Скачать 488.24 Kb.
|
А. С. Калюжный ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА Практикум Нижний Новгород 2010 Часть 1. ДИАГНОСТИКАПСИХИЧЕСКИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ1.1. Методика «Корректурная проба с помощью бланков с буквами» Назначение: определение устойчивости зрительного внимания в условиях работы, требующей его распределения и переключения. Оборудование: специальные бланки с буквами, карандаш, секундомер. Порядок применения. Испытуемым раздаются бланки с буквами и зачитывается инструкция: «Вам розданы листы со строчками различных букв. Ваша задача - просматривать буквы построчно, слева направо, как будто читаете, и зачеркивать или подчеркивать те из них, которые я назову. Делать это нужно как можно быстрее, но при этом быть внимательным, не допускать ошибок. Работать начнете по моей команде: '"Начали!" Сначала будете подчеркивать букву "Н" и зачеркивать букву "Е". Когда через некоторое время я скажу: "Черта!", Вы должны провести вертикальную линию после последней просмотренной буквы и поменять способ работы на противоположный - теперь подчеркивать букву "Е" и зачеркивать букву "Н". При следующей команде "Черта!" снова провести вертикальную линию и вернуться к начальному способу работы - подчеркивать букву "Н" и зачеркивать букву "Е" и т.д. Во время работы разговаривать и задавать вопросы нельзя. Если есть какие-то вопросы, задавайте их сейчас». При объяснении правил можно проиллюстрировать их мелом на доске или на кодопозитиве с помощью графопроектора и выяснить всё ли поняли изучаемые. Для этого можно продемонстрировать несколько строчек из предлагаемого бланка с буквами. Например:
«Приготовились! Начали!» По команде "Начали!" включается секундомер и через каждую минуту подается сигнал "Черта!". По истечении отведенного времени подается команда «Стоп» и работа прекращается. Обработка результатов производится путем их сравнения с шаблоном (ключом), на котором зафиксировано правильное выполнение задания. Полученные данные заносятся в таблицу.
По показателям таблицы определяется коэффициент правильности выполненной работы В = (C-W) : (С+О), а затем коэффициент устойчивости зрительного внимания испытуемого Е= SxB для каждой минуты. Для обоснованного диагностического вывода количественные показатели могут быть подкреплены и раскрыты с помощью качественного анализа динамики внимания. Характер изменений (уменьшение или увеличение, колебание) количества просмотренных букв и количества ошибок по минутам (особенно в начале, середине и в конце выполнения теста) указывает на устойчивость или неустойчивость, усиление или истощаемость внимания. Сопоставление количества просмотренных букв с количеством ошибок на разных стадиях работы позволяет сделать вывод о характере установки изучаемого (установка на точность или на скорость работы). По количеству ошибок можно судить о степени концентрации внимания. Не менее важен качественный анализ ошибок (в связи с тем, что способ работы связан с распределением и сознательным переключением внимания): какие ошибки доминируют на разных этапах выполнения задания, а также в момент перехода от одного способа работы к другому. На основании качественного анализа данных и субъективного отчета изучаемых дается развернутая характеристика динамики их внимания. Методика "Корректурная проба" имеет много вариантов исполнения (различные буквенные варианты, цифровые, с кольцами Ландольдта), обработки результатов и построения нормативов, к которым можно обратиться в зависимости от конкретных задач познавательных психических процессов человека. 1.2. Методика «Перепутанные линии». Назначение: измерение степени концентрации и устойчивости зрительного внимания. Оборудование: секундомер, карандаш, специальные бланки. Порядок применения. Тестирование может проводиться как индивидуально, так и в группе, с ограничением и без ограничения времени. Перед началом работы зачитывается инструкция: "Перед Вами на бланке ряд перепутанных между собой линий. Каждая из них начинается слева и заканчивается справа. Ваша задача - глазами проследить каждую линию слева направо и в той клетке, где она заканчивается, проставить номер, с которого она начиналась. Начинать нужно с линии 1, затем перейти к линии 2 и так далее до конца. Обращаю Ваше внимание на то, что следить за линиями нужно только глазами. Помогать себе пальцами или карандашом нельзя. Старайтесь работать быстро и не делать ошибок" Если тестирование проводится в группе, то в инструкцию добавляют: "Выполнив задание, поднимите руку. Я сообщу Вам время, за которое Вы выполнили задание, а Вы запишете его рядом с просматриваемыми линиями для последующего применения при обработке результатов" В ходе инструктирования на доске или с помощью кодопозитива можно показать примерный образец таблицы с перепутанными линиями. Например:
Другой вариант проведения тестирования - с ограничением времени выполнения задания, после чего дается команда "СТОП!" и работа прекращается (в зависимости от состава испытуемых и цели их изучения можно устанавливать различное время выполнения теста) При наблюдении за выполнением теста можно следить за тем, что преобладает у испытуемого - установка на скорость или на точность, уверен ли он в себе, проверяет ли себя или нет; испытывает ли трудности при прослеживании линий и где (в начале, середине или конце задания), пытается ли он помочь себе (несмотря на запрет) пальцем, карандашом. При этом можно фиксировать время, за которое испытуемый прослеживает каждые 5 линий по порядку (с 1 по 5, с 6 по 10 и т.д.), что даст возможность судить о влиянии утомления на выполнение задания. После окончания работы можно спросить испытуемого о том, какие трудности он испытывал, считает ли он, что хорошо справился с заданием или нет, и почему он так считает Обработка результатов. В варианте с ограничением времени обработка сводится к подсчету (с помощью заранее заготовленного "ключа") числа правильно прослеженных линий (количества ошибок и числа линий, оставшихся не прослеженными). В варианте без ограничения времени добавляется еще и время выполнения задания. В последнем случае можно вычислить показатель концентрации и устойчивости зрительного внимания по формуле:
Полученные показатели интерпретируют, исходя из того, что ошибки в прослеживании линий и медленный темп работы (большое время поиска) при нормальной остроте зрения свидетельствует о слабой концентрации внимания. Об устойчивости или, наоборот, истощаемости концентрированного зрительного внимания судят по сохранению (либо снижению) темпа работы от начала к концу задания. 1.3. Методика «Устные задачи» Назначение - измерение продуктивности мышления. Оборудование: бланк с математическими задачами, карандаш, секундомер. Порядок применения. Изучаемым раздаются бланки с задачами и доводится инструкция: «Вам необходимо по моей команде решить несколько несложных математических задач. На решение первой группы задач отводится 2 минуты, второй - 3 минуты. Решая задачи первой группы, выполняйте последовательно все действия, не соблюдая арифметические правила. При решении задач второй группы математические правила необходимо выполнять (вначале выполняются действия в скобках, умножения и деления и т.д.). Работа начинается по команде «Начали!». По команде «Время!» необходимо перейти к решению второй группы задач. По команде «Стоп!» - прекратить выполнение теста. Если кто-то решит первую группу задач или все задачи ранее установленного времени, то необходимо поднять руку. Я назову время в минутах, которое необходимо записать радом с решенными задачами и самостоятельно перейти к решению задач второй группы или завершить выполнение теста. Есть ли ко мне вопросы?» После ответа на вопросы подается команда «Начали!» и по секундомеру контролируется время. Через первые 2 минуты подается сигнал «Время!», а еще через 3 минуты - команда «Стоп!». Следует учитывать, что сами задачи могут представляться в двух вариантах. Первый вариант предполагает горизонтальный счет и оформляется в виде горизонтально расположенных цифр и математических знаков. Например: «2+2 x 2:6=». Примеры второго варианта предусматривают вертикальный счет. В них цифры и математические знаки располагаются вертикально. Обработка результатов. Производится по ключу правильных ответов с использованием формулы:
1.4. Методика «Отыскание пропущенных чисел» Назначение: измерение степени распределения зрительного внимания в условиях однородной деятельности. Оборудование: секундомер, специальные таблицы. Одна таблица с 25 клетками (5x5), в которых в случайном порядке размещены числа от 1 до 40 (15 чисел пропущено), и другая таблица с 49 клетками (7x7), в которых размещены числа от 1 до 70 (21 число пропущено). Порядок применения. Тестирование проводится индивидуально или коллективно. При этом можно пользоваться индивидуальными таблицами (размером 70x70 мм) или двумя слайдами и эпидиаскопом, на которых изображены таблицы, форма которых показана ниже. Возможны три варианта опыта, с таблицей 1, с таблицей 2 и с обеими таблицами. Время работы над тестом может быть ограничено. Изучаемому доводится инструкция: "Перед Вами две таблицы. В каждой их них в беспорядке расположены цифры, при этом часть цифр пропущена. Ниже таблиц перечислены цифры в нарастающей последовательности. Вам необходимо проверить обе таблицы и внизу зачеркнуть те цифры, которые пропущены в верхней таблице На просмотр первой таблицы дается 2 минуты, второй - 4 минуты. Работу начинайте по команде «Начали!». По команде «Время!» перейти к анализу второй таблицы. По команде «Стоп!» завершить выполнение теста. Если кто-то просмотрит таблицу ранее установленного времени, то необходимо поднять руку и записать рядом с просмотренной таблицей названное мною время и перейти к просмотру следующей таблицы или завершить выполнение теста. Есть ли вопросы?».
После ответа на вопросы дается команда «Начали!». Через 2 минуты подается сигнал «Время!», а еще через 4 минуты - команда «Стоп!». Обработка результатов. По ключу ответов подсчитывается количество правильно вычеркнутых чисел и количество ошибок (неправильных вычеркиваний и пропусков). При необходимости также может производиться и качественный анализ выполненного теста. Уровень распределения зрительного внимания определяется по формуле:
|
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | В государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
В федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |