Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Скачать 488.24 Kb.
НазваниеГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
страница1/4
ТипДокументы
filling-form.ru > Бланки > Документы
  1   2   3   4

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. Р.Е.Алексеева

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


А. С. Калюжный
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Практикум

Нижний Новгород 2010
Часть 1. ДИАГНОСТИКА
ПСИХИЧЕСКИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ



1.1. Методика «Корректурная проба с помощью бланков с буквами»
Назначение: определение устойчивости зрительного внимания в условиях работы, требующей его рас­пределения и переключения.

Оборудование: специальные бланки с буквами, карандаш, секундомер.

Порядок применения. Испытуемым раздаются бланки с буквами и зачитывается инструкция: «Вам розданы листы со строчками различных букв. Ваша задача - просматривать буквы построчно, слева направо, как будто читаете, и зачеркивать или подчеркивать те из них, которые я назову. Делать это нужно как можно быстрее, но при этом быть внимательным, не допускать ошибок.

Работать начнете по моей команде: '"Начали!" Сначала будете подчеркивать букву "Н" и зачеркивать бук­ву "Е". Когда через некоторое время я скажу: "Черта!", Вы должны провести вертикальную линию после по­следней просмотренной буквы и поменять способ работы на противоположный - теперь подчеркивать букву "Е" и зачеркивать букву "Н". При следующей команде "Черта!" снова провести вертикальную линию и вернуться к начальному способу работы - подчеркивать букву "Н" и зачеркивать букву "Е" и т.д. Во время работы разговаривать и задавать вопросы нельзя. Если есть какие-то вопросы, задавайте их сейчас».

При объяснении правил можно проиллюстрировать их мелом на доске или на кодопозитиве с помощью графопроектора и выяснить всё ли поняли изучаемые. Для этого можно продемонстрировать несколько строчек из предлагаемого бланка с буквами. Например:


ЕНГШЩЗХЪЮБЬТИМСЧЯФЫВАПРОЛДЖЭЪХЗЩШГНЕКЯЧСМТЬБЮЭЖ

ФЫВАПРОЛДЖЭЪХЗЩШГНЕКУЦЙЯЧСМИТЬБЮЭЖДЛОРПАВЫФЙЦУК

СЧЯФЫВАПРОЛДЖЭЪХЗЩШГНЕКЯЧСМТЬБЮЭЖФЫВАПРОЛДЖЭЪМИ

ЙЯЧСМИТЬБЮЭЖДЛОРПАВЫФЙЦУКСЧЯФЫВАПРОЛДЖЭЪХЗЩШГНЕ

и т.д.


«Приготовились! Начали!»

По команде "Начали!" включается секундомер и через каждую минуту подается сигнал "Черта!". По ис­течении отведенного времени подается команда «Стоп» и работа прекращается.

Обработка результатов производится путем их сравнения с шаблоном (ключом), на котором зафикси­ровано правильное выполнение задания. Полученные данные заносятся в таблицу.


Время (мин.)

S

C


W

O


B

E



S – количество просмотренных букв;

C – количество правильно отмеченных букв;

W – количество неправильно отмеченных букв;

O – количество пропущенных букв;

B – коэффициент правильности;

E- коэффициент устойчивости внимания


1-я мин.



















2-я мин.



















3-я мин.



















и т.д.




















По показателям таблицы определяется коэффициент правильности выполненной работы В = (C-W) : (С+О), а затем коэффициент устойчивости зрительного внимания испытуемого Е= SxB для каждой минуты.

Для обоснованного диагностического вывода количественные показатели могут быть подкреплены и раскрыты с помощью качественного анализа динамики внимания. Характер изменений (уменьшение или увеличе­ние, колебание) количества просмотренных букв и количества ошибок по минутам (особенно в начале, середине и в конце выполнения теста) указывает на устойчивость или неустойчивость, усиление или истощаемость вни­мания. Сопоставление количества просмотренных букв с количеством ошибок на разных стадиях работы позволя­ет сделать вывод о характере установки изучаемого (установка на точность или на скорость работы). По количест­ву ошибок можно судить о степени концентрации внимания. Не менее важен качественный анализ ошибок (в связи с тем, что способ работы связан с распределением и сознательным переключением внимания): какие ошибки доминируют на разных этапах выполнения задания, а также в момент перехода от одного способа работы к друго­му. На основании качественного анализа данных и субъективного отчета изучаемых дается развернутая характери­стика динамики их внимания.

Методика "Корректурная проба" имеет много вариантов исполнения (различные буквенные варианты, цифровые, с кольцами Ландольдта), обработки результатов и построения нормативов, к которым можно обратить­ся в зависимости от конкретных задач познавательных психических процессов человека.
1.2. Методика «Перепутанные линии».
Назначение: измерение степени концентрации и устойчивости зрительного внимания.

Оборудование: секундомер, карандаш, специальные бланки.

Порядок применения. Тестирование может проводиться как индивидуально, так и в группе, с ограни­чением и без ограничения времени.

Перед началом работы зачитывается инструкция: "Перед Вами на бланке ряд перепутанных между собой линий. Каждая из них начинается слева и заканчивается справа. Ваша задача - глазами проследить каждую линию слева направо и в той клетке, где она заканчивается, проставить номер, с которого она начиналась. Начинать нужно с линии 1, затем перейти к линии 2 и так далее до конца. Обращаю Ваше внимание на то, что следить за линиями нужно только глазами. Помогать себе пальцами или карандашом нельзя. Старайтесь работать быстро и не делать ошибок"

Если тестирование проводится в группе, то в инструкцию добавляют: "Выполнив задание, подними­те руку. Я сообщу Вам время, за которое Вы выполнили задание, а Вы запишете его рядом с просматриваемыми линиями для последующего применения при обработке результатов"

В ходе инструктирования на доске или с помощью кодопозитива можно показать примерный образец таблицы с перепутанными линиями. Например:




1













































2




3




4




5




6




7




8




9




10




11




12




13




14




15




16




17




18




19




20





Другой вариант проведения тестирования - с ограничением времени выполнения задания, после чего да­ется команда "СТОП!" и работа прекращается (в зависимости от состава испытуемых и цели их изучения можно устанавливать различное время выполнения теста)

При наблюдении за выполнением теста можно следить за тем, что преобладает у испытуемого - уста­новка на скорость или на точность, уверен ли он в себе, проверяет ли себя или нет; испытывает ли трудности при прослеживании линий и где (в начале, середине или конце задания), пытается ли он помочь себе (несмотря на за­прет) пальцем, карандашом. При этом можно фиксировать время, за которое испытуемый прослеживает каждые 5 линий по порядку (с 1 по 5, с 6 по 10 и т.д.), что даст возможность судить о влиянии утомления на выполнение задания. После окончания работы можно спросить испытуемого о том, какие трудности он испытывал, считает ли он, что хорошо справился с заданием или нет, и почему он так считает

Обработка результатов.

В варианте с ограничением времени обработка сводится к подсчету (с помо­щью заранее заготовленного "ключа") числа правильно прослеженных линий (количества ошибок и числа линий, оставшихся не прослеженными). В варианте без ограничения времени добавляется еще и время выполнения зада­ния. В последнем случае можно вычислить показатель концентрации и устойчивости зрительного внимания по формуле:


Y = Т х Nbc : Nпp

Y - индекс концентрации и устойчивости внимания;

Т - время выполнения задания (мин),

Nвс - общее количество линий на бланке;

N пр - количество правильно прослеженных линий.


Полученные показатели интерпретируют, исходя из того, что ошибки в прослеживании линий и мед­ленный темп работы (большое время поиска) при нормальной остроте зрения свидетельствует о слабой концен­трации внимания. Об устойчивости или, наоборот, истощаемости концентрированного зрительного внимания судят по сохра­нению (либо снижению) темпа работы от начала к концу задания.
1.3. Методика «Устные задачи»
Назначение - измерение продуктивности мышления.

Оборудование: бланк с математическими задачами, карандаш, секундомер.

Порядок применения. Изучаемым раздаются бланки с задачами и доводится инструкция: «Вам необхо­димо по моей команде решить несколько несложных математических задач. На решение первой группы задач от­водится 2 минуты, второй - 3 минуты. Решая задачи первой группы, выполняйте последовательно все действия, не соблюдая арифметические правила. При решении задач второй группы математические правила необходимо вы­полнять (вначале выполняются действия в скобках, умножения и деления и т.д.).

Работа начинается по команде «Начали!».

По команде «Время!» необходимо перейти к решению второй группы задач.

По команде «Стоп!» - прекратить выполнение теста.

Если кто-то решит первую группу задач или все задачи ранее установленного времени, то необходимо поднять руку. Я назову время в минутах, которое необходимо записать радом с решенными задачами и самостоя­тельно перейти к решению задач второй группы или завершить выполнение теста.

Есть ли ко мне вопросы?»

После ответа на вопросы подается команда «Начали!» и по секундомеру контролируется время. Через первые 2 минуты подается сигнал «Время!», а еще через 3 минуты - команда «Стоп!».

Следует учитывать, что сами задачи могут представляться в двух вариантах. Первый вариант предполагает горизонтальный счет и оформляется в виде горизонтально расположенных цифр и математических знаков. Например: «2+2 x 2:6=». Примеры второго варианта предусматривают вертикальный счет. В них цифры и математические знаки располагаются вертикально.

Обработка результатов. Производится по ключу правильных ответов с использованием формулы:


(N - О) х С
Р= —————

(Н + 1) х Т

Р - продуктивность мышления;

N - общее количество задач,

О - общее количество нерешенных задач;

С - общее количество правильно решенных задач;

Н - общее количество неправильно решенных задач;

Т - время выполнения задания в минутах.


1.4. Методика «Отыскание пропущенных чисел»
Назначение: измерение степени распределения зрительного внимания в условиях однородной деятель­ности.

Оборудование: секундомер, специальные таблицы. Одна таблица с 25 клетками (5x5), в которых в слу­чайном порядке размещены числа от 1 до 40 (15 чисел пропущено), и другая таблица с 49 клетками (7x7), в кото­рых размещены числа от 1 до 70 (21 число пропущено).

Порядок применения. Тестирование проводится индивидуально или коллективно. При этом можно пользоваться индивидуальными таблицами (размером 70x70 мм) или двумя слайдами и эпидиаскопом, на которых изображены таблицы, форма которых показана ниже.

Возможны три варианта опыта, с таблицей 1, с таблицей 2 и с обеими таблицами. Время работы над тестом может быть ограничено.

Изучаемому доводится инструкция: "Перед Вами две таблицы. В каждой их них в беспорядке расположе­ны цифры, при этом часть цифр пропущена. Ниже таблиц перечислены цифры в нарастающей последовательности. Вам необходимо проверить обе таблицы и внизу зачеркнуть те цифры, которые пропущены в верхней таблице

На просмотр первой таблицы дается 2 минуты, второй - 4 минуты.

Работу начинайте по команде «Начали!». По команде «Время!» перейти к анализу второй таблицы. По команде «Стоп!» завершить выполнение теста.

Если кто-то просмотрит таблицу ранее установленного времени, то необходимо поднять руку и записать рядом с просмотренной таблицей названное мною время и перейти к просмотру следующей таблицы или завер­шить выполнение теста. Есть ли вопросы?».


32

25

11

18

38

6

29

14

1

22

9

16

35

4

24

40

20

8

26

33

12

37

3

28

31




1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40




13

53

23

44

65

10

28

67

45

36

17

55

30

47

62

5

21

12

1

49

57

70

51

25

42

39

19

69

7

15

27

34

41

46

68

60

2

64

16

29

43

66

3

26

31

52

58

37

20




1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70



Таблица 1

Таблица 2


После ответа на вопросы дается команда «Начали!». Через 2 минуты подается сигнал «Время!», а еще через 4 минуты - команда «Стоп!».

Обработка результатов. По ключу ответов подсчитывается количество правильно вычеркнутых чисел и количество ошибок (неправильных вычеркиваний и пропусков). При необходимости также может производиться и качественный анализ выполненного теста.

Уровень распределения зрительного внимания определяется по формуле:


(S-N)xK

Р = —————

Т

Р - уровень распределения зрительного внимания;

S - количество просмотренных цифр (25 + 49 = 74);

N- количество ошибок;

К - количество правильно вычеркнутых цифр;

Т - время в минутах.
  1   2   3   4

Похожие:

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравила приема в государственное образовательное учреждение высшего...
В государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconОбразовательное учреждение высшего профессионального образования...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconИнформационно-правовой портал «закон. Ру» федеральное государственное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconШаблон программы производственной практики министерство образования...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравила приема в федеральное государственное бюджетное образовательное...
В федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск