Российской федерации


Скачать 118.69 Kb.
НазваниеРоссийской федерации
ТипКурсовая
filling-form.ru > Бланки > Курсовая
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Забайкальский государственный университет»

(ФГБОУ ВО «ЗабГУ»)

Факультет психолого-педагогический

Кафедра специальной психологии и коррекционной педагогики

УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

для студентов заочной формы обучения
по дисциплине Нарушения темпо-ритмической стороны речи
для направления подготовки: 44.03.03. Специальное (дефектологическое) образование, профиль - Логопедия

Форма обучения: заочная (5 лет)
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов

Виды занятий

Распределение по семестрам

Всего часов

8 семестр

1

2

3

Общая трудоемкость

108

108

Аудиторные занятия, в т.ч.:

16

16

лекционные

8

8

практические (семинарские)

8

8

лабораторные







Самостоятельная работа студентов

56

56

Форма текущего контроля в семестре

Экзамен

36

Курсовая работа

+





Форма обучения: индивидуальный учебный план (4 года)

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов

Виды занятий

Распределение по семестрам

Всего часов

6 семестр

1

2

3

Общая трудоемкость

108

108

Аудиторные занятия, в т.ч.:

12

12

лекционные

6

6

практические (семинарские)

6

6

лабораторные







Самостоятельная работа студентов

60

60

Форма текущего контроля в семестре

Экзамен

36

Курсовая работа (курсовой проект)

+




Краткое содержание курса

Модуль

Наименование раздела

1.

Теоретические основы развития и нарушения темпо-ритмической стороны речи.

Тема 1. Просодическая система речи.

Тема 2. Проявления нарушений темпо-ритмической стороны речи при тахилалии, брадилалии

Тема 3. Заикание в детском возрасте.


2.

Логопедическое обследование и коррекция при тахилалии, брадилалии.

Тема 1.Обследование лиц с нарушением темпа речи (брадилалия, тахилалия).

Тема 2. Система лечебно-педагогической работы при брадилалии, тахилалии.



Формы текущего контроля

Модуль 1. Теоретические основы развития и нарушения мелодико-интонационной стороны речи и голоса.

Терминологическая работа (по теме «Просодическая система речи»)

Раскрыть сущность понятий, входящих в просодическую систему речи.

hello_html_m514487f.png

Составление таблицы (по теме «Проявления нарушений темпо-ритмической стороны речи»)

Заполните таблицу

Речевая симптоматика

Неречевая симптоматика

Брадилалия







Тахилалия







Заикание








Контроль по модулю 1

Составление таблицы

В таблице сделаны намеренные ошибки в показателях, отличающих тахилалию от заикания. Найдите и исправьте их.

Наиболее типичные различия тахилалии и заикания

Фактор

Тахилалия

(баттаризм, полтерн)

заикание

Сознание дефекта

имеется

отсутствует

Речь при напряжении

лучше

хуже

Привлечение внимания к речи

улучшает речь

ухудшает

Речь, требующая точных ответов

речь хуже

речь лучше

Чтение знакомого текста

лучше

хуже

Чтение незнакомого текста

лучше

хуже

Письмо

торопливое, повторяющееся, с неясным почерком

сжатое, напряженное, заторможенное

Отношение к собственной речи

безразличное, небрежное

боязливое

Психологические переживания

опережающие

отставленные

Академические способности

не достигают возможного уровня, хотя нередко хорошие, высокие

хорошие, высокие (часто зависят от отношений с преподавателями)

Электроэнцефалограмма

дизритмия

чаще норма

Аминазин

улучшение

ухудшение

Желание лечиться

большое

небольшое или отсутствует

Цель терапии

направить внимание на детали речи

отвлечь внимание от деталей



Модуль 2.. Логопедическое обследование и коррекция при тахилалии, брадилалии.

Задача (по теме «Обследование лиц с нарушением темпа речи (брадилалия, тахилалия)»)

Опираясь на пункты логопедического заключения по итогам обследования ребенка с тахилалией (брадилалией), составьте возможные формулировки для заполнения речевой карты.

В логопедическом заключении указываются:

- формы брадилалии, тахилалии (чистые; разновидности (баттаризм, полтерн); сочетание с другими речевыми нарушениями (например, тахилалии с заиканием))

- степень выраженности (легкая, средняя, тяжелая);

- круг ситуаций, в которых проявляется тахилалия (брадилалия);

- влияние патологически замедленной (ускоренной) речи на личность ребенка, на его коммуникативные возможности, поведение

- выраженность психических симптомов;

- особенности моторики;

- нарушения внешней речи (звукопроизношения, лексико-грамматической и семантической сторон речи, просодии);

- нарушения внутренней речи, психических процессов (восприятия, внимания, мышления)
Коллоквиум (по теме «Система лечебно-педагогической работы при брадилалии, тахилалии»)

1. Дайте определение нарушениям темпа речи. Охарактеризуйте причины нарушения темпо-ритмической стороны речи .

2. Дайте краткий анализ исторического развития проблемы нарушений темпа речи.

3. Определите механизм и структуру дефекта при брадилалии,

4.Определите механизм и структуру дефекта при тахилалии, баттаризме и полтерн.

5.Охарактеризуйте научные концепции и теории о связи ритмических характеристик речи с психологическими и физиологическими свойствами человека

6.Дайте психолого-педагогическую характеристику детей с брадилалией по схеме

- особенности развития познавательной сферы.

- особенности развития эмоционально-волевой сферы.

- особенности поведения детей.

7.Дайте психолого-педагогическую характеристику детей с тахилалией по схеме

- особенности развития познавательной сферы.

- особенности развития эмоционально-волевой сферы.

- особенности поведения детей.

8.Раскройте основные разделы комплексного обследования лиц с нарушениями темпа речи.

9.Каковы основные принципы комплексного лечебно-педагогического воздействия на лиц с нарушениями темпа речи?

10. Назовите и охарактеризуйте основные разделы и содержание методик коррекционно-педагогической работы при брадилалии, тахилалии и ее разновидностях.

Контроль по модулю 2

Тестирование

Часть А.

Выбрать правильный вариант ответа и внести в бланк ответов


  1.  Определите структурный состав чувства ритма
    а) акцент, длительность
    б) группировки длительностей
    в) чувство темпа, чувство метра, чувство ритмического рисунка.

    2. Определите последовательность работы над нормализацией темпа и ритма дыхания.
    а) двигательные упражнения без речи (с возможным музыкальным сопровождением), двигательные упражнения с речью
    б) двигательные упражнения с речью, а затем без речи
    в) двигательные упражнения без речи, затем с постепенно усложняющимся речевым сопровождением (от произношения отдельных гласных до использования ритмической речи и т д).

    3.С помощью какого средства логоритмического воздействия осуществляется развитие просодических компонентов речи?
    а) пение
    б) музыкально-двигательные игры
    в) слушание музыки


4. Какое из предложенных упражнений можно использовать с целью отработки соотнесения ритма движения с ритмом речи?
а) Дети становятся парами лицом друг к другу. На счет «раз» - один бросает мяч другому, « два»- второй ловит мяч и держит перед собой. Дети считают самостоятельно. В дальнейшем это же упражнение выполняется на слова стихотворения «Мой веселый звонкий мяч». 
б) Пение песни «Мишка косолапый»
в) Детям предлагается поиграть с воздушными шарами и повторять все движения за ведущим.
5. Нарушения темпа и ритма речи судорожного характера наблюдаются при:

а – заикании;

б – тахилалии;

в – дизартрии.
6. Основным проявлением нарушения устной речи при заикании является расстройство ее:

а – темпо-ритмической организации;

б – произносительной стороны;

в – мелодико-интонационного оформления.
7. Ритмическая организация речи определяется:

а – чередованием гласных и согласных звуков;

б – чередованием ударных и безударных слогов;

в – чередованием слов во фразе.
8. Заикание характеризуется следующим видом темпа:

а – быстрым;

б – прерывистым;

в – убыстренным.
9. Запинки судорожного характера проявляются в виде повторов:

а – фраз;

б – слов;

в – слогов.
10. При заикании судороги могут наблюдаться :

а – в артикуляционном отделе речевого аппарата;

б – в артикуляционном и дыхательном отделах речевого аппарата;

в – в артикуляционном, дыхательном и голосообразовательном отделах речевого аппарата.
11. Предотвращение возникновения судорог в дыхательном и голосообразовательном отделах при заикании обеспечивает фонация на:

а – придыхательной атаке;

б – мягкой атаке;

в – твердой атаке.
12. Плавность речи при работе с заикающимися достигается за счет:

а – замедленного темпа речи;

б – удлинения произношения всех гласных;

в – усиления произношения гласных.
Часть В

  1. Дайте определение понятию «темпо-ритмическая сторона речи».

  2. Основные нарушения темпо-ритмической стороны речи.

  3. Причины возникновения заикания

  4. Основные формы заикания у детей.

  5. Укажите приемы и средства логопедического воздействия при брадилалии.

  6. Укажите приемы и средства логопедического воздействия при тахилалии


Бланк ответов


Часть А

Часть В

1




1.

2




3




2.

4




5




3.

6




7




4.

8




9




5.

10




11




6.

12




Форма промежуточного контроля

Перечень теоретических вопросов для экзамена.

  1. Понятие темпо-ритмической организации речи. Выделение и определение паралингвистических средств общения, их психологическая и психолингвистическая характеристика. 

  2. Связь темпа и ритма с другими паралингвистическими средствами общения, ее значение.

  3. Проявления нарушений темпо-ритмической стороны речи Классификация нарушений темпо-ритмической стороны речи.

  4. Современная проблематика исследований (изучение темпа, ритма в лингвистике, психолингвистике, психофизиологии и логопедии). 

  5. Восприятие, понимание и воспроизведение темпа и ритма. Значение темпоральных элементов и речевого ритма для развития речи.

  6. Возрастные особенности развития темпо-ритмической стороны речи у детей.

  7. Брадилалия: понятие, проявления и причины ее возникновения.

  8. Структура дефекта при брадилалии.

  9. Психолого-педагогическая характеристика детей с брадилалией.

  10. Выявление брадилалии у детей.

  11. Понятие и особенности проявления тахилалии.

  12. Причины возникновения тахилалии.

  13. Структура дефекта при тахилалии.

  14. Диагностика тахилалии у детей.

  15. Понятие о заикании, его формы и причины возникновения.

  16. Характеристика речевых судорог при заикании: место, тип, частота.

  17. Невротическое заикание. Неврозоподобное заикание.

  18. Проявление заикания: состояние нервной системы и физического здоровья, общей и речевой моторики, психологические особенности заикающихся. Характеристика речи заикающихся детей.

  19. Связь логопедических занятий с общережимными моментами специального учреждения.

  20. Роль семьи в процессе преодоления заикания у детей.


Практическое задание. Составьте схему логопедического воздействия при тахилалии, брадилалии.



Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Основная литература

Печатные издания

1.Волкова, Л.С. Логопедия : учеб. пособие / Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова; под ред. Л.С. Волковой. - Москва : Просвещение, 1989. - 528 с. (42)

2. Логопедия. Методическое наследие. В 5 кн. : пособ. для логопедов. Кн. II : Нарушения темпа и ритма речи. Заикание. Брадилалия. Тахилалия / В. И. Селиверстов, Л. Г. Парамонова; под ред. Л. С. Волковой. - Москва : Владос, 2007. - 431 с. (5)

3.Флерова Ж. М. Логопедия: учебное пособие / Ж.М. Флерова. – 3-е изд. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 318 с. (30)
Издания из ЭБС

1.Ахутина, Т. В. Диагностика речевых нарушений школьников : практ. пособие / Т. В. Ахутина, Т. А. Фотекова. — 3-е изд.— М. : Издательство Юрайт, 2017. — 175 с. 

2.Соловьева, Л. Г.   Логопедия : учебник и практикум для ВО / Л. Г. Соловьева, Г. Н. Градова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 208 с. 

Дополнительная литература

Печатные издания

1.Зволейко Е.В. Логопсихология и основы логопедии: учебное пособие. / Зволейко Е.В. – Чита: ЗабГГПУ, 2008. 356 с. (7+е)

2. Логопедия: практ. пособие / авт-сост. В.И. Руденко. - 8-е изд. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2009. - 287 с. (25)

3.Филичева, Т. Б. Основы логопедии : учеб. пособие / Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. - Москва : Просвещение, 1989. - 223 с. (7)

Издания из ЭБС
1.Специальная психология. В 2 т. Т.1: учебник для бакалавриата и магистратуры / под ред. В.И. Лубовского. – М.: Юрайт, 2017. – 428 с. http://www.biblio-online.ru/book/F79ABF04-191E-4DED-9BF9-8D4FC61136E1

2.Специальная психология. В 2 т. Т.2: учебник для бакалавриата и магистратуры / под ред. В.И. Лубовского. – М.: Юрайт, 2017. – 274 с. http://www.biblio-online.ru/book/F79ABF04-191E-4DED-9BF9-8D4FC61136E1

Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

Название

Ссылка

Педагогическая библиотека (логопедия)

pedlib.hut.ru › index_logopedija.html

Логопедическая библиотека

logopediya.narod.ru › library.html

Дефектолог.ru

http://defectolog.ru/

Дефектология для Вас

http://defectus.ru/

Журнал "Логопед"

http://www.logoped-sfera.ru/

Логобург  

http://logoburg.com/

Логопед  

http://logopediya.com/

Логопед.ру

http://www.logoped.ru/index.htm/

Логопедический сайт "Болтунишка"

http://www.boltun-spb.ru/

Логопункт.ru  

http://www.logopunkt.ru/

Речевой центр "Логопед плюс"  

http://www.logopedplus.org/

Учебный центр "Логопед-мастер"

http://www.logopedmaster.ru/

Сайт для логопедов, дефектологов, специальных психологов

http://www.logoped.info


Ведущий преподаватель: д.п.н. Е.В. Зволейко
Заведующий кафедрой: к.психол. н. С.А. Калашникова

Похожие:

Российской федерации iconМетодические рекомендации по представлению к награждению государственными...
Й федерации», «Статутами орденов Российской Федерации, положениями о знаках отличия Российской Федерации, медалях Российской Федерации,...

Российской федерации iconОб утверждении правил регистрации и снятия граждан российской федерации
О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации...

Российской федерации iconО прокуратуре российской федерации
Прокуратура Российской Федерации единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации...

Российской федерации iconО прокуратуре российской федерации
Прокуратура Российской Федерации единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации...

Российской федерации icon"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской...
Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "о верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской...

Российской федерации iconПравительство российской федерации постановление
Указа Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 г. N 232 "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской...

Российской федерации iconРоссийской федерации федеральная служба по надзору в сфере защиты
Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении бюджетными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных...

Российской федерации iconМинистерство транспорта российской федерации приказ
Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и пунктом 53(52). 3 Положения о...

Российской федерации iconМинистерство транспорта российской федерации приказ
Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и пунктом 53(52). 3 Положения о...

Российской федерации iconОб утверждении положения
Указа Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 г. N 232 "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск