МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДИНАМИЧЕСКАЯ КАРТА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
ВОСПИТАННИКА/УЧАЩЕГОСЯ/ВЫПУСКНИКА
Автор: педагог-психолог
первой квалификационной категории
Уманец Д.С.
СОДЕРЖАНИЕ.
Пояснительная записка к методической разработке………………..…....с. 3
Приложение 1 «Образец заполнения ДКПС»...…………………………...с. 7
Приложение 2 «Методические указания к ведению
и оформлению ДКПС»…………………………..…………………..…....с. 18
Приложение 3 «Рекомендации по методологическому обоснованию»….с. 19
Готовая к распечатке Карта…………………………………………………..с. 20
Пояснительная записка. Методическая разработка под названием «Динамическая карта профессионального самоопределения» (далее ДКПС) предназначена для реализации на базе учреждений, в которых ведется профориентационная работа в отношении подростков (учащихся 9 – 11 классов)1.
Внедрения данной разработки обусловлено необходимостью знать актуальные запросы и потребности выпускника в процессе его профессионального самоопределения и организация своевременной коррекционно-развивающей работы в данном направлении. Актуальность формирования и внедрение данной методической разработки также обусловлена диагностическими и статистическими данными представленными далее. Среди выпускников детского дома (периода с 2014 по 2016 год) проводилось анкетирование с целью мониторинга ситуации профессионального самоопределения, результаты которого отражены далее:
- 64 % опрошенных на момент выпуска из детского дома самостоятельно и осознанно определились с выбором профессии, 36 % - имеют различного рода сомнения по поводу правильности выбранной профессии;
- 35 % опрошенных испытывали затруднения в период профессионального самоопределения;
- 59 % воспитанников в процессе профориентации испытали недостаток: в получении информации о собственной личности (9 %), об интересующих профессиях (17 %), возможности наглядно ознакомится с профессией, поучаствовать и побывать на мероприятиях, посвященных профессиональному самоопределению (43 %).
В результате, актуальные статистические показатели свидетельствуют о том, что из 36 воспитанников детского дома (выпускники периода с 2014 по 2016 год) 47 % обучаются по тем направлениям, которые выбрали изначально, 12 % довольны выбранной профессией и успешно окончили профильное учебное заведение, 41 % поступивших неудовлетворенны собственным выбором (среди них 14 % отчисленных). Около половины выпускников оказались в ситуации «профессиональной фрустрации», когда ожидания и предположения о выбранной профессии не оправдались в реальности. Именно поэтому процессу профессионального самоопределения выпускников необходимо уделить большое внимание и реализовывать профориентационную работу систематизировано и четко. На практике в этом может помочь «Динамическая карта профессионального самоопределения», которая представляет собой бумажный носитель (см. Приложение 1), куда педагогом-психологом вносятся необходимые данные по профориентационной работе с воспитанником, а также необходимые сведения о воспитаннике (согласно описанным пунктам в структуре ДКПС)2.
Динамическая карта профессионального самоопределения – методическая разработка, предназначенная для фиксации данных по психолого-педагогическому сопровождению профориентационной работы и анализа динамики процесса профессионального самоопределения и социально-психологической готовности к постинтернатному/постшкольному становлению каждого воспитанника/учащегося.
Назначение ДКПС: структуризация и систематизация процесса деятельности педагога-психолога в рамках профориентационной работы.
Цели реализации: ведения структурированной и систематической работы по профориентации выпускников и оптимизация процесса профессионального самоопределения.
Задачи:
- сбор общих сведений о ребенке (его интересы, хобби, увлечения, любимые виды деятельности и т.д.);
- фиксация данных о характеристиках выпускника (от воспитателя группы/педагога/родителя и от педагога-психолога);
- фиксация данных результатов тестирования по дифференциально-диагностическому опроснику Е.А. Климова и другим профориентационным методикам;
- разработка и фиксация рекомендаций по выбору профессии (озвучиваемой выпускником);
- запись данных о реализуемой работе с выпускником в рамках профориентационной работы (ежемесячно);
- отслеживание динамики процесса профессионального самоопределения каждого воспитанника;
- оценка уровня социально-психологической адаптации воспитанника;
- дополнительная коррекционно-развивающая работа по развитию навыков эффективной социальной адаптации и интеграции, формированию адекватных жизненных установок и ценностной картины личности.
Целевая аудитория: будущие выпускники (учащиеся 9 и 11 классов). Структура динамической карты профессионального самоопределения:
№ п/п
| Наименование раздела (блока)
| Функциональное назначение раздела
| 1.
| Общие сведения о воспитаннике/учащемся
| Включает в себя сведения о воспитаннике: Ф.И.О.; дату рождения; информацию о специфических увлечениях, интересах, хобби ребенка (посещении секций, кружков и т.д).
Необходим для того, чтобы знать и понимать специфические наклонности выпускника.
| 2.
| Карта личностных особенностей
| Включает в себя информацию о ребенке, о его личностных особенностях на основании диагностической работы психолога и наблюдений воспитателя/учителя/родителя.
Необходим для того, чтобы знать, анализировать и интегрировать сведения о выпускнике.
| 3.
| Особые отметки педагога-психолога
| Здесь вносятся специфические записи об изменениях профессиональных предпочтений (на основании личных заявлений выпускника), а также пометки о специфике процесса профессионального самоопределения ребенка.
| 4.
| Результаты диагностики по профориентационному тесту
| Включает в себя отметки о результатах тестирований по различным профориентационным методикам.
Актуальность наличия подобного раздела обусловлена тем, что подобные отметки позволяют оперативно отслеживать динамику профессиональных предпочтений и содержать в комплексе результаты тестирований по различным методикам.
| 5.
| Рекомендации по результатам тестирования
| Здесь педагог-психолог вносит отметки о необходимых рекомендациях для ребенка (по данным, полученным в ходе профориентационного тестирования), например, в случае слабо разнящихся данных по тесту, в случае противоречивых данных и т.д.
Необходим для того, чтобы своевременно вносить коррективы в план индивидуальной работы с каждым выпускником в процессе их профессионального самоопределения.
| 6.
| Дополнительная диагностика личности
| Здесь вносятся отметки о результатах по диагностике ценностных ориентаций и социально-психологической адаптации воспитанника/учащегося.
Требуется для оценки и анализа социально-психологической готовности подростка к дальнейшей самостоятельной жизнедеятельности.
| 7.
| Анализ данных диагностики личности. Рекомендации.
| В данном разделе проводится анализ диагностических показателей (интерпретация) и вносятся рекомендательные заметки по коррекционно-развивающей работе, способствующей формированию у ребенка достаточного уровня социально-психологической готовности к жизни в постинтернатный/постшкольный период.
| 8.
|
Помесячные разделы с указанием информационной (коррекционной, развивающей) работы педагога-психолога с ребенком
| Здесь вносится информация о проведенных мероприятиях с различной целевой направленностью. На каждый месяц указываются реализованные мероприятия с целевым назначением (задачами), а также краткие пометки об итогах реализации мероприятия (дальнейшие перспективы работы) и т.д.
Необходим для регистрации проведенных мероприятий и планирования дальнейшей работы в данном направлении.
|
Практическое значение работы по ДКПС для: Воспитанника/учащегося - выпускника:
- возможность получать дополнительную информацию о собственной личности (по результатам диагностики), которая позволит более грамотно подобрать профессию (согласно личностным особенностям);
- оптимизировать процесс выбора профессии путем приобретения новых знаний о специфике деятельности в интересующей области;
- возможность развивать навыки самопрезентации (написание резюме, умение выступать публично, навыки самоанализа и т.д.);
- возможность отслеживать динамику изменения личных профессиональных предпочтений и т.д. Педагога-психолога:
- возможность структурировать работу по профессиональной ориентации выпускников;
- отслеживание динамики дифференциации профессиональных предпочтений и возможность своевременно оказывать необходимую компетентную помощь ребенку в вопросе профессионального самоопределения;
- повышение эффективности деятельности по профессиональному ориентированию;
- оптимизация сотрудничества с коллегами (воспитателем/учителем/родителем, социальным педагогом) по вопросу профессионального самоопределения воспитанника и т.д. Воспитателя/педагога (родителя):
- возможность получать дополнительную информацию о процессе профессионального самоопределения ребенка;
- возможность получать сведения о «проблемных моментах» в вопросе профессионального самоопределения.
Ожидаемые результаты реализации методической разработки:
- структуризация процесса профориентации отдельно взятого выпускника;
- наличие возможности знать актуальные запросы, потребности и трудности в процессе профессионального самоопределения каждого выпускника;
- оказание своевременной психолого-педагогической помощи выпускнику в процессе профессионального самоопределения;
- формирование у выпускника адекватной и ответственной личной позиции в вопросе выбора профессии;
- развитие актуальных навыков и умений у выпускников (в соответствии с индивидуальными особенностями по ходу совместной работы).
Примечание: готовая к распечатке Карта представлена на страницах с 20 по 29.
Приложение 1
к ДКПС Образец заполнения
Динамической карты профессионального самоопределения выпускника.
НАИМЕНОВАНИЕ УРЕЖДЕНИЯ (УЧРЕДИТЕЛЯ)
ДИНАМИЧЕСКАЯ КАРТА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
ВОСПИТАННИКА/УЧАЩЕГОСЯ.
НАСЕЛЕННЫЙ ПУНКТ
ГОД
Общие сведения о воспитаннике/ученике
Фамилия Иванов .
Имя Антон .
Отчество Петрович .
Дата рождения 10.12.2000 г.
Посещение секций, кружков (наличие дипломов об окончании курсов):
|
посещает секцию «Мини-футбол», бокса
|
|
|
|
|
| Общие сведения о ребенке. Интересы, увлечения.
Интересы ребенка, любимые виды деятельности:
|
любит слушать музыку, увлекается чтением приключенческой
|
литературы, любит компьютерные игры (типа стратегии)
|
|
|
|
|
Хобби, увлечения: чтение приключенческой литературы
|
|
|
|
|
Любимый (ые) предмет (ы) в школе:литература, физкультура
|
|
| |