Л. Ф. Джуринская С. А. Овчаренко


НазваниеЛ. Ф. Джуринская С. А. Овчаренко
страница1/4
ТипМетодические указания
filling-form.ru > бланк доверенности > Методические указания
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСТИТЕТ СЕРВИСА И ЭКОНОМИКИ


Кафедра «Теория и практика социальной работы»



Л. Ф. Джуринская

С. А. Овчаренко

О. И. Гроховская

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

Методические указания

по выполнению и оформлению дипломной работы

для студентов специальности 040101.65 (350500)

и направления 040100.62 (521100) Социальная работа

2-е издание, переработанное и дополненное


Санкт-Петербург

2010

Одобрены на заседании кафедры «Теория и практики социальной работы», протокол № 6 от 09.02.2010 г.
Одобрены и рекомендованы к изданию Учебно-методическим советом СПбГУСЭ, протокол № 6 от 28.04.2010 г.

Джуринская Л.Ф. Методические указания по выполнению и оформлению дипломной работы для студентов специальности 040101.65 (350500) и направления 040100.62 (521100) - / Л.Ф. Джуринская, С.А. Овчаренко, О.И. Гроховская. – СПб.: Издательство СПбГУСЭ, 2010. - 62 с.
Рецензент: доц. кафедры ТиПСР, канд. пед. наук, Моисеева В.С.

Санкт-Петербургский государственный университет

сервиса и экономики

2010 г.
СОДЕРЖАНИЕ




  1. Общие положения…………………………………………………………4

  2. Основные этапы выполнения дипломной работы………………………5

  3. Выбор и утверждение темы дипломной работы………………………..15

  4. Структура дипломной работы……………………………………………16

  5. Введение…………………………………………………………………...17

  6. Изучение и анализ литературы по проблеме исследования…………...27

  7. Разработка программы и составление плана дипломной работы……..31

  8. Оформление дипломной работы………………………………………...34

  9. Предзащита и защита дипломной работы в ГАК………………………39

  10. Примерный перечень тем дипломных работ по специальности «Социальная работа» (с учетом специализаций)………………………42

  11. Литература………………………………………………………………..49

  12. Приложение………………………………………………………………51

  • Заявление на выполнение д/р……………………………………………51

  • Задание на д/р…………………………………………………………….52

  • Титульный лист д/р………………………………………………………54

  • Календарный (рабочий) план……………………………………………55

  • Отзыв на д/р студента научного руководителя…………………………56

  • Рецензия на дипломную работу ………………………………………...58

  • Образец оформления списка литературы ………………………………60

  • Образец оформления таблиц ……………………………………………61

  • Образец оформления рисунка …………………………………………..62




  1. Общие положения

В современных условиях гуманизации процессов российского общества стратегическое значение для социальной политики государства имеет вузовская подготовка специалистов по социальной работе (бакалавров, специалистов, магистров). Повышение качества подготовки специалистов по социальной работе диктует необходимость уточнения профессиограмм социальных и других специальностей; диверсификации социального образования, ориентированности на развитие духовно-нравственных качеств, культуры личности и профессиональной компетентности, требования к которой будут постоянно возрастать и усложняться. Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных знаний, умений, способностей к выполнению профессиональной деятельности, а также такие качества как инициатива, сотрудничество, коммуникативность, умение учиться, оценивать, логически мыслить, отбирать и использовать информацию. Кроме того, профессиональная компетентность определяется мотивированным стремлением к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию, его творческим и ответственным отношением к делу.

В связи с вышесказанным важным заключительным этапом обучения студента в ВУЗе специальности 040101.65 (350500) «Социальная работа» является выполнение и защита им выпускной квалификационной работы, дающей ему право на получение диплома высшего профессионального образования (ВПО) квалификации «бакалавр», «специалист по социальной работе» и «магистр».

С целью систематизации, закрепления и расширения теоретических и практических знаний по решению научно-прикладных проблем, содержание дипломной работы должно раскрывать различные аспекты профессиональной деятельности специалиста по социальной работе: организационно-методический, административно-управленческий, социально-технологический, системно-аналитический, культурно-творческий, социально-экономический, маркетинго-менеджменческий, социально-правовой др.

Студенту, как очной, так и заочной формы обучения, выделяется не менее 8 недель преддипломной практики для сбора, систематизации, обработки, анализа и обобщения эмпирического материала по выбранной теме дипломного исследования.

Дипломная работа выполняется студентом самостоятельно, в соответствии с выданным заданием на ее разработку, под научно-методическим руководством преподавателя выпускающей кафедры «Теория и практика социальной работы». В процессе выполнения дипломной работы студент активно овладевает методами и методиками научного исследования, умением самостоятельно выполнять и творчески использовать свои знания для решения конкретных целей и задач, приобретает навыки работы с научной литературой, статистическими данными, нормативно-правовыми и другими документами.

Ответственность за полноту, объективность и научную достоверность, представленных в дипломной работе материалов, несет студент-автор данного исследования.

Выполнение выпускной квалификационной дипломной (далее – дипломной работы) работы является заключительным этапом обучения студента в высшем учебном заведении и показывает его готовность решать теоретические и практические задачи по своей специальности.


  1. Основные этапы выполнения дипломной работы

Выполняемая дипломная работа носит теоретико-практический исследовательский характер.

К основным этапам выполнения дипломной работы следует отнести:

I этап – подготовительный, включающий в себя выбор темы дипломного исследования, утверждение ее заведующим кафедры и назначение научного руководителя, определение базы (учреждения, организации и т.п.), где будет выполнятся дипломная работа, выдачу задания, составление программы и рабочего плана научно-практического дипломного исследования. Формулирование цели и задач социальных исследований.

II этап – основной (организация и проведение исследования), подбор источников информации, изучение и анализ научной и специальной литературы, составление библиографии (списка использованной литературы), а также других источников первичной информации, проведение собственного исследования, изложение его содержания, оформление и изготовление раздаточного (иллюстрированного) материала дипломной работы.

III этап – заключительный, подготовка доклада к предзащите и защите дипломной работы перед членами Государственной аттестационной комиссии кафедры «Теория и практика социальной работы» (в соответствии с установленными сроками учебного графика защиты дипломной работы).

При выполнении обозначенных выше этапов исследования необходимо обращать особое внимание на следующие составляющие компоненты:

    1. Конкретизация и формулирование проблемы, цели и задач исследования

Для эффективности и результативности исследовательского процесса необходимо, чтобы тема и проблема исследования были интересны для исследователя, актуальны и социально значимы для конкретной профессии. При конкретизации и формулировании проблемы исследователь двигается от общих положений и подходов в интересующей области к формулированию конкретной проблемы, поддающейся практическому изучению.

При разработке проблемы исследователь должен обращать внимание на её сущность (значимость для теории или практики социальной работы), методологические аспекты её изучения (каким образом следует исследовать эту проблему), практические вопросы (наличие необходимых для проведения исследования ресурсов) и этические стороны проблемы (возможно ли изучение проблемы/проведение исследования с этической точки зрения).

Формулировка целей исследования позволит исследователю более четко представить себе конечный результат исследования. Цель научной работы ставится для того, чтобы сразу же информировать дипломанта, какого рода основные результаты будут излагаться и обосновываться в данной работы.

  1. Постановка цели научной работы должна быть совокупностью вспомогательных вопросов, ответы на которые являются наиболее общими и существенными вспомогательными результатами.

  2. Цель научной работы должна быть конкретизацией её заглавия и в конечном итоге детерминироваться основным результатом научной работы.

  3. Цель работы формулируется во введении.

Постановка задач и их реализация позволяют достигать целей исследования, так как задачи являются описанием конкретных действий, последовательно ведущих к получению намеченного результата.

    1. Изучение литературы по проблеме исследования

Для того чтобы результаты исследования могли быть использованы, необходимо, чтобы исследование одновременно было основано на уже накопленных научных и теоретических знаниях и стимулировало бы проведение дальнейших научных исследований, при этом, не повторяя ранее проведенные. Знакомство с проведенными ранее исследвоаниями также может помочь в поисках проблемы, которая может стать основой исследования, или в определении тех аспектов проблемы, которые наименее изучены и нуждаются в дальнейших исследованиях. Таким образом, иногда обзор литературы может предшествовать этапу формулировки проблемы. Для этого необходимо провести изучение истории вопроса:

      1. Выяснить, не ставился ли уже такой вопрос.

      2. Найти и ознакомится с ранее составленными: программами исследований; собранными тогда материалами; предварительными тезисами; черновиками.

      3. Осветить литературную историю изучаемого вопроса, составить исторический обзор: охарактеризовать основные этапы развития предмета изучения; оттенить переломные моменты; отразить главные направления.

      4. Анализ современного состояния вопроса: выяснить круг вопросов, оставшихся неразрешенными; показать вклад предшественников; оценить их методику, полноту, правильность, значимость сделанных выводов и эффективность предложений.

Современные информационные технологии открывают быстрый доступ к значительным объемам информации. Основным механизмом получения этой информации стала глобальная сеть Интернет, который приблизил информацию непосредственно к пользователю, значительно увеличив доступ к ней в любое удобное время. В последние годы одним из приоритетных направлений в развитии информационных ресурсов и технологий во всем мире стало создание электронных баз данных (библиотек), представляющих каталоги и полные тексты публикаций и документов в режиме онлайн. Это дает возможность непосредственного доступа к информации для всех желающих.

    1. Разработка теоретической основы исследования

Если исследование проводится в существующем теоретическом контексте, то результаты исследования имеют большую значимость и вероятность использования. В некоторых исследованиях, основанных на уже существующих теориях, формулировка проблемы проводится в этом теоретическом контексте, т. е., формулирование проблемы, цели и задач исследования происходит одновременно с разработкой теоретической основы исследования.

    1. Формулировка гипотезы

Гипотеза – это построенное исследователем научное предположение о взаимосвязи исследуемых переменных. Иными словами, гипотеза – это описание желаемого ожидаемого результата (того, что исследователь надеется обнаружить в результате исследования), являющееся основной идеей исследования. В формулировке проблемы должны быть представлены феномены, подлежащие изучению, а в гипотезе предполагается, каким образом эти феномены будут взаимосвязаны. Формулирование проблемы проводится для того, чтобы придать направление исследовательскому проекту; гипотеза же представляет собой более четко очерченный фокус сбора и анализа данных и интерпретации результатов. При этом, если по результатам исследования гипотеза не подтверждается, то она не корректируется, а полученные данные и основанная на них новая гипотеза (теория) могут быть помещены в выводах.

    1. Разработка программы (дизайна) исследования

Программа (дизайн) исследования – это общий план получения ответов на поставленные в исследовании вопросы и решения проблем, которые могут возникнуть в ходе исследовательского процесса. Программа определяет, какой из исследовательских подходов нужно использовать, какие контролирующие меры следует предпринять для повышения надежности результатов.

    1. Определение исследуемой генеральной совокупности (популяции)

Термин «генеральная совокупность», или «популяция», означает общее число всех объектов, которые отвечают установленному исследователем набору критериев.

Необходимость определения размера генеральной совокупности является следствием потребности в четком определении группы, на которую будут распределены результаты исследования. Так как изучение генеральной совокупности целиком возможно в исключительно редких случаях, то исследование обычно проводится на небольшой части популяции – выборочной совокупности (выборке).

Данные исследования обычно собираются в выборочной совокупности. Это дешевле и практичнее, чем сбор данных с генеральной совокупности. Сложность заключается в том, что выборочная совокупность может не совсем точно отражать все количественные и качественные характеристики генеральной совокупности. Тип и способы выборки напрямую зависят от целей исследования.

Критерием адекватности методов формирования выборочной совокупности, представляющей в конкретном исследовании генеральную совокупность, является репрезентативность выборочной совокупности, т. е. качественное и количественное соответствие характеристик выборочной совокупности таковым в генеральной совокупности. Таким образом, качество выборочной совокупности зависит от того, насколько она типична, представительна или репрезентативна, по отношению к генеральной совокупности с учетом исследуемых переменных.

    1. Определение методов сбора данных

Для тог, чтобы найти верное решение проблемы исследования, необходимо разработать максимально точный метод измерения или наблюдения исследуемых переменных. В большинстве ситуаций сначала надо четко определить переменные и их суть, т. е. метод сбора данных. Существуют различные методы сбора данных, например:

        • анализ литературы и других источников информации;

        • социологический опрос (анкетирование, интервьюирование, беседа и т. п.);

        • контент-анализ;

        • экспертная оценка

        • различные виды наблюдения и др.

Методы сбора информации определяют тип информации, которая может быть получена от участников исследования. Качественные методы обычно менее жесткие и структурированные, что дает участникам исследования большую свободу самовыражения и естественного поведения. Количественные методы имеют более жесткую структуру и контроль над участниками исследования. Поэтому в количественных исследованиях обычно используются формальные инструменты сбора данных, позволяющие получить от всех участников исследования один и тот же вид информации. Измерение исследуемых переменных и разработка плана сбора данных – это сложный процесс, требующий творческого подхода и способности делать взвешенный выбор. Как заключительный этап разработки этого плана, исследователь должен тщательно оценить, насколько точно выбранный подход соответствует сущности изучаемых феноменов.

    1. Завершение и утверждение программы и плана исследования

Обычно до того, как реализовывать исследовательский план, исследователи обсуждают его с коллегами, научным руководителем и/или группой специалистов-исследователей. Для получения официального окончательного разрешения на проведение исследования, его план представляется в виде официальной заявки, или аннотации, на исследование. Помимо организаций, предоставляющих финансовую поддержку для проведения исследований, официальная заявка должна быть представлена к обсуждению и утверждению специальными комитетами и советами, определяющими порядок проведения исследований в конкретном социальном учреждении.

    1. Проведение пилотного исследования и внесение корректив в план исследования

В вязи с тем, что в ходе реализации исследовательского проекта очень часто возникают непредвиденные проблемы, которые могут повлиять на конечные результаты исследования, и появляется необходимость внесения изменений, проводится так называемое зондажное, пробное или пилотное исследование, являющееся краткой версией разработанного исследования. Проведение пилотного исследования позволяет выявить или устранить недоработки на том или ином этапе исследования. Обычно же, главной задачей пилотного исследования является оценка адекватности разработанного плана сбора данных. Пилотное исследование должно проводиться, также точно, как и основное исследование, для того, чтобы выявленные слабые места точно отражали недостатки основного исследования. Участники пилотного исследования должны отбираться по тем же критериям и из той же генеральной совокупности, что и участники основного исследования. Очень часто полезным оказывается опрос участников пилотного исследования в отношении их впечатлений и общей реакции на исследовательскую работу.

После сбора и анализа результатов пилотного исследования, исследователь должен ещё раз проверить исследовательскую программу, при необходимости – провести её доработку на тех этапах, где возникли проблемы при проведении пилотного исследования.

    1. Сбор данных

Для уменьшения вероятности возникновения ошибок и неразумений, сбор данных производится согласно предварительно разработанному плану, который четко определяет все процедуры сбора данных, представления исследования участникам, получения их согласия на участие, и, в случае необходимости, подготовку людей, проводящих сбор данных. На этом этапе основными видами деятельности являются административно-управленческая и канцелярская работа.

По месту (или условиям) проведения сбора данных, исследования могут быть разделены на несколько категорий, крайними из которых являются полевые (изучающие феномен в естественных для него условиях ) и лабораторные (проводимые в условиях лабораторий). Условия сбора данных напрямую влияют на количество и качество собранно информации.

    1. Подготовка собранных данных для анализа – их статистическая обработка

После того, как данные собраны, они должны пройти некоторую предваряющую анализу обработку. На этом этапе необходимо выявить ошибки заполнения анкет и опросников, провести кодирование данных, т. е. перевод словесной информации в категориальную или цифровую. На этом же этапе проводится оцифровка задокументированных данных для того, чтобы можно было провести компьютерный анализ собранной информации.

    1. Анализ собранных данных (материалов исследования)

Необработанные данные не позволяют исследователю получить ответ на исследовательский вопрос. Обычно объем собранных данных чрезмерно велик, и потому необходимо провести обработку и анализ данных. Выделяют два его вида:

          • качественный, включающий в себя интеграцию и синтез повествовательный, нецифровой информации;

          • количественный, включающий в себя широкий спектр статистических методов и процедур

Несмотря на то, что основной задачей анализа данных является проверка разработанной гипотезы исследования, на этом этапе часто существуют и другие аналитические подзадачи, которые могут включать в себя оценку качества собранных данных, оценку репрезентативности выборочной совокупности, проверку правильности проведения вмешательства, а также вспомогательные аналитические процедуры, облегчающие интерпретацию результатов.

    1. Интерпретация полученных результатов

Под «интерпретацией» понимают процесс осмысления и определения значения полученных результатов в более широком контексте. Процесс интерпретации начинается с попытки объяснения полученных результатов.

Если результаты подтверждают гипотезу исследования, то объяснение результатов затруднительно, так как результаты не противоречат ранее полученным доказательствам. Если же гипотеза в ходе анализа информации была опровергнута, то исследователь должен найти какие-то объяснения этому. Чтобы дать разумные объяснения того, что гипотеза не подтверждена результатами анализа данных, исследователь должен быть не только знаком с литературой и теоретическими выкладками по проблеме исследования, но и понимать методологические исследования.

Исследователь должен быть также способен критически оценить решения, принятые им при разработке программы исследования, и предложить альтернативные варианты решения проблем, возникнувших в ходе исследования. Нельзя менять начальную не подтвердившуюся гипотезу, вместо этого следует попытаться объяснить несовпадения и построить на основании новых данных теорию, объясняющую феномен или предложить новую гипотезу для дальнейших исследований.

    1. Сообщение о результатах исследования

Использование результатов исследования крайне ограничено до тех пор пока они не доведены до сведения других специалистов. Поэтому следующей, и часто последней, задачей исследователя является подготовка исследовательского отчета, который будет служить источником информации об исследовании для людей, не принимавших в нем участия. Отчет по проведенному исследованию может быть представлен в различном виде: как курсовая, дипломная работы, кандидатская или докторская диссертации, журнальная статья, тезис доклада на научно-практические конференции, книга и т. д.

Журнальные статьи, представляющие собой краткие отчеты по проведенным исследованиям, которые публикуются в профессиональных периодических изданиях являются наиболее эффективным методом распространения информации о результатах исследования, потому что они доступны широкому кругу специалистов.

    1. Внедрение результатов исследования

В идеале, заключительным этапом высококачественного научного исследования является планирование использования результатов этого исследования в реальных условиях. В обязанности студентов-исследователей не входит разработка плана внедрения результатов исследования, подготовка практических рекомендаций и включение их в исследовательский отчет может значительно облегчить и повысить как эффективность процесса использования результатов исследования в практической деятельности различных социальных служб.

  1. Выбор и утверждение темы дипломной работы

Выбор темы является ответственным этапом, определяющим характер и содержание дипломной работы. Примерная тематика дипломных работ утверждается зав. кафедрой, после совместного ее обсуждения профессорско-преподавательским составом, на кафедральном совещании. Студент вправе сам предложить тему своей дипломной работы, обосновав ее актуальность. Например, предлагаемая студентом тема может быть продолжением и дальнейшим развитием его курсовой работы.

Важнейшими критериями выбора темы являются: ее актуальность, социально-практическая значимость, степень разработанности (освещенности) в научной литературе, возможность наблюдения объекта изучения, проведения эксперимента в реальных условиях и т. п.

После того как тема выбрана, сформулирована и согласована с научным руководителем, студент пишет заявление на имя зав. кафедрой о закреплении за ним темы дипломной работы (Приложение 1).

Выбор темы дипломной работы и ее утверждение должны быть завершены до окончания 9 семестра. Формулировка темы дипломной работы с указанием научного руководителя, утверждается приказом директора Института Социологии и Управления Социальными Процессами и изменениям не подлежит. Затем студент получает от своего научного руководителя задание на дипломную работу, которое утверждается заведующим кафедрой (Приложение 2).


  1. Структура и объем дипломной работы

Дипломная работа должна включать: титульный лист, задание на д/р, содержание (оглавление), введение, две или три главы (одна - теоретическая и одна- две главы - практические материалы), в каждой из которых не более 2-3 разделов (параграфов), заключение, выводы, предложения (рекомендации), литература (список используемой литературы) и приложение.

Общий объем дипломной работы должен ориентировочно составлять 100 страниц текста (до раздела «литература»). При этом, целесообразно придерживаться следующего целевого деления дипломной работы на части:


№ п/п

Часть дипломной работы

Примерное количество страниц

1

Введение

5(10)

2

Глава 1 (теоретическая часть)

25(35)

3

Глава 2,3 (практическая часть)

60(40)

4

Заключение

3(5)

5

Выводы

2(4)

6

Предложения

2(4)

7

Литература

3(5)

8

Приложение

-

9

Итого

Около 100
  1   2   3   4

Похожие:

Л. Ф. Джуринская С. А. Овчаренко iconМаколкин В. И., Овчаренко си. Внутренние болезни: Учебник. 5-е изд., перераб. М16 и доп
В. А. Люсов — акад. Раен, засл деятель науки рф, проф., заи кафедрой госпитальной терапии №1 ргму

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск