Примерная программа профессионального модуля «Порядок и процедуры оценки и сертификации квалификаций» для целей подготовки экспертов 1. АННОТАЦИЯ
Примерная программа профессионального модуля «Порядок и процедуры оценки и сертификации квалификаций» разработана АНО «Национальное агентство развития квалификаций» для целей подготовки экспертов (общероссийской) системы независимой оценки квалификации.
Эксперты выступают в качестве главного кадрового ресурса формируемой системы независимой оценки квалификации, поэтому центры оценки и сертификации квалификаций (далее – ЦОСК) должны уделять особое внимание отбору экспертов, их уровню квалификации и профессионализму, как основному фактору, обеспечивающему качество, объективность и достоверность процедур оценки и сертификации.
В соответствии с требованиями1 Общественно-государственного совета системы независимой оценки качества профессионального образования (далее – ОГС) эксперты привлекаются к выполнению установленных ОГС процедур2 оценки и сертификации квалификаций соискателей на этапах:
собеседования с соискателем с целью определения графика оценки и сертификации квалификации;
оценки квалификаций соискателя в составе экзаменационной комиссии ЦОСК;
принятия решения о сертификации в составе сертификационной комиссии ЦОСК;
рассмотрения апелляционных вопросов в составе апелляционной комиссии.
Вышеуказанными требованиями ОГС эксперты определяются как квалифицированные специалисты в определенной области, обладающее официальным статусом, имеющее необходимую компетентность для выполнения работ по оценке и сертификации квалификаций, прошедшие подготовку по программам обучения экспертов и привлекаемые в этом качестве для проведения собеседования с соискателями, проведения экзаменов, принятия решений о сертификации квалификаций соискателей, рассмотрения апелляционных вопросов.
Функция обучения экспертов закреплена3 в общероссийской системе независимой оценки квалификации за отраслевыми экспертно-методическими центрами (далее – ЭМЦ), разрабатывающими методы и инструменты оценки квалификаций в соответствующих видах профессиональной деятельности.
Отраслевая специфика, учитываемая в разрабатываемых соответствующими ЭМЦ программах обучения экспертов, должна рассматриваться как с позиции профессионально-квалификационных требований в рамках отдельной отрасли или отдельного вида профессиональной деятельности, отраженных в профессиональных стандартах, методах и оценочных средствах, так и с позиции особенностей отраслевой организации производственной и хозяйственной деятельности, применяемых отраслевых нормативов и регламентов, специфических принципов и приемов управления, методов организации производства, планирования и учета, иных факторов.
При этом наряду с профессиональными компетенциями, зависящими от вида профессиональной деятельности, по которой привлекаются эксперты, они должны обладать специальными компетенциями по выполнению процедур оценки и сертификации квалификаций, подтвержденные соответствующим документом об обучении. Требования к этим специальным компетенциям экспертов, а, значит, и к образовательным результатам программ обучения, должны быть едиными в рамках формируемой общероссийской системы независимой оценки квалификации и опираться как нормативно-методические документы, утвержденные ОГС, так и на российские и международные стандарты в области сертификации персонала.
Программа содержит разделы, связанные с освоением унифицированных специальных компетенций экспертов в рамках выполнения установленных процедур оценки и сертификации квалификаций, предусматривает консультирование слушателей по вопросам выполнения специфических трудовых функций экспертов, а также предусматривает итоговую аттестацию.
Поскольку в проектировании программы был использован модульный принцип, как сама программа в целом, так и ее разделы могут быть использованы в качестве самостоятельных модульных единиц при формировании отраслевыми ЭМЦ образовательных программ для различных целевых групп экспертов.
Модульная структура типовой программы по планируемым образовательным результатам отражает требования к выполнению соответствующих установленных процедур оценки и сертификации квалификаций:
Основные нормативно-организационные документы системы независимой оценки квалификации
Нормативная база системы независимой оценки квалификации
Квалификационные требования к экспертам по оценке и сертификации квалификаций
Порядок оценки и сертификации квалификаций: общие положения
Общие требования к процедурам, осуществляемым центром оценки и сертификации квалификаций
Особенности организационной структуры центра оценки и сертификации квалификаций, связанные с реализуемыми им процедурами
Процедуры допуска к оценке компетенций
Проверка заявительных документов соискателя
Собеседование с соискателем с целью определения порядка и графика оценки и сертификации квалификаций
Подготовка к собеседованию: формат, порядок и методика проведения
Техника ведения собеседования с соискателем
Экспертная документация
Деятельность экзаменационной (экспертной) комиссии
Содержание процедур оценки компетенций
Оценка когнитивных компетенций
Оценка практических компетенций
Экспертная документация
Деятельность сертификационной комиссии
Содержание сертификационных процедур
Метод портфолио
Экспертная документация
Деятельность апелляционной комиссии
Виды апелляционных вопросов
Содержание апелляционных процедур
Экспертная документация
Для каждой модульной единицы (раздела) программы должно быть разработано учебно-методическое обеспечение подготовки экспертов, включая методические и презентационные материалы, пакеты практических заданий, в т.ч. структурированных и неструктурированных кейсов.
Для оценки компетенции слушателей программы должны быть разработаны комплекты компетентностно ориентированных оценочных средств с критериями оценки знаний и практических навыков для экспертов по оценке и сертификации квалификаций. 2. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ
2.1. Категории слушателей, на обучение которых рассчитана программа профессионального модуля «Порядок и процедуры оценки и сертификации квалификаций» (далее - программа): отраслевые специалисты различных уровней квалификации, выступающие в качестве экспертов по оценке и сертификации квалификаций.
Программа не предназначена для обучения экспертов по высшим уровням квалификации, поэтому она не предусматривает включение разделов по освоению следующих трудовых функций:
ТФ 5. Проведение работ по оценке и сертификации квалификаций на высшие уровни квалификации (по НРК)
ТФ 6. Организация работы с экспертными группами и персоналом
ТФ 7. Управление персоналом
ТФ 8. Экспертная оценка документов независимой оценки квалификаций
2.2. Сфера применения слушателями полученных профессиональных компетенций, умений и знаний: выполнение специфических трудовых функций экспертов по оценке и сертификации квалификаций. 3. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ
Нормативный срок освоения программы - 72 часа.
Режим обучения - 36 часов (аудиторные занятия), включая итоговую аттестацию - 4 часа, 18 часов (профессиональная стажировка), 18 часов (самостоятельная работа).
Форма обучения - очная, с отрывом от работы. Возможно частичное обучение с использованием дистанционных технологий.
Повышение квалификации по программе предусматривает обучение отраслевых специалистов на базе ЭМЦ и осуществляется в форме обучающих семинаров с учетом специфики и потребностей конкретного Организатора независимой оценки квалификации по видам профессиональной деятельности.
Конечными образовательными результатами повышения квалификации и стажировки являются полученные унифицированные специальные компетенции экспертов, связанные с выполнением установленных процедур оценки и сертификации квалификаций.
Обобщенная трудовая функция
| Осуществление работ в рамках экспертной деятельности по оценке и сертификации квалификаций
| Специфические трудовые функции (осваиваемые в рамках программы модуля)
| ТФ1. Осуществление работ по проведению индивидуальных собеседований с соискателями с целью определения порядка, графика и сроков оценки и сертификации квалификации.
ТФ 2. Осуществление работ по оценке компетенций соискателей
ТФ3. Осуществление работ по сертификации квалификаций соискателей
ТФ 4. Осуществление работ по рассмотрению апелляционных вопросов
| Требования к образованию и опыту
| профессиональное образование4 по специальности / направлению подготовки; дополнительное профессиональное образование по специальности / направлению подготовки___________________;
опыт работы (практический, научный, управленческий) не менее ___ лет в данном или близком виде деятельности или стаж работы не менее ____ лет в качестве эксперта по оценке и сертификации квалификаций
достижения в данном или близком виде деятельности (дипломы, сертификаты, награды, ученые звания, публикации, признания со стороны профессионального сообщества
| Знания (общие для всех специфических трудовых функций)
| знания, требуемые для осуществления экспертных действий, анализа информации, вынесения экспертных суждений, формулирования выводов, составления отчетов, разработки рекомендаций
нормативные правовые акты, другие руководящие и организационно-методические документы, регламентирующие работы по оценке и сертификации квалификаций;
предъявляемые квалификационные требования к экспертам оценки и сертификации квалификаций;
порядок оценки и сертификации квалификаций;
условия, методы и процедуры оценки и сертификации квалификаций
информационные системы независимой оценки квалификации
основы деловой этики
основы психологии
теоретические основы квалиметрии компетенций, современные методы и методики оценки квалификации
| Умения (общие для всех специфических трудовых функций)
| наличие умений, требуемых для осуществления экспертных действий, анализа информации, вынесения экспертных суждений, формулирования выводов, составления отчетов, разработки рекомендаций;
планировать свою деятельность в качестве эксперта;
оперировать понятиями системы независимой оценки квалификации;
пользоваться электронными реестрами системы независимой оценки квалификации
| Другие характеристики
| коммуникабельность
ответственность
доброжелательность
стрессоустойчивость
объективность и беспристрастность
наличие умений систематизировать и обобщать большой объем вербального и статистического материала
способность творчески и нетривиально решать задачи (креативность)
конструктивность мышления
способность ясно и свободно выражать свои мысли письменно и устно
|
Описание специфических трудовых функций:
Специфическая трудовая функция
| Трудовые действия, связанные с выполнением установленных процедур
| Специфические знания
| Специфические умения
| ТФ1. Осуществление работ по проведению индивидуальных собеседований с соискателями с целью определения порядка, графика и сроков оценки и сертификации квалификации.
| - выяснение потребности соискателя в необходимости подтверждения (признания) квалификации;
- рассмотрение предоставленных соискателем документов;
- разъяснение соискателю процедур и сертификации квалификаций;
проведение очного интервью (заочного анкетирования) с соискателем
- принятие совместно с соискателями решений по результатам очного интервьюирования (заочного анкетирования), подготовка заключений (рекомендаций), в том числе по выявленным «узким местам» в компетенциях соискателей, проектирование вариантов образовательных программ (наборов учебных модулей), обеспечение объективности и достоверности заключений (рекомендаций);
- определение совместно с соискателями порядка проведения оценки и сертификации квалификаций соискателей (единовременно или поэтапно по отдельным трудовым функциям, которые в итоге дают возможность получения сертификата);
- формирование совместно с соискателями индивидуального графика оценки и сертификации квалификаций соискателя, содержащую информацию об области оценки и области сертификации (перечни трудовых функций, действий, знаний, умений), сроках и последовательности проведения оценки квалификации, сроках и последовательности процедур сертификации, и корреспондирующегося с графиками заседаний экспертной и сертификационной комиссий по виду деятельности;
- консультирование соискателей по всем вопросам проведения оценки и сертификации квалификации
| требования и установленный порядок проведения индивидуального собеседования с соискателями с целью определения порядка, графика и сроков оценки и сертификации квалификации
| применять технику проведения собеседования с соискателями в соответствии с установленными требованиями, в т.ч. подготавливать вопросы для индивидуального собеседования с соискателями с целью определения порядка, графика и сроков оценки и сертификации квалификации, анализировать полученную в ходе собеседования информацию, подготавливать заключения (рекомендации) по результатам собеседования, обеспечивая их объективность и достоверность
| ТФ2. Осуществление работ по оценке компетенций соискателей
| - планирование собственной деятельности в составе экзаменационной (экспертной) комиссии;
- реализация программ теоретических и практических экзаменов;
- обоснованное, на основе установленных критериев, осуществление оценки компетенций соискателей;
- документирование оценочных процедур;
- аргументированное информирование соискателей о результатах оценки;
- составление отчетов о проведении оценки
| требования и установленный порядок проведения оценки компетенций соискателей и документирования результатов оценки;
применяемые оценочные средства, методы и критерии оценки;
установленный порядок принятия решений по результатам оценки квалификации
требования и правила оформления экспертной документации
| организовывать оценку квалификаций, применять оценочные средства и подготавливать отчеты о результатах теоретических и практических экзаменов;
анализировать документацию, подготовленную по результатам оценки квалификации
аргументировать принятые решения по оценке квалификаций;
работать с документацией, подготавливать экспертную документацию
| ТФ3. Осуществление работ по сертификации квалификаций соискателей
| - планирование собственной деятельности в составе сертификационной комиссии;
- проведение анализа и экспертизы документов соискателей, полученных в ходе всех этапов оценки и сертификации квалификаций и подтверждающих соответствие квалификации установленным требованиям профессионального стандарта, в том числе:
- анализ номенклатуры контролируемых элементов единиц профессионального стандарта (действий, знаний, умений), входящих в область сертификации соискателя, включающий проверку полноты комплекта документов, представленных на экспертизу, проверку достаточности или избыточности контролируемых параметров;
- проверка соответствия дополнительно направленных в сертификационную комиссию соискателем документов (портфолио или иных свидетельств) требованиям к ним;
- оценка достоверности и адекватности (т.е. полноты, степени соответствия, отсутствия противоречий) дополнительно представленных соискателем документов о прохождении соответствующего обучения и свидетельств (в т.ч. портфолио) и наличии опыта работы требованиям соответствующих элементов единиц профессионального стандарта (действий, знаний, умений);
- анализ объектов экспертизы и формирование экспертного отчета, содержащего оценку по каждому контролируемому параметру области сертификации (трудовая функция; действие, знание, умение) и обоснование оценки;
- принятие решений о выдаче (отказе в выдаче) сертификата;
- аргументированное информирование соискателей о результатах сертификации;
- составление отчетов о результатах сертификации
| требования и установленный порядок проведения экспертизы документов соискателей и документирования результатов экспертизы;
установленный порядок принятия решений по результатам сертификации квалификации
| анализировать документацию, представленную в сертификационную комиссию;
аргументировать принятые решения по сертификации квалификаций;
работать с документацией, подготавливать экспертную документацию
| ТФ4. Осуществление работ по рассмотрению апелляционных вопросов
| - планирование собственной деятельности в составе апелляционной комиссии;
- выполнение установленного порядка рассмотрения апелляций (рекламаций, претензий и жалоб);
- выявление круга вопросов, составляющих предмет апелляции;
- формирование запроса (при необходимости) дополнительной информации в структурных подразделениях и комиссиях центра оценки и сертификации квалификаций, в том числе письменных объяснений экспертов и/или должностных лиц;
- составление плана и инструментария (анкеты) инспекционного выезда;
- проведение анализа соблюдения установленных процедур оценки и сертификации, закрепленных в соответствующих документах, анализа документов с целью выявления фактов несоблюдения экспертами и/или должностными лицами центра оценки и сертификации квалификаций на указанном заявителем этапе (эпизоде) оценки и сертификации квалификаций нормативно установленных процедур;
- проверка правильности экспертных суждений и обоснованности принятых решений;
- осуществление инспекционного контроля по отношению к владельцу сертификата, включая выезд в составе апелляционной комиссии к предъявителю рекламации с целью инспектирования на месте;
- проведение встречи и переговоров (интервью) с работодателем, подавшем рекламацию; проведение интервью с владельцем сертификата;
- разработка вариантов решения апелляционной/конфликтной ситуации/спора с учетом мнений всех задействованных сторон;
- принятие решений по апелляционным вопросам;
- аргументированное информирование заинтересованных сторон о принятых решениях по апелляционным вопросам;
- составление отчетов о результатах рассмотрения апелляционных вопросов
| установленный порядок рассмотрения апелляций и принятия решений по апелляционным вопросам
требования и правила оформления экспертной документации
| анализировать документацию, представленную в апелляционную комиссию;
аргументировать принятые решения по решению апелляционных вопросов;
работать с документацией, подготавливать экспертную документацию
| Помимо обучения в ЭМЦ, должна быть предусмотрена стажировка на базе ЦОСК.
Завершением освоения программы являются защита итоговой работы и выдача документа о повышении квалификации установленного образца, при этом предусматривается участие представителей Организатора независимой оценки квалификации и конкретных работодателей в аттестационных процедурах. 4. ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование разделов модуля и тем
| Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
| Объем часов
| 1
| 2
| 3
|
Раздел 1 Основные нормативно-организационные документы системы независимой оценки квалификации
|
| Тема 1.1.
| Содержание лекционных занятий
- Нормативная база системы независимой оценки квалификации
- Квалификационные требования к экспертам по оценке и сертификации квалификаций
- Порядок оценки и сертификации квалификаций: общие положения
- Общие требования к процедурам, осуществляемым центром сертификации квалификации
- Особенности организационной структуры центра сертификации квалификации, связанные с реализуемыми им процедурами
- Процедуры допуска к оценке компетенций
- Проверка заявительных документов соискателя
| 2
| 2
| Практические занятия:
| 1.
| Сформировать комплект проектов документов:
- приказ должностного лица центра сертификации квалификации о формировании экспертной (экзаменационной) комиссии
- должностная инструкция председателя экспертной (экзаменационной) комиссии
- должностная инструкция эксперта экспертной (экзаменационной) комиссии
- должностная инструкция секретаря экспертной (экзаменационной) комиссии
- должностная инструкция организатора экспертной (экзаменационной) комиссии
- форма соглашения о вхождении в экспертную (экзаменационную) комиссию в качестве наблюдателя
- формат графика заседаний экспертной (экзаменационной) комиссии
- приказ должностного лица центра сертификации квалификации о формировании сертификационной комиссии
- должностная инструкция председателя сертификационной комиссии
- должностная инструкция эксперта сертификационной комиссии
- должностная инструкция секретаря сертификационной комиссии
- форма соглашения о вхождении в сертификационную комиссию в качестве наблюдателя
- формат графика заседаний сертификационной комиссии
- приказ должностного лица Организатора независимой оценки квалификации о формировании апелляционной комиссии
- должностная инструкция председателя апелляционной комиссии
- должностная инструкция эксперта апелляционной комиссии
- должностная инструкция секретаря апелляционной комиссии
- требования к комплектности документов об основном и дополнительном образовании и профессиональной подготовке: сертификатов, удостоверений, свидетельств, аттестатов и дипломов (наличие листов - вкладышей к дипломам и др.)
- образцы резюме, характеристик
- требования к дополнительным документам, установленным по видам профессиональной деятельности
- форма заявления соискателя на оценку и сертификацию квалификаций
- инструкция специалистам центра сертификации квалификации по выявлению соответствия между установленными профессиональным стандартом «входными» требованиями квалификационных уровней по опыту, знаниям и умениям для заявляемого вида профессиональной деятельности и представленной в заявительной документации соискателя информации, подтверждающей образование и (или) опыт работы, необходимые для допуска к сертификации.
| Раздел 2 Собеседование с соискателем с целью определения порядка и графика оценки и сертификации квалификаций
| Тема 2.1.
|
| Содержание лекционных занятий
- Подготовка к собеседованию: формат, порядок и методика проведения
- Техника ведения собеседования с соискателем
- Экспертная документация
| 2
| Практические занятия:
| 2
| 1
2.
| Сформировать комплект проектов документов:
- анкеты для заочного анкетирования соискателя, вопросы которых структурированы по трудовым функциям– на примере ПС по виду деятельности
- инструкция к стандартизированному очному интервью с соискателем, вопросы которого структурированы по трудовым функциям – на примере ПС по виду деятельности
- индивидуальный график оценки и сертификации квалификаций соискателя
- формат рекомендаций эксперта соискателю по результатам собеседования
Деловая игра: проведение очного собеседования с соискателем
|
| Раздел 3 Деятельность экспертов в составе комиссий центра оценки и сертификации квалификаций и организатора независимой оценки квалификации
|
| Тема 3.1. Деятельность экспертной (экзаменационной) комиссии центра оценки и сертификации квалификаций
| Содержание лекционных занятий
Содержание процедур оценки компетенций
- Требования к методам и критериям оценки, обзор методов оценки
- Виды оценочных средств
- Макет оценочных средств
- Оценка когнитивных компетенций
- Оценка практических компетенций
- Экспертная документация
| 2
| Практические занятия:
| 2
| 1
2.
| Сформировать комплект проектов документов:
- программа теоретического экзамена– на примере ПС по виду деятельности
- программа практического экзамена– на примере ПС по виду деятельности
- журнал регистрации при проведении квалификационной экспертизы (экзамена)
- протокол заседания экспертной (экзаменационной) – на примере ПС по виду деятельности
- экспертные документы по различным вариантам оценочных средств (по согласованию с преподавателем) – на примере ПС по виду деятельности
Кейс-стади: проведение квалификационной экспертизы
| Тема 3.2.
Деятельность сертификационной комиссии центра оценки и сертификации квалификаций
| Содержание лекционных занятий
- Содержание сертификационных процедур
- Порядок экспертизы документов
- Метод портфолио
- Экспертная документация
| 2
| Практические занятия
| 2
| 1.
2.
| Сформировать комплект проектов документов:
- номенклатура контролируемых элементов выполнения трудовых функций, входящих в область сертификации соискателя – на примере ПС по виду деятельности
- структура портфолио и описание требований к форматам предоставляемых материалов– на примере ПС по виду деятельности
- формат экспертного отчета– на примере ПС по виду деятельности
- протокол заседания сертификационной комиссии– на примере ПС по виду деятельности
Кейс-стади: проведение экспертизы документов с целью принятия решения о сертификации квалификации соискателя
| Тема 3.3.
Деятельность апелляционной комиссии Организатора независимой оценки квалификации
| Содержание лекционных занятий
- Виды апелляционных вопросов
- Содержание апелляционных процедур
- Экспертная документация
| 2
| Практические занятия:
| 4
| 1.
| Документация апелляционной комиссии
| 2.
| Практическое занятие – разбор выполнения заданий
| Завершение практических работ
| 8
| Консультации при выполнении самостоятельной работы
| 2
| Защита итоговых работ слушателей
| 4
| Всего аудиторной учебной нагрузки по модулю
| 36
| Стажировка в центре оценки и сертификации квалификаций
Проведение индивидуальных собеседований с соискателями с целью определения порядка, графика и сроков оценки и сертификации квалификации
Работа в составе экзаменационной (экспертной) комиссии
Работа в составе сертификационной комиссии
Участие в подготовке апелляционных вопросов
| 18
| Самостоятельная работа:
Изучение терминов
Изучение экспертной документации
Разбор кейсов
| 18
|
5. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ИТОГОВЫХ ВЫПУСКНЫХ РАБОТ
Слушатель проходит процедуры оценки результатов обучения по программе в форме интервью. Перед началом интервью слушатель представляет результаты выполнения итоговой работы (проекта), и получает задания, соответствующие трудовым функциям эксперта по оценке и сертификации квалификаций. Слушателю дается время на выполнение заданий не менее 1 часа. Разрешается пользоваться справочной литературой, а также обеспечивается доступ в интернет.
После этого слушатель проходит интервьюирование, в ходе которого представляет экзаменационной комиссии заранее подготовленный проект (итоговую работу) и результаты выполнения задания, полученного перед началом интервью. В ходе рассмотрения комиссией данных материалов слушатель дает ответы на вопросы членов комиссии. Общая продолжительность интервью – около 20 минут.
Список примерных тем итоговой выпускной работы:
Формирование перечня документов, необходимых для учета отраслевой специфики при выполнении работ по оценке и сертификации квалификаций для конкретного вида профессиональной деятельности, включая профессиональный стандарт, применяемые отраслевые нормативы и регламенты, специфические нормативные требования к квалификации работников, документы по видам деятельности, регулируемым структурами государственного надзора и контроля (при наличии) и др.
Формирование перечней работ эксперта для заданных схем оценки и сертификации квалификаций и представление их в виде алгоритмов с использованием графических символов
Разбор кейса - формирование портфолио соискателя для конкретного вида профессиональной деятельности и уровня квалификации, определение в рамках кейса области оценки компетенций соискателя с описанием ее в структурированном виде.
Разбор кейса - формирование экспертных документов по оценке компетенций соискателя для конкретного вида профессиональной деятельности, уровня квалификации, оценочных средств.
Разбор кейса - формирование экспертных документов по сертификации квалификации соискателя для конкретного вида профессиональной деятельности, уровня квалификации, экспертных документов по оценке, портфолио соискателя
6. Материально- технические условия реализации программы
Материально- технические условия реализации программы модуля
| Обеспеченность реализации программы материально техническими условиями в целях организации обучения
| Технические средства
| Компьютер с лицензионным программным обеспечением;
Мультимедиапроектор;
Интерактивная доска.
| Средства обучения
| УМК модуля в соответствии с видом профессиональной деятельности
| Компьютерно-информационные средства
| Мультимедиа проектор;
Экран;
Персональные компьютеры;
Наличие внутренних сетей и выхода Интернет.
| Оборудование
| Оборудование, используемое при оценочных процедурах в соответствии с видом профессиональной деятельности
|
7. Информационное обеспечение образовательного процесса
Основные источники:
Профессиональные стандарты
Нормативные и организационно-методические документы системы независимой оценки квалификации
Организационно-методические документы Организатора независимой оценки квалификации
Отраслевые документы
Оценочные средства
Дополнительные источники:
Методические материалы к программе подготовки тьюторов «Порядок и процедуры оценки и сертификации квалификаций» - АНО «Национальное агентство развития квалификаций», 2013
|