Скачать 0.49 Mb.
|
2.10. БИОЛОГИЯ
Предлагаемая рабочая программа по биологии адресована 6-9 классам основной школы. Рабочая программа опирается на Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования 2004 г. Рабочая программа по биологии составлена на основе Примерной программы основного общего образования по биологии 6-9 класс и рабочей программы. В.В.Пасечника, В.В.Латюшина, В.М.Пакуловой М., «Дрофа», 2010 г. Рабочая программа ориентирована на использование учебников:
Биологическое образование должно обеспечить высокую биологическую, прежде всего экологическую, природоохранительную грамотность. Главная задача школьного биологического образования – формирование у учащихся научного мировоззрения, на основе преемственного развития ведущих биологических законов, теорий, идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся. Цель изучения курса «Биология»: Понимание значимости получения биологических знаний, правильное применение их в области природопользования, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Изучение биологии направлено на достижение следующих образовательных задач: - освоение знаний о живой природе (растениях, бактериях, грибах), присущих ей закономерностях, методах познания живой природы; - сформировать основополагающие понятия о клеточном строении живых организмов, об организме как особой форме (уровне) организации жизни, о биологическом разнообразии в природе; - овладение умениями применять биологические знания в различных жизненных ситуациях; - развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проектно - исследовательской деятельности учащихся; - воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе (растениям, бактериям, грибам), собственному здоровью и здоровью других людей; культуры отношения к природе; - использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни; - обеспечение активной учебно-познавательной деятельности учащихся. Содержание и структура курса обеспечивают достижение базового уровня биологических знаний, развитие творческих и натуралистических умений, научного мировоззрения, гуманности, привитие трудолюбия и заботливого обращения с природой. Последовательность тем обусловлена логикой развития основных биологических понятий и способствует формированию эволюционного и экологического мышления. Содержание курса обеспечивает понимание высокой значимости жизни, а также понимание ценности ботанических знаний в научной картине мира. Экологические понятия вводятся с первых уроков при ознакомлении учащихся с многообразным проявлением свойств организмов; с взаимосвязями растений, бактерий и грибов с окружающей средой; с растительным сообществом, со значением растений в природе; с ролью человека в природе. Данная рабочая программа в соответствии с учебным планом гимназии рассчитана на следующее количество часов:
Новизна и отличие рабочей программы от примерной программы В.В.Пасечника заключаются в следующем.
Изменения в программе, связанные с предпрофильной подготовкой в 9 классе.
При организации учебного процесса особое внимание будет уделено организации коллективной деятельности учащихся, деятельности в парах при проведении лабораторных и практических работ, экскурсий. Для реализации рабочей программы используется следующий учебно-методический комплект: 6 класс
7 класс
8 класс 1. Д.В. Колесов «Биология. Человек» 8 класс. Для общеобразовательных учебных заведений. -Дрофа, 2008. - 336с; 2. Сухорукова Л.Н. «Биология. Человек» 8 класс: тетрадь – экзаменатор/М.: Просвещение 2011. 3. Пепелявцева О.А. Биология. Человек. 8 класс: метод. Рекомендации. М. «ВАКО» 2012 4.Муловская Е.В. Биология. Контрольно-измерительные материалы.-М.: «ВАКО»,2013 9 класс
2.Учебно-тематический план
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 6 класс Введение (2 ч) Биология – наука о живой природе. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана. Экскурсия Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений. 1. Клеточное строение организмов (4 ч) Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань». Демонстрация микропрепаратов различных растительных тканей. Лабораторные работы Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Рассматривание клеток с помощью лупы. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом. 2. Царство Бактерии и Грибы (4 ч) Бактерии, их роль в природе и жизни человека, строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение в природе. Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Роль грибов в природе и жизни человека. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. Демонстрация муляжей плодовых тел шляпочных грибов, натуральных объектов (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи), лишайников. 3. Царство Растения (5 ч) Растения. Ботаника – наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые). Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания и роль в природе и жизни человека, их охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среды обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. 4. Строение и многообразие покрытосеменных растений (8 ч) Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Строение корня. Видоизменение корней растений. Побег. Листорасположение. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее строение листа. Жилкование. Клеточное строение листа. Видоизменение листьев растений. Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменение побегов. Цветок и его строение. Соцветия растений. Плоды растений и их классификация. Лабораторные работы Изучение строения цветка. Ознакомление с различными видами соцветий. Ознакомление с сухими и сочными плодами. 6. Жизнь растений (7 ч) Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение). Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Испарение воды. Рост растений. Размножение растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение. Демонстрация опытов, получения вытяжки хлорофилла; опытов, доказывающих поглощения растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету, образование крахмала, дыхание растений, испарение воды листьями. 8. Природные сообщества (3 ч) Основные экологические факторы и их влияние на растения. Характеристика основных экологических групп растений . Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека. Демонстрация комнатных растений и гербарных экземпляров растений различных экологических групп. Лабораторная работа Изучение особенностей строения растений различных экологических групп. Резерв времени – 2 часа. 7 класс Введение. Общие сведения о животном мире (2 ч) История изучения животных. Методы изучения животных. Наука зоология и её структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных. 1. Многообразие животных (37ч) Простейшие Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы. Демонстрация живых инфузорий, микропрепаратов простейших. Многоклеточные животные Тип Губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Тип Кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Демонстрация микропрепаратов гидры, образцов кораллов, влажных препаратов медуз, видеофильма. ТипыПлоские, Круглые, Кольчатые черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Лабораторная работа Знакомство с многообразием кольчатых червей. Тип Моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Демонстрация разнообразных моллюсков и их раковин. Тип Иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Демонстрация морских звёзд и других иглокожих, видеофильма. Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Лабораторная работа Знакомство с многообразиемракообразных. Класс Паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Класс Насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Лабораторная работа Изучение представителей отрядов насекомых. Тип Хордовые. Класс Ланцетники.Надкласс Рыбы. Многообразие: хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Лабораторная работа Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб. Класс Земноводные. Многообразие: безногие, хвостатые, бесхвостые. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Класс Пресмыкающиеся. Многообразие: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Класс Птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Лабораторная работа Изучение внешнего строения птиц в связи с образом жизни. Изучение многообразия птиц. Класс Млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Демонстрация видеофильма. 2. Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных (14ч) Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения, продления рода. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма. Демонстрация влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей. Лабораторные работы Изучение особенностей различных покровов тела. 3. Индивидуальное развитие животных (3ч) Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни. Лабораторные работы Изучение стадий развития животных и определение их возраста. 4. Развитие животного мира на Земле (3ч) Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические. Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции. Демонстрация палеонтологических доказательств эволюции. 5. Биоценозы (5ч) Естественные и искусственные биоценозы (водоём, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценоз. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу. Экскурсия: изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных. 6. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (5ч) Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы. Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных. Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных. Экскурсия: посещение выставок сельскохозяйственных и домашних животных. Резерв времени – 1 час. 8 класс Введение (1ч) Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования. I. Раздел. |
Календарно-тематическое планирование разработано на основе программы курса по биологии 9-ого класса «Введение в общую биологию и... | Лабораторные и практические работы по учебнику В. В. Пасечник, Биология, 5 класс, 2012 | ||
Составитель: Новикова И. А., преподаватель кгбпоу «Каменский педагогический колледж» | Программа разработана на основе: Примерной программы по учебным предметам. Биология. 5-9 классы. М.: Просвещение 2014 г., рабочей... | ||
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 06. 03. 01 Биология (охотоведение) | Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки: 020400. 62 «Биология», утверждённого приказом... | ||
Каменский аграрный техникум, курсы подготовки водителей, перевозящих опасные грузы | Учебно-методическое пособие предназначено для работы в группах бакалавров и специалистов 2 курса экологического факультета и состоит... | ||
... | Отчитываться за I квартал 2014 года нужно по новой форме рсв теперь в нее включены и данные персонифицированного учета. Новую общую... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |