Скачать 42.76 Kb.
|
ПОНИМАНИЕ СИНТЕТИЧЕСКИХ ПАРЕМИЙ И ИНТЕЛЛЕКТ С.В. Щербаков Башкирский государственный университет, Уфа grey@netcity.ru В классической психологии способностей интеллект понимается как умение решать четко сформулированные проблемы, обладающие, как правило, единственным решением. Ограниченность подобной трактовки уже давно является предметом критики как отечес-твенных, так и зарубежных психологов (Д. Б. Богоявленская, Дж. Гилфорд, В. Н. Дружинин, Э. Торренс и др.). В этой ситуации ряд ведущих исследователей проблемы когнитивных способностей (Д. Б. Богоявленская, Р. Стернберг, М. А. Холодная и др.) выступают с критикой академизма современной психологии интеллекта. Так, Д. Б. Богоявленская и Р. Стернберг называют сис-тему диагностики интеллекта “порочным кругом тестирования”, в процессе которой один тест сопоставляется с другим [1, 2]. Необходимость опоры на здравый смысл при изучении интеллектуальных феноменов подчеркивают и представители т. н. "контекстуального интеракционизма". Причисляя IQ "к царству хоббитов", М. Андерсен критикует механицизм психометрического подхода к ин-теллекту [3, с. 218]. Мы также считаем, что современные методы диагностики когнитивных способностей, сложившиеся под влиянием нормативной системы обучения, должны соответствовать более широким критериям жизненной практики и учитывать весь комплекс реальных проявлений интеллектуальных свойств личности. К примеру, большое число исследований в рамках кросс-культурной психологии по-священо т. н. "бытовому познанию". В частности, А. Д. Шлиман и Д. У. Каррахер "… под-вергают сомнению когнитивный анализ, который строится исключительно на лабораторных исследованиях" [4, с. 233]. В этой связи большой интерес представляют собой т. н. "синтетические паремии", представляющие собой народные изречения, допускающие многозначное толкование (посло-вицы, поговорки, загадки и т. д.) [5]. С нашей точки зрения, проблемные ситуации этого типа представляют собой образец неточной, или "недизъюнктивной" задачи (А.В. Брушлинский), решение которой трудно обьяснить строго аналитическим путем. Если критерием достоверности решения классиче-ских проблемных ситуаций (логико-математические задачи, головоломки и т.д.) служит, как правило, цепь логически корректных умозаключений, то доказательство правильности ответа на фольклорные задачи представляет собой результат общественно-исторической практики, итог своеобразной “языковой игры” (Л. Витгенштейн). Методика. Испытуемым на бланке предъявлялся список из пятнадцати загадок, заимствованных из академического сборника В. В. Митрофановой [6]. Фиксировалось общее число правильно отгаданных загадок в соответствие с отгадками, общепринятыми в фольклорной литературе. Способ изучения правильности понимания пословиц основан на систематическом “обыгрывании” текстов русских народных пословиц. Участники эксперимента оценивали в процентах достоверность восьмидесяти суждений, причем лишь каждое четвертое суждение представляло собой истинную (аутентичную) пословицу, а остальные варианты являлись своеобразным “семантическим шумом”, имитирующими подлинную народную мудрость. Использованные в эксперименте пословицы были заимствованы из тематического сборника русского народного творчества [7]. Критерием адекватного понимания пословиц служил средний процент оценки аутентичных суждений по отношению к общей сумме выставленных баллов. Индексы эффективности понимания синтетических паремий (успешность решения загадок и способность к распознаванию истинных пословиц) сопоставлялись с показателями успешности тестов Р. Амтхауэра и С. Медника (РАТ) в модификации В. Н. Дружинина [8]. В целом в исследованиях приняло участие 255 студентов и студенток Башгосуниверситета в возрасте от 20 до 37 лет. Для решения проблем первичной обработки данных, связанных с категоризацией от-ветов испытуемых и подсчета индексов креативности (уникальности и оригинальности) по тесту РАТ, автору пришлось разрабатывать специальную программу, позволяющую интерак-тивный ввод ответов испытуемого с их последующей классификацией и расчетом частотных словарей. Приложение было реализовано в некоммерческой версии языка программиро-вания Смолток – Smalltalk VisualWorksNC 5.4 для Windows - предоставляемой корпорацией Cincom Systems для некоммерческого применения. Результаты. В результате сопоставления успешности решения загадок и уровня интеллекта по Р. Амтхауэру была обнаружена достоверная (p<0,01) линейная связь между количеством правильно отгаданных загадок (X) и успешностью выполнения теста Р. Амтхауэра (Y), описываемая следующим регрессионным уравнением: Y = 11 + 0,7X Детальное исследование взаимосвязей аутентичности с показателями когнитивных способностей по В. Н. Дружинину позволило разделить использованные в эксперименте по-словицы на две группы. Первая группу составили суждения, суммарная успешность распоз-навания которых отрицательно коррелирует с уникальностью по тесту РАТ. Итоговая аутен-тичность пословиц второй группы положительно связана в вербальным интеллектом по тес-ту Р. Амтхауэра (коэффициент корреляции Кенделла, (p<0,05).. Выводы и предположения. В результате проведенных экспериментов можно предположить, что успешность по-нимания синтетических паремий (загадок и пословиц) является достаточно эффективным индикатором когнитивных способностей личности. Умение решать загадки (смекалка) можно рассматривать как житейский эквивалент тестового интеллекта, а успешность рас-познавания аутентичных пословиц, по-видимому, является отражением стихийного консерватизма и инертности интеллекта. Литература:
|
Проведение рекламной компании об олимпиаде «Интеллект» среди учащихся 9-11 классов | Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Английский язык. 2012. Учебное пособие. /Ю. С. Веселова.... | ||
М-14 Мониторинг в образовании: Изд. 3-е, испр и доп. Майоров А. Н. М.: Интеллект-Центр, 2005 424 с | Заказчик ао «Интеллект Телеком» юридический адрес: 109044, г. Москва, ул. Мельникова, д. 29 | ||
Заказчик ао «Интеллект Телеком» юридический адрес: 109044, Москва, ул. Мельникова, д. 29 | Существует ли интеллект как психическая реальность? (причины кризиса тестологических теорий интеллекта) | ||
Эмоциональный интеллект как фактор адаптации студентов магистратуры первого курса | Очарование женственности. Часть Ангельские качества: Понимание мужчин Внутреннее умиротворение Достойный характер Идеальная жена... | ||
Дебби, чья любовь, интеллект и (очевидно, безграничное) терпение столь многому способствовали | Цель лабораторной работы: Получить практические навыки в составлении бухгалтерских проводок, систематизации и группировке учётной... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |