Скачать 137.8 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Джалильская средняя общеобразовательная школа №2»п.г.т. Джалиль Сармановского района Республики ТатарстанМетодическая разработка элективного курса по русскому языку«Деловое общение»для учащихся 9-х классовРазработал учитель русского языка и литературыПервой квалификационной категорииГордюшина Лилия Зульфаровна2015 гВВЕДЕНИЕ21 век характеризуется как век деловых взаимоотношений на различных уровнях. Деловые бумаги занимают все большее место в жизни современного человека. Возрастает роль правильно оформленных документов в профессиональном определении, успешном трудоустройстве, поскольку о грамотности и способностях человека судят и по написанным им документам. Поступает ли человек в учебное заведение или на работу, получает ли паспорт или меняет его на новый, приобретает ли жилье или автомобиль, поздравляет ли друзей с праздником или переводит деньги, он обращается к деловым бумагам: составляет их от руки или заполняет соответствующие бланки, внося туда конкретные сведения о своей личности. Трудно сегодня представить молодого человека, не умеющего писать заявления, составлять расписку или заполнять бланк доверенности. Однако, как показывают наблюдения, выпускники школ, студенты зачастую затрудняются в оформлении простейших деловых документов. Следовательно, пришло время интенсивного обучения деловому письму в школах, средних специальных учебных заведениях и даже в некоторых учреждениях. На старшей ступени школьного образования вводится профильное обучение. Основная задача которого «создание системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования». Перспективы развития предпрофильной подготовки и профильного обучения в системе российского образования позволяют выделить особую роль русского языка как предмета изучения и как предмета обучения в общеобразовательных и профильных школах. Подготовка ученика к выбору и получению профессии предполагает привитие ему навыков оформления деловых бумаг как части культуры устного и письменного общения, которое может реализоваться успешно в условиях России только средствами русского языка и усвоением его особенностей. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 9 классов рассчитана на одно учебное полугодие по 1 часу в неделю аудиторных занятий. Общий объем – 17 часов. Программа позволяет сделать вывод о наибольшей эффективности следующей системы заданий и упражнений: - ознакомление с правильной формой жанра делового письма; - выявление стилевых особенностей текстов деловых бумаг путем сравнения текстов, принадлежащих к разным стилям речи; - определение в тексте элементов композиционных моделей предложенного жанра деловой бумаги; - нахождение речевых штампов, клише в тексте деловой бумаги; - редактирование текстов в соответствии с требованиями к жанру деловой бумаги; - самостоятельное составление композиционной модели определенного жанра деловой бумаги на основе указанного текста; - речевое «наполнение» моделей по структурным элементам; - ориентировка на самостоятельную творческую работу по составлению изученного вида деловой бумаги при определенной жизненной ситуации. Цели и задачи изучения курса Основными целями курса являются: - практическое усвоение стилевых особенностей деловой речи в сравнении с другими стилями; - овладение учащимися простейших жанров делового подстиля как частью культуры письменного общения; - развитие устной и письменной речи; - формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции. Основными задачами курса являются: - знакомство учащихся с лексико-фразеологическими, грамматическими и синтаксическими особенностями официально-делового стиля речи, который используется в оформлении документов; о стандартах деловых бумаг, об их композиционных частях, о необходимости соблюдения определенных требований при их написании; - помощь в практическом усвоении норм и правил составления деловых документов; - помощь овладения навыками оформления тех деловых бумаг, что наиболее часто встречаются в повседневной жизни; - привитие навыков оформления деловых бумаг как части культуры устного и письменного общения; - подготовка учащихся к выбору и получению профессии. Актуальность программы В условиях современного образования и динамического развития современного общества курс «Деловое общение» актуален как в теоретическом, так и в практическом отношении, так как систематической работы по развитию умелого делового общения и оформления деловых документов, как правило, в школе не проводится в связи с недостатком времени. Поэтому серьезного представления об этом учащиеся не имеют. Данный курс призван усилить внимание к проблеме делового общения, восполнить недостающие знания, имеющие большое значение в дальнейшей жизни. Он направлен на формирование активной личности, способной жить и работать в соответствии с требованиями и реалиями современного мира. Овладение курсом позволит в будущем достичь профессионального и карьерного роста в любой сфере деятельности. Требования к знаниям и умениям учащихся В результате изучения программы учащиеся должны знать: - основные требования к языку служебных документов: формы и стандарты деловых бумаг, их композиционные части; - лексические, морфологические и синтаксические особенности официально-делового стиля; - особенности делового общения и служебно-делового этикета. Учащиеся должны уметь: - пользоваться нормами и правилами составления деловых документов: оформление деловых бумаг, которые наиболее часто встречаются в повседневной жизни; - использовать официально-деловой стиль на практике: в сфере правовых, международных, деловых, служебных и производственных отношений; - работать со справочной литературой; Методы и формы обучения На занятиях учащиеся занимаются различными видами познавательной деятельности. Воспринимают знания, тренируются в их применении, учатся творчески мыслить и решать практические задачи овладения языком. Для организации названных видов деятельности применяются соответствующие методы обучения:
Так как метод обучения – это обобщающая модель взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся и она определяет характер познавательной деятельности учащихся, то методы обучения реализуются в следующих формах работы:
Ожидаемые результаты при изучении элективного курса Структура и содержание курс предполагают, что учащиеся должны овладеть практическими навыками оформления деловых бумаг:
Содержание курса
Итого: 17 часов. Календарно-тематическое планирование
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
|
Татарстан о несоответствии Конституции Республики Татарстан нормативных правовых актов Республики Татарстан. Гражданин вправе обжаловать... | Республике Татарстан Президенту Республики Татарстан, в Государственный Совет Республики Татарстан, Кабинет Министров Республики... | ||
Республики Татарстан и о внесении изменений в отдельные постановления Кабинета Министров Республики Татарстан, в целях обеспечения... | Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Республики Татарстан учреждает государственные награды Республики Татарстан, устанавливает... | ||
... | Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пунктом... | ||
Патриот», при поддержки Министерством по делам молодежи и спорту Республики Татарстан, совместно с досааф республики Татарстан и... | Республики Татарстан высокотехнологичными видами медицинской помощи, предоставляемой гражданам Республики Татарстан за счет средств... | ||
Мбоу «Кошкинская средняя общеобразовательная школа» Алькеевского муниципального района Республики Татарстан | Кабинета Министров Республики Татарстан от 23. 11. 2011 №961, в соответствии с постановлением Исполнительного комитета района от... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |