Вопросы правового регулирования семейных отношений с участием иностранных граждан и лиц без гражданства всегда находились в центре внимания работников органов


Скачать 134.86 Kb.
НазваниеВопросы правового регулирования семейных отношений с участием иностранных граждан и лиц без гражданства всегда находились в центре внимания работников органов
ТипДокументы
filling-form.ru > Бланки > Документы


Уважаемые коллеги!
Вопросы правового регулирования семейных отношений с участием иностранных граждан и лиц без гражданства всегда находились в центре внимания работников органов ЗАГС.

Распад Советского Союза и появление на его территории целого ряда независимых государств; мощные миграционные процессы 90-х годов, которые имеют отголоски и сегодня, включая свободный выезд из страны граждан России и въезд в Россию иностранных граждан; развитие деловых и личных контактов российских граждан с иностранцами – все это привело к возникновению большого количества дел о расторжении брака, установлении отцовства, усыновлении и других, в которых стороны являются гражданами различных государств, а иногда и проживают на территории разных стран.

Так, в 2012 году в Омской области зарегистрировано рождение 601 ребенка, родителями которых являются граждане иностранных государств, что на 73 больше чем в 2011 году (102 – оба родителя, 499 – один из родителей). У граждан Казахстана родилось 254 ребенка, Азербайджана – 90, Узбекистана – 48, Кыргызстана – 47, Армении – 38, Таджикистана – 38, Украины – 17, Грузии – 16, Молдовы – 7, Беларуси – 2. Рождение 14 детей зарегистрировано у граждан Вьетнама, 12 – Турции, по 4 – Германии и Китая, 3 – Сирии, 2 – Иордании, по 1 – Египта, Израиля, Конго, Ливана, Ирака, Ирана, США.
394 жителя Прииртышья заключили брак с гражданами ближнего зарубежья, дальнего зарубежья – 73. Ближнее зарубежье представляли граждане Казахстана (244), Армении (34), Азербайджана (31), Украины (26), Кыргызстана (25), Узбекистана (21), Таджикистана (6), Латвии (3), Грузии, Беларуси, Молдовы (по 2). Из стран дальнего зарубежья – Германии (34), Турции (9), Израиля (7), Греции (3), Болгарии, Великобритании, США, Японии (по 2), Австралии, Австрии, Анголы, Индии, Иордании, Македонии, Марокко, Нидерландов, Норвегии, Сирии, Франции, Швеции, Эстонии (по 1).
Естественно, в данных обстоятельствах возникает множество вопросов о применении законодательства при регулировании таких отношений.

В статье 7 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» указывается, какие документы должны представлять граждане для регистрации актов гражданского состояния, в том числе и иностранные граждане.

Кроме представления документа, являющегося основанием для государственной регистрации того или иного акта гражданского состояния, иностранный гражданин обязан предъявить документ, удостоверяющий личность, который должен быть переведен на русский язык, подпись переводчика заверяется нотариально. Документы иностранных граждан и лиц без гражданства, выданные компетентными органами иностранных государств, предполагают легализацию или, если государство, выдавшее документ, является членом Гаагской конвенции, на нем должен быть проставлен штамп апостиль. Легализация и проставление апостиля не требуется, если договоренность между двумя или несколькими государствами отменяют или упрощают данную процедуру.
1. Прежде всего, обратимся к такому акту гражданского состояния как регистрация заключения брака на территории Российской Федерации, ведь именно это служит основанием возникновения семейных правоотношений между гражданином России и иностранным гражданином. Замечу, что такой брак может быть заключен не только на территории России, но и за ее пределами (статья 158 СК РФ).

В основном, стандартная ситуация: регистрация брака лиц, одно из которых является гражданином Российской Федерации, а другое, невеста, - гражданкой одной из республик СНГ, долгое время проживающей в России, проводится в соответствии со статьей 27 Закона Российской Федерации «Об актах гражданского состояния». Но для подтверждения своего семейного положения невеста должна представить справку о семейном положении из страны, гражданкой которой она является. Это возможно не всегда, так как невеста длительное время проживает в нашем регионе, все связи со страной утрачены и нет возможности съездить в другое государство (большой срок беременности или маленький ребенок).

В этом случае предлагаем вариант афидевита: невеста обращается к нотариусу, где пишет заявление, в котором сообщает о себе, что в браке не состоит и препятствий для вступления в брак не имеет. Ее подпись заверяется нотариусом. Считаем это реальной помощи людям, попавшие в сложные жизненные ситуации: в данном случае защищены права граждан и соблюдено законодательство.

Оформляя документы о заключении брака гражданина России с гражданкой из СНГ, рекомендуем ей не принимать после регистрации брака фамилию супруга, а оставлять свою добрачную, чтобы не возникали проблемы с оформлением гражданства (так как невозможно получит национальный паспорт по той же причине). А уже после получения гражданства новобрачная по своему желанию может принять фамилию супруга в порядке перемены на общих основаниях.

В соответствии с пунктом 2 статьи 156 СК РФ условия заключения брака на территории Российской Федерации определяются для каждого из лиц, вступающих в брак, законодательством государства, гражданином которого лицо является в момент заключения брака, с соблюдением требований статьи 14 СК РФ в отношении обстоятельств, препятствующих заключению брака.

Соответственно, у сотрудников органов ЗАГС возникают определенные проблемы, связанные с установлением содержания норм иностранного права, предусматривающих условия и препятствия для заключения брака на территории соответствующего государства. Согласно статье 166 СК РФ органы ЗАГС могут обратиться за содействием в установлении содержания норм иностранного семейного права в Министерство юстиции РФ. При этом не исключается, что сами заинтересованные лица предоставят документы, подтверждающие содержание норм иностранного семейного права в части заключения брака.

Однако СК РФ исходит из существования у иностранных граждан соответствующего права, а не обязанности по предоставлению указанных документов.

Отсутствие норм иностранного права может привести к нарушению прав и интересов гражданина РФ, вступающего в брак с иностранным гражданином. Так, например, в Дании браки с иностранцами разрешены только в том случае, если лицо, вступающее в брак, старше 24 лет. Датчанин, желающий вступить в брак с иностранкой, в частности, гражданкой РФ, должен иметь достаточную жилплощадь в Дании, постоянные доходы и банковскую гарантию на сумму не меньше 7000 евро.

На мой взгляд, с целью разрешения данной проблемы необходимо закрепить в Законе положение о предоставлении иностранным гражданином, желающим заключить брак с гражданином России в органе ЗАГС Российской Федерации, документа, выданного компетентным иностранным органом и содержащего информацию о соблюдении условий заключения брака, предусмотренных законодательством иностранного государства, гражданином которого он является.

Несомненно, состояние здоровья лиц, вступающих в брак, занимает одно из первостепенных мест не только в ракурсе государственной семейной политики как фактор, влияющий на здоровье нации, но и как элемент здоровых супружеских отношений, и, что более важно – рождение и воспитание детей.

В целом, необходимо отметить, что наличие единственного препятствия, характеризующего состояние здоровья, при наличии которого брак не может быть зарегистрирован изначально (психическое расстройство), в порядке, установленном российским семейным законодательством, является действительно серьезным пробелом отечественного законодателя.
В большинстве стран для заключения брака необходимо представить комплекс медицинских документов, касающихся наличия/отсутствия заразных, венерических болезней, психических расстройств, алкоголизма, наркомании, ВИЧ-инфекции. Наличие таких заболеваний не является препятствием к регистрации заключения брака, хотя сокрытие наличия заболевания влечет недействительность брака и порождает ответственность для виновного лица.

В настоящее время при заключении брака с иностранцем на территории РФ никаких документов, подтверждающих состояние здоровья иностранца, не требуется. Поэтому представляется правильным ввести обязательное медицинское освидетельствование при заключении брака российского гражданина с иностранным гражданином, лицом без гражданства. Для реализации данного положения, а также принимая во внимание, что в соответствии с частью 1 статьи 156 СК РФ порядок заключения брака на территории РФ определяется законодательством РФ, представляется целесообразным внести соответствующие дополнения в статью 156 СК Российской Федерации.

Существует и такая проблема: на сегодняшний день в некоторых странах нет единой формы документа о брачной правоспособности, один и тот же орган выдает справки разной формы. Кроме того, остается открытым вопрос о сроке действия справки о брачной правоспособности на территории Российской Федерации в случае неуказания данных сведений в документе о брачной правоспособности.

В настоящее время в департаменте ЗАГС Министерства государственно-правового развития Омской области имеются в наличии только образцы документов о брачной правоспособности Республики Армения, Республики Беларусь, Казахстана, Латвии, Туркменистана, Узбекистана, Эстонии.

Вместе с тем данные сведения, также как и информация о перечне органов государственной власти, уполномоченных выдавать документы о брачной правоспособности, находящаяся в департаменте ЗАГС, в настоящий момент неактуальна, поскольку не обновлялась длительный срок. В связи с этим просим Министерство юстиции Российской Федерации оказать необходимое содействие в решении данного вопроса.
2. В соответствии с пунктом 4 статьи 160 СК РФ расторжение брака между иностранными гражданами, совершенное за пределами территории Российской Федерации с соблюдением законодательства соответствующего иностранного государства о компетенции органов, принимавших решения о расторжении брака, и подлежащем применению при расторжении брака законодательстве, признается действительным в Российской Федерации. В ряде договоров о правовой помощи России с другими странами предусматривается взаимное признание судебных решений по семейным делам (с Азербайджаном, Болгарией, Венгрией, Вьетнамом, Грецией, Грузией, Ираком, Италией, КНДР, Кубой, Латвией, Литвой, Эстонией, Монголией, Польшей, Чехией, Финляндией).
При наличии решения о расторжении брака, вынесенного компетентным органом иностранного государства, разведенный супруг имеет право, ссылаясь на это решение, подлежащее признанию в РФ, вступить в России в новый брак. Прежний брак считается прекратившимся со дня вступления иностранного решения в законную силу. День вступления в силу иностранного решения о разводе определяется в соответствии с законодательством государства.

Так например, в соответствии с законодательством Республики Белорусь и Республики Узбекистан расторжение брака не подлежит регистрации в органах ЗАГС. Данный порядок распространяется на решения суда Республики Белорусь, вынесенные с 1 сентября 1999 года, и решения суда Республики Узбекистан, вступившего в законную силу после 1 сентября 1998 года. Решения суда в этих случаях является свидетельством о расторжении брака, и штамп о расторжении брака в документе, удостоверяющем личность, проставляется в суде.

Учитывая изложенное, органы ЗАГС Российской Федерации принимают к исполнению решения судов о расторжении брака, вынесенные на территории Республики Белорусь и Республики Узбекистан, в том числе для подтверждения прекращения предыдущего брака. Но данные документы не принимаются другими органами в подтверждении факта расторжения брака, чем нередко нарушают права граждан. Это можно отнести к Федеральной миграционной службе, Пенсионному фонду и другим.

На наш взгляд, при наличии соответствующих международных договоров органы ЗАГС, другие Федеральные структуры должны признавать решения иностранных судов о расторжении брака. Если же такое соглашение между Россией и иностранным государством отсутствует, то возникает необходимость в установлении содержания норм иностранного права с целью выяснения порядка прекращения брака и формы подтверждения данного акта, что в каждом конкретном случае вызывает проблему для специалистов органов ЗАГС.
3. Не менее значимым является вопрос обеспечения прав и интересов детей, рожденных в «международных» браках.
Предположим, что гражданин Российской Федерации, воспитывающий на законных основаниях ребенка, рожденного в названном браке, возвращается на постоянное место жительства на территорию Российской Федерации.
Например, ребенок был рожден в США, что подтверждается специальным документом, весьма отдаленно похожим на российское свидетельство о рождении. Для того, чтобы данный документ имел юридическую силу на территории Российской Федерации, необходимо нотариальное удостоверение перевода текста, содержащегося в нем, и проставление апостиля. Таким образом, ребенок будет «идти по жизни» с целой пачкой документов, по сути представляющими всего лишь свидетельство о рождении.
При желании родителей ребенка или даже его самого изменить имя, присвоенное при рождении, следует руководствоваться общими правилами, предусмотренными СК Российской Федерации и Законом. В принципе, ни что не мешает присвоить ребенку имя, более созвучное российской действительности, раз уж принято решение о постоянном проживании на территории РФ. Кроме того, и бланк свидетельства о рождении российского образца представляется более удобным в обращении.
Однако, органы ЗАГС при государственной регистрации такого акта гражданского состояния как перемена имени должны руководствоваться статьей 63 Закона согласно которой, в случае, если перемена имени произведена органом ЗАГС в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства на территории Российской Федерации, изменения в записи актов гражданского состояния, составленные в отношении таких лиц компетентным органом иностранного государства с соблюдением законодательства иностранного государства, не вносятся.

В этой связи в последующем может возникнуть проблема с документами ребенка, в случае возвращения в иностранное государство.
Несмотря на отсутствие в действующем законодательстве норм, регулирующих комментируемые отношения, в сфере правоприменительной практики был выработан один из способов, применение которого обеспечивает права ребенка, рожденного на территории иностранного государства. Но необходимо отметить, что это применимо лишь при усыновлении данного ребенка, например, новым супругом его родителя.
Речь идет о возможности изменения даты рождения ребенка при его усыновлении (статья 135 СК РФ). В этом случае может быть составлена новая запись о рождении ребенка по месту рождения ребенка, указанному в решении суда. Орган ЗАГС по месту хранения записи акта о рождении ребенка выдает новое свидетельство о его рождении на основании измененной или вновь составленной (в связи с усыновлением записи акта о рождении ребенка (статья 44 Закона).

Таким образом, лишь при усыновлении ребенка, родившегося в «международном» браке, возможно составление новой актовой записи о его рождении и выдача нового свидетельства о рождении.

Существует и еще проблема. Как вам известно, в соответствии с законодательством Республики Узбекистан не подлежит государственной регистрации в органах ЗАГС такой акт, как усыновление. Усыновление оформляется путем внесения изменения в запись акта о рождении ребенка на основании решения хокима района (города) об усыновлении.

В Российской Федерации основанием для усыновления является решение суда, вступившее в законную силу, и составленная запись акта об усыновлении. Изменения в запись акта о рождении усыновленного ребенка вносятся на основании записи акта об усыновлении, а затем выдается новое свидетельство об усыновлении.

В связи с этим возникает проблема при усыновлении ребенка в Республике Узбекистан: как исполнить решение хокима района (города) и внести изменения в запись акта о рождении ребенка, зарегистрированного на территории Российской Федерации?
4. Кроме изложенных вопросов ежедневно специалисты органов ЗАГС сталкиваются и с другими проблемами при государственной регистрации актов гражданского состояния с участием иностранных граждан и лиц без гражданства. Это как вопросы технического характера, так и вопросы применения тех или иных норм российского и зарубежного законодательства.

Уважаемые коллеги, хочу обозначить в своем выступлении вопросы, с которыми наверняка сталкиваетесь и вы в своей работе.
- в настоящее время Законом не предусмотрено участие переводчика. Соответственно, не решен вопрос соблюдения прав человека при регистрации акта гражданского состояния, если производится регистрация акта гражданского состояния в отношении лица, не владеющего русским языком. Таковым может быть не только иностранный гражданин или лицо без гражданства, но и российский гражданин. В целях соблюдения прав лиц, не владеющих русским языком, целесообразно предусмотреть в Законе возможность присутствия и использования услуги переводчика при государственной регистрации акта гражданского состояния.
- при регистрации актов гражданского состояния по доверенности зачастую в доверенности указаны неполные сведения, необходимые для заполнения бланка актовой записи. Например: нет сведений о документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина, или они неполные, нет указания на выбранную фамилию после расторжения и т.п.
- при заполнении записи акта о рождении или заключении брака в поле для номера записи акта не помещается номер актовой записи, содержащий более четырех символов. Например, номер записи акта о расторжении брака 23-65-746-35 у граждан Казахстана.
- для государственной регистрации рождения не предъявлено свидетельство о заключении брака граждан Узбекистана. В паспорте матери имеется штамп о регистрации заключения брака. Нами в отдел ЗАГС Ташкентской области направлен запрос на высылку копии записи акта о заключении брака 19.09.2012 года, до настоящего времени ответ не получен. Ребенку исполнилось 8 месяцев, его рождение не зарегистрировано, последующая регистрация приведет к нарушению сроков регистрации рождения, а мать потеряла право на получение денежных выплат в связи с рождением. То есть существует проблема в сроках исполнения запросов.
- при государственной регистрации актов гражданского состояния обязаны ли мы требовать от иностранных граждан миграционную карту? В случае, если срок пребывания в России закончился, правомерен ли будет отказ органа ЗАГС в регистрации акта гражданского состояния если в день подачи заявления миграционная карта была действительна?
- если отсутствует регистрация по месту пребывания и в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина нет страницы о месте жительства, можно ли со слов заявителя указывать фактическое место жительства?
- можно ли принять справку о семейном положении гражданина иностранного государства, где имеется две формы заключения брака (религиозная и гражданская) с подписью митрополита?
- при регистрации смерти гражданина часто предоставляется медицинское свидетельство, выписанное в странах СНГ, без гербовой печати, хотя этого требует Конвенция о правовой помощи правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. В связи с чем в государственной регистрации смерти должно быть отказано, вследствие чего не может быть произведено и захоронение.
Следует отметить, что Минская Конвенция 1993 года (в редакции протокола от 1997 года) о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, другие международные договоры Российской Федерации, методические рекомендации о применении международных норм в части оказания правовой помощи в сфере регистрации актов гражданского состояния государствами-членами ЕврАзЭС, принятыми решениями Совета Министров юстиции при Интеграционном комитете Евразийского экономического сообщества, урегулировали многие вопросы, связанные с истребованием документов с территории иностранных государств.

Обмен документов между государствами-членами СНГ стал более интенсивный, сроки исполнения их постоянно сокращаются. Существенному сокращению сроков способствует непосредственное сношение с органами регистрации актов гражданского состояния иностранных государств по вопросам истребования документов о регистрации актов гражданского состояния.

Граждане высоко оценивают практику сношений в сфере международной правовой помощи. Многие вопросы решаются, но очень многие еще требуют разрешения, особенно в вопросах гармонизации национальных законодательств государств-членов ЕврАзЭС в сфере регистрации актов гражданского состояния.

В этой связи необходимо отметить, что и отечественное семейное законодательство в сфере брачно-семейных отношений с участием иностранцев, несмотря на то, что, в целом, соответствует принципам международного семейного права, является сложным для правоприменителя, и, как следствие, нуждается в доработке, позволяющей устранить пробелы и неточности определений. По моему мнению, предложенные положения для внесения в качестве дополнений в действующее семейное законодательство, являются важными и первоочередными, призваны урегулировать сложные ситуации, возникающие, при государственной регистрации актов гражданского состояния с участием иностранных граждан и лиц без гражданства.

______________________


Похожие:

Вопросы правового регулирования семейных отношений с участием иностранных граждан и лиц без гражданства всегда находились в центре внимания работников органов icon«О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства и...
Г. «О миграционном учете иг и лиц без гражданства в рф» и №115-фз от 25. 07. 2002г. «О правовом положении иностранных граждан в рф»...

Вопросы правового регулирования семейных отношений с участием иностранных граждан и лиц без гражданства всегда находились в центре внимания работников органов iconПамятка иностранному гражданину и лицу без гражданства о миграционном учете
«Об утверждении Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» отменена...

Вопросы правового регулирования семейных отношений с участием иностранных граждан и лиц без гражданства всегда находились в центре внимания работников органов iconПравила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц...
Настоящие Правила в соответствии с Федеральным законом "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской...

Вопросы правового регулирования семейных отношений с участием иностранных граждан и лиц без гражданства всегда находились в центре внимания работников органов iconВопросы миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства...
В соответствии с Федеральным законом от 18. 07. 2006 n 109-фз "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской...

Вопросы правового регулирования семейных отношений с участием иностранных граждан и лиц без гражданства всегда находились в центре внимания работников органов iconО порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства
В соответствии с Федеральным законом "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" Правительство...

Вопросы правового регулирования семейных отношений с участием иностранных граждан и лиц без гражданства всегда находились в центре внимания работников органов iconО порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства
В соответствии с Федеральным законом "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" Правительство...

Вопросы правового регулирования семейных отношений с участием иностранных граждан и лиц без гражданства всегда находились в центре внимания работников органов iconОбъявление о приеме на обучение иностранных граждан и лиц без гражданства,...
Правительства Российской Федерации от 8 октября 2013 г. №891 «Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без...

Вопросы правового регулирования семейных отношений с участием иностранных граждан и лиц без гражданства всегда находились в центре внимания работников органов iconСтатья 22. Подведомственность гражданских дел судам
Суды рассматривают и разрешают дела с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, организаций с иностранными...

Вопросы правового регулирования семейных отношений с участием иностранных граждан и лиц без гражданства всегда находились в центре внимания работников органов iconПостановление Правительства РФ от 15 января 2007 г. N 9 "О порядке...
В соответствии с Федеральным законом "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" Правительство...

Вопросы правового регулирования семейных отношений с участием иностранных граждан и лиц без гражданства всегда находились в центре внимания работников органов iconПравила пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории российской федерации
М положении иностранных граждан в рф», Федеральным Законом от 15. 08. 1996 года №114-фз «О порядке выезда из Российской Федерации...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск