Скачать 92.57 Kb.
|
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ О ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛАХ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ТОВАРОВ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА Скудалова Татьяна Викторовна, канд. экон. наук, доцент, профессор кафедры таможенных платежей и валютного контроля Российской таможенной академии Моисеева Ирина Михайловна, аспирант кафедры таможенных платежей и валютного контроля Российской таможенной академии (tp_vk_rta@mail.ru) Таможенный контроль в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу Таможенного союза, производится в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза, Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 г. «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» и Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 311 «Инструкция о порядке совершения таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, и отражении факта признания таких товаров не находящимися под таможенным контролем». Таможенный союз подразумевает несколько уровней законодательства. Кроме международных нормативных актов, по-прежнему сохраняет свою актуальность российская нормативная база, активная переработка которой идет до сих пор. Система норм таможенного права Российской Федерации отличается разветвленностью, структурированностью, детализацией и формализацией, что в свою очередь создает впечатление запутанности и зарегулированности. Можно предположить, что во всем массиве новых законов трудно ориентироваться. Проблема единообразного применения законодательства существует в любой структуре, в любом ведомстве. Она знакома как физическим лицам, так и сотрудникам таможенных органов, контролирующим перемещение товаров физическими лицами для личного пользования, через таможенную границу Таможенного союза. Одна из задач, которая поставлена перед Комиссией Таможенного союза и таможенными органами – «обеспечить беспрепятственный доступ лицам к информации о таможенном законодательстве Таможенного союза, размещенной на официальных веб-сайтах в сети Интернет»1. Таможенные органы обязаны консультировать заинтересованных лиц по вопросам, касающимся таможенного законодательства Таможенного союза, и иным вопросам, входящим в их компетенцию. В местах совершения таможенных операций таможенным органом государства-члена Таможенного союза должна быть обеспечена возможность ознакомления физических лиц с информацией, необходимой для таможенного декларирования товаров для личного пользования и их представления таможенному органу для выпуска. Такая информация должна содержать основные положения таможенного законодательства, определяющие порядок и условия перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза, включая таможенное декларирование товаров, а также предупреждение об ответственности за нарушение таможенного законодательства. Информация может находиться на стендах, щитах, табло и других устройствах с информационными материалами, в буклетах, иных информационных материалах, изложенных на государственном языке государства-члена Таможенного союза, русском и английском языках, а также на любом другом языке, использование которого будет признано таможенным органом целесообразным в месте совершения таможенных операций. Для заполнения пассажирской таможенной декларации в таможенных органах должны быть оборудованы места с достаточным количеством чистых бланков декларации, а также образцов ее заполнения на государственном языке государства-члена Таможенного союза, русском и английском языках, а также на любом другом языке, использование которого будет признано таможенным органом целесообразным в месте совершения таможенных операций. Для разъяснения физическим лицам требований законодательства по совершению таможенных операций в месте совершения таких операций должны находиться должностные лица таможенного органа, обладающие опытом практической работы. На данном этапе чаще всего обеспечение физических лиц сведениями по вопросам, связанным с таможенным законодательством Таможенного союза, осуществляется с помощью информационных стендов, подготовленных Федеральной таможенной службой и региональными таможенными управлениями, «Памяток для физических лиц, перемещающих товары для личного пользования» с перечислением документов, необходимых для таможенного контроля, и образцами заполнения бланков заявления, таможенной декларации. В наиболее острые периоды – когда резко возрастает число граждан, выезжающих за рубеж, или вносятся коррективы в таможенное законодательство — должностными лицами таможенных органов осуществляется консультирование физических лиц по телефону в течение всего рабочего дня. Однако на практике получение пассажиром необходимой информации о правилах перемещения товаров через таможенную границу остается довольно трудным процессом. Информационные стенды, отражающие порядок перемещения товаров физическими лицами содержат информацию, в том числе избыточную и несистемно представленную, в основном на русском языке. Эти стенды, как правило, располагаются только в международных аэропортах, а на железнодорожных станциях отсутствуют; размещены в неудобных для изучения местах, что особенно заметно в связи со скученностью физических лиц, ожидающих прохождения таможенного контроля. На вокзалах и в поездах международного сообщения сведения о таможенных правилах часто можно видеть среди прочей информации для пассажиров. При этом демонстрируются устаревшие памятки для пассажиров по вопросам перемещения товаров и денежных средств, со ссылками на давно утратившие силу приказы Государственного таможенного комитета Российской Федерации, что вводит людей в заблуждение, дезориентирует и без того в сложном море таможенной информации. Таким образом, в связи с увеличивающимся с каждым годом потоком физических лиц, пересекающих таможенную границу с различными целями (см. таблицу), возникает необходимость создания информационных систем, содержащих ответы на часто задаваемые вопросы прохождения таможенного контроля физическими лицами. В 2010 году в международном секторе таможенного поста «Аэропорт г. Ростов-на-Дону» был введен в эксплуатацию разработанный совместно Южным таможенным управлением и Ростовским филиалом Российской таможенной академии сенсорный информационный терминал (на базе двух сенсорных киосков Avior Info 19” и Libra Info 19”) для обеспечения физических лиц сведениями (общими и детализированными) о порядке Таблица Соотношение количества иностранных физических лиц, въезжающих в РФ, и граждан РФ, выезжающих за границу
Рассчитано авторами по данным: Выезд граждан РФ за границу (по целям поездки) [Электронный ресурс] GKS.RU, 2011. Режим доступа: World Wide Web. URL: http:/www.gks.ru Въезд иностранных граждан в Россию (по целям поездки) [Электронный ресурс] GKS.RU, 2011. Режим доступа: World Wide Web. URL: http:/www.gks.ru прохождения таможенного контроля, особенностях ввоза и вывоза отдельных товаров, об ответственности за нарушение таможенных правил, порядке обжалования действий (бездействия) должностных лиц таможенных органов. К несомненным достоинствам данной информационной системы можно отнести: простоту и практичность использования; возможность представлять достоверную информацию в доступной, наглядной форме, в том числе на иностранных языках; уменьшение степени участия таможенного инспектора в повседневном консультировании физических лиц по вопросам прохождения таможенного контроля, а значит и снижение трудоемкости выполняемых им операций; наличие дополнительных сервисов: валютного калькулятора, быстрого доступа к нормативным правовым актам; низкую стоимость обслуживания информационной системы2. Анкетирование физических лиц на таможенном посту «Аэропорт г. Ростов-на-Дону» об удобности размещения информации в системе, о быстроте поиска необходимых данных и доступности их представления показало, что разработанная информационная система вполне отвечает требованиям не только таможенных органов, но и физических лиц. Таким образом, можно отметить, что количество обслуженных и довольных физических лиц, использующих при перемещении через таможенную границу разработанную информационную систему, во многом зависит от правильной и бесперебойной работы аппарата. Немаловажным при этом является и наполненность системы необходимой физическим лицам информацией и дополнительными возможностями, позволяющими быстро совершать таможенные операции с товарами при прохождении таможенного контроля. К существенным недостаткам рассматриваемой информационной системы относится ручной ввод и обновление нормативно-справочной информации, из-за чего могут возникнуть сложности, связанные с несвоевременным обновлением используемой нормативной базы. Также, по нашему мнению, разработанную информационную систему информирования физических лиц о таможенных правилах перемещения товаров необходимо дополнить следующими опциями: 1) заполнение и распечатка пассажирской таможенной декларации, в том числе на иностранных языках; 2) уплата таможенных платежей в наличной и безналичной форме; 3) информирование о действующих в иностранных государствах правилах перемещения товаров физическими лицами. Кроме того, перед зоной таможенного контроля целесообразно было бы создать «информационную комнату» для физических лиц с возможностью использования нескольких информационных терминалов. В ней можно также установить несколько мониторов, на которых бы демонстрировались видеоматериалы, содержащие основную информацию о порядке перемещения товаров физическими лицами через таможенную границу Таможенного союза. Еще одним направлением совершенствования таможенного контроля товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу Таможенного союза, может стать применение физическими лицами электронной формы декларирования, дальнейшего развития декларирования товаров, перемещаемых физическими лицами с помощью электронного декларирования и сети Интернет, предварительного информирования о перемещаемых через таможенную границу товарах физических лиц, что потребует внесения соответствующих изменений в Таможенный кодекс Таможенного союза. Это позволит соответствующим службам государств - участников Таможенного союза перейти на новый этап разработки таможенных процедур - этап создания единых информационных технологий, используемых таможенными органами при проведении таможенного оформления контроля. Применение электронного декларирования, внедрение предварительного информирования таможенных органов даст возможность ускорить и упростить процедуры таможенного оформления товаров и транспортных средств, при сохранении надлежащего уровня таможенного контроля товаров и транспортных средств. Предварительное информирование позволяет не только ускорить таможенные процедуры, но и получить важный рычаг в борьбе против недостоверного декларирования, а также сделать процесс таможенного оформления «прозрачным». 1 Ч. 2 ст. 10 Таможенного кодекса Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) (ред. от 16.04.2010) 2 Гамидуллаев С.Н. Информационное обеспечение лиц, следующих через границу России, сведениями об актах таможенного законодательства и иных правовых актов/Отчет о НИР. Исп. Крицкий С.П., Кнышов А.В., Минервина Н.С., РТА. – Ростов-на-Дону, 2010. |
Ествляющим свою деятельность в околотаможенной сфере, придется в определенной степени пересмотреть и где-то изменить подходы к организации... | ... | ||
Кса Таможенного союза, Договором о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов... | Екса Таможенного союза, Договором о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов... | ||
На настоящий момент запреты и ограничения при перемещении товаров через таможенную границу, установленные законодательством государств... | Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация, именуемые в дальнейшем Сторонами | ||
Настоящее Соглашение прекращает действие с даты вступления в силу решений Комиссии, указанных в пункте 5 статьи 444 Таможенного кодекса... | Товар любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу, в том числе носители информации, валюта государств членов... | ||
О введении новых правил заполнения таможенных деклараций на товары, перемещаемые через таможенную границу Таможенного союза |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |