"Зеленая карта" на страховом рынке России c января 2009 года


Скачать 125.58 Kb.
Название"Зеленая карта" на страховом рынке России c января 2009 года
ТипДокументы
filling-form.ru > Бланки > Документы
"Зеленая карта" на страховом рынке России c января 2009 года.
Интерес деловых кругов к подписанию соглашения по "Зеленой карте" заключается прежде всего в том, что в данную систему международного страхования входят все страны Европы, в том числе Украина и Белоруссия, а также Израиль, Марокко, Тунис, Иран и другие страны, въезд на территорию которых для автотранспортных средств без действующего страхового сертификата "Зеленая карта" запрещен. Поскольку Российская Федерация не являлась членом данного международного соглашения, то сертификат страхования "Зеленая карта" при выезде за границу, владельцы транспортных средств как юридические так и физические лица были вынуждены приобретать у иностранных страховщиков или чаще у уполномоченных ими российских, неся при этом значительные расходы по оплате комиссионных. Учитывая экономические и политические выгоды а также преимущества участия страны в данной системе международных соглашений, правительство РФ Распоряжением №337 –р от 19/03/2008 приняло решение о присоединении страны к Международному соглашению по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств "Зеленая карта" и поручило Министерству финансов РФ принять соответствующие меры от имени правительства. Этим же распоряжением Российский союз автостраховщиков признан участником международной системы страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, исполняющим функции национального страхового бюро с правами и обязанностями, которые предусмотрены внутренним регламентом деятельности национальных бюро стран-участниц Международного соглашения "Зеленая карта". Для участия в системе создается гарантийный фонд при Совете Бюро, исходя из численности российского автопарка. В национальное страховое бюро "Зеленая карта", которое будет функционировать в структуре Российского союза автостраховщиков (РСА) в настоящее время вступили 12 российских страховщиков – членов РСА, в том числе: ОАО "Альфа Страхование", ОАО "ВСК", ОАО СК "Двадцать первый век", ОАО "ЖАСО", ЗАО "Международная страховая компания "АЙНИ", ОСАО "РЕСО-Гарантия", ООО "РГС-Столица", ОАО "РОСНО", ОАО СК "Русский мир", ООО "Страховая компания "Согласие", ЗАО "Страховая группа "Спасские ворота", ЗАСО "ЭРГО Русь", представившие свои заявки на участие в системе страхования с 01.01.2009 и подтвердившие свою готовность участвовать в финансовых обязательствах перед Советом Бюро "Зеленая карта".

В соответствии с регламентом, утвержденным Экономическим и Социальным Советом ООН (TRANS/SC.1/2002/4/Rev.4) от 30 апреля2004 г., международные автомобильные перевозки должны осуществляться таким образом, чтобы они не наносили ущерба общественному порядку, безопасности, окружающей среде, здоровью людей и морали затрагиваемой страны и соответствовали ее законодательству и международным обязательствам, а также мерам по охране внешней среды.

Эти требования относятся, в частности, и к отечественным автотранспортникам, осуществляющим перевозки грузов или пассажиров как на коммерческой основе, так и за собственный счет. К ним относятся, прежде всего, профессиональные грузовые международные перевозчики, имеющие соответствующие удостоверения, автобусные перевозчики, выполняющие регулярные и нерегулярные рейсы, обслуживающие туристические и деловые поездки, а также владельцы легковых автомобилей, выезжающие за рубеж в служебные и частные поездки.

Преимущества страхователей системы "Зеленая карта".

Основными из них является: возможность выбора страхователями отечественного или зарубежного страховщика, что в условиях конкуренции может привести к снижению тарифов у тех или иных компаний, действие международной гарантии полного и своевременного возмещения ущерба, а также возможность без лишних формальностей совершить поездку в любую из стран Европы, на территорию которой распространяется действие системы "Зеленая карта".

Другим преимуществом для страхователей "Зеленой карты" является упрощенная процедура оформления претензий о возмещении ущерба лицу, явившемуся в результате ДТП потерпевшей стороной. В тех случаях, когда при дорожно-транспортном происшествии у его участников нет телесных повреждений (травм или ранений) транспортная полиция лишь документально оформляет факт происшествия и устанавливает виновное в нарушении правил дорожного движения лицо. При незначительных повреждениях транспортных средств участники ДТП совместно оформляют специальные бланки извещений о происшествии с указанием его обстоятельств и перечислением характера повреждений транспортного средства или другого вида причиненного им ущерба. Оформленные страхователями извещения направляются в адрес своего страховщика, в обязанности которого входит анализ обстоятельств происшествия, установление виновности лица, а также размера ущерба, причиненного потерпевшей стороне, и выплата компенсации.

Помимо того ускоряется процедура урегулирования страховых случаев, обеспечиваются принципы независимости и объективности в оценке причиненного ущерба, ограничивается число случаев, требующих разрешения в судебных инстанциях, защита от страхового мошенничества. Важнейшими органами, осуществляющими урегулирование всех организационных вопросов в случаях заявления претензий по причинению ущерба для страхователей по сертификатам "Зеленая карта", являются Национальные страховые бюро в стране временного пребывания.

Национальные страховые бюро.

Деятельность каждого бюро не направлена на получение прибыли и должно иметь собственную независимую базу, основанную на совместной ответственности страховщиков, осуществляющих обязательное страхование ОСАГО на национальном рынке. К основным обязанностям национальных бюро, установленных регламентом относятся: урегулирование претензий по возмещению ущерба потерпевшим лицам в результате ДТП, происшедшим по вине застрахованных по "Зеленой карте" владельцев транспортных средств в тех случаях, когда по тем или иным причинам задержана выплата страхового возмещения страховщиком, выпуск свидетельств (полисов) о страховании, покрытие убытков превышающих лимиты страхования. Бюро предоставляет в распоряжение входящих в него страховщиков бланки страховых сертификатов определенного образца (Международная карта страхования автотранспортных средств "Зеленая карта") или разрешает им выпускать аналогичные собственные сертификаты и выдавать их застрахованным лицам для подтверждения факта оформления договора страхования гражданской ответственности, связанной с использованием любого зарегистрированного автотранспортного средства при выезде за границу. Страховые претензии рассматриваются национальными бюро самостоятельно в соответствии с законодательством и нормативными актами страны, где был причинен ущерб. Все национальные бюро стран-членов соглашения системы "Зеленая карта" входят в Совет Бюро, который отвечает за управление и текущую деятельность международной системы страхования автогражданской ответственности. Штаб-квартира Совета Бюро находится в Брюсселе и действует под эгидой рабочей группы по автомобильному транспорту Комитета по внутреннему транспорту Экономической комиссии ООН для Европы. В соответствии с решением Генеральной ассамблеи Совета Бюро "Зеленая карта" от 29 мая 2008 г. дано согласие на присоединение с 1 января 2009 года Российской Федерации к системе "Зеленая карта" в "переходном" статусе страны-члена Бюро. Член Совета Бюро может функционировать в указанном статусе в течение от 2-х до 10 лет в зависимости от сроков выполнения им принятых на себя обязательств, при этом он обладает такими же правами и обязательствами в переходный период как и действующий член Совета Бюро, исключая, пожалуй, одно правило: "Зеленая карта", приобретенная у российских страховщиков действует лишь при поездах за рубеж, а на территории России в этих целях необходимо использовать полис обязательного страхования гражданской ответственности автовладельцев (ОСАГО). Данное правило будет действовать вплоть до получения Российской Федерации статуса полноправного члена Совета Бюро.

Корреспондентская сеть.

Бюро в странах-участницах Европейского экономического пространства обязуются по получении соответствующей просьбы утверждать в качестве корреспондентов в своих странах представителей по урегулированию убытков, назначенных страховщиками других стран-участниц на основе Директивы 2000/26/ЕЕС. Такое назначение не может быть отозвано до тех пор, пока указанный корреспондент остаётся в качестве представителя по урегулированию убытков, согласно вышеуказанной Директивы, кроме случаев, когда им серьёзно нарушаются обязательства. Корреспондент в соответствии с законодательными и подзаконными правовыми актами страны происшествия, которыми регулируется ответственность, возмещение вреда потерпевшим сторонам и обязательное автострахование, регулирует от имени Бюро, которое одобрило его назначение и по поручению страховщика, который просил об этом назначении, все претензии, предъявленные в результате происшествий с участием средств транспорта, застрахованных страховщиком, запрашивавшим назначение корреспондента.

Если предназначенный к урегулированию убыток превышает по условиям покрытия или денежному лимиту нормы, предусмотренные действующим в стране, где произошла авария, законом об обязательном страховании, и при этом покрывается по условиям страхового полиса, необходимо запросить страховщика в отношении урегулирования той части претензии, которая превышает объём покрытия или денежный лимит. Согласие такого страховщика не является необходимым, если применяемое законодательство обязывает Бюро принимать в расчет договорные гарантии сверх вышеупомянутых лимитов и условий, предусмотренных законодательством в отношении страхования автогражданской ответственности в стране, где случилась авария.

Если по каким–либо причинам, Бюро которое одобрило назначение корреспондента, возмещает вместо него убытки потерпевшей стороне, оно получает компенсацию оплаченного возмещения непосредственно от Бюро, которое обращалось за назначением корреспондента.

Рассмотрение страховых претензий.

В соответствии со статьей 3 регламента Совета Бюро в национальное Бюро направляется информация о том, что на территории страны посещения произошло ДТП с участием иностранного владельца транспортного средства гражданская ответственность, которого застрахована по "Зеленой карте". Бюро приступает к разбирательству обстоятельств происшествия не дожидаясь заявления об ущербе от потерпевшей стороны и обязано в максимально краткий срок сообщить о нем страховщику, выдавшему "Зеленую карту" или информировать о происшествии соответствующее национальное Бюро.

Каждое национальное Бюро – участник соглашения гарантирует возмещение страховщиками – членами Бюро убытков, причиненных виновником ДТП, гражданская ответственность которого была застрахована по действующему полису "Зеленая карта".

Выгоды и проблемы страховщиков.

Членство РФ в международном соглашении "Зеленая карта" даст российским страховщикам определенные выгоды и преимущества, в том числе:

- уменьшить расходы на выдачу страховых свидетельств системы "Зеленая карта", выпускаемых от имени иностранных страховщиков;

- упростить систему возмещения убытков в результате ДТП за рубежом, происшедших по вине отечественных держателей свидетельств "Зеленая карта";

- создать новый экспортный страховой продукт на рынке путем выпуска собственных "Зеленых карт";

- создать за рубежом и в пограничных областях собственную представительскую сеть;

- расширить маркетинговые возможности по продаже за рубежом собственных страховых продуктов (например, страхование "авто-каско", гражданской ответственности автоперевозчиков и т.п.).

И наконец, присоединение к международному соглашению системы "Зеленая карта" повышает престижность российского страхового сообщества и создает условия для его интеграции в страховой рынок Европы с его инфраструктурой, технологиями и достигнутым уровнем сервиса.

Важным условием присоединения РФ к соглашению по "Зеленой карте" в интересах российских страховщиков является условие, что Правительство РФ не препятствует переводу валютных средств за границу, необходимых для выполнения международных обязательств, наступающих в соответствии с международным договором, заключенным в рамках системы "Зеленая карта" (компенсация убытков, урегулированных национальным бюро страны посещения, оплата обязательств по банковским гарантиям, перестрахованию).

По имеющимся расчетам в РСА рынок страховых сборов, которые могут быть получены в результате продажи страховых свидетельств "Зеленая карта" страховщиками РФ оценивается в 20-50 млн. евро.

Вместе с тем российские страховщики в процессе обеспечения эффективного действия системы страхования "Зеленая карта", по-видимому, будут вынуждены столкнутся с рядом проблем и, прежде всего, с необходимостью действовать в условиях конкуренции со стороны иностранных страховых компаний, а также недостаточностью профессионального опыта отечественного персонала, с трудностями оценки результатов экспертизы по оценке последствий причинения ущерба, которые применяются в разных странах для определения размеров страховых выплат, своей низкой капиталоемкостью, а также возможными случаями страхового мошенничества.

Система страхования "Зеленая карта" в европейских странах прежде всего выполняет социальную функцию и соответственно обеспечивает довольно большой объем страхового возмещения в случае причинения вреда жизни и здоровью потерпевшим по сравнению с размерами компенсационных выплат при страховании по ОСАГО, предусмотренных Федеральным законом в РФ. По правилам страхования во многих странах лимит ответственности страховщиков по ОСАГО не ограничен и компенсации выплачиваются в объеме реального ущерба в валюте той страны, где имело место ДТП, т.е. преимущественно в евро. Поскольку ущерб, причиненный в результате ДТП, оценивается по законам места происшествия, можно представить каких размеров могут составить суммы компенсаций при ДТП с участием нескольких автомобилей, в том числе грузовых или автобусов с человеческими жертвами. Поскольку российские страховщики недостаточно капитализированы, то важнейшим условием их деятельности являются обеспечение банковских гарантий и эффективная система перестрахования. Советом Бюро утверждены специальные требования по финансовым гарантиям, предъявляемые к членам Совета Бюро, статус которых является переходным.

Перестрахование эксцедента убытка и договор перестрахования с полным обслуживанием.

По данным Экономической комиссии ООН для Европы договор о банковской гарантии или денежном депозите заключается с банком, одобренным Управляющим комитетом Совета Бюро и в сумме не менее чем 4 млн.евро, которая также зависит от количества транспортных средств зарегистрированных на территории страны – члена системы с переходным статусом. Совет Бюро может использовать гарантию или депозит для возмещения неоплаченных задолженностей по выплате компенсаций членом Совета Бюро с переходным статусом. Договор перестрахования экцедента убытка также должен заключаться лишь с тем перестраховщиком, который получил одобрение Управляющего комитета Совета Бюро. В этом случае член Совета Бюро с переходным статусом несет ответственность по оплате перестраховочной премии, а бенефициаром по договору перестрахования является Совет Бюро, осуществляющий урегулирование убытков. Помимо того, член Совета Бюро с переходным статусом может заключить договор с перестраховщиком, одобренным Управляющим комитетом о перестраховании с полным обслуживанием, т.е. договор 100% квотного перестрахования. В этом случае перестраховщик принимает на себя обязательства по рассмотрению и урегулированию всех страховых претензий, заявленных по полисам "Зеленая карта", которые были выпущены страховщиком - членом Бюро с переходным статусом, используя в этих целях свою собственную службу урегулирования претензий или аналогичную службу другого национального Бюро в той стране, где страховщик не имеет представительства.

При подготовке материалов для Правительства РФ по вопросу присоединения страны к международному соглашению "Зеленая карта" РСА исходил из того, что данная система страхования является не только важным инструментом в сфере международного страхования, но и содержит в себе экономические интересы, оказывает положительный эффект и приносит определенные выгоды, которые имеют свое отражение в государственной политике, деятельности страховщиков и защищают интересы страхователей. В подтверждение своих выводов и предложений РСА было подготовлено;

- технико-экономическое основание и расчеты подтверждающие, что участие в международной системе страхования будет эффективным даже при весьма консервативном его развитии;

- расчеты и обоснования тарифов для российских страховщиков, участников системы "Зеленая карта". Их величина может составлять для легкового автомобиля порядка 30 евро сроком на 15 дней, для автобуса сроком на год около 1,5 тыс. евро, для грузовых автомобилей 500 евро в год. Для поездок на территорию Украины, Белоруссии и Молдовы страховой полис будет стоить значительно меньше;

- регламент создания автоматизированной информационной системы "Зеленая карта", а также модель функционирования российского национального Бюро "Зеленая карта" и порядка взаиморасчетом с иностранными партнерами.

Правительство РФ в связи с присоединением к системе страхования "Зеленая карта" были внесены изменения в некоторые ранее принятые Правительством нормативные акты по вопросам ОСАГО, касающиеся требований, предъявляемых к участникам данного международного соглашения.

"Зеленая карта" для нашей страны во многом новый страховой продукт. Он воплощает в себе результаты, которых смогли добиться российские страховщики за последние годы, когда вырос престиж России, укрепился наш страховой рынок, что по существу является опорой для его дальнейшего развития и вхождения его в мировой страховой рынок с его опытом преимуществами и выгодами.

Вместе с тем, имеется еще ряд нерешенных проблем:

- до сих пор остается нерешенным вопрос о том, каким образом будут продаваться полисы ОСАГО для въезжающих в Россию водителей из стран, не входящих в систему "Зеленая карта", в числе которых Казахстан, Узбекистан, Китай, Монголия;

- рассматривается возможность использования российского полиса ОСАГО при поездках в Украину, Белоруссию, Молдавию и другие являющиеся восточными соседями страны;

- о гарантийном взносе при въезде на территорию РФ для автомобилистов, не имеющих сертификатов "Зеленая карта".

В заключение хотелось бы отметить, что впредь до окончательного формирования инфраструктуры, обслуживающей страхователей "Зеленой карты по всем рправилим и нормам, предусмотренным внутренним регламентом Бюро и другими нормативными документами российским страхователям предпочтительно приобретать "Зеленую карту" у зарубежных страховщиков.

Засл. деятель науки, д.э.н., профессор Васильев Н.М.

Приложения
1.Распоряжение Правительства РФ №337-р от 19.03.2008. О национальном страховом бюро "Зеленая карта".

2.Перечень стран-членов международной системы автомобильного страхования "Зеленая карта".

3.Внутренний регламент деятельности Страховых Бюро/ Пер. с англ. /.

4.Система "Зеленая карта" и страхование гражданской ответственности, связанной с использованием средств автотранспорта (К истории вопроса).

5.Система прямого возмещения вреда по договорам ОСАГО и упрощенный порядок оформления ДТП.

6.Европейская экономическая комиссия, Комитет по внутреннему транспорту. "Согласование требований, касающихся международных автомобильных перевозок и их обеспечения"/ Пер. с англ. /.

7.Совет Бюро. "Требования по финансовым гарантиям, предъявляемым к членам Совета Бюро с переходным статусом".




Похожие:

\"Зеленая карта\" на страховом рынке России c января 2009 года iconВыписка из положения о страховом сертификате «Зеленая карта»
Страховой сертификат удостоверяет в соответствии с законодательством Российской Федерации и требованиями системы «Зеленая карта»...

\"Зеленая карта\" на страховом рынке России c января 2009 года iconУтверждено
«Зеленая карта» (далее – страховой сертификат), документов, выдаваемых членом бюро «Зеленая карта» страхователю в подтверждение заключения...

\"Зеленая карта\" на страховом рынке России c января 2009 года iconОдобрено правлением рса
«Зеленая карта» (далее – страховой сертификат), документов, выдаваемых членом бюро «Зеленая карта» страхователю в подтверждение заключения...

\"Зеленая карта\" на страховом рынке России c января 2009 года iconУтверждено
«Зеленая карта» (далее – система «Зеленая карта») определяют условия, на которых осуществляется страхование гражданской ответственности...

\"Зеленая карта\" на страховом рынке России c января 2009 года iconМетодическое пособие рса по обучению сотрудников страховых организаций...
«Урегулирование требований в рамках международной системы страхования «Зеленая карта»

\"Зеленая карта\" на страховом рынке России c января 2009 года iconУтверждено
«Зеленая карта» (далее – система «Зеленая карта») определяют условия, на которых осуществляется страхование гражданской ответственности...

\"Зеленая карта\" на страховом рынке России c января 2009 года iconУтверждено
«Зеленая карта» (далее – система «Зеленая карта») определяют условия, на которых осуществляется страхование гражданской ответственности...

\"Зеленая карта\" на страховом рынке России c января 2009 года iconИнструкция по заключению договоров страхования «Зеленая карта»
«Зеленая карта» – документ, содержащий основные условия страхования и оформляемый в соответствии с требованиями системы

\"Зеленая карта\" на страховом рынке России c января 2009 года iconМетодическое пособие рса по обучению сотрудников страховых организаций...
В редакции решения коллегии бюро «Зеленая карта» от 18. 11. 2010, 20. 06. 2011, 12. 02. 2015, 11. 02. 2016

\"Зеленая карта\" на страховом рынке России c января 2009 года iconПравила страхования в рамках международной системы страхования гражданской...
«Зеленая карта» (далее – система «Зеленая карта») определяют условия, на которых осуществляется страхование гражданской ответственности...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск