Общие сведения Когда имеет смысл разрабатывать ипд?


Скачать 496.04 Kb.
НазваниеОбщие сведения Когда имеет смысл разрабатывать ипд?
страница1/5
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
  1   2   3   4   5
Глава 8: Перспективы ИПД и примеры их реализации

Редактор: Uta Wehn Montalvo, Великобритания

Введение

В данной главе, в отличие от предыдущих, где основное внимание уделялось техническим проблемам, рассмотрены аспекты инфраструктур пространственных данных (ИПД), связанные с их перспективами и возможностями развития. Обсуждаемые ниже примеры реализации ИПД свидетельствуют о том, что часто приходится прилагать значительные усилия для того, чтобы убедить специалистов различных организаций и компаний в выгодах от участия в ИПД и постараться привлечь их к сотрудничеству.

Ниже рассмотрены следующие вопросы: при каких условиях имеет смысл разрабатывать инфраструктуры пространственных данных, каким образом процессы их создания связаны с глобальной ИПД и с региональными особенностями, какие возможности могут применяться для их реализации.

В обсуждении использованы примеры разработки ИПД в индустриально развитых и развивающихся странах. В некоторых странах уже накоплен значительный опыт, тогда как в других процесс создания ИПД только начинается.

Целый ряд специалистов оказал своими материалами и комментариями большую помощь в написании этой главы: Reichardt (FGDC, США), Liz Gavin (NSIF, ЮАР), Camille A.J. van der Harten (SADC, Зимбабве), Rita Nicolau (CNIG, Португалия), Bob Ryerson (Корпорация Kim Geomatics, Канада), Terry Fisher (CEONET, Канада), Ian Masser (EUROGI), Hiroshi Murakami (Министерство строительства, Япония) и Steve Blake (AUSLIG, Австралия). Хотелось бы также поблагодарить специалистов, занятых в Проекте информационных экологических систем Южной Африки (EIS-SSA), которые предоставили примеры, иллюстрирующие успешное применение геоинформационных систем для мониторинга экологии по нескольким странам этого региона.
Общие сведения

Когда имеет смысл разрабатывать ИПД?

Развитие средств дистанционного зондирования, цифрового картографирования и геопространственных технологий, в том числе, расширение возможностей сбора данных, снижение цен на ДДЗ, более мощные компьютеры, в сочетании с прогрессом ГИС-технологий, облегчили доступ к геопространственной информации и увеличили спрос на нее. Значение геоданных для решения комплексных глобальных проблем социального, экологического и экономического характера постоянно возрастает, и по этой причине создание ИПД приобретает особую важность для более широкого распространения и использования этих данных в локальном, региональном и международном масштабе.

При отсутствии хорошо продуманных ИПД упускаются многие возможности эффективного использования географической информации для решения различных проблем. Кроме того, поскольку пространственные технологии все шире используются разными организациями в индустриально развитых и развивающихся странах, то растет и число проблем, связанных с доступом к этой информации (см. ниже Пример 1). Недостаточная координация действий, их дублирование, низкий уровень информационных обменов, управления ресурсами и подготовки персонала – вот только некоторые из наиболее серьезных проблем. Кроме того, есть также проблемы и со стандартизацией метаданных и документированием того, кто и чем конкретно занимается, и какие типы данных являются доступными. Все это приводит к тому, что, с одной стороны, потенциальные потребители данных сталкиваются с трудностями поиска и получения доступа к необходимой им информации, а с другой - поставщики данных не имеют сведений о потенциале рынка для своей продукции, что, в свою очередь, препятствует оптимальной организации распространения геопространственной информации и повышению ее качества.

Следует иметь в виду, что задержки в гармонизации автономных баз данных приведут только к еще большим проблемам обеспечения их взаимодействия. Затраты на интегрирование разных системы в единую концепцию ИПД будут постоянно расти с течением времени и по мере роста количества наборов данных. По этим причинам совершенно необходима скоординированная программа действий, основанная на принципах ИПД. Например, технико-экономический анализ проекта инфраструктуры пространственных данных Малайзии позволил установить, что наличие такой инфраструктуры обеспечит постоянно растущие со временем выгоды, будет способствовать ускорению социально-экономического развития страны и более эффективной реализации новых проектов (http://www.nalis.gov.my/laman/kertas6e.htm).

Однако, создание ИПД положится в значительной мере зависит от социальной и политической стабильности в регионах, а также от действующих законодательных норм и ряда других региональных факторов, регулирующих процессы сбора данных и доступа к ним (см. ниже Пример 1).
Пример 1

Обзор современной ситуации в развивающихся странах

Государственные агентства и частные компании все четче осознают важность географических данных и ее использования. Однако уже имеющиеся системы передачи и обработки геопространственных данных очень часто не связаны между собой технически, и координация их либо просто отсутствует, либо очень слаба. Как известно, большинство ГИС-проектов начинается с создания информационного компонента для конкретных целей. При этом, как правило, не уделяется должного внимания вопросам распределенного доступа к данным, поскольку главной задачей является обеспечение нужд организации-разработчика. Несмотря на то, что подобный подход позволяет проектировать системы на основе конкретных требований, он не создает условий для эффективного обмена данными.

Проблемы координации и сотрудничества между различными организациями общественного сектора.

Из-за этих проблем различные структуры данных не будут совместимыми, а обмен данными будет весьма затруднен. Хотя отношения в сети и существуют между людьми, но они основаны на индивидуальных контактах и никак не отражаются на координации действий. В большинстве стран ИПД просто отсутствует, и нет головной организации, которая занималась бы ее созданием. В некоторых странах их создание находится на уровне установки и отладки. Метаданные, если они вообще имеются, в разных компаниях, как правило, имеют различные форматы и инструменты для работы с ними. В целом, можно сказать, что отчетливо наблюдается отсутствие или нехватка тех общих элементов, которые могли бы облегчить обмен данными, - таких как, например, единый масштабный ряд, общепринятая ГИС-платформа и единая национальная база данных, которая могла бы использоваться как стандартный набор базовых информационных слоев. Во многих случаях отсутствует законодательная база для защиты авторских прав, а большинство государственных организаций занимается продажами своих продуктов для получения дополнительных средств на ведение и обновление собственных баз данных. Только немногие из этих учреждений уже начали вырабатывать политику для распространения данных открытого доступа.

Создание баз данных и их использование часто являются сугубо внутренним делом организаций, что препятствует общему доступу к данным.

Базы геопространственных данных, создаваемые в рамках так называемых автономных систем, используют вполне конкретные подходы и технологии, включая их концепцию, структуру, применяемое оборудование и программное обеспечение. Большинство реализаций проектов такого типа сильно зависит от используемой технологии или указаний заказчика, и потому они являются лишь частными решениями для создания и ведения замкнутых баз данных, нацеленных на решение вполне определенных задач. Эта проблема особенно актуальна для развивающихся стран, поскольку финансирование проектов чаще всего выполняется из средств различных ведомств, каждое из которых, естественно, настаивает на своих вариантах решениях. Это часто приводит к соперничеству между организациями вместо их сотрудничества. Очень немногие из таких систем способны экспортировать данные, и ни одна из них до сих пор не является полностью функциональной. Связь между такими системами обычно невозможна чисто технически, поскольку они не поддерживают общие стандарты обмена данными. Обмен информацией между такими организациями и другими группами разработчиков либо очень ограничен, либо вообще отсутствует. Во многих случаях отношения между подобными системами можно характеризовать скорее как соперничество, чем сотрудничество. Существующие уже системы такого типа отвечают, прежде всего, целям и интересам организаций-разработчиков, которые только сейчас начинают сознавать необходимость сотрудничества и координации усилий. До сих пор сотрудничество и координация действий между разными организациями носит очень ограниченный характер.

Мотивация для использования географической информации и инструментов для работы с ней часто является лишь внутренним стимулом для обеспечения корпоративных нужд. При этом перспективы развития и обучения персонала, как правило, остаются вне поля зрения.

Большинство организаций мотивируется лишь собственными целями, и по этой причине они чаще всего не заинтересованы в решении более общих, национального масштаба, задач. Существующие системы рассчитаны, прежде всего, на потребности своей клиентуры, без какого-либо учета нужд других потенциальных пользователей. Это неизбежно ведет к дублированию работ и неэффективному использованию ресурсов, как финансовых, так и людских. Полностью прозрачный совместный доступ к информации пока еще не стал нормой для обмена данными. Вместо этого, информационные обмены обуславливаются иерархией и рамками соответствующих полномочий, что вкупе именуется как «культура корпоративной коммуникации». Поскольку успех создания ИПД в значительной степени зависит от грамотной организации сетевых обменов и доступа к информации, то такая «культура» будет неизбежно препятствовать созданию эффективных инфраструктур пространственных данных.

На данный момент в стадии реализации находится лишь несколько национальных инициатив, направленных на стимулирование сотрудничества в области совместного использования географических данных.

Для обеспечения совместного доступа к данным пока явно ощущается недостаток установленных формализованных связей между организациями. Фактически каждая организация использует свои собственные способы создания цифровых данных. Некоторые их отделы разрабатывают и собственные стандарты данных, включая схемы их классификации. Хотя осознание проблем авторского права постоянно растет, ясная политика в области управления информацией часто просто отсутствует, поскольку это не считалось приоритетным направлением.

Вертикальная организация управления и администрирования ограничивает возможности взаимодействия между разными секторами

Из-за преобладания вертикальной организации управления и администрирования отсутствуют реальные стимулы для связи между различными секторами. Каждое министерство или департамент имеет свои полномочия и пытается создавать собственные базы данных и информационные системы, исходя из своих потребностей и приоритетов. Информация обрабатывается строго по вертикали, согласно принятой иерархии. Это приводит к тому, что информация оказывается связанной с конкретными людьми и их местом в иерархии. В такой ситуации обмен данными между разными ведомствами практически ограничен неофициальными контактами. Обработка информации является политической и социальной проблемой.

Доступу к информации препятствует недостаток прозрачности

Доступ к информации – это не только вопрос прав обладания данными и отношения к обмену ими. Прозрачность пока еще не стала важной характеристикой культуры информационных обменов и остается главной проблемой в этом плане. Практически отсутствует информация о том, кто и какими доступными данными располагает, кто отвечает за подготовку тех или иных данных. Без общей информационной концепции, без четкого распределения полномочий, задач и обязанностей, при отсутствии метаданных доступ к информации так и останется на уровне удачного стечения обстоятельств и личных отношений. Потребители информации при этом должны хорошо ориентироваться в среде производителей данных и по сути дела, охотиться за информацией. Для получения нужных сведений в такой ситуации необходимы хорошие личные связи, иначе потребуется слишком много времени и нервов для получения отыскания необходимой информации. Основным препятствием в деле обеспечения совместного доступа к данным является отсутствие или несоблюдение национальных стандартов геопространственных данных, несовместимость применяемых схем классификации и почти полное отсутствие документирования данных или метаданных. Дополнительные проблемы возникают из-за ограничений доступа к картографическим данным на пограничные территории.

Эти проблемы касаются не только развивающихся стран. Главным препятствием здесь является очень распространенное убеждение в том, что только монопольное владение информацией дает огромные преимущества ее обладателям. Фактически же, будущее за теми, кто серьезно занимается предоставлением своих данных, в том числе и на высоком политическом уровне. Как только этот аспект будет осознан, как это уже произошло в ряде стран, совместный доступ к геопространственным данным становится удивительно простым.

Пример 2

Национальная инфраструктура пространственных данных США. Сегодняшние федеральные агентства США, такие как Федеральный комитет по географическим данным (FGDC) и Национальная инфраструктура пространственная данных (NSDI) восходят своими корнями к ряду инициатив президентских администраций, начиная с 50-х годов прошлого века, направленных на координацию действий различных ведомств, занимающихся вопросами геодезии, картографии и ГИС на государственном уровне. В этом контексте следует особо отметить выпущенный в конце 50-х годов Циркуляр A-16, а также деятельность федеральной рабочей группы по картографированию, созданной в начале семидесятых. Эта рабочая группа занималась изучением возможностей интеграции функций геоинформатики (GI) на уровне федеральной администрации с целью сведения к минимуму дублирование операций и расходы. Со временем все более четко осознавалась необходимость координации работы различных ведомств в области геопространственных данных, и в начале 90-х администрация США приняла решение о создании инфраструктуры пространственных данных в рамках Национальной информационной инфраструктуры. Появление новых технологий и стремительный рост числа пользователей персональных компьютеров привели к настоящему буму в сфере спроса на цифровые данные и их производству различными ведомствами, службами и компаниями общественного и частного сектора. Все более четко стала ощущаться необходимость создания общей инфраструктуры, способной поддерживать функции поиска геопространственных данных, доступа к ним и их использования независимо от уровня полномочий. Это и стало одной из основных целей многих организаций в США, осознавших необходимость сведения к минимуму дублирования работ, улучшения поддержки пользователей информации и эффективной координации всех агентств и компаний, занятых в сфере геодезии, картографии ГИС. В 1990 году был создан Комитет FGDC для «…содействия координированному созданию баз геопространственных данных, их совместного использования и распространения географических данных». Для достижения этих целей потребовалась поддержка целого ряда федеральных агентств, специализирующихся в этой сфере. В настоящее время в работе комитета FGDC принимает участие большинство федеральных ведомств и агентств, и круг их постоянно расширяется. Заинтересованность ряда федеральных агентств постоянно растет по мере того, как они осознают важность геопространственной информации для решения своих задач, а акцент в деятельности FGDC теперь переносится на вопросы получения информации от этих ведомств (правоохранительные органы, здравоохранение и т.п.) для включения в национальную инфраструктуру пространственных данных. FGDC также расширяет рамки партнерства с другими административными органами различных уровней, представителями ГИС-индустрии и академических кругов.

  1   2   3   4   5

Похожие:

Общие сведения Когда имеет смысл разрабатывать ипд? iconРаботу снова имеет смысл искать через кадровые агентства
Январь 2010 года показал: соискателям вновь имеет смысл искать работу в кадровых агентствах, а не только на профильных сайтах. В...

Общие сведения Когда имеет смысл разрабатывать ипд? iconПояснительная записка Общие сведения об учреждении
Общие сведения об учреждении, контингент детей, воспитывающихся в доу. Комплектование групп, режим работы детского сада. Сведения...

Общие сведения Когда имеет смысл разрабатывать ипд? iconКонспект лекций по гражданскому праву. Вещное право. Тема Общие положения
Юрист Гай определял, что личный иск бывает тогда, когда ответчик должен передать или сделать или предоставить что-либо. Вещный иск...

Общие сведения Когда имеет смысл разрабатывать ипд? iconМосква 2006 смысл
В276 Когнитивная наука : Основы психологии познания : в 2 т. — Т. 1 / Борис М. Величковский. — М. Смысл : Издательский центр «Академия»,...

Общие сведения Когда имеет смысл разрабатывать ипд? iconКогда политкорректность окончательно победит здравый смысл
На днях мне довелось познакомиться со статьёй И. Шамира "Удивительные приключения капитана Нео в Блондинии: кто и почему обвиняет...

Общие сведения Когда имеет смысл разрабатывать ипд? iconПрименение енвд при налогообложении розничной торговли
Енвд на такую деятельность. В данной статье попытаемся определить на основании разъяснения Минфина России и судебной практики, когда...

Общие сведения Когда имеет смысл разрабатывать ипд? iconТехническое задание 35 основные сведения о закупке 36 общие сведения...
Положением о закупках ООО «нутэп», утвержденным решением Совета директоров ООО «нутэп» 23. 12. 2015г

Общие сведения Когда имеет смысл разрабатывать ипд? iconИнформация для пациентов
Получите рекомендации по оптимальному для Вас набору дополнительных тестов, которые возможно имеет смысл выполнить до проведения...

Общие сведения Когда имеет смысл разрабатывать ипд? iconТехническое задание 35 основные сведения о закупке 36 общие сведения...
Положением о закупках ООО «нутэп», утвержденным решением внеочередного общего собрания участников ООО «нутэп» 19. 12. 2016г

Общие сведения Когда имеет смысл разрабатывать ипд? iconЕсли изменял, то указать, когда и по какой причине, каким образом...
Составляется в произвольной форме собственноручно, без помарок и исправлений, с обязательным освещением следующих вопросов

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск