Законодательство о бухгалтерском учете в 2015 году


Скачать 396.29 Kb.
НазваниеЗаконодательство о бухгалтерском учете в 2015 году
страница1/4
ТипЗакон
filling-form.ru > бланк строгой отчетности > Закон
  1   2   3   4


ОБЩЕРОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ РАБОТНИКОВ НЕФТЯНОЙ, ГАЗОВОЙ ОТРАСЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И СТРОИТЕЛЬСТВА

Отдел финансовой работы аппарата Нефтегазстройпрофсоюза России

Финансовая работа

в профсоюзной организации

Методический материал по итогам работы семинара с 14 по 19 сентября 2015 года в г. Ялте

( в вопросах и ответах)

Москва, сентябрь, 2015 года

Введение

С 14 по 19 сентября 2015 года в г. Ялте состоялся семинар по теме: «Бухгалтерский учет и налогообложение в профсоюзных организациях. Гражданско-правовое законодательство. Новое в трудовом законодательстве». Тему семинара раскрывали работники Минфина России, Департамента администрирования страховых взносов Фонда социального страхования РФ, кафедры трудового права и социального обеспечения Высшей Школы Экономики и другие ответственные работники.

Слушателями семинара были главные бухгалтеры первичных, объединенных, территориальных и межрегиональных профсоюзных организаций Нефтегазстройпрофсоюза России, а также председатели отдельных профсоюзных организаций. Всего слушателей было 164 человека.

В ходе работы семинара выяснилось, что среди слушателей были главные бухгалтеры, имеющие небольшой опыт работы в профсоюзной организации, в результате чего у них возникают трудности в понимании отдельных положений законодательства о налогах и сборах, социального страхования, в частности, о страховых взносах и бухгалтерского учета.

Отдел финансовой работы аппарата Нефтегазстройпрофсоюза России обобщил результаты работы семинара и подготовил ответы на самые актуальные вопросы финансовой работы.

I.Законодательство о бухгалтерском учете в 2015 году

Что означает законодательство о бухгалтерском учете?

Это понятие раскрывается в главе 1 статье 4 Федерального закона от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон о бухгалтерском учете, Закон № 402-ФЗ):


«Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов».

Профсоюзная организация, как экономический субъект, обязана вести бухгалтерский учет в соответствии с настоящим Федеральным законом, который вступил в силу с 01.01.2013 года
Имеют ли профсоюзные организации в 2015 году право применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета?

Да, имеют. Это право установлено в пункте 4 статьи 6 Закона о бухгалтерском учете (в редакции Федерального закона от 4 ноября 2014 г. № 344-ФЗ). В нем говорится, что некоммерческие организации вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.
В каком нормативном документе можно ознакомиться с содержанием упрощенной системы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности?

С содержанием упрощенной системы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности можно ознакомиться в Информации Минфина России от 3 июня 2015 г. № ПЗ-3/2015.
Может ли председатель территориальной профсоюзной организации вести бухгалтерский учет лично?

Согласно статье 7 «Организация ведения бухгалтерского учета» Закона о бухгалтерском учете «руководитель экономического субъекта, который в соответствии с настоящим Федеральным законом вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, может принять ведение бухгалтерского учета на себя».

Исходя из приведенной нормы, председатель территориальной организации может вести бухгалтерский учет лично.

Согласно Закону ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта.

Председатель территориальной профсоюзной организации обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьей 7 Закона о бухгалтерском учете.
Обязательно ли профсоюзной организации формировать учетную политику? Каким документом необходимо руководствоваться при ее составлении?

Статьей 8 «Учетная политика организации» Закона о бухгалтерском учете установлено, что «экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами». Как известно, Закон о бухгалтерском учете распространяется и на некоммерческие организации.

В Положении по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденному приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.10.2008 № 106н «Об утверждении Положений по бухгалтерскому учету» Приложение №1 говорится, что оно распространяется на организации, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации.

Пунктом 4 ПБУ 1/2008 установлено, что «учетная политика организации формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учета организации, на основе настоящего Положения и утверждается руководителем организации».

Профсоюзным организациям следует помнить, что принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому (допущение последовательности применения учетной политики). В нее вносятся изменения и дополнения, она не формируется вновь.

«Изменение учетной политики может производиться при следующих условиях:

1) изменении требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами;

2) разработке или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета

3) существенном изменении условий деятельности экономического субъекта» (пункт 6 статьи 8 Закона о бухучете).

Случаи изменения учетной политики предусмотрены и в ПБУ 1/2008.

При формировании учетной политики некоммерческие организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, могут предусмотреть в ней ведение бухгалтерского учета по простой системе (без применения двойной записи).


Внимание! Изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обуславливается причиной такого изменения. То есть распоряжение о внесении изменений в учетную политику организации в 2015 году должно быть датировано не позднее 30-31 декабря 2014 года.
Каков обязательный перечень вопросов, которые необходимо предусмотреть при принятии учетной политики?

В статье 8 Закона о бухгалтерском учете, об этом не говорится.

Статья 30 этого закона нам говорит о том, что «до утверждения органами государственного регулирования бухгалтерского учета федеральных и отраслевых стандартов, предусмотренных настоящим Федеральным законом, применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и Центральным банком Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона».

Поэтому снова обратимся к ПБУ 1/2008, в котором раскрывается этот перечень вопросов, обязательные составляющие учетной политики.

Рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности. Для составления этого элемента учетной политики необходимо руководствоваться Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденным приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н. Этим же приказом утверждена и Инструкция по его применению.

В пункте 1 Инструкции сказано, что она устанавливает единые подходы к применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета. В ней приведена краткая характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов: раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов хозяйственной деятельности, порядок отражения наиболее распространенных фактов. Описание счетов бухгалтерского учета по разделам приводится в последовательности, предусмотренной Планом счетов бухгалтерского учета.

По Плану счетов бухгалтерского учета и в соответствии с настоящей Инструкцией бухгалтерский учет должен вестись в организациях всех форм собственности и организационно-правовых форм, ведущих учет методом двойной записи.

На основе Плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции организация утверждает рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических (включая субсчета) счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета. Рабочий план счетов является одним из приложений к распоряжению руководителя профсоюзной организации об утверждении учетной политики организации.

Формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности.

С 1 января 2013 года изменился подход к оформлению первичных учетных документов. Ранее действующий Закон № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» устанавливал, что первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты.

В Законе № 402-ФЗ понятие «унифицированные формы» даже не упоминается.  «С 1 января 2013 г. формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению» (письмо Минфина России от 04.12.2012).
Согласно п.1 ст.7 и п.4 ст.9 нового Закона о бухгалтерском учете с 01.01.2013 все формы первичных документов, используемые в организации для оформления фактов хозяйственной жизни, и перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, разрабатываются самостоятельно. И они будут утверждаться руководителем экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.

Минфин России в письме от 04.12.2012 (ПЗ-10/2012) по данному вопросу отмечает следующее: «Вместе с тем обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (например, кассовые документы).

Вышеизложенное означает, что в учетную политику организации в 2013 году необходимо было внести дополнительный раздел, в котором следовало привести образцы форм первичной учетной документации, применяемых в данной организации, а также установить перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов.

Закон № 402-ФЗ разрешает составлять первичные документы по любым формам, главное, чтобы они содержали обязательные реквизиты и были утверждены руководителем экономического субъекта. Перечень обязательных реквизитов первичных учетных документов остался в целом прежним, за исключением пп.6 и 7 (пункт 2 статьи 9 Закона № 402-ФЗ). Эти реквизиты новые. Приведем их:

«6) наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события;

7) подписи лиц, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц».

Первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

Если профсоюзная организация использует унифицированные формы первичных документов, ранее утвержденные Госкомстатом России, то необходимо проверить все ли реквизиты в них имеются, соответствуют ли они перечню реквизитов, указанному в п.2 ст.9 Закона № 402-ФЗ.

Данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета. Такой же подход применяется и к разработке регистров бухгалтерского учета (ст.10 Закона о бухгалтерском учете).

Следующим элементом учетной политики является порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации, способы оценки активов и обязательств.

Согласно статье 11 Закона о бухгалтерском учете активы и обязательства подлежат инвентаризации.

При инвентаризации выявляется фактическое наличие соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета.

Случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством Российской Федерации, федеральными и отраслевыми стандартами.

По этому элементу учетной политике необходимо руководствоваться Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.06.1995 № 49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств», которые устанавливают порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов. Под организацией в дальнейшем понимаются юридические лица по законодательству Российской Федерации.

Напомним, что для целей настоящих Методических указаний под имуществом организации понимаются основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства и прочие финансовые активы, а под финансовыми обязательствами - кредиторская задолженность, кредиты банков, займы и резервы.

Инвентаризации подлежит все имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств.

Четвертым элементом учетной политики являются правила документооборота и технология обработки учетной информации. При разработке правил рекомендуем обратиться к Положению о документах и документообороте в бухгалтерском учете», утвержденным Министерством финансов СССР 29.07.1983 № 105. Этот документ устанавливает порядок создания, принятия и отражения в бухгалтерском учете, а также хранения первичных документов государственными, кооперативными и другими общественными организациями, объединениями.

Пятым элементом учетной политики является порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
Рассмотрим некоторые положения Закона о бухгалтерском учете, касающиеся бухгалтерской отчетности, и приведем нормативные документы, которыми необходимо руководствоваться.

Какова периодичность и состав бухгалтерской отчетности профсоюзной организации за 2015 год?

Периодичность и состав бухгалтерской отчетности в настоящее время не менялись. Напомним, что статьей 13 Закона о бухгалтерском учете установлено, что экономический субъект составляет годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, если иное не установлено другими федеральными законами, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета.

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется за отчетный год.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта.
А статьей 14 Закона № 402-ФЗ установлен ее состав. «Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним».

Отчетным периодом для годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (отчетным годом) является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно, за исключением случаев создания, реорганизации и ликвидации юридического лица.

Профсоюзная организация не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода представляет по одному обязательному экземпляру годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган государственной статистики по месту государственной регистрации.

Напомним, что при составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности профсоюзным организациям наряду с вышеприведенным Законом № 402-ФЗ, необходимо руководствоваться и такими документами как:

- Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н (далее — Положение № 34н).

Это Положение применяется в части, не противоречащей Федеральному закону "О бухгалтерском учете".  Положение № 34н определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, независимо от их организационно-правовой формы (за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений), а также взаимоотношения организации с внешними потребителями бухгалтерской информации;

- Положением «Бухгалтерская отчетность организаций» ПБУ 4/99, утвержденным приказом Минфина России от 06.07.99 № 43н.

Положение устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, кроме кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений;

- приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (далее–приказ № 66н).

Эти приказом утверждены следующие формы приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах согласно приложению № 2 к настоящему приказу:

а) форму отчета об изменениях капитала;

б) форму отчета о движении денежных средств;

в) форму отчета о целевом использовании средств.

Пунктом 2 этого приказа установлено, что организации самостоятельно определяют детализацию показателей по статьям отчетов, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящего приказа.

Иные приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах (далее - пояснения): а) оформляются в табличной и (или) текстовой форме; б) содержание пояснений, оформленных в табличной форме, определяется организациями самостоятельно с учетом приложения № 3 к приказу № 66н.

Приказом № 66н утверждены упрощенные формы бухгалтерского баланса отчета о финансовых результатах, отчета о целевом использовании средств для организаций, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, согласно приложению № 5 к настоящему приказу.

Некоммерческим организациям предоставлено право не раскрывать отдельные показатели в бухгалтерской отчетности.

Так им разрешается не представлять отчет о движении денежных средств (п. 85 Положения № 34н). Если же организация примет решение сформировать такой отчет, она должна следовать нормам нового ПБУ 23/2011 «Отчет о движении денежных средств», утвержденного приказом Минфина России от 02.02.2011 № 11н. Это Положение устанавливает правила составления отчета о движении денежных средств коммерческими организациями (за исключением кредитных организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации;
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

Учет основных средств ведется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденным Приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н, и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными Приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н.

На основе настоящих Методических указаний организации разрабатывают внутренние положения, инструкции, иные организационно-распорядительные документы, необходимые для организации учета основных средств и контроля за их использованием. Напомним некоторые положения приведенного ПБУ 6/01.
  1   2   3   4

Похожие:

Законодательство о бухгалтерском учете в 2015 году iconПриказ "ХХ" декабря 201 г. № ХХ «Об учетной политике» Руководствуясь:...
Федеральным законом от 06. 12. 2011 №402-фз "О бухгалтерском учете" (далее Закон о бухгалтерском учете)

Законодательство о бухгалтерском учете в 2015 году iconПринятые сокращения
Закон о бухгалтерском учете Федеральный закон от 21. 11. 1996 n 129-фз "О бухгалтерском учете"

Законодательство о бухгалтерском учете в 2015 году iconЗаконодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете
...

Законодательство о бухгалтерском учете в 2015 году iconЗакон о бухгалтерском учете Федеральный закон от 21 ноября 1996 г....
Учет кассовых и банковских операций: методические указания к проведению практических занятий / Сост. Г. А. Машенцева; Волгоград гос...

Законодательство о бухгалтерском учете в 2015 году iconНаименование образовательной организации
Актуальные изменения в бухгалтерском учете в 2014 году. Практические рекомендации

Законодательство о бухгалтерском учете в 2015 году iconЗакона "О бухгалтерском учете" от 21. 11. 96 №129-фз
Федерального закона "О бухгалтерском учете" от 21. 11. 96 №129-фз (с изменениями и дополнениями)

Законодательство о бухгалтерском учете в 2015 году iconКак отражаются в бухгалтерском и налоговом учете указанные выплаты?
Организация, применяющая общую систему налогообложения, возмещает работникам, совмещающим работу с обучением, расходы по проезду....

Законодательство о бухгалтерском учете в 2015 году iconЗакон от 6 декабря 2011 г. №402-фз «О бухгалтерском учете»
С 1 января 2013 г вступает в силу Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. №402-фз «О бухгалтерском учете». Бухгалтерскую отчетность...

Законодательство о бухгалтерском учете в 2015 году iconЗакон от 6 декабря 2011 г. №402-фз «О бухгалтерском учете»
С 1 января 2013 г вступает в силу Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. №402-фз «О бухгалтерском учете». Бухгалтерскую отчетность...

Законодательство о бухгалтерском учете в 2015 году iconЗаконодательство о бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности
Главный эксперт центра налоговых экспертиз и аудита г. Санкт-Петербург, аттестованный и практикующий аудитор, преподаватель кафедры...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск