Пояснительная записка 1 Цели реализации адаптированной основной общеобразовательной программы


НазваниеПояснительная записка 1 Цели реализации адаптированной основной общеобразовательной программы
страница1/28
ТипПояснительная записка
filling-form.ru > Туризм > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28


Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Бачатская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

Беловского муниципального района


Принята

на Педагогическом Совете

Протокол № 1

от «28» 08 2015г.




Утверждена

Директор школы - интерната

_______________Н.Г.Синкина

«28» 08 2015 г.



аптированная основная

общеобразовательная программа

МКС(К)ОУ «Бачатская общеобразовательная школа – интернат VIII вида»

на 2015 – 2016 учебный год


Беловский муниципальный район, 2015 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Определение и назначение адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся

1.2. Нормативные документы для разработки адаптированной основной общеобразовательной программы образования

1.3. Структура адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся
2. АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

2.1. Пояснительная записка

2.1.1. Цели реализации адаптированной основной общеобразовательной программы

2.1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умственной отсталостью

2.1.3. Особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью

2.1.4. Принципы и подходы к формированию адаптированной основной общеобразовательной программы

2.2. Адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью

2.2.1. Содержание образования

2.2.2. Планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью адаптированной основной общеобразовательной программы

2.2.3. Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы

2.2.4. Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью

2.2.5. Программы учебных предметов

2.2.6. Программа духовно-нравственного развития обучающихся с умственной отсталостью

2.2.7. Программа формирования здорового образа жизни

2.2.8. Программа коррекционной работы

2.2.9. Программа внеурочной деятельности

2.2.10. Учебный план

2.3. Условия реализации адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся

2.3.1. Кадровые условия реализации адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся

2.3.2. Финансово-экономические условия реализации адаптированной основной общеобразовательной программы

2.3.3. Материально- технические условия реализации адаптированной основной общеобразовательной программы


Введение

Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее АООП) муниципального казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Бачатская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» Беловского муниципального района является программой образовательного учреждения, которая определяет приоритетные ценности и цели, особенности содержания, организации, учебно-методического обеспечения образовательного процесса в данном образовательном учреждении. АООП определяет рекомендуемые федеральным государственным образовательным стандартом объем и содержание образования, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы.

В структуру адаптированной основной общеобразовательной программы включаются:

учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов и иные компоненты .1 Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью разрабатывается на основе федерального государственного образовательного Стандарта.

Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью проходит процедуру экспертизы, по результатам которой она включается в реестр примерных основных образовательных программ, являющейся общедоступной государственной информационной системой2.

В адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью используются следующие сокращения:

ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт,

ООП – основная образовательная программа,

АОП – адаптированная образовательная программа,

АООП – адаптированная основная образовательная программа,

СИОП – специальная индивидуальная образовательная программа,

ОО – образовательная организация.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


    1. Определение и назначение АООП образования обучающихся с умственной отсталостью


1.1.1. Адаптированная основная образовательная программа (АООП) общего образования обучающихся с умственной отсталостью ― это образовательная программа, адаптированная для обучения этой категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

1.1.2. АООП общего образования обучающихся с умственной отсталостью разработана и утверждена организацией, осуществляющей образовательную деятельность в соответствии с ФГОС общего образования для обучающихся с умственной отсталостью и с учетом примерной адаптированной основной образовательной программы.

1.1.3. АООП общего образования обучающихся с умственной отсталостью определяет содержание образования, ожидаемые результаты и условия ее реализации.

1.2. Нормативные документы для разработки АООП

Нормативно-правовую базу разработки АООП образования обучающихся с умственной отсталостью составляют:

  • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);

  • Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для обучающихся с умственной отсталостью;

  • Нормативно-методические документы Минобрнауки Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты в области образования;

  • Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (проект);

  • Устав образовательной организации.

1.3. Структура адаптированной основной образовательной программы общего образования

АООП общего образования обучающихся с умственной отсталостью состоит из двух частей3:

― обязательной части,

― части, формируемой участниками образовательных отношений.

Соотношение частей и их объем определяется ФГОС ОО обучающихся с умственной отсталостью.

В структуре АООП для обучающихся с умственной отсталостью представлены:

1. Пояснительная записка, в которой раскрыты: цели и задачи АООП, срок ее освоения, представлена краткая психолого - педагогическая характеристика обучающихся.

2. Планируемые результаты освоения обучающимися АООП.

3. Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения АООП.

4. Содержание образования:
― Программа формирования базовых учебных действий;

― Программы учебных предметов;

― Программа нравственного развития;

― Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;

― Программа коррекционной работы;

― Программа внеурочной деятельности;

― Учебный план, включающий календарный график организации учебного процесса.

5. Условия реализации АООП:

― кадровые условия;

― финансово-экономические условия;

― материально-технические условия.


  1. АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

2.1. Пояснительная записка

2.1.1. Цель реализации адаптированной основной общеобразовательной программы
АООП образования обучающихся с умственной отсталостью направлена на формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности (нравственное, эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями.

Создание оптимальных условий для усвоения обучающимися обязательного минимума содержания образования на всех ступенях образования в соответствии с требованиями, предусмотренными в образовательных программах для специальных (коррекционных) школ VIII вида, а именно:

  • гарантировать преемственность образовательных программ всех уровней;

  • создать основу для адаптации и интеграции в обществе выпускников, для продолжения обучения в профессиональных училищах, выбора и последующего освоения профессии;

  • включение в трудовую деятельность и интеграции в современное общество.


2.1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умственной отсталостью
Умственная отсталость связана с нарушениями интеллектуального развития, которые возникают вследствие органического поражения головного мозга на ранних этапах онтогенеза (от момента внутриутробного развития до трех лет). Общим признаком у всех обучающихся с умственной отсталостью выступает недоразвитие психики с явным преобладанием интеллектуальной недостаточности, которое приводит к затруднениям в усвоении содержания школьного образования и социальной адаптации.

Категория обучающихся с умственной отсталостью представляет собой неоднородную группу. В соответствии с международной классификацией умственной отсталости (МКБ-10) выделяют четыре степени умственной отсталости: легкую, умеренную, тяжелую, глубокую.

Своеобразие развития детей с легкой умственной отсталостью обусловлено особенностями их высшей нервной деятельности, которые выражаются в разбалансированности процессов возбуждения и торможения, нарушении взаимодействия первой и второй сигнальных систем.

В структуре психики такого ребенка в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является процесс мышления, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению. Вследствие чего знания детей с умственной отсталостью об окружающем мире являются неполными и, возможно, искаженными, а их жизненный опыт крайне беден. В свою очередь, это оказывает негативное влияние на овладение чтением, письмом и счетом в процессе школьного обучения.

Развитие всех психических процессов у детей с легкой умственной отсталостью отличается качественным своеобразием, при этом нарушенной оказывается уже первая ступень познания – ощущения и восприятие. Неточность и слабость дифференцировки зрительных, слуховых, кинестетических, тактильных, обонятельных и вкусовых ощущений приводят к затруднению адекватности ориентировки детей с умственной отсталостью в окружающей среде. В процессе освоения отдельных учебных предметов это проявляется в замедленном темпе узнавания и понимания учебного материала, в частности смешении графически сходных букв, цифр, отдельных звуков или слов.

Вместе с тем, несмотря на имеющиеся недостатки, восприятие умственно отсталых обучающихся оказывается значительно более сохранным, чем процесс мышления, основу которого составляют такие операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация.

Названные логические операции у этой категории детей обладают целым рядом своеобразных черт, проявляющихся в трудностях установления отношений между частями предмета, выделении его существенных признаков и дифференциации их от несущественных, нахождении и сравнении предметов по признакам сходства и отличия и т. д.

У этой категории обучающихся из всех видов мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое) в большей степени нарушено логическое мышление, что выражается в слабости обобщения, трудностях понимания смысла явления или факта. Особые сложности возникают у обучающихся при понимании переносного смысла отдельных фраз или целых текстов. В целом мышление ребенка с умственной отсталостью характеризуется конкретностью, некритичностью, ригидностью (плохой переключаемостью с одного вида деятельности на другой). Обучающимся с легкой умственной отсталостью присуща сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления: как правило, они начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, не имея внутреннего плана действия.

Особенности восприятия и осмысления детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностями их памяти. Запоминание, сохранение и воспроизведение полученной информации обучающимися с умственной отсталостью также обладает целым рядом специфических особенностей: они лучше запоминают внешние, иногда случайные, зрительно воспринимаемые признаки, при этом, труднее осознаются и запоминаются внутренние логические связи; позже, чем у нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание, которое требует многократных повторений. Менее развитым оказывается логическое опосредованное запоминание, хотя механическая память может быть сформирована на более высоком уровне. Недостатки памяти обучающихся с умственной отсталостью проявляются не столько в трудностях получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения: вследствие трудностей установления логических отношений полученная информация может воспроизводиться бессистемно, с большим количеством искажений; при этом наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала.

Особенности нервной системы школьников с умственной отсталостью проявляются и в особенностях их внимания, которое отличается сужением объема, малой устойчивостью, трудностями его распределения, замедленностью переключения. В значительной степени нарушено произвольное внимание, которое связано с волевым напряжением, направленным на преодоление трудностей, что выражается в его нестойкости и быстрой истощаемости. Однако, если задание посильно и интересно для обучающегося, то его внимание может определенное время поддерживаться на должном уровне. Также в процессе обучения обнаруживаются трудности сосредоточения на каком-либо одном объекте или виде деятельности. Под влиянием обучения и воспитания объем внимания и его устойчивость несколько улучшаются, но при этом не достигают возрастной нормы.

Для успешного обучения необходимы достаточно развитые представления и воображение. Представлениям детей с умственной отсталостью свойственна недифференцированность, фрагментарность, уподобление образов, что, в свою очередь, сказывается на узнавании и понимании учебного материала. Воображение как один из наиболее сложных процессов отличается значительной не сформированностью, что выражается в его примитивности, неточности и схематичности.

У школьников с умственной отсталостью отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, физиологической основой которых является нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами, что, в свою очередь, проявляется в недоразвитии всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Трудности звуко-буквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи обусловливают различные виды нарушений письменной речи. Снижение потребности в речевом общении приводит к тому, что слово не используется в полной мере как средство общения; активный словарь не только ограничен, но и наполнен штампами; фразы однотипны по структуре и бедны по содержанию. Недостатки речевой деятельности этой категории обучающихся напрямую связаны с нарушением абстрактно-логического мышления. Следует отметить, что речь школьников с умственной отсталостью в должной мере не выполняет своей регулирующей функции, поскольку зачастую словесная инструкция оказывается непонятой, что приводит к неверному осмысливанию и выполнению задания. Однако в повседневной практике такие дети способны поддержать беседу на темы, близкие их личному опыту, используя при этом несложные конструкции предложений.

Психологические особенности умственно отсталых школьников проявляются и в нарушении эмоциональной сферы. При легкой умственной отсталости эмоции в целом сохранны, однако они отличаются отсутствием оттенков переживаний, неустойчивостью и поверхностью. Отсутствуют или очень слабо выражены переживания, определяющие интерес и побуждение к познавательной деятельности, а также с большими затруднениями осуществляется воспитание высших психических чувств: нравственных и эстетических.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28

Похожие:

Пояснительная записка 1 Цели реализации адаптированной основной общеобразовательной программы iconПояснительная записка Цели и задачи реализации программы
Муниципального образовательного учреждения Толпыгинской основной общеобразовательной школы

Пояснительная записка 1 Цели реализации адаптированной основной общеобразовательной программы iconПояснительная записка 6-14стр
Планируемые результаты освоения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированной основной...

Пояснительная записка 1 Цели реализации адаптированной основной общеобразовательной программы iconПояснительная записка Планируемые результаты освоения обучающимися...
Планируемые результаты освоения обучающимися адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования

Пояснительная записка 1 Цели реализации адаптированной основной общеобразовательной программы iconПояснительная записка 1
Приоритетные направления деятельности доу по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Пояснительная записка 1 Цели реализации адаптированной основной общеобразовательной программы iconПояснительная записка Планируемые результаты освоения обучающимися...
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью

Пояснительная записка 1 Цели реализации адаптированной основной общеобразовательной программы iconПояснительная записка Программа разработана в соответствии с фгос...
...

Пояснительная записка 1 Цели реализации адаптированной основной общеобразовательной программы iconПояснительная записка
Цели и задачи реализации основной образовательной программы основного общего образования

Пояснительная записка 1 Цели реализации адаптированной основной общеобразовательной программы iconПояснительная записка 5 Цели и задачи деятельности мбдоу по реализации...
Принципы и подходы к формированию основной образовательной программы дошкольного образования

Пояснительная записка 1 Цели реализации адаптированной основной общеобразовательной программы iconПояснительная записка особенности осуществления образовательного...
Приоритетные направления деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного...

Пояснительная записка 1 Цели реализации адаптированной основной общеобразовательной программы iconПояснительная записка с. 4 Цели и задачи реализации основной образовательной...
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск