| Министерство образования и науки РФ
Департамент профессионального образования
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение
высшего профессионального образования
Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет
(Сибстрин)
|
|
-
«УТВЕРЖДАЮ»
| Декан
| ФЭМГО
| ________________
| Корицкий А.В.
|
| (ФИО)
|
|
| 2013 г.
| (дата)
| (месяц)
| (год)
|
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине
Организационно-управленческая практика
| (полное наименование дисциплины)
| для направления подготовки
| 080200.68 Менеджмент
| (код и наименование направления подготовки, наименование профиля)
| цикл
| -
| Статус
| практика
| Индекс
|
| (ГСЭ; ЕНОТ; ПЦ)
| (базовая часть; вариативная часть; по выбору; факультатив)
| (нумерация по УП)
|
| кафедра
| ЭСИ,
Менеджмента,
ПФУ
| Факультет
| ФЭМГО
| Курс
| 1
|
Семестр
и форма контроля
| форма обучения:
| Вид занятий
и количество часов
| форма обучения:
| очная
| очно-заочная
| заочная
|
| очная
| очно-заочная
| заочная
| семестр (ы)
| 2
|
|
| лекции, час
| -
|
|
| экзамен (ы)
| -
| -
| -
| практические (семинарские) занятия, час
| -
|
|
| зачёт (ы)
| -
|
|
| лабораторные занятия, час
| -
|
|
| курсовая проект (работа)
| -
| -
| -
| Всего аудиторных занятий, час
| -
|
|
| индивидуальное задание
| -
| -
| -
| самостоятельная работа, час
| 144
|
|
| отчёт
| 2
|
|
| Итого по дисциплине, час
| 144
|
Общая трудоёмкость практики составляет:
| 1,0
| зачётных единицы.
| Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры:
| Экономики строительства и инвестиций
| и одобрена
| 07
| 02
| 2013 г.
|
|
|
| (дата)
| (месяц)
| (год)
|
|
| Заведующий кафедрой
| ЭСИ
| ________________
| Ивашенцева Т.А.
|
| (кафедра)
| (подпись)
| (ФИО)
| Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры:
| Менеджмента
| и одобрена
|
|
| 2013 г.
|
|
|
| (дата)
| (месяц)
| (год)
|
|
| Заведующий кафедрой
| Менеджмента
| ________________
| Манаков Л.Ф.
|
| (кафедра)
| (подпись)
| (ФИО)
| Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры:
| Планирования, финансов и учета
| и одобрена
|
|
| 2013 г.
|
|
|
| (дата)
| (месяц)
| (год)
|
|
| Заведующий кафедрой
| ПФУ
| ________________
| Обозный Д.А.
|
| (кафедра)
| (подпись)
| (ФИО)
| Председатель УМК
| ФЭМГО
| _________________
| Анашкина Л.А.
|
| (факультет)
| (подпись)
| (ФИО)
|
СОДЕРЖАНИЕ
рабочей учебной программы
Организационно-управленческая практика
| Федеральным Государственным образовательным стандартом (ФГОС) по направлению подготовки 080200 Менеджмент (квалификация (степень) «Магистр») предусмотрено обязательное прохождение практик, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. Практика является обязательным разделом основной образовательной программы магистратуры. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. При реализации магистерских программ по данному направлению подготовки предусматриваются следующие виды практик: организационно-управленческая, научно-исследовательская, педагогическая.
| индекс дисциплины по УП ПрОП:
|
| год утверждения УП ПрОП:
| 2011г.
| код и наименование направления подготовки
| 080200.68 Менеджмент
| год утверждения ФГОС ВПО:
| 2010г.
| наименование кафедры
| ЭСИ, Менеджмент, ПФУ
| наименование профиля
| «Стратегическое и корпоративное управление»
| (при наличии)
|
| выписка из требований к результатам освоения ООП ФГОС ВПО:
| В результате прохождения практики обучающийся должен обладать следующими компетенциями:
| Коды формируемых компетенций
| Общекультурные компетенции (ОК):
|
| способностью развивать свой общекультурный и профессиональный уровень и самостоятельно осваивать новые методы исследования;
| ОК-1
| способностью самостоятельно приобретать и использовать новые знания и умения;
| ОК-3
| способностью принимать организационно-управленческие решения и оценивать их последствия;
| ОК-4
| Профессиональные компетенции (ПК):
|
| Вид деятельности: организационно-управленческая
|
| способностью управлять организациями, подразделениями, группами (командами) сотрудников, проектами и сетями;
| ПК-1
| способностью разрабатывать корпоративную стратегию;
| ПК-2
| умением использовать современные методы управления корпоративными финансами для решения стратегических задач;
| ПК-3
| способностью разрабатывать программы организационного развития и изменений и обеспечивать их реализацию;
| ПК-4
| Вид деятельности: аналитическая
|
| способностью использовать количественные и качественные методы для проведения научных исследований и управления бизнес-процессами;
| ПК-5
| владением методами стратегического анализа;
| ПК-7
| способностью готовить аналитические материалы для управления бизнес-процессами и оценки их эффективности;
| ПК-8
| Вид деятельности: научно-исследовательская
|
| способностью проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой;
| ПК-11
| способностью представлять результаты проведенного исследования в виде научного отчета, статьи или доклада.
| ПК-12
|
выписка из требований к структуре ООП ФГОС ВПО:
| В результате изучения дисциплины обучающийся должен:
| Коды формируемых компетенций
| знать:
основные понятия, методы и инструменты количественного и качественного анализа процессов управления
основные элементы процесса управления
основные информационные технологии управления бизнес-процессами
основные положения методологии научного исследования и уметь применить их при решении поставленной управленческой задачи.
|
ОК-1
ОК-3
ОК-4
ПК-1
ПК-4
ПК-11
| уметь:
управлять развитием организации осуществлять анализ и разработку стратегии организации на основе современных методов и передовых научных достижений;
обрабатывать эмпирические и экспериментальные данные; проводить количественное прогнозирование и моделирование управления бизнес-процессами;
организовывать исследование и анализ экономической информации с выходом на позитивные теоретические и практические результаты, имеющие реальный экономический эффект.
|
ПК-2
ПК-5
ПК-7
ПК-8
ПК-12
| владеть:
навыками количественного и качественного анализа для принятия управленческих решений;
методикой построения организационно-управленческих моделей;
информационными технологиями для прогнозирования и управления бизнес-процессами.
|
ПК-7
ПК-11
| примерная (типовая) программа по дисциплине: нет
|
Цели и результат прохождения организационно-управленческой практики
Цели и задачи организационно-управленческой практики:
Цель практики.
Целью организационно-управленческой практики является углубление и закрепление полученных теоретических знаний в области управленческой экономики, корпоративных финансов, методов исследований в менеджменте, современного стратегического анализа и тенденций в инвестировании, статистики финансов и инновационного менеджмента, информационных систем управления и управления организационными изменениями в экономических системах на уровне хозяйствующих субъектов различных форм собственности и уровней управления; подготовка к самостоятельной управленческой, аналитической и исследовательской деятельности.
Организационно-управленческая практика направлена на фактическое ознакомление обучаемых с опытом функционирования соответствующей организации и проведением ею инновационных преобразований и организационных изменений; изучение опыта применения и возможностей расширения использования аналитических методов и моделей, а также современных информационных управленческих технологий для решения разнообразных задач управления в реальных условиях; сбор, обработку, анализ и систематизацию информации для экспериментального апробирования моделей и программного обеспечения в части реализации организационно-управленческих вопросов по теме магистерского исследования. Задачи практики.
Основными задачами организационно-управленческой практики являются следующие:
закрепление теоретических знаний и практических навыков, полученных магистрами в процессе теоретического обучения;
приобретение конкретных знаний по решению управленческих задач в производственных, экономических и коммерческих структурах; организационных задач, соответствующих профилю работы объекта, с использованием средств вычислительной техники и современных информационных технологий;
экономическое обоснование мероприятий, направленных на совершенствование управления организацией, реализацию организационных изменений, повышение эффективности их работы и конкурентоспособности.
подбор материала для подготовки научных докладов, а также дальнейшей конкретизации темы магистерской диссертации.
Требования к результатам прохождения организационно-управленческой практики:
Знать:
основные понятия, методы и инструменты количественного и качественного анализа процессов управления;
основные элементы процесса управления;
основные информационные технологии управления бизнес-процессами;
основные положения методологии научного исследования и уметь применить их при решении поставленной управленческой задачи.
Уметь:
управлять развитием организации осуществлять анализ и разработку стратегии организации на основе современных методов и передовых научных достижений;
обрабатывать эмпирические и экспериментальные данные; проводить количественное прогнозирование и моделирование управления бизнес-процессами;
организовывать исследование и анализ экономической информации с выходом на позитивные теоретические и практические результаты, имеющие реальный экономический эффект.
Владеть:
навыками количественного и качественного анализа для принятия управленческих решений;
методикой построения организационно-управленческих моделей;
информационными технологиями для прогнозирования и управления бизнес-процессами.
Содержание ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ практики
Программа организационно-управленческой практики.
За время прохождения организационно-управленческой практики магистр закрепляет теоретические знания и выполняет индивидуальное задание в соответствии с темой магистерского исследования. Это задание предусматривает углубленное изучение отдельных управленческих функций и задач предприятия (организации) и сбор материалов, необходимых для содержательной постановки конкретной актуальной задачи в рамках магистерского исследования, поиска и обоснование аналитических методов, используемых на практике для принятия оптимальных и эффективных решений.
Программа организационно-управленческой практики состоит из двух частей – общие вопросы по направлению подготовки и вопросы в соответствии с выбранной магистрантом исследовательской тематикой. По общим вопросам специальности
1) магистранты, проходящие практику в производственных, инжиниринговых, финансовых и исследовательских организациях, должны изучить следующее:
существующую организационно-управленческую и производственную структуры;
положения о службах и подразделениях предприятия;
должностные обязанности всех сотрудников экономических и управленческих служб;
систему и организацию внешних взаимосвязей анализируемой организации с другими организациями (предприятиями) и государственными структурами;
принятую в организации инвестиционную, инновационную и организационную политику и направления ее совершенствования;
действующую систему управления качеством;
виды выполняемых финансовых операций (с векселями, акциями, облигациями, другими ценными бумагами, по депозитам, кредитованию и т.п.);
наличие и перспективы развития экспортно-импортных операций;
организацию и обоснование работы по производственному и научно-техническому развитию (освоение новых видов продукции, диверсификация производства, объемы инвестиций и их обоснование).
2) магистранты, проходящие практику в проектно-изыскательных и научно-исследовательских организациях, должны дополнительно изучить следующее:
структуру выполняемых проектно-изыскательных и научно-исследовательских работ;
состав научной и проектно-сметной документации по обоснованию инноваций;
применяемые инновационные технологии проведения проектно-изыскательских и научно-исследовательских работ;
используемые средства и методики ценообразования на строительную, научную и проектную продукцию.
По вопросам в соответствии с выбранной магистрантом тематикой
Круг вопросов и перечень задач определяется индивидуально, по согласованию с руководителем НИР магистранта, а также исходя из научной специфики и содержания модуля подготовки по выпускающей кафедре.
Кафедра экономики, строительства и инвестиций.
Магистранты в ходе прохождения практики на любом предприятии или в организации должны изучить вопросы и тенденции инвестиций в их развитие, в основной капитал в форме капитальных вложений и в другие объекты, а также организацию, приемы менеджмента развития, тенденции и эффективность внедрения различных инноваций.
Кафедра менеджмента.
Магистранты, проходящие практику на предприятиях и в строительных организациях, кроме указанных общих вопросов, должны изучить следующее:
используемые способы и приемы оценки эффективности и результативности полной системы бизнес-процессов и ее составляющих;
провести оценку параметров проектирования организационной структуры (по Г.Минцбергу), определить соотношение централизации и децентрализации, исследовать механизм координации в подразделениях базы практики, особенности специализации и формализации;
определить принципы формирования подразделений (рыночный, структурно-функциональный);
особенности разработки стратегии, проводимый стратегический анализ внешней и внутренней среды базы практики;
выявить актуальные проблемы управления в организации (на предприятии);
самостоятельно подготовить ситуацию (кейс) на основе выявления проблемы и последующего ее решения (оформить и представить руководителю вместе с отчетом по практике);
Кафедра планирования, финансов и учёта.
Магистрантам рекомендуется проходить практику преимущественно в планово-экономическом или планово-финансовом отделе. В процессе прохождения организационно-управленческой практики он должен, помимо общих вопросов, изучить:
основы организации финансового менеджмента и его особенностей в зависимости от организационно-правовой формы базы практики;
применяемые методы управления доходами и расходами, капиталом;
исследовать наличие корпоративных рисков в деятельности организации;
выявить особенности финансового механизма инвестиционной деятельности (инвестиции в основной капитал, нематериальные и финансовые активы);
используемую в организации (на предприятии) систему финансового планирования, виды финансовых операций.
Помимо названных предприятий, магистрант может проходить практику в финансово-кредитных учреждениях, в которых должен изучить:
структуру современного финансового рынка, его основных участников;
состояние рынка ценных бумаг;
формы и виды предоставляемого кредита, ссудный процент, порядок выдачи и погашения кредита;
структуру современной банковской системы;
основные операции, осуществляемые коммерческими банками;
систему платежей и расчетов, организацию кассового обслуживания предприятий и организаций, формы безналичных расчетов.
Основные обязанности магистранта при прохождении организационно-управленческой практики.
До отправления на практику магистрант обязан:
уточнить с руководителем НИР место (наименование, адрес, контактное лицо) и сроки прохождения практики в соответствии с приказом ректора;
пройти инструктаж по общим вопросам прохождения практики и получить необходимые документы (направление, именной дневник с утверждённым завкафедрой и руководителем заданием, титульный лист отчета по практике);
ознакомиться с программой практики;
уточнить тему и индивидуальное задание по организационно-управленческим вопросам в соответствии с темой магистерского исследования.
По прибытии на место практики магистрант обязан отметить в отделе кадров предприятия (органа, организации) в направлении дату прибытия, которая считается сроком начала практики. Если магистрант не смог приступить к практике в установленный срок, то она автоматически продляется на соответствующее число дней.
В процессе прохождения практики магистрант обязан:
изучить работу организации (места организационно-управленческой практики) в соответствии с заданием;
приобрести практические навыки организационно-управленческой работы (организация и выполнение учетной, аналитической, плановой работы, различных управленческих функций и т.п.), выполнения определенных функций специалистов, перечисленных в задании на практику, опыт организаторской и управленческой работы и работы в коллективе;
принять посильное участие в работе коллектива организации (выполнять разовые производственные задания и общественные поручения);
нести ответственность за выполняемую работу и её результаты наравне со штатными работниками;
собрать исходные данные, необходимые для выполнения индивидуального задания по организационно-управленческим вопросам в соответствии с темой магистерской работы;
составить отчёт о прохождении практики в соответствии с ниже приведенными требованиями (п. 2.3).
Магистрант обязан систематически собирать необходимые материалы в виде выписок и копий исходной документации, расчётов, схем, заполненных бланков отчётности и прочих материалов. Он должен также составить список литературных источников, баз данных и производственно-технических материалов, используемых в своей работе на предприятии. 2.3. Содержание отчета по организационно-управленческой практике.
Отчёт по практике должен содержать разделы:
введение;
организационно-управленческая характеристика организации-базы практики;
организационно-управленческая политика и содержание проводимой работы по совершенствованию организационной структуры;
организационно-управленческие инновации;
характеристика работ, выполненных магистрантом в процессе прохождения практики;
заключение;
литература;
приложения.
Текст отчета оформляется в соответствии с требованиями стандарта НГАСУ (Сибстрин) по оформлению отчетов по практике и дипломных работ. В отчете следует грамотно, по возможности кратко, обобщить результаты организационно-управленческой практики.
Во «Введении» следует отразить назначение, цель и задачи экономической практики, описать особенности прохождения практики в данной организации.
В разделе «Организационно-управленческая характеристика организации-базы практики» на основе учредительных документов организации и отчетов о её деятельности за последний год, предшествующий периоду прохождения практики, дать подробную характеристику современного организационно-управленческого и финансового состояния организации. При этом следует отразить:
организационно-правовую форму, цели создания и основные виды деятельности организации, её историю;
схему взаимосвязей организации с внешней средой (с государственными структурами и органами власти, потребителями продукции, заказчиками, поставщиками, партнёрами и конкурентами);
количественные и качественные результаты деятельности;
конкурентные позиции предприятия (доля рынка, темпы её изменения, деловой имидж) и характеристика применяемых стратегий (тип основной продуктовой стратегии, в зависимости от позиции в конкуренции, по отношению к конкурентам, по интеграции, диверсификации и др.);
состав и структуру имущества с характеристикой источников его формирования и эффективности использования;
кадровую политику организации (направления кадровой работы, совокупность принципов, методов, форм, организационного механизма по выработке целей и задач, направленных на сохранение, укрепление и развитие кадрового потенциала); дать оценку кадрового состава организации, системы показателей по труду (общеэкономических – производительность труда, удельный вес фонда потребления в прибыли; кадровых – численность, удельный вес рабочих, руководителей, специалистов, служащих, текучесть кадров, средний возраст; расходы на персонал; условия труда);
организационную и производственную структуру предприятия (тип организационной структуры; схема с указанием наименования органов управления, подразделений, отделов, служб; основные параметры оргструктуры – формализация поведения, принципы группирования оргединиц, централизация структуры, характер и гибкость управляющей системы, скорость прохождения управляющих воздействий);
характеристику информационных ресурсов и документопотоков организации (располагаемая информация, способы ее получения, методы обработки, хранения, наличие баз данных);
характеристику действующей в организации системы управления качеством, организацию и результативность проводимой в организации претензионно-исковой работы.
В разделе «Организационно-управленческая политика и содержание проводимой работы по совершенствованию организационной структуры» следует перечислить все службы, подразделения и отдельные должностные позиции, выполняющие организационные, экономические и управленческие функции. На основе положений о службах и должностных инструкций отдельных специалистов следует описать круг реализуемых задач и управленческих функций, выявить соответствие типовым положениям.
|