Приложение
к приказу МОН и МП РА
от «02» апреля 2013 г. № 429
ПОЛОЖЕНИЕ о предметной комиссии (подкомиссии)
государственной экзаменационной комиссии
Республики Алтай в 2013 году
Общая часть
В соответствии с Порядком проведения единого государственного экзамена, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 октября 2011 г. № 2451, (зарегистрирован Минюстом России 31.01.2012 № 23065), Порядком проведения государственного выпускного экзамена, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 марта 2009 г. № 70 (с изменениями от 5 апреля 2010 года), зарегистрированного в Минюсте России 7 апреля 2009 г., регистрационный № 13691, рекомендациями Рособрнадзора от 29 февраля 2008 г. № 01-96/08-01 по формированию и организации работы предметных комиссий (подкомиссий) территориальной экзаменационной комиссии субъекта Российской Федерации, создаваемой для организации оценивания экзаменационных работ в рамках государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования государственная экзаменационная комиссия Республики Алтай (далее - ГЭК) для проведения единого государственного экзамена (далее – ЕГЭ) и государственной (итоговой) аттестации в новой форме (далее – ГИА - 9) в 2013 году на территории Республики Алтай создает предметные комиссии (подкомиссии) по общеобразовательным предметам (химия, история, русский язык, математика, география, физика, биология, обществознание, английский язык, немецкий язык, литература, информатика и информационно-коммуникативные технологии (ИКТ).
1.1. Предметные комиссии (далее – ПК) создаются в целях осуществления проверки и оценивания:
- экзаменационных заданий выпускников IX классов, участвующих в ГИА-9;
- ответов участников ЕГЭ на задания с развернутым ответом;
- экзаменационных ответов участников государственного выпускного экзамена (далее - ГВЭ).
1.2. Проверка ответов участников ЕГЭ на задания с развернутым ответом, выполненных на бланках ответов № 2 и дополнительных бланках ответов № 2, проводится ПК, осуществляющей свою деятельность на основании «Положения о предметной комиссии (подкомиссии) государственной экзаменационной комиссии Республики Алтай» (далее Положение о ПК). ПК создается по каждому общеобразовательному предмету, по которому проводится ЕГЭ, ГВЭ в Республике Алтай.
1.3. Проверка ответов участников ГИА-9 на задания с развернутым ответом, выполненных на бланках ответов № 1 и № 2, проводится ПК, осуществляющей свою деятельность на основании Положения о ПК.
ПК создается по каждому общеобразовательному предмету, по которому проводится ГИА-9 в Республике Алтай.
1.4. Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай и ГЭК обеспечивают ПК помещениями для работы, которые расположены в непосредственной близости к РЦОИ с соблюдением всех требований информационной безопасности.
1.5. Организационно-технологическое обеспечение процедуры проверки развернутых ответов осуществляет РЦОИ.
1.6. Ответственность за организацию работы ПК и результаты проверки развернутых ответов несут председатель ПК и руководитель РЦОИ в рамках своей компетенции.
1.7. В случае возникновения ситуаций, непредусмотренных настоящим Положением о ПК, решение принимает председатель ПК и/или руководитель РЦОИ в рамках своей компетенции с обязательным последующим информированием ГЭК.
1.8. К проверке принимаются развернутые ответы участников ЕГЭ, выполненные только на бланках ответов № 2 и дополнительных бланках ответов № 2, утвержденной Рособрнадзором формы, и заполненные в соответствии с «Правилами заполнения бланков ЕГЭ» и ответы участников ГИА-9, выполненные только на бланках ответов № 1 и № 2 и заполненные в соответствии с «Правилами заполнения бланков ГИА».
1.9. Срок работы предметной комиссии (подкомиссии) государственной экзаменационной комиссии Республики Алтай устанавливается с 15 апреля 2013 года по 28 июля 2013 года.
1.10. В целях повышения объективности проверки экзаменационных работ участников ЕГЭ по согласованному решению ГЭК Республики Алтай возможна организация обмена экзаменационными работами участников ЕГЭ между субъектами Российской Федерации (далее - межрегиональная перекрестная проверка).
1.11. Организационное и технологическое обеспечение межрегиональной перекрестной проверки экзаменационных работ участников ЕГЭ (в том числе передачи обезличенных копий бланков, на которых оформлены ответы участников ЕГЭ на задания экзаменационной работы с развернутым ответом) осуществляют РЦОИ при содействии уполномоченной организации.
Организация проверки ответов на задания с развернутым ответом
Распределение работ между экспертами и назначение работ на третью проверку выполняются автоматизировано в РЦОИ с использованием предоставленных ФЦТ алгоритмов и программных средств.
РЦОИ подготавливает рабочие комплекты для экспертов в соответствии с «Методическими материалами по подготовке и проведению обработки материалов ЕГЭ в региональных центрах обработки информации в 2013 году», и рекомендациями по проведению и обработке материалов ГИА-9.
Председатель ПК получает набор рабочих комплектов для экспертов у руководителя РЦОИ в день проведения проверки.
Председатель ПК передает на проверку экспертам соответствующие рабочие комплекты.
Проверка ответов на задания экзаменационной работы с развернутым ответом осуществляется согласно «Методике проверки ответов на задания экзаменационной работы с развернутым ответом».
Эксперты, проводя проверку развернутых ответов, выставляют баллы в машиночитаемый бланк-протокол, который предоставлен РЦОИ в рабочем комплекте.
По завершении проверки экзаменационных работ одного рабочего комплекта эксперт передает рабочий комплект председателю ПК.
Председатель ПК передает руководителю РЦОИ по мере готовности заполненные бланки-протоколы для дальнейшей обработки.
Методика проверки ответов на задания экзаменационной работы с развернутым ответом
Ответы участников ЕГЭ на задания экзаменационной работы с развернутым ответом оцениваются двумя независимыми экспертами.
Оба эксперта независимо по результатам проверки выставляют баллы за каждый ответ на задание с развернутым ответом или за каждую позицию оценивания (если ответ на задание оценивается отдельно по каждой позиции оценивания) согласно критериям оценивания выполнения заданий с развернутым ответом, предоставленных ФЦТ.
3.3. Результирующие баллы за ответы на задания с развернутым ответом определяются автоматизировано, исходя из следующих положений (кроме общеобразовательных предметов, в критериях оценивания развернутых ответов которых указано иначе):
если баллы двух экспертов совпали, то полученный балл является окончательным;
если установлено несущественное расхождение в баллах, выставленных двумя экспертами, то окончательный балл определяется как среднее арифметическое баллов двух экспертов с округлением в большую сторону;
если установлено существенное расхождение в баллах в оценивании заданий с развернутым ответом, то назначается дополнительная третья проверка.
Существенное расхождение по каждому общеобразовательному предмету определяется в критериях оценивания по соответствующему общеобразовательному предмету.
Третий эксперт назначается председателем предметной комиссии из числа членов предметной комиссии, ранее не проверявших данную экзаменационную работу.
Третий эксперт проверяет и выставляет баллы только за те ответы на задания (позиции оценивания), в которых было обнаружено расхождение в баллах двух экспертов. Третьему эксперту предоставляется информация о баллах, выставленных экспертами, ранее проверявшими экзаменационную работу участника ЕГЭ. Баллы третьего эксперта являются окончательными.
Распределение работ членам предметных комиссий, определение окончательных баллов за ответы участников ЕГЭ на задания экзаменационной работы с развернутым ответом, а также определение необходимости проверки третьим экспертом осуществляются автоматизировано, с использованием специализированных аппаратно-программных средств РЦОИ.
Председатель ПК обеспечивает неукоснительное исполнение экспертами следующего требования (кроме общеобразовательных предметов, в критериях оценивания развернутых ответов которых указано иначе): в полученном для работы наборе бланков ответов № 2 эксперты последовательно проверяют ответы участников ЕГЭ на задания С1 во всех полученных бланках ответов № 2, после этого проверяют ответы на задания С2 и т.д.
3.8 Ответы участников ГИА-9 на задания экзаменационной работы с развернутым ответом оцениваются экспертами в соответствии с рекомендациями ФГБУ «Федеральный центр тестирования».
4. Правила для председателя ПК
4.1. Подготовительные мероприятия:
4.1.1. Получить от Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Алтай утвержденные ГЭК списки специалистов-предметников, направляемых на обучение по содержанию и технологии оценивания ответов участников ЕГЭ и ГИА-9 на задания с развернутым ответом.
4.1.2. Обеспечить специалистов-предметников необходимыми материалами для проверки экзаменационных работ.
4.1.3. Провести инструктаж специалистов-предметников по содержанию и технологии оценивания выполнения заданий с развернутым ответом заполнению необходимых документов по результатам проверки.
4.1.4. Выявить по результатам работы специалистов-предметников, систематически дающих завышенные, заниженные или неустойчивые оценки по сравнению с другими специалистами-предметниками за те же ответы.
4.1.5. Принять решение об исключении таких специалистов из состава обучаемых или о проведении повторного инструктажа и дополнительных тренировочных занятий.
4.1.6. Установить количество занятий, по обучению экспертов исходя из необходимости, обеспечить минимальное расхождение в результатах оценивания и производительность, достаточную для выполнения всех работ в установленные сроки.
4.1.7. Определить состав специалистов-предметников, рекомендуемых для работы в ПК, по результатам обучения.
4.1.8. Направить список специалистов-предметников, рекомендуемых для работы в ПК, в ГЭК для утверждения в качестве членов ПК – экспертов.
4.1.9. Получить от ГЭК утвержденный персональный состав ПК.
4.1.10. Не позднее, чем за неделю до начала обработки материалов ЕГЭ и ГИА-9, председатель ПК по соответствующему общеобразовательному предмету передает руководителю РЦОИ расписание работы членов ПК для планирования назначения экспертов на проверку работ.
4.1.11. В этом же документе председатель ПК указывает допуск каждого из членов ПК к третьей проверке. Количество экспертов, допущенных к третьей проверке, должно составлять не более 25% от общего количество экспертов.
4.1.12. Председатель ПК согласует с руководителем РЦОИ график работы экспертов, проводящих экспертизу пустых бланков.
4.2. На этапе проверки бланков ответов:
4.2.1. Согласовать с ГЭК и руководителем РЦОИ время начала проверки ответов на задания с развернутым ответом и определения пустых (незаполненных) бланков ответов.
4.2.2. Назначить группу экспертов (не менее двух) для работы в РЦОИ проводящих проверку пустых бланков.
4.2.3. Получить у руководителя РЦОИ полный комплект критериев оценивания выполнения заданий с развернутым ответом (далее – критерии) и необходимое количество комплектов критериев для экспертов.
4.2.4. Получить необходимое для проверки экспертами количество рабочих комплектов.
4.2.5. Перед началом работы экспертов провести инструктаж в соответствии с полученными критериями оценивания выполнения заданий.
4.2.6. Распределить экспертов по рабочим местам в предоставленных аудиториях.
4.2.7. Помимо экспертов и председателя ПК в аудитории могут находиться:
руководитель РЦОИ (или его заместитель);
уполномоченный представитель ГЭК;
должностные лица Рособрнадзора или ОИВ, осуществляющие выездную (инспекционную) проверку Порядка проведения ЕГЭ и ГИА-9.
4.2.8. Выдать каждому эксперту комплект критериев оценивания выполнения заданий с развернутым ответом по каждому варианту и рабочий комплект для проверки.
4.2.9. Обеспечить рабочую атмосферу и дисциплину в работе ПК.
4.2.10. Во время работы экспертам запрещается:
самостоятельно изменять рабочие места;
пользоваться средствами связи, фото и видеоаппаратурой, портативными персональными компьютерами (ноутбуками, КПК и другими);
без уважительной причины покидать аудиторию;
переговариваться;
выносить после завершения работы рабочие комплекты и/или их части, а также критерии оценивания выполнения заданий.
4.2.11. В рамках своей компетенции решать вопросы, возникающие у экспертов, а при необходимости решать вопросы, связанные с компетенцией РЦОИ, согласовывать свои решения с руководителем РЦОИ.
4.2.12. Контролировать качество заполнения экспертами бланков-протоколов и оперативно передавать бланки–протоколы и бланки-копии в РЦОИ.
4.2.13. Оперативно устранять возникающие у экспертов затруднения.
4.2.14. Если рабочий комплект по ряду объективных причин не был проверен экспертом полностью, то необходимо сообщить об этом руководителю РЦОИ и передать ему данный комплект с протоколом проверки.
4.2.15. Бланки-копии всего рабочего комплекта, не проверенного экспертом полностью, будут переназначены в РЦОИ другим экспертам. Этот вопрос руководитель РЦОИ решает в рабочем порядке.
4.2.16. По завершении работы предметной комиссии сдать руководителю РЦОИ все критерии оценивания заданий с развернутым ответом, выданные предметной комиссии до проведения проверки.
4.2.17. По завершении проверки получить от руководителя РЦОИ пакет документов о результатах работы ПК:
количество работ, проверенных каждым экспертом;
количество работ, отправленных на третью проверку;
информацию об экспертах, показавших наибольшее количество расхождений в результатах оценивания.
4.3. При рассмотрении апелляций о несогласии с выставленными баллами по ЕГЭ и ГИА-9 (далее – апелляция по результатам):
4.3.1. Получить от ответственного секретаря конфликтной комиссии копии бланков ответов № 2 и бланки – протоколов.
4.3.2. Получить от руководителя РЦОИ критерии оценивания на задания с развернутым ответом варианта КИМ, по которому сдавал экзамен участник ЕГЭ и ГИА-9, подавший апелляцию.
4.3.3. Назначить на рассмотрение апелляции двух экспертов, ранее не проверявших данную работу, и передать им вышеуказанные материалы.
4.3.4. Узнать у ответственного секретаря КК Республики Алтай время рассмотрения апелляции.
4.3.5. Направить экспертов в КК на рассмотрение апелляции в указанное время.
4.3.6. Оперативно передавать в РЦОИ для Рособрнадзора, ФЦТ информацию о возможной некорректности заданий с обязательным указанием номера варианта КИМ, задания и содержания замечания. Решение о корректности задания и об изменении баллов участникам ЕГЭ и ГИА-9 в случае признания задания некорректным принимается на федеральном уровне. В случае признания задания некорректным, всем участникам ЕГЭ и ГИА-9, которые выполняли данное задание, пересчитываются баллы. 4.4. При подготовке аналитического отчета о работе ПК:
4.4.1. Составляет и направляет в ГЭК аналитический отчет о результатах работы комиссии, анализ типичных ошибок и затруднений, возникших у обучающихся и участников ЕГЭ и ГИА-9 в ходе выполнения экзаменационных заданий.
4.4.2. Принимает участие в обсуждении аналитического отчета о работе ПК, вносит свои предложения.
Правила для экспертов ПК
Эксперты должны:
Заблаговременно пройти инструктаж по содержанию и технологии оценивания заданий с развернутым ответом, в сроки, определяемые председателем ПК.
Эксперты, не прошедшие инструктаж, к проверке ответов на задания с развернутым ответом не допускаются.
Во время проверки ответов на задания с развернутым ответом:
5.2.1. По указанию председателя ПК занять рабочие места в предоставленных аудиториях.
5.2.2.Получить рабочие комплекты для проверки.
Соблюдать дисциплину во время работы.
5.2.4. Во время работы экспертам запрещается:
самостоятельно изменять рабочие места;
пользоваться средствами связи, фото и видеоаппаратурой, портативными персональными компьютерами (ноутбуками, КПК и другими);
без уважительной причины покидать аудиторию;
переговариваться;
по завершении работы выносить рабочие комплекты и/или их части, а также критерии оценивания заданий с развернутым ответом;
если у эксперта возникают вопросы или проблемы, он должен обратиться к председателю ПК или руководителю РЦОИ (его заместителю), которые решают их рамках своей компетенции.
5.2.5.Начать проверку ответов на задания с развернутым ответом, следуя следующим правилам:
заполнять необходимые поля бланка-протокола следует печатными заглавными буквами черной гелевой ручкой строго внутри полей бланка-протокола;
использование карандаша (даже для черновых записей), ручек со светлыми чернилами и замазки для исправления написанного недопустимо (наличие грифеля или замазки на сканируемом бланке может привести к серьезной поломке сканера);
внесенные исправления должны однозначно трактоваться, все исправления зафиксированы и заверены подписью эксперта (соответствующие записи делаются внизу в бланке-протоколе);
если участник ЕГЭ и ГИА-9 не приступал к выполнению задания, то в поле, в котором должен стоять балл за данный ответ на задание в бланке-протоколе, следует поставить метку «Х»;
если участник ЕГЭ и ГИА-9 приступал к выполнению задания, то в соответствующее поле (поля) бланка-протокола следует проставить соответствующий балл (баллы) от нуля до максимально возможного, указанного в критериях оценивания выполнения заданий с развернутым ответом;
если участник ЕГЭ выполнял альтернативное задание, то в соответствующее поле бланка-протокола следует проставить номер выбранного участником ЕГЭ альтернативного задания.
5.2.6. После завершения заполнения бланка-протокола поставить дату, подпись в соответствующих полях бланка-протокола и передать рабочий комплект председателю ПК для передачи на обработку.
При экспертизе пустых бланков ответов № 2:
Получить инструктаж от руководителя РЦОИ.
Просматривать с экрана изображения пустых бланков ответов № 2.
При наличии на изображении записей, знаков, рисунков или пометок, которые могут быть расценены как ответ на задание с развернутым ответом или подтверждение того, что участник ЕГЭ приступал к выполнению задания или имел возможность его выполнить, но не выполнил по какой-то причине, удостоверить, что изображение заполнено.
При отсутствии записей, относящихся к ответу на задания, удостоверить, что изображение не заполнено.
Изображения, определенные хотя бы одним из проверяющих экспертов, как заполненные, отправляются на проверку в ПК. Изображения, определенные всеми проверяющими экспертами как незаполненные, относятся к разряду ответов на задания, к которым участник ЕГЭ не приступал, и оцениваются в ноль баллов за выполнение каждого задания с развернутым ответом посредством программного комплекса РЦОИ.
При рассмотрении апелляций о несогласии с выставленными баллами по ЕГЭ и ГИА-9:
Получить от председателя ПК копии бланков ответов № 2, бланков-протоколов проверки работ экспертами, критерии оценивания на задания с развернутым ответом варианта КИМ, по которому сдавал экзамен участник ЕГЭ и ГИА-9, подавший апелляцию.
Рассмотреть работы апеллянта, а также проанализировать предыдущее оценивание работы.
Узнать у председателя ПК время рассмотрения апелляции и прибыть в указанное время в КК.
В случае возникновения у апеллянта или у КК претензий к оцениванию ответов на задания с развернутым ответом дать соответствующие разъяснения.
Составить заключение о правильности оценивания ответов на задания с развернутым ответом, по которым была подана апелляция.
В случае обнаружения ошибок или некорректных заданий в КИМ необходимо сообщить об этом председателю ПК с обязательным указанием номера варианта КИМ, задания и содержания замечания. Решение о корректности задания и об изменении баллов участникам ЕГЭ и ГИА-9 в случае признания задания некорректным принимается на федеральном уровне. В случае признания задания некорректным, всем участникам ЕГЭ и ГИА-9, которые выполняли данное задание, пересчитываются баллы в соответствии с распорядительным актом Рособрнадзора.
В случае рассмотрения апелляции участника ГВЭ проверка не может проводиться лицами, ранее проверявшими экзаменационную работу выпускника, подавшего апелляцию. 6. Полномочия, функции и организация работы предметной комиссии, при проверке и оценивании экзаменационных работ участников ГВЭ 6.1.1. Проверка и оценивание экзаменационных работ выпускников осуществляется на основе методических рекомендаций Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.
Проверка экзаменационных работ осуществляется в течение трех рабочих дней с момента проведения ГВЭ по соответствующему общеобразовательному предмету.
6.1.2. Предметная комиссия выполняет следующие функции:
- принимает к рассмотрению от Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Алтай (далее – Министерство) экзаменационные работы по математике и по русскому языку;
- осуществляет проверку экзаменационных работ по русскому языку и математике в соответствии с методическими рекомендациями Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.
6.2. Составляет и направляет в Министерство:
- протоколы и анализ результатов проверки экзаменационных работ по русскому языку и математике;
- итоговый отчет о результатах работы предметной комиссии по русскому языку и математике.
6.3. Предметная комиссия вправе:
- готовить и передавать председателю государственной экзаменационной комиссии Республики Алтай предложения по содержанию экзаменационных работ, требованиям и критериям оценивания ответов выпускников для направления в Министерство;
- готовить и передавать руководству государственной экзаменационной комиссии Республики Алтай информацию о типичных ошибках в ответах выпускников и рекомендуемых мерах, по совершенствованию подготовки обучающихся по математике и по русскому языку для направления в Министерство;
- сообщать об обнаружении в экзаменационных работах некорректных заданий в государственную экзаменационную комиссию Республики Алтай. 7. Ответственность членов предметной комиссии 7.1. Члены предметной комиссии несут в соответствии с законодательством Российской Федерации ответственность за разглашение содержащихся в КИМ сведений.
7.2. Член предметной комиссии может быть исключен из состава предметной комиссии в случаях:
- предоставления о себе недостоверных сведений;
- утери подотчетных документов;
- невыполнения или ненадлежащего исполнения возложенных на него обязанностей;
-возникновения конфликта интересов (наличие близких родственников, которые участвуют в ЕГЭ и ГИА-9 в текущем году).
7.3. Решение об исключении члена предметной комиссии из состава предметной комиссии принимается ГЭК на основании аргументированного представления председателя предметной комиссии.
7.4. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения возложенных на них обязанностей, несоблюдения требований нормативных правовых актов по проведению ЕГЭ и ГИА-9, нарушения требований конфиденциальности и информационной безопасности, а также злоупотреблений установленными полномочиями, совершенными из корыстной или иной личной заинтересованности, члены предметной комиссии (эксперты) привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. |