Методика определения умственного развития нормальных и аномальных детей (7-9 лет) (Замбацявичене Э. Ф. К разработке стандартизированной методики
для определения уровня умственного развития нормальных
и аномальных детей
(на основе методик структуры интеллекта Р. Амтхауэра)
Описание методики Методика состоит из 4-х субтестов, предназначенных для детей 7-9 лет, включает в себя вербальные задания, подобранные с учетом программного материала начальных классов. В состав первого субтеста входят задания, требующие от испытуемого дифференцировать существенные признаки предметов и явлений от несущественных, второстепенных. По результатам выполнения задач субтеста можно судить о запасе знаний испытуемого. Второй субтест состоит из заданий, представляющих собой словесный вариант исключения «пятого лишнего». Данные, полученные при исследовании этой методики, позволяют судить о владении операциями обобщения и отвлечения, о способности испытуемого выделять существенные признаки предметов и явлений. Третий субтест – задания на умозаключения по аналогии. Для их выполнения испытуемому необходимо установить логические связи и отношения между понятиями. Четвертый субтест направлен на выявление умения обобщать (ребенок должен назвать понятие, объединяющее два слова, входящее в каждое задание субтеста). Перед предъявлением контрольных заданий к каждому субтесту необходимо давать по 2-3 тренировочных упражнения, которые позволили довести детей к полному пониманию предлагаемых заданий.
1 субтест
1.
| У сапога есть
| Шнурок, пряжа, подошва, ремешки, пуговица
| 1,9
| 2.
| В теплых краях обитает
| Медведь, олень, волк, верблюд, тюлень
| 2,8
| 3.
| В году
| 24, 3, 12, 4, 7 месяцев
| 2,7
| 4.
| Месяц зимы
| Сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март
| 2,3
| 5.
| В России не живет
| Соловей, аист, синица, страус, скворец
| 2,6
| 6.
| Отец старше своего сына
| Часто, всегда, иногда, редко, никогда
| 2,2
| 7.
| Время суток
| Год, месяц, неделя, день, понедельник
| 2,8
| 8.
| Вода всегда
| Прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная
| 3,4
| 9.
| У дерева есть
| Листья, цветы, плоды, корень, тень
| 2,8
| 10.
| Город России
| Париж, Москва, Лондон, Варшава, София
| 2,6
|
2 субтест
1.
| Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка
| 2,6
| 2.
| Река, озеро, море, мост, болото
| 2,3
| 3.
| Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата
| 2,7
| 4.
| Киев, Харьков, Москва, Донецк, Одесса
| 2,6
| 5.
| Шиповник, сирень, каштан, жасмин, боярышник
| 2,4
| 6.
| Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат
| 2,5
| 7.
| Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей
| 2,3
| 8.
| Курица, петух, лебедь, гусь, индюк
| 2,5
| 9.
| Число, деление, вычитание, сложение, умножение
| 3,0
| 10.
| Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный
| 2,7
|
3 субтест
1.
| Огурец | Георгин | 2,0
| овощ
| сорняк, роса, садик, цветок, земля
| 2.
| Учитель
| Сад | 2,4
| ученик
| забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка
| 3.
| Огород
| Врач | 2,2
| морковь
| очки, больные, палата, больной, термометр
| 4.
| Цветок
| Птица | 2,6
| ваза
| клюв, чайка, гнездо, яйцо, перья
| 5.
| Перчатка
| Сапог | 2.4
| рука
| чулки, подошва, кожа, нога, щетка
| 6.
| Темный
| Мокрый | 2,1
| светлый
| солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный
| 7.
| Часы
| Термометр | 2,5
| время
| стекло, температура, кровать, больной, врач
| 8.
| Машина
| Лодка | 2,2
| мотор
| река, моряк, болото, парус, волна
| 9.
| Стул
| Игла | 2,2
| деревянный
| острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная
| 10.
| Стол
| Пол | 2,2
| скатерть
| мебель, ковер, пыль, доска, гвозди
|
4 субтест
1.
| Метла, лопата….
| 2,6
| 2.
| Окунь, карась…
| 3.0
| 3.
| Лето, зима…
| 2,1
| 4.
| Огурец. Помидор…
| 2,2
| 5.
| Сирень, шиповник…
| 2,6
| 6.
| Шкаф, диван…
| 3,0
| 7.
| День, ночь,
| 2.8
| 8.
| Слон, муравей…
| 2,2
| 9.
| Июнь, июль…
| 2,4
| 10.
| Дерево, цветок…
| 2,2
|
Обработка результатов
Каждый ответ оценивается баллами, проставленными справа от задания, максимальная сумма баллов при правильном выполнении всех заданий – 100 баллов.
Максимальная сумма баллов распределена по субтестам:
1,2 субтесты – по 26 баллов
3 субтест – 23 балла
4 субтест – 25 баллов
По сумме набранных баллов выделяются три группы детей:
1 группа – 75-100 баллов (высший уровень умственного развития).
2 группа – 50-74 балла (средний уровень умственного развития).
3 группа – 25-49 баллов (низкий уровень развития).
Бланк обработки результатов по методике определения умственного развития
нормальных и аномальных детей
Ф.И. ребенка_______________________________________________________ Возраст__________________________класс_____________________________ Дата___________________________ 1 субтест 2 субтест
№
| баллы
| ответ
|
| №
| баллы
| ответ
| 1.
| 1,9
|
| 1.
| 2,6
|
| 2.
| 2,8
|
| 2.
| 2,3
|
| 3.
| 2,7
|
| 3.
| 2,7
|
| 4.
| 2,3
|
| 4.
| 2,6
|
| 5.
| 2,6
|
| 5.
| 2,4
|
| 6.
| 2,2
|
| 6.
| 2,5
|
| 7.
| 2,8
|
| 7.
| 2,3
|
| 8.
| 3,4
|
| 8.
| 2,5
|
| 9.
| 2,8
|
| 9.
| 3,0
|
| 10.
| 2,6
|
| 10.
| 2,7
|
| Итого:
|
|
| Итого:
|
|
|
3 субтест 4 субтест
№
| баллы
| ответ
|
| №
| баллы
| ответ
| 1.
| 2,0
|
| 1.
| 2,6
|
| 2.
| 2,4
|
| 2.
| 3.0
|
| 3.
| 2,2
|
| 3.
| 2,1
|
| 4.
| 2,6
|
| 4.
| 2,2
|
| 5.
| 2.4
|
| 5.
| 2,6
|
| 6.
| 2,1
|
| 6.
| 3,0
|
| 7.
| 2,5
|
| 7.
| 2.8
|
| 8.
| 2,2
|
| 8.
| 2,2
|
| 9.
| 2,2
|
| 9.
| 2,4
|
| 10.
| 2,2
|
| 10.
| 2,2
|
| Итого:
|
|
| Итого:
|
|
|
Общий уровень развития:
Подпись: |