты, признанные на международном уровне стандарты (региональные или национальные стандарты) и методы, применяемые в промышленности и торговле. Если нет готовых методов, заявитель может сам разработать метод проверки.

Экологическое заявление следует считать проверяемым, если проверка может быть осуществлена без доступа к конфиденциальной деловой информации. Не допускается делать заявления, если проверить их можно только с использованием конфиденциальной деловой информации. Минимальная информация, которую необходимо документировать должна включать в себя:

- описание используемого стандарта или метода проверки;

- документальные данные, если заявление нельзя проверить испытанием конечной продукции;

- четко сформулированное описание используемого метода, результаты испытаний продукции и любые сделанные допущения, если экологическое заявление включает сравнение с другой продукцией.

- свидетельство того, что оценка заявления, проведенная самим заявителем, гарантирует сохранение точности экологического заявления на период нахождения продукции на рынке и на некоторый период сверх того с учетом срока службы продукции.

7. Наиболее популярные экологические термины, используемые

в заявлениях II типа

Здесь приводятся объяснения и ограничения по применению отдельных терминов, наиболее часто используемых в экологических заявлениях. Следует отметить, что все эти термины не обладают какой-то особой экологической значимостью.

Компостируемый – это характеристика продукции, упаковки или компонента, обеспечивающая их биодеградацию и образование относительно однородной и стабильной гумусоподобной массы. Не допускаются заявления о компостируемости для продукции, упаковки или их компонента, которые:

- отрицательно влияют на общую ценность компоста как почвоулучшителя;

- в какой-либо момент при разложении или последующем

использовании выделяют вещества в концентрациях, вредных для окружающей среды;

- значительно снижают скорость компостирования в тех системах, где происходит процесс компостирования данной продукции или компонентов.

Заявление о компостируемости должно указывать тип установки, в которой компостируется указанный компонент. Если же продукт может быть компостирован на установках всех типов, то пояснительной формулировки не требуется. Если продукция целиком некомпостируема, в заявлении должны быть указаны компостируемые компоненты. При необходимости должен быть указан способ отделения этих компонентов.

Подверженный деградации – это характеристика продукции или упаковки, которая в конкретных условиях позволяет им разрушиться за определенное время. В отличие от компостируемости деградация происходит под действием абиотических факторов среды.

Подверженность деградации является функцией восприимчивости к изменениям химической структуры. Последующие изменения физических и механических свойств ведут к разрушению продукции или материала.

Заявление о подверженности деградации должно быть сделано только относительно определенного метода испытаний, который включает максимальный уровень деградации и продолжительность испытания. Испытание на деградацию должно соответствовать условиям, при которых продукция или упаковка скорей всего будут деградировать на практике.

Заявление о подверженности деградации не допускается для продукции или упаковки, или компонента продукции или упаковки, которые выделяют вещества в концентрациях, опасных для окружающей среды.

Применимо заявление: «Сконструирован с учетом разборки», если конструкция продукции, которая позволяет разобрать ее после окончания срока службы на составные части и компоненты таким образом, чтобы они повторно использовались, рециклировались, восстанавливались как источники тепла или каким-либо иным образом отводились от потока отходов.

Заявление о конструировании с учетом разборки следует сопровождать пояснительной формулировкой, указывающей на компоненты или детали, которые повторно используют, рециклируют, восстанавливают.

Заявления о том, что продукция сконструирована с учетом разборки, должны указывать на то, кто должен осуществлять разборку (покупатели, пользователи или специалисты).

Продукция, сконструированная с учетом ее разборки покупателем, должна сопровождаться информацией об инструментах, необходимых для разборки и об используемых методах разборки.

Продукция с увеличенным сроком службы - это продукция, конструкция которой обеспечивает более длительное ее использование. Как правило, увеличение срока службы достигается за счет увеличения прочности, либо за счет возможности модернизации продукции. Результатом увеличения срока службы является снижение использования ресурсов или сокращение количества

отходов.

Все заявления, относящиеся к увеличенному сроку службы продукции, должны быть обусловлены. Поскольку такие заявления являются заявлениями сравнительного типа, они должны соответствовать требованиям настоящего стандарта

Если заявление об увеличенном сроке службы продукции основано на возможности ее модернизации, должна быть приведена конкретная информация, за счет чего такая модернизация возможна (необходимо наличие инфраструктуры, способствующей модернизации).

Должен быть измерен и указан в заявлении средний период времени, на который увеличивается срок службы.

Восстановленная (регенерированная) энергия - это характеристика продукции, изготовленной с использованием энергии, восстановленной из материала или энергии, которые были бы выброшены как отходы, но вместо этого собраны. Восстановленная энергия сама может выступать в качестве конечной продукции.

Для того чтобы можно было сделать заявление об изготовлении продукции с применением восстановленной энергии, используемая энергия должна оцениваться в соответствии с учетом следующих ограничений:

- восстановление энергии из отходов подразумевает сбор и преобразование отходов в полезную энергию.

- до того как сделать заявление об использовании восстановленной энергии, заявитель должен обеспечить управление и контроль отрицательного воздействия этой деятельности на окружающую среду.

Рециклируемый - это продукция, упаковка или компонент, которые могут быть не пущены в отходы, а переработаны и возвращены к использованию в качестве сырьевых материалов или продукции.

Рециклинг материалов – один из возможных путей предотвращения попадания продукции в отходы.

В заявлении о рециклируемости знаком должна быть лента Мебиуса. Заключение о рециклируемости можно вынести, если выполняются следующие условия:

- доступность для значительной части потребителей продукции систем сбора, сортировки и транспортировки материалов от источника к устройствам для рециклинга;

- готовность устройств для рециклинга к принятию собранных материалов;

- продукцию, для которой делается заявление, на практике действительно собирают и подвергают рециклингу.

С понятием рециклинга тесно связан термин «рециклированное содержимое». Рециклированное содержимое: - это массовая доля рециклированного материала в продукции или упаковке.

В качестве рециклированного содержимого должны рассматриваться материалы до потребления и материалы после потребления, определяемые как указано ниже:

- материал до потребления - это материал, получаемый в процессе производства помимо основной продукции и не пущенный в получаемые в процессе производства отходы, при этом исключено повторное использование материала

- материал после потребления - это материал, получаемый на бытовом или торговом, промышленном и учрежденческом оборудовании, который не может быть больше использован по назначению.

Еще один связанный с рециклингом термин – это термин «рециклированный материал» - это материал, который повторно переработан из восстановленного (утилизированного) материала и превращен в конечную продукцию или компонент для включения в продукцию.

В свою очередь, только что упомянутый термин «восстановленный (утилизированный) материал» обозначает материал, который мог бы стать отходами или был бы использован для получения энергии, но вместо этого собран и восстановлен как сырьевой материал, как материал для рециклинга или для производственного процесса.

Выбор конкретного пути рециклинга зависит от обстоятельств. Повышенный процент рециклированного содержимого не означает меньший уровень воздействия на окружающую среду. Поэтому заявление о рециклированном содержимом следует использовать с осторожностью.

Похожие:

План лекции Цели экологических этикеток и деклараций Основные принципы экологических этикеток и деклараций iconРабочая программа по дисциплине б 3 1
Целью дисциплины является: подготовка специалистов к участию в проведении экологических экспертиз проектов, экологических аудиторских...

План лекции Цели экологических этикеток и деклараций Основные принципы экологических этикеток и деклараций iconИсполнительный регламент комиссии (ЕС)
Регламента Совета (EC) No 834/2007 в отношении происхождения экологических животных аквакультуры, аквакультурной практики хозяйствования,...

План лекции Цели экологических этикеток и деклараций Основные принципы экологических этикеток и деклараций iconВ соответствии с п п. 2, 13 и 15 Правил представления деклараций...
Обращаем Ваше внимание на представление деклараций (копии деклараций) в установленные сроки

План лекции Цели экологических этикеток и деклараций Основные принципы экологических этикеток и деклараций iconВ соответствии с п п. 2, 13 и 15 Правил представления деклараций...
Обращаем Ваше внимание на представление деклараций (копии деклараций) в установленные сроки

План лекции Цели экологических этикеток и деклараций Основные принципы экологических этикеток и деклараций iconВ соответствии с п п. 2, 13 и 15 Правил представления деклараций...
Обращаем Ваше внимание на представление деклараций (копии деклараций) в установленные сроки

План лекции Цели экологических этикеток и деклараций Основные принципы экологических этикеток и деклараций iconРегистрации деклараций о соответствии
Настоящий Порядок определяет правила регистрации деклараций о соответствии в едином реестре деклараций о соответствии продукции требованиям...

План лекции Цели экологических этикеток и деклараций Основные принципы экологических этикеток и деклараций iconРегистрации деклараций о соответствии
Настоящий Порядок определяет правила регистрации деклараций о соответствии в едином реестре деклараций о соответствии продукции требованиям...

План лекции Цели экологических этикеток и деклараций Основные принципы экологических этикеток и деклараций iconРегламент муниципальной услуги «Организация по требованию населения...
Анию населения общественных экологических экспертиз (далее – регламент и муниципальная услуга) разработан в целях повышения качества...

План лекции Цели экологических этикеток и деклараций Основные принципы экологических этикеток и деклараций iconРуководство пользователя по работе с системой «Регистрация деклараций...
«Регистрация деклараций о соответствии в едином реестре деклараций о соответствии и национальной части Единого реестра зарегистрированных...

План лекции Цели экологических этикеток и деклараций Основные принципы экологических этикеток и деклараций iconЕдиные требования к формам налоговых деклараций и иных документов,...
Формы налоговых деклараций (расчетов) (далее деклараций) должны быть удобны для восприятия их человеком, а расположение реквизитов...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск