Скачать 118.69 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Забайкальский государственный университет» (ФГБОУ ВО «ЗабГУ») Факультет психолого-педагогический Кафедра специальной психологии и коррекционной педагогики УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ для студентов заочной формы обучения по дисциплине Нарушения темпо-ритмической стороны речи для направления подготовки: 44.03.03. Специальное (дефектологическое) образование, профиль - Логопедия Форма обучения: заочная (5 лет) Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов
Форма обучения: индивидуальный учебный план (4 года) Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов
Краткое содержание курса
Формы текущего контроля Модуль 1. Теоретические основы развития и нарушения мелодико-интонационной стороны речи и голоса. Терминологическая работа (по теме «Просодическая система речи») Раскрыть сущность понятий, входящих в просодическую систему речи. Составление таблицы (по теме «Проявления нарушений темпо-ритмической стороны речи») Заполните таблицу
Контроль по модулю 1 Составление таблицы В таблице сделаны намеренные ошибки в показателях, отличающих тахилалию от заикания. Найдите и исправьте их. Наиболее типичные различия тахилалии и заикания
Модуль 2.. Логопедическое обследование и коррекция при тахилалии, брадилалии. Задача (по теме «Обследование лиц с нарушением темпа речи (брадилалия, тахилалия)») Опираясь на пункты логопедического заключения по итогам обследования ребенка с тахилалией (брадилалией), составьте возможные формулировки для заполнения речевой карты. В логопедическом заключении указываются: - формы брадилалии, тахилалии (чистые; разновидности (баттаризм, полтерн); сочетание с другими речевыми нарушениями (например, тахилалии с заиканием)) - степень выраженности (легкая, средняя, тяжелая); - круг ситуаций, в которых проявляется тахилалия (брадилалия); - влияние патологически замедленной (ускоренной) речи на личность ребенка, на его коммуникативные возможности, поведение - выраженность психических симптомов; - особенности моторики; - нарушения внешней речи (звукопроизношения, лексико-грамматической и семантической сторон речи, просодии); - нарушения внутренней речи, психических процессов (восприятия, внимания, мышления) Коллоквиум (по теме «Система лечебно-педагогической работы при брадилалии, тахилалии») 1. Дайте определение нарушениям темпа речи. Охарактеризуйте причины нарушения темпо-ритмической стороны речи . 2. Дайте краткий анализ исторического развития проблемы нарушений темпа речи. 3. Определите механизм и структуру дефекта при брадилалии, 4.Определите механизм и структуру дефекта при тахилалии, баттаризме и полтерн. 5.Охарактеризуйте научные концепции и теории о связи ритмических характеристик речи с психологическими и физиологическими свойствами человека 6.Дайте психолого-педагогическую характеристику детей с брадилалией по схеме - особенности развития познавательной сферы. - особенности развития эмоционально-волевой сферы. - особенности поведения детей. 7.Дайте психолого-педагогическую характеристику детей с тахилалией по схеме - особенности развития познавательной сферы. - особенности развития эмоционально-волевой сферы. - особенности поведения детей. 8.Раскройте основные разделы комплексного обследования лиц с нарушениями темпа речи. 9.Каковы основные принципы комплексного лечебно-педагогического воздействия на лиц с нарушениями темпа речи? 10. Назовите и охарактеризуйте основные разделы и содержание методик коррекционно-педагогической работы при брадилалии, тахилалии и ее разновидностях. Контроль по модулю 2 Тестирование Часть А. Выбрать правильный вариант ответа и внести в бланк ответов
4. Какое из предложенных упражнений можно использовать с целью отработки соотнесения ритма движения с ритмом речи? а) Дети становятся парами лицом друг к другу. На счет «раз» - один бросает мяч другому, « два»- второй ловит мяч и держит перед собой. Дети считают самостоятельно. В дальнейшем это же упражнение выполняется на слова стихотворения «Мой веселый звонкий мяч». б) Пение песни «Мишка косолапый» в) Детям предлагается поиграть с воздушными шарами и повторять все движения за ведущим. 5. Нарушения темпа и ритма речи судорожного характера наблюдаются при: а – заикании; б – тахилалии; в – дизартрии. 6. Основным проявлением нарушения устной речи при заикании является расстройство ее: а – темпо-ритмической организации; б – произносительной стороны; в – мелодико-интонационного оформления. 7. Ритмическая организация речи определяется: а – чередованием гласных и согласных звуков; б – чередованием ударных и безударных слогов; в – чередованием слов во фразе. 8. Заикание характеризуется следующим видом темпа: а – быстрым; б – прерывистым; в – убыстренным. 9. Запинки судорожного характера проявляются в виде повторов: а – фраз; б – слов; в – слогов. 10. При заикании судороги могут наблюдаться : а – в артикуляционном отделе речевого аппарата; б – в артикуляционном и дыхательном отделах речевого аппарата; в – в артикуляционном, дыхательном и голосообразовательном отделах речевого аппарата. 11. Предотвращение возникновения судорог в дыхательном и голосообразовательном отделах при заикании обеспечивает фонация на: а – придыхательной атаке; б – мягкой атаке; в – твердой атаке. 12. Плавность речи при работе с заикающимися достигается за счет: а – замедленного темпа речи; б – удлинения произношения всех гласных; в – усиления произношения гласных. Часть В
Бланк ответов
Форма промежуточного контроля Перечень теоретических вопросов для экзамена.
Практическое задание. Составьте схему логопедического воздействия при тахилалии, брадилалии. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Основная литература Печатные издания 1.Волкова, Л.С. Логопедия : учеб. пособие / Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова; под ред. Л.С. Волковой. - Москва : Просвещение, 1989. - 528 с. (42) 2. Логопедия. Методическое наследие. В 5 кн. : пособ. для логопедов. Кн. II : Нарушения темпа и ритма речи. Заикание. Брадилалия. Тахилалия / В. И. Селиверстов, Л. Г. Парамонова; под ред. Л. С. Волковой. - Москва : Владос, 2007. - 431 с. (5) 3.Флерова Ж. М. Логопедия: учебное пособие / Ж.М. Флерова. – 3-е изд. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 318 с. (30) Издания из ЭБС 1.Ахутина, Т. В. Диагностика речевых нарушений школьников : практ. пособие / Т. В. Ахутина, Т. А. Фотекова. — 3-е изд.— М. : Издательство Юрайт, 2017. — 175 с. 2.Соловьева, Л. Г. Логопедия : учебник и практикум для ВО / Л. Г. Соловьева, Г. Н. Градова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 208 с. Дополнительная литература Печатные издания 1.Зволейко Е.В. Логопсихология и основы логопедии: учебное пособие. / Зволейко Е.В. – Чита: ЗабГГПУ, 2008. 356 с. (7+е) 2. Логопедия: практ. пособие / авт-сост. В.И. Руденко. - 8-е изд. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2009. - 287 с. (25) 3.Филичева, Т. Б. Основы логопедии : учеб. пособие / Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. - Москва : Просвещение, 1989. - 223 с. (7) Издания из ЭБС 1.Специальная психология. В 2 т. Т.1: учебник для бакалавриата и магистратуры / под ред. В.И. Лубовского. – М.: Юрайт, 2017. – 428 с. http://www.biblio-online.ru/book/F79ABF04-191E-4DED-9BF9-8D4FC61136E1 2.Специальная психология. В 2 т. Т.2: учебник для бакалавриата и магистратуры / под ред. В.И. Лубовского. – М.: Юрайт, 2017. – 274 с. http://www.biblio-online.ru/book/F79ABF04-191E-4DED-9BF9-8D4FC61136E1 Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
Ведущий преподаватель: д.п.н. Е.В. Зволейко Заведующий кафедрой: к.психол. н. С.А. Калашникова |
Й федерации», «Статутами орденов Российской Федерации, положениями о знаках отличия Российской Федерации, медалях Российской Федерации,... | О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации... | ||
Прокуратура Российской Федерации единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации... | Прокуратура Российской Федерации единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации... | ||
Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "о верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской... | Указа Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 г. N 232 "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской... | ||
Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении бюджетными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных... | Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и пунктом 53(52). 3 Положения о... | ||
Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и пунктом 53(52). 3 Положения о... | Указа Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 г. N 232 "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |