Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл


НазваниеКаменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл
страница1/4
ТипПояснительная записка
filling-form.ru > Туризм > Пояснительная записка
  1   2   3   4
2.10. БИОЛОГИЯ


  1. Пояснительная записка

Предлагаемая рабочая программа по биологии адресована 6-9 классам основной школы.

Рабочая программа опирается на Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования 2004 г. Рабочая программа по биологии составлена на основе Примерной программы основного общего образования по биологии 6-9 класс и рабочей программы. В.В.Пасечника, В.В.Латюшина, В.М.Пакуловой М., «Дрофа», 2010 г. Рабочая программа ориентирована на использование учебников:

  • В.В.Пасечника «Биология. Грибы.Бактерии» 6 класс М., «Дрофа», 2008 г.

  • В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. «Биология. Животные» 7 класс. «Дрофа» 2008 г.

  • Д.В. Колесов «Биология. Человек» 8 класс.. -Дрофа, 2008.

  • Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. – М.: Дрофа, 2007 – 304 с.


Биологическое образование должно обеспечить высокую биологическую, прежде всего экологическую, природоохранительную грамотность. Главная задача школьного биологического образования – формирование у учащихся научного мировоззрения, на основе преемственного развития ведущих биологических законов, теорий, идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся.

Цель изучения курса «Биология»:

Понимание значимости получения биологических знаний, правильное применение их в области природопользования, нравственных нормах и принципах отношения к природе.

Изучение биологии направлено на достижение следующих образовательных задач:

- освоение знаний о живой природе (растениях, бактериях, грибах), присущих ей закономерностях, методах познания живой природы;

- сформировать основополагающие понятия о клеточном строении живых организмов, об организме как особой форме (уровне) организации жизни, о биологическом разнообразии в природе;

- овладение умениями применять биологические знания в различных жизненных ситуациях;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проектно - исследовательской деятельности учащихся;

- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе (растениям, бактериям, грибам), собственному здоровью и здоровью других людей; культуры отношения к природе;

- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни;

- обеспечение активной учебно-познавательной деятельности учащихся.
Содержание и структура курса обеспечивают достижение базового уровня биологических знаний, развитие творческих и натуралистических умений, научного мировоззрения, гуманности, привитие трудолюбия и заботливого обращения с природой. Последовательность тем обусловлена логикой развития основных биологических понятий и способствует формированию эволюционного и экологического мышления.

Содержание курса обеспечивает понимание высокой значимости жизни, а также понимание ценности ботанических знаний в научной картине мира.

Экологические понятия вводятся с первых уроков при ознакомлении учащихся с многообразным проявлением свойств организмов; с взаимосвязями растений, бактерий и грибов с окружающей средой; с растительным сообществом, со значением растений в природе; с ролью человека в природе.
Данная рабочая программа в соответствии с учебным планом гимназии рассчитана на следующее количество часов:


Класс

Общее количество часов в году

База/расширенная

Часов в неделю

Из них федеральный компонент

Из них компонент ОУ

База/расширенная

6

35

1

1

0

7

70

2

2

0

8

70

2

2

0

9

68/102

2/3

2

0/1



Новизна и отличие рабочей программы от примерной программы В.В.Пасечника заключаются в следующем.


п/п

Изменение

Обоснование

6 класс

1.

В разделе «Царство Растения» на изучение темы Папоротники, хвощи, плауны добавлен 1 час из резервного времени

Большой объём учебного материала. Учащимся сложно освоить за 1урок строение, многообразие мхов и папоротников. В связи с этим целесообразно данный учебный материал разбить на 2 урока.

7 класс

1

В раздел «Многообразие животных»

Добавлено 3 ч. Дополнительное время взято из резерва, предусмотренного программой.

2

В раздел «Биоценозы»

Добавлен 1 ч. Дополнительное время взято из резерва, предусмотренного программой

8 класс




  1. 1.Объединены темы «Введение» и «Происхождение» человека и сокращено время на их изучение с четырех часов до трех.

  2. 2.Сокращено количество часов на изучение тем:

  3. «Общий обзор организма» (4 часа)

«Опорно-двигательная система» (6 часов)«Кровеносная и лимфатическая системы организма» (4 часа)

3.Увеличено количество часов на изучение тем:

«Внутренняя среда организма» (4 часа)

«Пищеварительная система» (6 часов) «Покровные органы. Теплорегуляция. Выделительная система.» (6 часов)

  1. 4. Объединены темы«Нервная система человека» и «Железы внутренней секреции».

Перенос учебных часов с одной темы на другую обоснован сложностью тем и объемом учебной информации.





5.Добавлена тема. Человек и окружающая среда. (2 часа.)



Усиление экологической направленности.











Изменения в программе, связанные с предпрофильной подготовкой в 9 классе.

Разделы и темы курса

Авторская программ

В.В. Пасечника

количество часов

Рабочая программа

количество часов

Введение

2 ч



Раздел 1. Уровни организации живой природы

54 ч

102 ч

Тема 1.1. Молекулярный уровень

10 ч

15 ч

Тема 1.2. Клеточный уровень

15 ч

22 ч

Тема 1.3. Организменный уровень

14 ч

21 ч

Тема 1.4. Популяционно-видовой уровень

3 ч

5 ч

Тема 1.5. Экосистемный уровень

8 ч

12 ч

Тема 1.6. Биосферный уровень



6 ч

Раздел 2-3.

Эволюция. Возникновение и развитие жизни на Земле

12 ч

18 ч

Итого:

68 часов

102 часа



При организации учебного процесса особое внимание будет уделено организации коллективной деятельности учащихся, деятельности в парах при проведении лабораторных и практических работ, экскурсий.

Для реализации рабочей программы используется следующий учебно-методический комплект:

6 класс

  1. Учебник В. В. Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс / В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2010.

  2. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. Рабочая тетрадь. 6 класс / В. В. Пасечник, Т. А. Снисаренко. – М.: Дрофа, 2010.

  3. Галушкова Н.И. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс: метод рекомендации/ Издательство «Учитель», 2009.

  4. Дубинина Н.В., Пасечник В.В. Биология. Грибы. Бактерии. Растения. 6 класс: метод рекомендации /М.: Дрофа, 2010.


7 класс


  1. Учебник «Биология. Животные» 7 класс. Издательство «Дрофа» 2008г. Авторы: В.В. Латюшин, В.А. Шапкин.

  2. Тематическое и поурочное планирование по биологии. 7 класс. Автор Л.Д. Парфилова. Издательство «Экзамен» Москва 2009г.

  3. Контрольные и проверочные работы по биологии к учебнику В.В. Латюшина, В.А. Шапкина «Биология. Животные» 7 класс. Автор: Н.Ю. Захарова. Издательство «Экзамен» Москва 2009г.

  4. Поурочные разработки по биологии. Авторы: О.А. Пепеляева. Издательство «ВАКО» Москва 2008г.

  5. Зоология в таблицах, рисунках и схемах. Автор: А.Г. Резанов. Издательство «Школа 21 век» Москва 2008г.

  6. 5. Захарова Н. Ю. Контрольные и проверочные работы по биологии: к учебнику В. В. Латюшина и В. А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс»/ Н. Ю. Захарова. 2-изд. – М.: Издательство «Экзамен», 2008.- 158с.

  7. Программы по биологии к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника. Издательство «Дрофа», 2010-90с.


8 класс
1. Д.В. Колесов «Биология. Человек» 8 класс. Для общеобразовательных учебных заведений. -Дрофа, 2008. - 336с;

2. Сухорукова Л.Н. «Биология. Человек» 8 класс: тетрадь – экзаменатор/М.: Просвещение 2011.

3. Пепелявцева О.А. Биология. Человек. 8 класс: метод. Рекомендации. М. «ВАКО» 2012

4.Муловская Е.В. Биология. Контрольно-измерительные материалы.-М.: «ВАКО»,2013

9 класс


  1. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. – М.: Дрофа, 2007 – 304 с.



2.Учебно-тематический план




Наименование раздела



Кол–во часов

База/Расширенная

В том числе

Лабораторные, практические работы,экскурсии

Контрольные работы

6 класс

1


Введение

2

1




2

Клеточное строение организмов


4

2




3

Царства Бактерии и Грибы


4







4

Царство Растения


6

3




5

Строение и многообразие покрытосеменных растений


8

3




6

Жизнь растений


7







7

Природные сообщества


3







8

Резерв


1










Итого

35








7 класс





Введение. Общие сведения о животном мире.

2







I

Многообразие животных


37

6

3

II

Эволюция строения и функции органов и их систем.


14

1

2

III

Индивидуальное развитие животных


3

1




IV

Развитие животного мира на Земле


3







V

Биоценозы


5

1

1

VI

Животный мир и хозяйственная деятельность человека


5

1

1

VII

Резерв


1










Итого

70








8 класс



Введение. Человек как биологический вид. Происхождение человека.

3









Общий обзор организма человека

4

1






Опора и движение

6

3






Внутренняя среда организма

4

1






Кровеносная лимфатическая системы организма.

4

1






Дыхательная система

5

1






Пищеварительная система

6

1






Обмен веществ и превращение энергии

4

1






Выделительная система Покровные органы. Теплорегуляция.

7









Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма.

8

2






Органы чувств. Анализаторы.

5

1






Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.

6

1






Индивидуальное  развитие организма.

5









Человек и окружающая среда.

1









Резерв

2










Итого

70







9 класс




Введение

2/3










Раздел 1. Уровни организации живой природы












Тема 1.1. Молекулярный уровень

10 /15

1/1






Тема 1.2. Клеточный уровень

15/22

1/1






Тема 1.3. Организменный уровень

14/21

1/1






Тема 1.4. Популяционно-видовой уровень

3/5

1/1






Тема 1.5. Экосистемный уровень

8/12









Тема 1.6. Биосферный уровень

4/6







7.

Раздел 2. Возникновение и развитие жизни на Земле

5/10

1




8.

Раздел 3. Эволюция.

7/8










Итого:

68/102







СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

6 класс

Введение (2 ч)

Биология – наука о живой природе. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.

Экскурсия

Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений.

1. Клеточное строение организмов (4 ч)

Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп).

Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды.

Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

Демонстрация микропрепаратов различных растительных тканей.

Лабораторные работы

Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними.

Рассматривание клеток с помощью лупы.

Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.
2. Царство Бактерии и Грибы (4 ч)

Бактерии, их роль в природе и жизни человека, строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий.

Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Роль грибов в природе и жизни человека.

Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.

Демонстрация муляжей плодовых тел шляпочных грибов, натуральных объектов (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи), лишайников.
3. Царство Растения (5 ч)

Растения. Ботаника – наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.

Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).

Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.

Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение.

Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания и роль в природе и жизни человека, их охрана.

Голосеменные, их строение и разнообразие. Среды обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.

Цветковые растения, их строение и многообразие Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.

4. Строение и многообразие покрытосеменных растений (8 ч)

Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Строение корня. Видоизменение корней растений.

Побег. Листорасположение. Почки и их строение. Рост и развитие побега.

Внешнее строение листа. Жилкование. Клеточное строение листа. Видоизменение листьев растений.

Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменение побегов.

Цветок и его строение. Соцветия растений.

Плоды растений и их классификация.

Лабораторные работы

Изучение строения цветка.

Ознакомление с различными видами соцветий.

Ознакомление с сухими и сочными плодами.
6. Жизнь растений (7 ч)

Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).

Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Испарение воды. Рост растений. Размножение растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение.

Демонстрация опытов, получения вытяжки хлорофилла; опытов, доказывающих поглощения растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету, образование крахмала, дыхание растений, испарение воды листьями.

8. Природные сообщества (3 ч)

Основные экологические факторы и их влияние на растения. Характеристика основных экологических групп растений .

Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.

Демонстрация комнатных растений и гербарных экземпляров растений различных экологических групп.
Лабораторная работа

Изучение особенностей строения растений различных экологических групп.

Резерв времени – 2 часа.
7 класс
Введение. Общие сведения о животном мире (2 ч)

История изучения животных. Методы изучения животных. Наука зоология и её структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.
1. Многообразие животных (37ч)

Простейшие

Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы.

Демонстрация живых инфузорий, микропрепаратов простейших.

Многоклеточные животные

Тип Губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип Кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрация микропрепаратов гидры, образцов кораллов, влажных препаратов медуз, видеофильма.

ТипыПлоские, Круглые, Кольчатые черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа

Знакомство с многообразием кольчатых червей.

Тип Моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Демонстрация разнообразных моллюсков и их раковин.

Тип Иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Демонстрация морских звёзд и других иглокожих, видеофильма.

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа

Знакомство с многообразиемракообразных.

Класс Паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Класс Насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа

Изучение представителей отрядов насекомых.

Тип Хордовые. Класс Ланцетники.Надкласс Рыбы. Многообразие: хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Лабораторная работа

Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб.

Класс Земноводные. Многообразие: безногие, хвостатые, бесхвостые. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс Пресмыкающиеся. Многообразие: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс Птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Лабораторная работа

Изучение внешнего строения птиц в связи с образом жизни.

Изучение многообразия птиц.

Класс Млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрация видеофильма.
2. Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных (14ч)

Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения, продления рода. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.

Демонстрация влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей.

Лабораторные работы

Изучение особенностей различных покровов тела.
3. Индивидуальное развитие животных (3ч)

Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни.

Лабораторные работы

Изучение стадий развития животных и определение их возраста.
4. Развитие животного мира на Земле (3ч)

Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические.

Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции.

Демонстрация палеонтологических доказательств эволюции.
5. Биоценозы (5ч)

Естественные и искусственные биоценозы (водоём, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценоз. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.

Экскурсия: изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза.

Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных.
6. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (5ч)

Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы.

Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных.

Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.

Экскурсия: посещение выставок сельскохозяйственных и домашних животных.

Резерв времени – 1 час.
8 класс
Введение (1ч)

Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.

I. Раздел.

  1   2   3   4

Похожие:

Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл iconРабочая программа для 9 класса Пояснительная записка Календарно-тематическое...
Календарно-тематическое планирование разработано на основе программы курса по биологии 9-ого класса «Введение в общую биологию и...

Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл iconПрактическая работа №1 «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями...
Лабораторные и практические работы по учебнику В. В. Пасечник, Биология, 5 класс, 2012

Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл iconУчебно-методический комплекс по дисциплине история является частью...
Составитель: Новикова И. А., преподаватель кгбпоу «Каменский педагогический колледж»

Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл iconРабочая программа по биологии уровень общего образования: основное общее образование
Программа разработана на основе: Примерной программы по учебным предметам. Биология. 5-9 классы. М.: Просвещение 2014 г., рабочей...

Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл iconМетодические указания по производственной (преддипломной) практике...
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 06. 03. 01 Биология (охотоведение)

Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл iconРабочая программа производственной преддипломной практики для подготовки...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки: 020400. 62 «Биология», утверждённого приказом...

Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл iconПравила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом 2015 год
Каменский аграрный техникум, курсы подготовки водителей, перевозящих опасные грузы

Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл iconВзгляд на экологию
Учебно-методическое пособие предназначено для работы в группах бакалавров и специалистов 2 курса экологического факультета и состоит...

Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл iconРуководство по созданию и методам обеспечения функционирования. Межгосударственные...
...

Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл iconНовую общую форму компании будут сдавать впервые. И данная статья...
Отчитываться за I квартал 2014 года нужно по новой форме рсв теперь в нее включены и данные персонифицированного учета. Новую общую...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск