Учебное пособие по истории для I курсов всех специальностей средних специальных учебных заведений по программе базовой подготовки Форма обучения очная


НазваниеУчебное пособие по истории для I курсов всех специальностей средних специальных учебных заведений по программе базовой подготовки Форма обучения очная
страница1/34
ТипУчебное пособие
filling-form.ru > Туризм > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Илекский зоотехнический техникум – филиал

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный аграрный университет»


УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО ИСТОРИИ

для I курсов всех специальностей средних специальных учебных заведений
по программе базовой подготовки
Форма обучения очная

с. Илек – 2014 г.

Тема1.1 Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи

План

  1. Введение

  2. Происхождение человека (антропогенез).

  3. Происхождение языка и мышления.

Литература

Самыгин П.С. История Изд. 14-е, Ростов- на –Дону, 2010

Артемов В.В., Лубченков Ю. Н. История – 9-е изд., стер.- М., 2011

История России и мира с древнейших времен до конца XIX века. Учебник для 10 класса. Загладин Н.В., Симония Н.А. 8-е изд. ТИД "Русское слово - PC", 2008.

Введение. Первобытная история человечества реконструируется по целому комплексу источников, поскольку ни один источ­ник в отдельности не в состоянии предоставить нам полной и достоверной картины данной эпохи. Важнейшая группа источников — археологические источники — позволяют ис­следовать материальные основы человеческой жизнедея­тельности. Предметы, изготовленные человеком, несут в себе информацию о нем самом, о его занятиях и обществе, в котором он жил. По материальным останкам человека можно получить сведения о его духовном мире. Сложность работы с этим видом источников заключается в том, что до нас дошли далеко не все предметы, связанные с челове­ком и его деятельностью. Предметы из органических ма­териалов (дерево, кость, рог, одежда), как правило, не сохраняются. Поэтому историки выстраивают свои кон­цепции развития человеческого сообщества в первобыт­ную эпоху на основании дошедших до наших дней матери­алов (кремневых орудий, глиняной посуды, жилищ и пр.). Археологические раскопки способствуют приобретению знаний о самом начале человеческого существования, по­тому что орудия труда, изготовленные человеком, яви­лись одним из главных признаков, отделившим его от животного мира. Этнографические источники позволяют при помощи сравнительно-исторического метода реконст руировать культуру, быт, общественные отношения лю­дей прошлого. Этнография исследует жизнь реликтовых (отсталых) племен и народностей, а также пережитки про­шлого в современных обществах. Для этого используются такие научные методы, как непосредственные наблюдения специалистов, анализ записей древних и средневековых авторов, способствующих приобретению некоторых пред­ставлений об обществах и людях прошлого. Здесь есть одна серьезная трудность — так или иначе, все племена и народы земли подверглись влиянию цивилизованных об­ществ и исследователи должны об этом помнить. Мы так­же не вправе говорить о полном тождестве самых отста­лых обществ — племен аборигенов Австралии и первобыт­ных носителей сходных культур. К этнографическим ис­точникам также относятся фольклорные памятники, по которым исследуют устное народное творчество.

Антропология изучает костные останки первобытных лю­дей, восстанавливая их физический облик. По костным ос­танкаммы можем судить об объеме мозга первобытного чело­века, его походке, строении тела, болезнях и травмах. Антро­пологи могут реконструировать весь скелет и облик человека по маленькому фрагменту кости и, таким образом, восстано­вить процесс антропогенеза — происхождение человека.

Лингвистика занимается исследованием языка и выяв­лением в его рамках древнейших пластов, которые сформи­ровались в далеком прошлом. По этим пластам можно не только восстановить древние формы языка, но и узнать мно­гое о жизни прошлого — материальной культуре, обществен­ном устройстве, образе мышления. Реконструкции лингви­стов трудно датировать и они всегда отличаются известной гипотетичностью.

Существует, помимо основных вышеперечисленных, мно­жество других вспомогательных источников. Это палеобо­таника — наука о древних растениях, палеозоология — на­ука о древних животных, палеоклиматология, геология и другие. Исследователь первобытности должен использовать данные всех наук, комплексно изучая их и предлагая свою интерпретацию.

Периодизация и хронология первобытной истории. Периодизация — это условное деление истории человечества в соответствии с определенными критериями на временные этапы. Хронология — наука, позволяющая выявить время существования какого-либо предмета или явления. Приме­няются два вида хронологии: абсолютная и относительная. Абсолютная хронология точно определяет время события (в такое-то время: год, месяц, число). Относительная хроно­логия только устанавливает последовательность событий, от­мечая, что одно из них произошло раньше другого. Эта хро­нология широко используется археологами при исследова­нии различных археологических культур.

Для установления точной даты ученые используют такие методы, как радиоуглеродный (по содержанию в органиче­ских остатках изотопа углерода), дендрохронологический (по годичным кольцам деревьев), археомагнитный (датируются изделия из обоженной глины) и другие. Все эти методы еще далеки от желаемой точности и позволяют датировать собы­тия лишь приблизительно.

Существует несколько видов периодизации первобытной истории. Археологическая периодизация в качестве основ­ного критерия использует последовательную смену орудий труда. Основные этапы:

  • палеолит (древнекаменный век) — делится на нижний (самый ранний по времени), средний и верхний (поздний). Палеолит начался более 2 млн лет назад, завершился около VIII тыс. до н. э.;

  • мезолит (среднекаменный век) — VIII—V тыс. до н. э.;

  • неолит (новый каменный век) — V—III тыс. до н. э.;

  • энеолит (меднокаменный век) — переходный этап меж­ду каменным и металлическим периодами;

  • бронзовый век — III—II тыс. до н. э.;

  • железный век — начинается в I тыс. до н. э.

Датировки эти очень приблизительны и разные исследо­ватели предлагают свои варианты. К тому же в разных ре­гионах эти этапы наступали в разное время.

Геологическая периодизация.

История Земли делится на четыре эры. Последняя эра — кайнозойская. Она делится на третичный (начался 69 млн лет назад), четвертичный (начался 1 млн лет назад) и совре­менный (начался 14.000 лет назад) периоды. Четвертичный период разделяют на плейстоцен (доледниковая и леднико­вая эпохи) и голоцен (послеледниковая эпоха).

Периодизация истории первобытного общества. Среди исследователей нет единства в вопросе периодизации исто­рии древнейшего общества. Наиболее распространенной яв­ляется следующая: 1) первобытное человеческое стадо; 2) родовая община (этот этап делится на раннюю родовую общину охотников, собирателей и рыболовов и на развитую общину земледельцев и скотоводов); 3) первобытная сосед­ская (протокрестьянская) община. Эпоха первобытного обще­ства завершается в момент появления первых цивилизаций.

Происхождение человека (антропогенез). В современ­ной науке есть несколько теорий происхождения человека. Наиболее аргументированной является трудовая теория про­исхождения человека, сформулированная Ф. Энгельсом. Трудовая теория подчеркивает роль труда в формировании коллективов первых людей, их сплочении и образовании новых связей между ними. Согласно данной концепции, трудовая деятельность повлияла на развитие у человека кисти, а потребность в новых Средствах общения привела к развитию языка. Появление человека, таким образом, свя­зывается с началом производства орудий труда.

Процесс антропогенеза (происхождения человека) в своем развитии прошел три стадии: 1) появление антропоидных предков человека; 2) появление древнейших и древних людей; 3) появление человека современного типа. Антропо­генезу предшествовала интенсивная эволюция высших обе­зьян в разных направлениях. В результате эволюции воз­никло несколько новых видов обезьян, в том числе дриопи­теки. От дриопитеков происходят австралопитеки, чьи ос­танки найдены в Африке.

Австралопитеки отличались относительно большим объе­мом мозга (550—600 куб. см), хождением на задних конеч­ностях и использованием природных предметов в качестве орудий. Клыки и челюсти у них были менее развиты, чем у других обезьян. Австралопитеки являлись всеядными и за­нимались охотой на мелких животных. Как и другие антро­поморфные обезьяны, они объединялись в стада. Австрало­питеки жили 4 — 2 млн лет назад.

Второй этап антропогенеза связан с питекантропом («обе­зьяночеловеком») и родственными ему атлантропом и синан­тропом. Питекантропов уже можно называть древнейшими людьми, поскольку они, в отличие от австралопитеков, изго­товляли каменные орудия труда. Объем мозга у питекантро­пов был около 900 куб. см, а у синантропов — поздней формы питекантропа — 1050 куб. см. Питекантропы сохранили не­которые черты обезьян — низкий свод черепа, покатый лоб, отсутствие подбородочного выступа. Останки питекантропов находят в Африке, Азии и Европе. Возможно, что прародина человека находилась в Африке и Юго-Восточной Азии. Древ­нейшие люди жили 750—200 тыс. лет назад.

Неандерталец был следующей ступенью антропогенеза. Его называют древним человеком. Объем мозга неандерталь­ца — от 1200 до 1600 куб. см — приближается к объему мозга современного человека. Но у неандертальца, в отли­чие от современного человека, строение мозга было прими­тивным, не были развиты лобные доли мозга. Кисть была грубой и массивной, что ограничивало возможности неан­дертальцапо использованию орудий труда. Неандертальцы широко расселились по Земле, заселяя разные климатичег ские зоны. Жили они 250—40 тыс. лет назад. Ученые счи­тают, что предками современного человека были не все неандертальцы; часть неандертальцев представляла собой тупиковую ветвь развития.

Человек современного физического типа — кроманьонец — появился на третьем этапе антропогенеза. Это люди высоко­го роста, с прямой походкой, имеющие резко выступающий подбородок. Объем мозга кроманьонца был равен 1400 — 1500 куб. см. Появились кроманьонцы около 100 тыс. лет назад. Вероятно, их родиной являлись Передняя Азия и прилегающие районы.

На последнем этапе антропогенеза происходит расогенез — формирование трех человеческих рас. Европеоидная, мон­голоидная и негроидная расы могут служить примером при­способления людей к природной среде. Расы отличаются цветом кожи, волос, глаз, особенностями строения лица и телосложения и другими чертами. Все три расы сложились еще в позднем палеолите, но процесс расообразования про­должился и в дальнейшем.

Происхождение языка и мышления. Мышление и речь взаимосвязаны между собой, поэтому их нельзя рассматри­вать обособленно друг от друга. Эти два явления возникли одновременно. Их развитие было востребовано трудовым процессом, в ходе которого постоянно развивалось мышле­ние человека, а потребность в передаче приобретенного опыта способствовала возникновению речевой системы. Основой для развития речи послужили звуковые сигналы обезьян. На поверхности слепков внутренней полости черепов синантро­пов обнаружено увеличение частей мозга, ответственных за речь, что позволяет с уверенностью говорить о наличии раз­витой членораздельной речи и мышлении у синантропов. Это вполне согласуется с тем, что синантропы практикова­ли развитые коллективные формы труда (загонную охоту) и успешно пользовались огнем.

У неандертальцев размеры мозга иногда превосходили соответствующие параметры у современного человека, но слабо развитые лобные доли мозга, отвечающие за ассоциа­тивное, абстрактное мышление, появились только у крома­ньонцев. Поэтому система языка и мышления, скорее всего, окончательно оформилась в эпоху позднего палеолита одно­временно с появлением кроманьонцев и началом их трудо­вой деятельности.

Вопросы для закрепления

  1. Дайте определение понятию антропогенез.

  2. Назовите основные проблемы антропогенеза.

  3. Опишите основный источники знаний о истории человечества.

Тема 1.2. Начало социальной жизни. Родовая община.

План

  1. Среда обитания первобытного человека.

  2. Мировоззрение. Возникновение религиозных верований.

  3. Последствия для человека глобальных климатических изменений.

Литература

Самыгин П.С. История Изд. 14-е, Ростов- на –Дону, 2010

Артемов В.В., Лубченков Ю. Н. История – 9-е изд., стер.- М., 2011 История России и мира с древнейших времен до конца XIX века. Учебник для 10 класса. Загладин Н.В., Симония Н.А. 8-е изд. ТИД "Русское слово - PC", 2008.

Традиционное общество. Традиционное общество появ­ляется одновременно с возникновением государства. Эта модель общественного развития является очень устойчивой и характерна для всех обществ, кроме европейского. В Ев­ропе сложилась другая модель, основанная на частной соб­ственности. Основные принципы традиционного общества действовали вплоть до эпохи промышленного переворота, а во многих государствах существуют и в наше время.

Основная структурная ячейка традиционного общества — соседская община. В соседской общине преобладает земле­делие с элементами скотоводства. Крестьяне-общинники обычно консервативны по образу жизни вследствие повто­ряющихся из года в год природно-климатических и хозяй­ственных циклов и однообразия жизни. В этой ситуации крестьяне требовали от государства, прежде всего, стабиль­ности, которую могло обеспечить только сильное государ­ство. Ослабление государства всегда сопровождалось смута­ми, произволом чиновников, нашествиями врагов, расстрой­ством экономики, особенно бедственным в условиях ирри­гационного земледелия. Как следствие — неурожай, голод, эпидемии, резкое падение численности населения. Поэтому общество всегда предпочитало сильное государство, переда­вая ему большую часть своих полномочий.

В рамках традиционного общества государство являет­ся высшей ценностью. Оно, как правило, функционирует в условиях четкой иерархии. Во главе государства стоял правитель, пользующийся практически неограниченной властью и представляющий собой заместителя бога на земле. Ниже располагался мощный административный аппарат. Положение и авторитет человека в традиционном обще­стве определяется не его богатством, а, прежде всего, уча­стием в государственном управлении, которое автомати­чески обеспечивает высокий престиж.

Культура первобытного общества. В ходе своего разви­тия и в процессе трудовой деятельности человек осваивал новые знания. В первобытную эпоху знания носили исклю­чительно прикладной характер. Человек очень хорошо знал окружающий мир природы, так как сам являлся его час­тью. Основные сферы деятельности определяли области зна­ния древнего человека. Благодаря охоте он знал повадки зверей, свойства растений и многое другое. Уровень знаний древнего человека находит отражение в его языке. Так, в языке австралийских аборигенов есть 10.000 слов, среди которых почти нет абстрактных и обобщающих понятий, а только конкретные термины, обозначающие животных, ра­стения, явления природы.

Человек умел лечить болезни, ранения, накладывать шины при переломах. Древние люди применяли в лечебных целях такие процедуры, как кровопускания, массаж, компрессы. С эпохи мезолита были известны ампутация конечностей, тре­панация черепа, а чуть позже и пломбирование зубов.

Счет первобытных людей был примитивным, — счита­ли обычно с помощью пальцев и разных предметов. Рас­стояния измеряли посредством частей тела (ладонь, ло­коть, палец), дней пути, полета стрелы. Время исчислили днями, месяцами, сезонами.

Вопрос о происхождения искусства до сих пор сопро­вождается спорами исследователей. Среди ученых преобла­дает точка зрения о том, что искусство возникло как новое эффективное средство познания и осмысления окружающе­го мира. Зачатки искусства появляются еще в эпоху ниж­него палеолита. На поверхности каменных и костяных из­делий обнаружены насечки, орнаменты, рисунки.

В верхнем палеолите человек создает живопись, гравю­ру, скульптуру, использует музыку и танцы. В пещерах об­наружены рисунки животных (мамонтов, оленей, лошадей), выполненных в цвете с помощью черной, белой, красной и желтой красок. Пещеры с рисунками известны в Испании, Франции, России, Монголии. Найдены также графические рисунки животных, вырубленные или вырезанные на кости и камне.

В верхнем палеолите появляются статуэтки женщин с ярко выраженными половыми признаками. Появление ста­туэток связано, возможно, с культом праматери и установ­лением материнской родовой общины. Большую роль в жиз­ни первобытных людей играли песни и танцы. В основе танца и музыки лежит ритм, песни также возникли как ритмо- ванная речь.

Вопросы для закрепления

  1. Каковы достижения эпохи палеолита?

  2. Какова была социальная организация эпохи палеолита?

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34

Похожие:

Учебное пособие по истории для I курсов всех специальностей средних специальных учебных заведений по программе базовой подготовки Форма обучения очная iconУчебное пособие «Вводный курс по французскому языку» для специальностей:...
...

Учебное пособие по истории для I курсов всех специальностей средних специальных учебных заведений по программе базовой подготовки Форма обучения очная iconУчебное пособие
Учебное пособие предназначено для подготовки студентов экономико-управленческих специальностей по программе группового проектного...

Учебное пособие по истории для I курсов всех специальностей средних специальных учебных заведений по программе базовой подготовки Форма обучения очная iconПринимать участие во всех видах творческих работ, конференциях, соревнованиях, концертах
«Об образовании в Российской Федерации» и на основании типовых правил внутреннего распорядка средних специальных учебных заведений...

Учебное пособие по истории для I курсов всех специальностей средних специальных учебных заведений по программе базовой подготовки Форма обучения очная iconОчной формы обучения по специальности
Учебное пособие предназначено для самостоятельной работы студентов средних специальных учебных заведений, оно содержит материалы...

Учебное пособие по истории для I курсов всех специальностей средних специальных учебных заведений по программе базовой подготовки Форма обучения очная iconР. П. Терёхина учебно-методическое пособие по мдк 02. 01. Практические...
Методическое пособие предназначено для студентов средних профессиональных учебных заведений, изучающих бухгалтерский учет

Учебное пособие по истории для I курсов всех специальностей средних специальных учебных заведений по программе базовой подготовки Форма обучения очная iconР. П. Терёхина учебно-методическое пособие по мдк 02. 01. Практические...
Методическое пособие предназначено для студентов средних профессиональных учебных заведений, изучающих бухгалтерский учет

Учебное пособие по истории для I курсов всех специальностей средних специальных учебных заведений по программе базовой подготовки Форма обучения очная iconМетодические рекомендации для выполнения самостоятельной работы Томск, 2015
Учебное пособие предназначено для студентов средних специальных учебных заведений при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы...

Учебное пособие по истории для I курсов всех специальностей средних специальных учебных заведений по программе базовой подготовки Форма обучения очная iconМетодические рекомендации для выполнения самостоятельной работы Томск, 2015
Учебное пособие предназначено для студентов средних специальных учебных заведений при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы...

Учебное пособие по истории для I курсов всех специальностей средних специальных учебных заведений по программе базовой подготовки Форма обучения очная iconУчебное пособие по гармматике английского языка для студентов всех...
Ч 15. English Grammar (Term I): Учебное пособие по грамматике английского языка для студентов всех специальностей очной и очно-заочной...

Учебное пособие по истории для I курсов всех специальностей средних специальных учебных заведений по программе базовой подготовки Форма обучения очная iconПрограмма среднего профессионального образования по специальности...
Охватывает все стороны студенческой жизни. Деятельность органов студенческого самоуправления осуществляется в соответствии с утвержденным...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск