Волгоградский государственный университет Кафедра романо-германской филологии
Программа учебной дисциплины Иностранный язык
для обучающихся по основной образовательной программе
подготовки бакалавров 080500 Бизнес-информатика
Количество зачетных единиц: 11
Авторы:
к.филол.н., доцент И.В. Палашевская
ст. преподаватель В.И. Торгашов
РАЗДЕЛ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. 1.1 Требования к студентам. Приступая к изучению данной дисциплины в университете, студентом должен обладать общим уровнем владения английским языком не ниже А1 (по европейской системе уровней владения иностранным языком). При этом студент должен:
- понимать отдельные предложения и часто встречающиеся выражения, связанные с основными сферами жизни (например, основные сведения о собеседнике и членах его семьи, покупках, устройстве на работу и т.п.)
- уметь выполнить задачи, связанные с простым обменом информации на знакомые или бытовые темы;
- уметь в простых выражениях рассказать о себе, своих родных и близких, описать основные аспекты повседневной жизни;
- понимать, о чем идет речь в простых, четко произнесенных и небольших по объему сообщениях и объявлениях;
- понимать простые письма личного характера;
- уметь общаться в простых типичных ситуациях, требующих непосредственного обмена информацией в рамках знакомых тем и видов деятельности;
- уметь поддерживать краткий разговор на бытовые темы;
- уметь написать несложное письмо личного характера (например, выразить кому-либо свою благодарность за что-либо). 1.2 Краткая характеристика данной дисциплины, ее особенности.
Иностранный язык рассматривается как неотъемлемый компонент профессиональной подготовки будущего бакалавра. Это связано с реформированием политических, экономических и культурных сфер деятельности, ориентацией их на совместное партнерство с зарубежными странами и международные стандарты.
Актуальность изучения английского языка обусловлена также и тем фактом, что этот язык является международным, в том числе, и для таких сфер, как экономика и бизнес.
Курс «Английский язык» включен в цикл общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Бизнес-информатика» и является обязательным учебным курсом. Соответственно, курс «Английский язык» для этого направления, тесно связан с рядом специальных дисциплин. Цель изучения дисциплины.
Целью курса обучения английскому языку является формирование и закрепление у студентов основных навыков пользования английским языком в сфере профессиональной коммуникации, что достигается приобретением высокого уровня компетенции в различных видах речевой деятельности таких, как монолог, диалог, а также в чтении и письменных видах упражнений, связанных с тематикой будущей юридической профессии студентов.
Задачи изучения дисциплины
Основной задачей курса обучения английскому языку студентов юридического факультета классического университета является формирование у них основных навыков говорения, аудирования, чтения, письма, и применение названных навыков на практике (при чтении специальных текстов, при ведении бесед на профессиональные темы, при аудировании текстов на профессиональные темы, при реферировании газетных статей на профессиональные темы).
Воспитательные цели и задачи курса
Формирование интереса к изучению английского языка.
Воспитание гармонично развитой языковой личности.
Выработка у студентов толерантного отношения к инокультуре и ее представителям.
Ознакомление студентов с культурными ценностями стран изучаемого языка с привлечением материалов по культурологической и страноведческой тематике.
Оказание психологической помощи студентам перед сессией посредством проведения индивидуальных и групповых бесед,
Формирование негативного отношения к употреблению алкоголя, наркотиков, табакокурению, реализуемое в процессе работы над текстами разных жанров, просмотра фильмов, бесед со студентами.
Формирование потребности в дальнейшем самообразовании и воспитании.
Способы реализации
Организация и проведение недели европейских языков и культур на факультете.
Организация и проведение олимпиад и конкурсов по английскому языку среди студентов различных факультетов и подведение их итогов.
Организация и проведение мероприятий по празднованию хеллоуина, рождества, пасхи с целью ознакомления студентов с культурой стран изучаемого языка.
Обеспечение студентов учебно-методической и научной информацией (в том числе на электронных носителях и через систему “УМК”); совершенствование информационного обеспечения образовательного процесса; создание базы данных о книжном фонде кафедры (в том числе на электронных носителях), о публикациях преподавателей кафедры, диссертациях и дипломных работах выпускников кафедры.
1.3 Требования, предъявляемые к студентам по окончании изучения дисциплины
Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
владеть культурой мышления, быть способным к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;
быть способным логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь;
быть способным к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;
способен критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков;
осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;
осознает сущность и значение информации в развитии современного общества; владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации;
владеет одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-14);
способен к организованному подходу к освоению и приобретению новых навыков и компетенций (ОК-17).
Указанные компетенции соответствуют уровням В1-В2 (по европейской системе уровней владения иностранным языком):
- понимать основные положения четко произнесенных высказываний в пределах литературной нормы на известные темы;
- понимать тексты, построенные на частотном языковом материале повседневного и профессионального общения;
- владеть основными приемами поддержки, управления беседой;
- уметь употреблять лексико-грамматический материал в коммуникативно-ориентированном профессиональном контексте;
- уметь самостоятельно добывать и обрабатывать информацию, принимать решения на основе полученной информации, в том числе и в ходе речевого взаимодействия;
- владеть основными стратегиями чтения и аудирования;
- уметь общаться в большинстве ситуаций, возникающих во время пребывания в стране изучаемого языка;
- уметь без предварительной подготовки участвовать в диалогах на знакомую и интересующую тему;
- уметь обосновывать, аргументировать свою позицию при речевом взаимодействии, высказывать контраргументы;
- уметь писать простые связные тексты на знакомые или интересующие темы. Бакалавр направления «Бизнес-информатика» по окончании обучения должен:
освоить необходимый минимум лексического и грамматического материала для ведения бесед или составления монологических высказываний на различные темы;
воспринимать на слух несложную монологическую и диалогическую речь на бытовые темы и на ряд специальных тем;
овладеть основными грамматическими правилами и явлениями, уметь правильно пользоваться основными грамматическими явлениями при построении высказываний (в виде монолога или диалога) на ряд тем.
читать со словарем тексты по специальности;
принимать участие в ведении бесед, в обсуждениях на ряд специальных тем, что должно выражаться в умении задавать вопросы и отвечать на поставленные вопросы;
уметь письменно излагать информацию по изучаемым лексическим темам с правильным применением основ грамматики (в пределах изученного минимума);
овладеть способностью выступать с небольшими (объемом до 15 предложений) сообщениями на ряд специальных тем;
познакомиться с основными правилами реферирования текстов и при необходимости суметь применить их на практике.
Названные требования находят свое отражение в следующих уровнях владения иностранным языком:
Восприятие:
Понимать отдельные фразы и наиболее употребительные слова в высказываниях, касающихся бытовой и профессиональной тематики;
Уметь найти в коротком простом тексте конкретную информацию.
Диалогическая речь:
Принимать участие в диалоге;
Уметь общаться в ситуациях, требующих непосредственного обмена информацией в рамках знакомых видов деятельности;
Уметь заполнить анкету, формуляр, декларацию;
Уметь писать связные тексты на профессиональные темы.
Монологическая речь:
Уметь рассказать о себе, своей профессиональной деятельности, условиях жизни, о будущей работе;
Уметь кратко обосновать свои взгляды и намерения;
Уметь реферировать статьи и принять участие в письменной дискуссии на профессиональные темы.
Медиация:
Умение переводить отдельные фразы в неформальных ситуациях;
Умение переводить небольшие связные тексты с минимальным искажением смысла;
Умение перевести со словарем небольшое письмо или сообщение на профессиональную тему. 1.4 Формы работы студентов (аудиторная и самостоятельная).
Форма работы – различные виды чтения и аудирования текстов общей и профессиональной направленности, репродукция монологической и диалогической речи, проведение небольших презентаций, ролевые игры, проекты, написание рефератов, краткого резюме, электронных сообщений личного характера, учебно-тренировочное тестирование, подготовка к модульным тестам и написание тестов по изученным темам.
На семинарских занятиях используются мультимедийные презентаций интерактивная доска (см. Сценарий интерактивного занятия для студентов института управления и региональной Экономики); а также интерактивные аудиторные мероприятия (см. Интерактивные методы обучения). 1.5 Виды контроля.
Виды контроля: опрос, контрольное чтение, аудирование, учебно-тренировочное тестирование, интернет-тестирование, письменное контрольное тестирование.
Контрольно-измерительные материалы по данной дисциплине хранятся на бумажном и электронном носителях в составе учебно-методического комплекса дисциплины, а также размещены в ПТК «УМка» в разделе «Задания». 1.6 Методика формирования итоговой оценки.
Оценка полученных студентами знаний осуществляется в результате использования всех видов контроля по 100-балльной шкале в рамках балльно-рейтинговой системы. Из 100 баллов по дисциплине до 30 баллов выставляется за первый модуль, до 30 баллов – за второй модуль и до 40 баллов – за третий модуль (за изучение всех трех модулей содержательного наполнения дисциплины, выполнение предусмотренных форм работы, написание трех контрольных работ по итогам изучения каждого модуля). 1.7 Условия реализации дисциплины.
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Иностранный язык».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и медиапроектор
- аудиоаппаратура
1.8. Обучение лиц с ограниченными возможностями
Обучение людей с ограниченными возможностями здоровья, их социальная адаптация – один из приоритетных вопросов российского образования. Законодательство Российской Федерации в соответствии с основополагающими международными документами в области образования предусматривает принцип равных прав на образование для детей данной категории.
В рамках изучения курса предоставляются условия для обеспечения процесса обучения людей с ограниченными возможностями. В частности возможности дистанционного обучения через использование ПТК УМКА. Индивидуальные консультации с использованием сети «Интернет».
В процессе обучения будут использоваться информационные, образовательные и компенсационные технологии. Главная задача состоит в том, чтобы в рамках изучения курса люди с ограниченными возможностями смогли раскрыть свой интеллектуальный потенциал в рамках образовательной деятельности, почувствовать себя полноправными членами общества, а также повысить свой уровень жизни. РАЗДЕЛ 2. Структура изучения дисциплины
Всего часов
| 396
| аудиторных занятий
| 170
| лекций
|
| семинарских/практических занятий
|
| лабораторных занятий
| 170
| практикумов
|
| самостоятельных занятий
| 190
| изучение основной и дополнительной литературы
| 76
| написание курсовых работ, эссе, рефератов
| 32
| выполнение письменных домашних заданий, расчетов, проектов
| 50
| выполнение контрольных работ, тестов
| 32
| подготовка к зачету, экзамену, зачет, экзамен
| 36
| РАЗДЕЛ 3. Тематический план изучения дисциплины
Тема
| Содержание
| Вид занятий
| Форма занятий
| Количество часов
| Форма контроля
| Лексика
| Бытовая лексика
Деловая лексика
Профессиональная лексика
Термины
| аудиторное/ самостоятельное
| практические интерактивные занятия /
с использованием мультимедийных и интернет- технологий/
учебно-тренировочное тестирование/ выполнение письменной домашней работы/ изучение основной и дополнительной литературы
| 8/18
| опрос, диктант, аудирование, интернет-тестирование, письменное контрольное тестирование.
| Грамматика
| Словообразование
Степени сравнения прилагательных
Глагол и его формы
Неличные формы глагола
Модальные глаголы
Сослагательное наклонение
| аудиторное/ самостоятельное
| практические интерактивные занятия /
с использованием мультимедийных и интернет- технологий/
учебно-тренировочное тестирование/ выполнение письменной домашней работы/ изучение основной и дополнительной литературы
| 58/64
| опрос, интернет-тестирование, письменное контрольное тестирование.
| Речевой этикет
| Бытовая сфера
Профессионально-деловая сфера
Учебно-социальная сфера
Социально-деловая сфера
| аудиторное/ самостоятельное
| практические интерактивные занятия /
с использованием мультимедийных и интернет- технологий/
учебно-тренировочное тестирование/ выполнение письменной домашней работы/ изучение основной и дополнительной литературы
| 8/8
| опрос, аудирование, интернет-тестирование, письменное контрольное тестирование.
| Культура и традиции стран изучаемого языка
| Великобритания
США
Канада
Выдающиеся личности англо-говорящих стран
| аудиторное/ самостоятельное
| практические интерактивные занятия /
с использованием мультимедийных и интернет- технологий/
учебно-тренировочное тестирование/ выполнение письменной домашней работы/ изучение основной и дополнительной литературы
| 12/12
| опрос,
проверка домашнего задания,
учебно-тренировочное тестирование, интернет-тестирование, письменное контрольное тестирование.
| Письмо
| Оформление делового письма
Оформление служебной записки
| аудиторное/ самостоятельное
| практические интерактивные занятия /
с использованием мультимедийных и интернет- технологий/
учебно-тренировочное тестирование/ выполнение письменной домашней работы/ изучение основной и дополнительной литературы
| 20/20
| тестирование, интернет-тестирование, письменное контрольное тестирование.
| Чтение
| Ознакомительное чтение с целью определения истинности/ложности утверждения
Поисковое чтение с целью определения наличия или отсутствия в тексте запрашиваемой информации
Изучающее чтение с элементами анализа информации
Изучающее чтение с выделением главных компонентов содержания текста
| аудиторное/ самостоятельное
| практические интерактивные занятия /
с использованием мультимедийных и интернет- технологий/
учебно-тренировочное тестирование/ выполнение письменной домашней работы/ изучение основной и дополнительной литературы
| 12/34
| опрос,
контрольное чтение, проверка домашнего задания,
задания на установление соответствия,
задания с множественным выбором ответов
учебно-тренировочное тестирование, интернет-тестирование,
| Аудирование
| Понимание в прослушанном тексте основного содержания
Понимание в прослушанном тексте запрашиваемой информации
| аудиторное/ самостоятельное
| практические интерактивные занятия/
с использованием мультимедийных и интернет- технологий/
учебно-тренировочное тестирование
| 18/18
| задания на установление соответствия,
задания с множественным выбором ответов
| Говорение
| Монологическая и
диалогическая речь
| аудиторное/ самостоятельное
| практические интерактивные занятия /
с использованием мультимедийных и интернет- технологий/ беседы/ презентации/ сообщения/ проекты/
ролевые игры/
учебно-тренировочное тестирование
| 16/16
| проверка домашнего задания,
учебно-тренировочное тестирование
| Module Tests (3)
|
| аудиторные
| практические занятия
| 18
| письменное контрольное тестирование
| Подготовка к зачету, экзамену
|
|
|
| 36
|
|
|