МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГЖЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ ИНСТИТУТ»
(ГГХПИ)
Методические указания по освоению дисциплины
«Мировая экономика и международные экономические отношения»
для студентов заочной формы обучения Общая трудоемкость – 2 (з.е.) или 72 часа.
пос. Электроизолятор
2014 г.
Общие положения
Объектом изучения дисциплины являются: национальные экономики, состояние равновесия мирового экономического развития, причины кризисных явлений в развитии мировой экономики, и их влияние на изменения объема производства, на мировой экономический рост, на уровень занятости населения, основы и закономерности международных экономических отношений.
Предметом изучения дисциплины является изучение мировых экономических связей и международных отношений, которые не связаны с какой-то одной страной, а имеют отношение ко всем государствам и должны получить общее объяснение. Мировая экономика рассматривается как единое цело.
Основными проблемами, изучаемыми на международном уровне, являются:
1) определение объема и структуры мирового производства;
2) выявление факторов, регулирующих мировую экономику;
3) анализ природы международных отношений;
4) изучение механизма и факторов мирового экономического роста;
5) рассмотрение причин циклических колебаний и конъюнктурных изменений в мировой экономике;
6) исследование внешнеэкономического взаимодействия национальных экономик;
7) теоретическое обоснование целей, содержания и форм осуществления международной политики государств. Цель изучения и преподавания дисциплины – усвоение студентами базовых теоретических знаний о закономерностях функционирования мировой экономики и сущности международных экономических отношений. Изучение принципов, форм и методов взаимодействия хозяйствующих субъектов, правительств различных стран, деятельности международных экономических организаций, а также формирование фундаментальных знаний по основным направлениям и особенностям развития мировой экономики и международных экономических отношений в условиях глобализации.
Задачи курса:
• дать студентам знания фундаментальных целостное систематическое представление о мировой экономике и международных экономических отношениях;
• развить аналитический аппарат исследования экономических проблем;
• сформировать научное экономическое мышление.
Преподавание дисциплины «мировая экономика и международные экономические отношения» осуществляется исходя из требуемого уровня базовой подготовки бакалавров по направлению подготовки 080100 «Экономика».
Мировая экономика и международные экономические отношения – учебная дисциплина, систематизирующая теоретические, методологические и практические положения, знания и умения, позволяющие понимать какие процессы определяют развитие мировой экономики как целостной системы, выявлять и научно обосновывать приоритетные цели и задачи экономической политики государств, применение инструментов и методов, направленных на достижение сбалансированного развития мировой экономики.
Изучение дисциплины «Мировая экономика и международные экономические отношения» является базой для изучения других теоретических курсов учебного плана.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины и планируемые результаты обучения. Студенты, завершившие изучение дисциплины «Макроэкономика», должны обладать следующими компетенциями:
Общекультурные (ОК):
(ОК-2) - способность ориентироваться в мировом историческом процессе, анализировать процессы и явления, происходящие в обществе, оценивать место и роль своей страны в мировом пространстве;
(ОК–4) – способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем;
Общепрофессиональные (ПК):
(ПК-4) способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач
(ПК-8) - способность проводить оценку и выявлять основные тенденции развития экономических систем в структурном и территориальном разрезе;
(ПК-9) - способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет.
Студенты должны:
знать: основные концепции и модели анализа функционирования современной мировой экономики; основные понятия, категории и инструменты международных экономических отношений;
уметь: анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на мировом уровне; выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально-экономических последствий; использовать источники экономической и управленческой информации; осуществлять поиск информации по полученному заданию, сбор, анализ данных, необходимых для анализа мировых экономических задач; анализировать систему международных экономических отношений и обосновывать полученные выводы; самостоятельно приобретать новые знания по изученной дисциплине.
владеть: специальной терминологией и лексикой данной дисциплины; методологией экономического исследования; современными методами сбора, обработки и анализа мировых экономических данных; современными методиками расчета и анализа социально-экономических показателей, характеризующих мировые экономические процессы.
Структура и содержание дисциплины Структура дисциплины
№
п/п
|
Разделы, темы
дисциплины
| Виды учебной работы, час.
|
|
| лекции
| Семинары
| Самостоятельная работа
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 1.
| Раздел 1. Основные понятия мировой экономики
| 1
| 1
| 20
| 2.
| Раздел 2. Страновая структура мировой экономики
|
| 2
| 22
| 3.
| Раздел 3. Формы международных экономических отношений
| 1
| 1
| 20
|
| Итого:
| 2
| 4
| 62
|
Тематический план дисциплины
№ п/п
| Раздел
(название)
| Название темы, литература
| Содержание
(не более 2-3 строк)
| Коды формируемых компетенций
| 1.
| Основные понятия мировой экономики
| Тема 1.1. Современное мировое хозяйство, особенности МЭО XXI в.
Тема 1.2. Международное разделение труда как основа МЭО
Тема 1.3. Ресурсы в мировой экономике
| Понятие мировой экономики. Основа современной мировой экономики – международные экономические отношения. Причины возникновения международных экономических отношений. Глобализация мирового хозяйства. Структура современного мирового хозяйства. Международное разделение труда: понятие, основные виды. Международная специализация и кооперирование. Ресурсы мировой экономики. Пострановое распределение мировых ресурсов.
| (ОК-2),
(ПК-4)
| 2.
| Страновая структура мировой экономики
| Тема 2.1. Страны BRICS
Тема 2.2. Новые индустриальные страны
Тема 2.3. Место России в мировой экономике
Тема 2.4. Особенности развития экономики Китая
| Терминология в системе международных отношений. Основные перспективные направления международного сотрудничества стран членов БРИКС. Сущность и причины нового индустриального чуда. Тенденции взаимодействия новых индустриальных стран с развитыми странами. Особенности взаимодействия новых индустриальных стран с развивающимися экономиками. Роль России в мировой экономической системе, ретроспективный анализ. Актуальные вызовы российской экономики в условиях агрессивного окружения. Цивилизационная роль Китая. Особенности и основные черты экономической модели Китая.
| (ОК–4),
(ПК-8), (ПК-9)
| 3.
| Формы международных экономических отношений
| Тема 3.1. Международная торговля
Тема 3.2. Международное движение капитала
Тема 3.3. Международная миграция рабочей силы
Тема 3.4. Международная экономическая интеграция
| Международная торговля: структура, динамика, ценообразование. Международное регулирование внешней торговли: причины возникновения; ГАТТ-ВТО – основной орган международного регулирования внешней торговли. Международная миграция населения: причины, виды миграции – переселенческая, трудовая. Государственное регулирование международной трудовой миграции в странах-экспортерах рабочей силы. Мировая экономическая интеграция: понятие, причины возникновения и развития. Россия и интеграционные процессы со странами ближнего зарубежья. Актуальные вопросы интеграционных взаимоотношений России с ЕС и США.
| (ОК–4)
(ПК-4)
(ПК-9)
| Методические рекомендации по освоению дисциплины Тема 1.1. Современное мировое хозяйство, особенности МЭО XXI в.
При изучении данной темы необходимо обратить внимание на сущность и субъектов мирового хозяйства, историю возникновения и развития международных экономических отношений.
Вопросы для самостоятельного изучения и закрепления пройденного материала: 1.Понятие мировой экономики. Основа современной мировой экономики – международные экономические отношения.
2.Причины возникновения международных экономических отношений. Экономические интересы страны.
3. Методы защиты экономических интересов страны.
4.Современное мировое хозяйство: понятие, субъекты.
5. Система современных международных экономических отношений – взаимосвязь и взаимное влияние субъектов мирового хозяйства.
6. Тенденции развития мирового хозяйства.
7. Глобализация мирового хозяйства.
8.Структура современного мирового хозяйства.
9. Классификация стран мира по различным критериям. Рекомендуемая литература: (1.1, с.55-73); (1.2, с. 5-14, с. 19-33); (2.1, с. 8-92).
Тема 1.2. Международное разделение труда как основа МЭО При изучении данной темы необходимо обратить внимание на сущность международного разделения труда, специализации и кооперации и роль в этих процессах транснациональных компаний.
Вопросы для самостоятельного изучения и закрепления пройденного материала:
Международное разделение труда: понятие, основные виды.
Международная специализация и кооперирование.
Современные формы МРТ.
Международные корпорации как основные субъекты МЭО
Транснациональные корпорации и их виды.
Основные этапы развития ТНК.
Индекс транснациональности компании.
Роль ТНК в мировой экономике.
Рекомендуемая литература: (1.1, с. 73-94); (1.2, с. 14-19, с. 33-49); 3.1. Тема 1.3. Ресурсы в мировой экономике При изучении данной темы необходимо обратить внимание на историю и современные пострановые тенденции использования мировых экономических ресурсов и факторов производства.
Вопросы для самостоятельного изучения и закрепления пройденного материала:
1.Ресурсы мировой экономики.
2. Пострановое распределение мировых ресурсов.
3. Перспективы использования мировых природных ресурсов.
4. Международное разделение факторов производства.
5. Условия эффективности использования факторов производства в различных странах.
6. Основные тенденции в динамике использования факторов производства в современных условиях.
Рекомендуемая литература: (1.2, с. 49-53); (2.1, с. 193-207);3.1. Тема 2.1. Страны BRICS
При изучении данной темы необходимо обратить внимание на формы международного сотрудничества и особенности взаимоотношений стран членов БРИКС.
Вопросы для самостоятельного изучения и закрепления пройденного материала:
1.Терминология в системе международных отношений.
2. История и модификация термина БРИКС.
3.Характеристика экономики Бразилии, России, Индии, Китая, ЮАР.
4. Основные перспективные направления международного сотрудничества стран членов БРИКС. Рекомендуемая литература: (1.1, с. 243-281); (1.2, с. 109-114); 3.1. Тема 2.2. Новые индустриальные страны
При изучении данной темы необходимо обратить внимание на особенности экономического развития и место новых индустриальных стран в системе международных экономических отношений.
Вопросы для самостоятельного изучения и закрепления пройденного материала:
1.Четыре азиатских дракона.
2. Сущность и причины нового индустриального чуда.
3. Особенности развития новых индустриальных стран.
4. Тенденции взаимодействия новых индустриальных стран с развитыми странами.
5. Особенности взаимодействия новых индустриальных стран с развивающимися экономиками.
6. Место новых индустриальных стран в современной мировой экономике.
Рекомендуемая литература: (1.1, с. 243-281); (1.2, с. 101-104); 3.1. Тема 2.3. Место России в мировой экономике
При изучении данной темы необходимо обратить внимание на принципиальные вопросы геополитического положения России и ее места в системе международных экономических отношений.
Вопросы для самостоятельного изучения и закрепления пройденного материала:
1. Географические особенности расположения России.
2. История вхождения России в систему международных отношений.
3. Роль России в мировой экономической системе, ретроспективный анализ.
4. Развитие внешнеэкономических связей России в условиях рыночных реформ.
5. Проблемы интеграции России в мировое хозяйство.
6. Актуальные вызовы российской экономики в условиях агрессивного окружения.
Рекомендуемая литература: (1.1, с. 200-217, с. 270-281); (1.2, с. 70-74). Тема 2.4. Особенности развития экономики Китая
При изучении данной темы необходимо обратить внимание на принципиальные вопросы геополитического положения Китая и его места в системе международных экономических отношений.
Вопросы для самостоятельного изучения и закрепления пройденного материала:
Цивилизационная роль Китая.
История развития экономики Китая.
Особенности и основные черты экономической модели Китая.
Конкурентоспособность китайской экономики в мире.
Тенденции внешнеэкономических предпочтений Китая.
История и специфика экономических отношений между Россией и Китаем.
Рекомендуемая литература: (1.2, с. 109-114); (2.1, с. 553-575); 3.1. Тема 3.1. Международная торговля
При изучении данной темы необходимо обратить внимание на сущность и институциональные основы регулирования внешней торговли.
Вопросы для самостоятельного изучения и закрепления пройденного материала:
1.Международная торговля: структура, динамика, ценообразование.
2.Основные особенности ценообразования в международной торговле.
3. Государственное регулирование внешней торговли.
4.Цели и основные методы регулирования: таможенный тариф, лицензирование и квотирование, государственное регулирование экспорта, добровольное ограничение экспорта, антидемпинговые меры.
5. Международный рынок услуг: его структура и основные особенности.
6. Международное регулирование внешней торговли: причины возникновения; ГАТТ-ВТО – основной орган международного регулирования внешней торговли.
7.Внешняя торговля России: структура, динамика, механизм регулирования.
8. Проблемы взаимоотношений России и ВТО. Рекомендуемая литература: (1.1, с. 283-334); (1.2, с. 144-186); 3.1.
Тема 3.2. Международное движение капитала При изучении данной темы необходимо обратить внимание на сущность и субъектов мирового хозяйства, историю возникновения и развития международных экономических отношений .
Вопросы для самостоятельного изучения и закрепления пройденного материала: 1. Международное движение капитала: сущность, формы.
2. Причины международного движения капитала.
3. Особенности прямых зарубежных инвестиций.
4. Регулирование международного движения предпринимательского капитала.
5. Положительные и отрицательные последствия иностранных инвестиций предпринимательского капитала для экономики стран базирования и принимающих стран.
6. Мировой рынок ссудных капиталов: сущность, особенности институциональной структуры; основные виды кредитных операций на мировом рынке.
7. Понятие «еврорынок», «евровалюта».
Рекомендуемая литература: (1.1, с. 338-394); (1.2, с. 186-200); (2.1, с. 154-177).
Тема 3.3. Международная миграция рабочей силы При изучении данной темы необходимо обратить внимание на сущность явления, историю возникновения и актуальные вопросы международной трудовой ми грации.
Вопросы для самостоятельного изучения и закрепления пройденного материала: 1.Международная миграция населения: причины, виды миграции – переселенческая, трудовая.
2.Международная трудовая миграция – основа международного рынка рабочей силы.
3. Основные миграционные потоки.
4.Причины приема иностранной рабочей силы развитыми странами.
5. Государственное регулирование иммиграции рабочей силы.
6.Последствия иммиграции для стран-реципиентов.
7.Государственное регулирование международной трудовой миграции в странах-экспортерах рабочей силы.
8. Последствия международной трудовой миграции для стран-доноров.
9. Россия и мировой рынок труда. Рекомендуемая литература: (1.1, с. 397-437); (1.2, с. 200-215); (2.1, с. 218-252).
Тема 3.4. Международная экономическая интеграция При изучении данной темы необходимо обратить внимание на современные особенности международных интеграционных процессов и место России в них.
Вопросы для самостоятельного изучения и закрепления пройденного материала: 1.Международная экономическая интеграция: понятие, причины возникновения и развития.
2. Основные формы интеграционных объединений: зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический и валютный союз.
3. Европейский союз (ЕС) – наиболее развитая интеграционная группировка в мире.
4. История создания и развития ЕС, основные органы управления.
5.Особенности современного этапа развития ЕС– переход к единой валюте «евро».
6.Россия и интеграционные процессы со странами ближнего зарубежья.
7. Интеграционные процессы в рамках Содружества независимых государств.
8. Актуальные вопросы интеграционных взаимоотношений России с ЕС и США. Рекомендуемая литература: (1.1, с. 139-189); (1.2, с. 232-245); (2.1, с. 380-404, с. 426-465).
|