Инструкция о порядке проведения инвентаризации нефинансовых, финансовых активов и обязательств в кфу


Скачать 147.39 Kb.
НазваниеИнструкция о порядке проведения инвентаризации нефинансовых, финансовых активов и обязательств в кфу
ТипИнструкция
filling-form.ru > Бланки > Инструкция
Приложение № 10

К приказу «Об учетной политике в целях организации бухгалтерского учета, отчетности и в целях

налогообложения на 2011 год»

от 29.12.2010 г. № 0.1.1.01-06/612

Инструкция о порядке проведения инвентаризации нефинансовых, финансовых активов и обязательств в КФУ



I. Общие положения

Настоящая инструкция определяет порядок проведения инвентаризации, количество инвентаризаций, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при проведении инвентаризаций.

Инвентаризация – это проверка фактического наличия имущества и обязательств учреждения с целью обеспечения достоверности данных бюджетного учета и отчетности.

Общие требования к порядку и срокам проведения инвентаризации определены статьей 12 Закона «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21 ноября 1996г.

Инвентаризация нефинансовых и финансовых активов и обязательств в учреждении осуществляется в соответствии с:

  • Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Министерства финансов РФ от 13.06.1995 № 49;

  • Письмом Министерства финансов РФ «Об инвентаризации библиотечных фондов» от 04.11.1998 № 16-00-16-198;

  • Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным решением Совета директоров Центрального банка Российской Федерации от 22.09.1993 № 40 и сообщенным письмом ЦБ РФ от 04.10.1993 № 18;

  • Статьями 246-248 Трудового кодекса РФ, вступившего в действие с 01.02.2002г. (от 30.12.2001 № 197-ФЗ).

Инвентаризация драгоценных металлов и драгоценных камней проводится в соответствии с:

  • Правилами учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 28.09.2000 № 731;

  • Инструкцией о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при из производстве, использовании и обращении, утвержденной приказом Министерства финансов РФ от 29.08.2001 № 68н, зарегистрированной в Минюсте России 22.10.2001 № 2986.

Инвентаризации подлежит все имущество учреждения независимо от его местонахождения и все виды финансовых активов и обязательств.

Кроме того, инвентаризации подлежат производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие учреждению, но числящиеся в бюджетном учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам.

Инвентаризация имущества производится по его местонахождению и в разрезе материально ответственных лиц.

II. Цели проведения инвентаризации.

Основными целями проведения инвентаризации являются:

- выявление фактического наличия имущества;

- сопоставление фактического наличия с данными бухгалтерского учета;

- проверка полноты отражения в учете финансовых активов и обязательств (выявление излишков, недостач);

- документальное подтверждение наличия имущества и обязательств;

- определение фактического состояния имущества и его оценка.

III. Порядок и сроки проведения инвентаризации.

Порядок проведения инвентаризации регламентируется Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Министерства финансов РФ от 13.06.1995 № 49.

Проведение инвентаризации обязательно:

  • при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже;

  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года). Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов – один раз в пять лет;

  • при смене материально ответственных лиц;

  • при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

  • в случае стихийного бедствия, пожара и других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

  • при реорганизации или ликвидации КФУ;

  • в других случаях, предусмотренных действующим законодательством.

Инвентаризация библиотечных фондов проводится в сроки, установленные письмом Министерства финансов РФ «Об инвентаризации библиотечных фондов» от 04.11.1998 № 16-00-16-198, а именно:

  • наиболее ценные фонды, хранящиеся в сейфах, проверяются ежегодно;

  • редчайшие фонды – один раз в 3 года;

  • ценные фонды – один раз в 5 лет;

  • фонды до 100 тысяч учетных единиц – один раз в 5 лет;

  • фонды от 100 до 200 тысяч учетных единиц – один раз в 7 лет;

  • фонды от 200 до 1 млн. учетных единиц – один раз в 10 лет;

  • фонды библиотек свыше 1 млн. учетных единиц поэтапно в выборочном порядке с завершением проверки всего фонда в течение 15 лет.

Инвентаризация драгоценных металлов и драгоценных камней, содержащихся в покупных комплектующих деталях, изделиях, приборах, инструментах, оборудовании, вооружении и военной техники, находящихся в эксплуатации, а также размещенных в местах хранения (включая снятые с эксплуатации), производится один раз в год (по состоянию на 1 января).

IV. Основные правила проведения инвентаризации.

Для проведения инвентаризации в КФУ создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия.

При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств создаются рабочие инвентаризационные комиссии.

Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает ректор КФУ.

В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации КФУ, работники бухгалтерии, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т.д.)

До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной комиссии надлежит получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств, не сданные в бухгалтерию.

Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием «до инвентаризации на «___» (дата), что должно служить бухгалтерии основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным.

Материально ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие – списаны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества.

Фактическое наличие имущество при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера.

Проверка фактического наличия имущества производится при обязательном участии материально ответственных лиц.

Для оформления инвентаризации применяют следующие формы первичной учетной документации:

  • инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов (форма по ОКУД 0504087);

  • инвентаризационная ведомость наличных денежных средств (форма по ОКУД 0504088);

  • инвентаризационная опись бланков строгой отчетности и денежных документов (форма по ОКУД 0504086);

  • инвентаризационная опись ценных бумаг (форма по ОКУД 0504081);

  • инвентаризационная опись остатков на счетах учета денежных средств (форма по ОКУД 0504082);

  • инвентаризационная опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (форма по ОКУД 0504089);

  • инвентаризационная опись расчетов по доходам (форма по ОКУД 0504091);

  • ведомость расхождений по результатам инвентаризации (форма по ОКУД 0504092);

  • акт о результатах инвентаризации (форма по ОКУД 0504835).

Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках основных средств, нематериальных активов, материальных запасов и другого имущества, денежных средств, финансовых активов и обязательств, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации.

Описи заполняются чернилами или шариковой ручкой четко и ясно, без помарок и подчисток.

Наименование инвентаризуемых ценностей и объектов, их количество указывают в описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете.

На каждой странице описи указывают прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т.д.) эти ценности показаны.

Исправление ошибок производится во всех экземплярах описей путем зачеркивания неправильных записей и проставления над зачеркнутыми правильных записей. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами и материально ответственными лицами.

В описях не допускается оставлять незаполненные строки, на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются. На последней странице описями должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировки и подсчета итогов за подписями лиц, производивших проверку.

Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица. В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии пересиленного в описи имущества на ответственное хранение.

При проверке фактического наличия имущества в случае смены материально ответственных лиц, лицо, принявшее имущество расписывается в описи в получении, а сдавшее – в сдаче этого имущества.

На имущество, находящееся на ответственном хранении, арендованное или полученное для переработки, составляются отдельные описи.

Если инвентаризация имущества проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся материальные ценности, при уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны. Во время перерывов в работе инвентаризационных комиссий (в обеденный перерыв, в ночное время, по другим причинам) описи должны храниться в ящике (шкафу, сейфе) в закрытом помещении, где проводится инвентаризация.

В тех случаях, когда материально ответственные лица обнаружат после инвентаризации ошибки в описях, они должны немедленно (до открытия склада, кладовой, секции и т.п.) заявить об этом председателю инвентаризационной комиссии. Инвентаризационная комиссия осуществляет проверку указанных фактов и в случае их подтверждения производит исправление выявленных ошибок в установленном порядке.
V. Порядок проведения инвентаризации.
Инвентаризация основных средств производится комиссией путем осмотра объектов и записи их наименования, назначения, инвентарного номера, количества в инвентаризационную опись (сличительную ведомость) по объектам нефинансовых активов (форма по ОКУД 0504087).

При инвентаризации зданий, сооружений, земельных участков необходимо проверить наличие документов о закреплении права оперативного управления этими объектами или права хозяйственного ведения.

При инвентаризации машин, оборудования, транспортных средств в инвентарной описи, в графе «Наименование ценности», корме наименования записывается также заводской номер и год выпуска машин и оборудования. Однотипные предметы хозяйственного инвентаря, приобретенные одновременно по одинаковой стоимости, учтенные на одной инвентарной карточке ОС, записываются по наименованию с указанием количества и инвентарных номеров.

Выявленные инвентаризацией неучтенные объекты основных средств оцениваются с учетом действующих рыночных цен, амортизация по этим объектам определяется по их техническому состоянию с учетом года выпуска.

На неучтенные объекты комиссия составляет акт о приемке-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма по ОКУД 0306001) с указанием установленной рыночной цены и суммы амортизации объекта, после чего этот объект вписывается в инвентаризационную опись.

На предметы, не пригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, составляется отдельная инвентаризационная ведомость.

Инвентаризация арендованных основных средств или находящихся на ответственном хранении отражается в отдельной инвентаризационной описи, в которой дается ссылка на документы, подтверждающие факт аренды или ответственного хранения.

При инвентаризации непроизведенных активов проверяется наличие документов, подтверждающих право оперативного управления собственностью и законодательное закрепление за учреждением земли, ресурсов недр и т.п., а также своевременность отражения в бюджетном учете.

При инвентаризации нематериальных активов проверяются все объекты нематериальных активов, а также наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого актива и исключительного права учреждения на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, договоры уступки (приобретения) патента, товарного знака), другие охранные документы.

Инвентаризация материальных запасов производится отдельно по каждому счету, входящему в состав материальных запасов.

При этом в инвентаризационную опись (сличительную ведомость) нефинансовых активов (форма по ОКУД 0504087) заносятся материалы с указанием отдельных групп, видов и других необходимых данных (артикул, сорт и т.п.) по каждому наименованию.

Записи в опись производятся на основании проверки фактического наличия материальных ценностей путем их пересчета, взвешивания, перемеривания.

В случаях, когда материальные ценности хранятся в нескольких изолированных помещениях у одного материально ответственного лица, инвентаризация проводится последовательно по местам хранения. После проверки ценностей вход в помещение не допускается (помещение опломбируется) и комиссия переходит для работы в следующее помещение.

В исключительных случаях, когда возникает срочная необходимость в выдаче материалов со склада в процессе инвентаризации, материально ответственным лицом может быть произведен отпуск материалов только с разрешения руководителя и главного бухгалтера в присутствии членов инвентаризационной комиссии или по его поручению члена комиссии.

По вложениям в нефинансовые активы инвентаризация производится по каждому из счетов вложений.

Инвентаризация денежных средств в кассе учреждении производится в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным решением Совета директоров Центрального банка Российской Федерации от 22.09.1993 № 40 и сообщенным письмом ЦБ РФ от 04.10.1993 № 18.

Результаты снятия остатков денежных средств в кассе оформляется актом ф. № 0504088.

Для инвентаризации денежных документов и бланков документов строгой отчетности применяется инвентаризационная опись (сличительная ведомость) бланков строгой отчетности и денежных средств (форма по ОКУД 0504086).

При подсчете фактического наличия денежных документов, денежных знаков и других ценностей в кассе принимаются к учету наличные деньги, ценные бумаги и денежные документы (почтовые марки, марки государственной пошлины, оплаченные путевки в санатории и дома отдыха, авиа билеты, талоны на бензин и т.п.).

Проверка фактического наличия бланков документов строгой отчетности и бланков ценных бумаг производится по видам бланков с учетом начальных и конечных номеров каждого вида бланков, по местам хранения и материально ответственным лицам.

Инвентаризация денежных средств в пути производится путем сверки числящихся сумм на счетах бюджетного учета с данными квитанций учреждения банка, почтового отделения, копий сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассаторам банка и т.п.

Инвентаризация денежных средств, находящихся на лицевых счетах в органах Федерального казначейства Министерства финансов РФ или на текущих, валютных счетах кредитных организаций, производится путем сверки остатков сумм, числящихся на соответствующих субсчетах по данным бюджетного учета, с данными выписок банков.

При инвентаризации финансовых вложений проверяются фактические вложения средств в депозиты, облигации, векселя, в другие ценные бумаги.

Проводится проверка фактического наличия ценных бумаг с указанием их названия, серии, номера, номинальной стоимости, сроков гашения и общей суммы.

При этом указанные реквизиты в обязательном порядке сопоставляются с данными бюджетного учета.

Для инвентаризации финансовых вложений учреждения применяется Инвентаризационная опись ценных бумаг (форма по ОКУД 0504081).

В инвентаризационной описи указываются наименование и код ценной бумаги, ее серия и номер, сумма по номиналу единицы ценной бумаги, код валюты, в которой номинирована ценная бумага, курс ЦБ РФ на дату получения ценной бумаги, общее количество принадлежащих учреждению ценных бумаг, общая сумма имеющегося пакета ценных бумаг по номинальной стоимости в валюте и рублях, а также учетная стоимость ценных бумаг в валюте и рублях.

Инвентаризация расчетов охватывает следующие балансовые счета:

- расчеты по доходам – счет 0 20500 000;

- расчеты по выданным авансам – счет 0 20600 000;

- расчеты кредитам, займам (ссудам) – счет 0 20700 000;

- расчеты с подотчетными лицами – счет 0 20800 000;

- расчеты по ущербу имуществу – счет 0 20900 000;

- прочие расчеты с дебиторами - счет 0 21000 000;

- расчеты с кредиторами по долговым обязательствам – счет 0 30100 000;

- расчеты по принятым обязательствам – счет 0 30200 000;

- расчеты по платежам в бюджеты – счет 0 30300 000;

- прочие расчеты с кредиторами – счет 0 30400 000.

Инвентаризация расчетов проводится в основном по бухгалтерским документам в согласовании с корреспондирующими счетами (субсчетами).

Расчеты с покупателями, поставщиками, подрядчиками, с другими дебиторами и кредиторами выверяются с подтверждением сальдо по расчетам на день проведения проверки двумя сторонами. Результаты инвентаризации расчетов оформляются инвентаризационной описью расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (форма по ОКУД 0504089).

По задолженности работникам учреждения выявляются невыплаченные суммы по оплате труда, подлежащие перечислению на счет депонентов, а также суммы, не перечисленной заработной платы на счета по вкладам.

При инвентаризации подотчетных сумм проверяются отчеты подотчетных лиц по выданным авансам с учетом их целевого использования, а также суммы выданных авансов по каждому подотчетному лицу (даты выдачи, целевое назначение), суммы несданных в кассу остатков авансов.

Инвентаризационная комиссия путем документальной проверки должна также установить:

- правильность расчетов с финансовыми, налоговыми органами, другими организациями, а также со структурным подразделением учреждения, выделенным на отдельный баланс;

- правильность и обоснованность числящейся в бюджетном учете суммы задолженности по недостачам и хищениям;

- правильность и обоснованность сумм дебиторской, кредиторской и депонентской задолженности, включая суммы дебиторской и кредиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности.

VI. Оформление результатов инвентаризации.

Правильно оформленные инвентаризационной комиссией и подписанные всеми ее членами и материально ответственными лицами инвентаризационные описи (сличительные ведомости), акты передаются в бухгалтерию для выверки данных фактического наличия имущественно-материальных и других ценностей, финансовых активов и обязательств с данными бюджетного учета.

Выявленные при этом расхождения в инвентаризационных описях (сличительных ведомостях) обобщаются в ведомости расхождений по результатам инвентаризации (форма по ОКУД 0504092) и составляется акт о результатах инвентаризации (форма по ОКУД 0504035). Акт подписывается всеми членами инвентаризационной комиссии и утверждается руководителем учреждения.

После завершения инвентаризации выявленные расхождения (излишки, недостачи) должны быть отражены в бюджетном учете, а при необходимости материалы направлены в судебные органы для предъявления гражданского иска.

На суммы выявленных излишков, недостач основных средств, нематериальных активов, материальных запасов инвентаризационная комиссия требует объяснение с материально ответственного лица по причинам расхождений с данными бюджетного учета. Приказом руководителя создается комиссия для проведения внутреннего служебного расследования для выявления виновного лица, допустившего возникновение не сохранности доверенных ему материальных ценностей.

Как правило, причин возникновения недостач может быть несколько:

  • по вине материально ответственного или иного лица;

  • в результате чрезвычайной ситуации, а также в результате возникновения непреодолимой силы;

  • при пересортице.

Если недостача возникла по вине работника, то он обязан возместить причиненный учреждению ущерб. Размер ущерба или порчи имущества определяется по фактическим потерям. Они рассчитываются исходя из рыночных цен, действующих в данном регионе, на день причинения ущерба.

При этом размер ущерба не может быть ниже стоимости имущества, которая определяется по данным первичных учетных документов.

В бюджетном учете суммы выявленных излишков материальных запасов приходуются на материально ответственное лицо по рыночной стоимости товара.

VII. Перечень имущества и обязательств подлежащих инвентаризации.

  1. Инвентаризация основных средств:

    • здания, сооружения, передаточные устройства и остальные ОС раз в три года по состоянию на 1 октября;

    • библиотечные фонды раз в пятнадцать лет;

    • все другие основные средства раз в два года на 1 октября.

  1. Инвентаризация финансовых вложений раз в год по состоянию на 1 января.

  2. Инвентаризация материальных запасов раз в год по состоянию на 1 ноября.

  3. Инвентаризация незавершенного производства раз в год по состоянию на 1 января.

  4. Инвентаризация наличных денежных средств, денежных документов в кассе 1 раз в месяц.

  5. Инвентаризация спирта 1 раз в три месяца.

  6. Инвентаризация драгметаллов в чистом виде – два раза в год.

  7. Внезапные инвентаризации всех видов имущества при необходимости в соответствии с приказом руководителя.

Похожие:

Инструкция о порядке проведения инвентаризации нефинансовых, финансовых активов и обязательств в кфу iconСчетов бухгалтерского учета, формы первичных документов, порядок...
В учетную политику Общества на 2010 год внесены следующие уточнения и дополнения

Инструкция о порядке проведения инвентаризации нефинансовых, финансовых активов и обязательств в кфу iconУтверждено
Положение о порядке проведения Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» инвентаризации имущества и финансовых...

Инструкция о порядке проведения инвентаризации нефинансовых, финансовых активов и обязательств в кфу iconМетодические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств г. Москва 2005 год
Дата, на которую проводится инвентаризация. Частота и сроки проведения инвентаризации. 5

Инструкция о порядке проведения инвентаризации нефинансовых, финансовых активов и обязательств в кфу iconМетодические рекомендации по проведению инвентаризации активов и...
Одной из основных задач бюджетного бухгалтерского учета является инвентаризация активов и обязательств

Инструкция о порядке проведения инвентаризации нефинансовых, финансовых активов и обязательств в кфу iconМетодические указания и задания по выполнению домашней контрольной...
...

Инструкция о порядке проведения инвентаризации нефинансовых, финансовых активов и обязательств в кфу iconОбщие методические указания изучение пм. 02 «Ведение бухгалтерского...
ПМ. 02 «Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых...

Инструкция о порядке проведения инвентаризации нефинансовых, финансовых активов и обязательств в кфу iconМетодическое пособие по выполнению практических работ пм. 02 «Ведение...
ПМ. 02 «Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых...

Инструкция о порядке проведения инвентаризации нефинансовых, финансовых активов и обязательств в кфу iconПоложение о комиссии по приему-передаче, списанию, инвентаризации...

Инструкция о порядке проведения инвентаризации нефинансовых, финансовых активов и обязательств в кфу iconОтчет по практике вид практики
Выполнение индивидуального задания по модулю пм 02 «Учет источников формирования имущества и проведения инвентаризации имущества...

Инструкция о порядке проведения инвентаризации нефинансовых, финансовых активов и обязательств в кфу iconОтчетности
Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13. 06. 1995...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск