Минобрнауки россии
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВПО «ВГУ») П ВГУ 2.1.02.050406Б – 2016
УТВЕРЖДАЮ Первый проректор-
проректор по учебной работе _____________ Е.Е. Чупандина «____»_______.2016 г ПОЛОЖЕНИЕ о порядке проведения практик обучающихся
в Воронежском государственном университете
по направлению подготовки
05.03.02 – География
профиль «Физическая география и ландшафтоведение»
бакалавриат
РАЗРАБОТАНО – рабочей группой факультета географии, геоэкологии и туризма
ОТВЕТСТВЕННЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬ – заместитель декана факультета географии, геоэкологии и туризма по учебной работе В.В. Свиридов ИСПОЛНИТЕЛЬ – доцент В.Н. Бевз ВВЕДЕНО В ДЕЙСТВИЕ ПРИКАЗОМ РЕКТОРА ОТ __.__.20 __ № ______ СРОК ПЕРЕСМОТРА по мере изменения ФГОС
1 Область применения
Настоящее положение обязательно для обучающихся по направлению подготовки 05.03.02 – География профиль «Физическая география и ландшафтоведение» и научно-педагогических работников, обеспечивающих подготовку по направлению/специальности по указанной основной обязательной программе. 2 Нормативные ссылки
Настоящее положение разработано в соответствии с основными нормативными документами:
ФГОС по направлению подготовки/специальности 05.03.02 – География
И ВГУ 2.1.12 – 2015 ИНСТРУКЦИЯ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИК ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВОРОНЕЖСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ПО ОСНОВНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ 3 Общие положения 3.1 Виды практик
Основными видами практик бакалавров являются учебная и производственная практика. Преддипломная практика является частью производственной.
Основным типом учебной практики для программ бакалавриата является практика по получению первичных профессиональных умений и навыков.
Основным типом производственной практики является практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности.
В связи с наличием в составе государственной итоговой аттестации выпускной квалификационной работы преддипломная практика является обязательной. 3.2 Общие требования к организации практик (по видам практик)
Сроки проведения практик устанавливаются учебным планом и календарным графиком учебного процесса.
Учебные и производственные практики могут осуществляться стационарно или быть выездными.
Стационарная практика проводится в Университете или его структурном подразделении, в которых обучающиеся осваивают основную образовательную программу, или в иных организациях, расположенных на территории населенного пункта, в котором расположен Университет.
Выездная практика проводится в том случае, если место ее проведения расположено вне населенного пункта, в котором находится Университет, его структурное подразделение. Выездная практика может проводиться в полевой форме в случае необходимости создания специальных условий для ее проведения.
Организация проведения практики осуществляется следующими способами:
непрерывно – путем выделения в календарном учебном графике учебного процесса непрерывного периода учебного времени для проведения всех видов практики, предусмотренных ООП;
дискретно:
по видам практик – путем выделения в календарном учебном графике учебного процесса непрерывного периода учебного времени для проведения каждого вида практики;
по периодам проведения практик – путем чередования в календарном учебном графике учебного процесса периодов учебного времени для проведения для проведения практик с периодами учебного времени для проведения теоретических занятий.
Возможно сочетание дискретного проведения практик по их видам и по периодам их проведения.
Организация проведения практик, предусмотренных ООП, может осуществляться на основе договоров Университета с организациями, деятельность которых соответствует направленности реализуемой образовательной программы (Приложение А).
После подведения итогов практики, руководители практики должны в течение 10-ти дней представить отчет заместителю декана по учебным и производственным практикам, который формирует общий отчет по всем практикам. Общий отчет представляется в УМУ до 30.01. 4 Программы практик Учебная физико-географическая практика Цели учебной практики
Целями учебной физико-географической практики являются закрепление и углубление теоретической подготовки обучающегося, полученной при изучении курсов «Землеведение», «Геоморфология», «Почвоведение» и как опережающей подготовки по курсам «Гидрология» и «Метеорология», овладение методикой компонентных физико-географических исследований географических объектов Задачи учебной практики
Задачами учебной физико-географической практики являются:
- знакомство студентов с методикой геологических, геоморфологических, гидрологических, снегомерных, микроклиматических и почвенных наблюдений в полевых условиях;
- формирование навыков сбора полевого материала по геологии, геоморфологии, гидрологии, микроклиматологии и почвоведению;
- выработка умений по камеральной обработке полевого материала и составлению отчета о проведенных исследованиях. Время проведения учебной практики
1 курс, 2 семестр Содержание учебной/производственной практики
Общая трудоёмкость учебной физико-географической практики составляет 4 зачетных единицы - 144 часа.
Разделы (этапы) практики:
Работа на учебной физико-географической практике складывается из трех этапов: подготовительного, полевого и камерального.
Подготовительный этап учебной физико-географической практики включает в себя медицинское освидетельствование студентов и получение ими допуска к прохождению полевой практики; деление студентов на бригады и выборы бригадиров, назначение ответственных за сбор геологических образцов, назначение фотографов и т.д.; ознакомление студентов с целями и задачами практики, природными и хозяйственными особенностями района практики; распределение индивидуальных заданий студентами по информационной подготовке к маршруту практики; получение оборудования и снаряжения; проведение первичного инструктажа по технике безопасности.
Полевой этап включает в себя проведение исследований отдельных компонентов географической оболочки и выявление межкомпонентных взаимосвязей.
- геологические наблюдения опираются на изучение характера слагающих пород, их возраста и элементов залегания. Наблюдения охватывают: (девонскую систему: меловую, неогеновую, четвертичную системы;
- геоморфологическим наблюдениям соответствует изучение морфологии и морфометрии простейших элементов рельефа, их сочетаний и комплексов, а также установление связей между формами рельефа и геологическим строением территории. Основными объектами геоморфологического изучения являются: склоны земной поверхности, их разнообразные формы и типы; флювиальные формы рельефа; суффозия; формы рельефа древнего материкового оледенения; антропогенные формы рельефа (земляные валы городищ, курганы; беллигеративные формы рельефа;
- климатические (микроклиматические) наблюдения предусматривают знакомство с макроклиматическими параметрами и комплексом микроклиматических наблюдений на контрастных формах рельефа (различных по экспозиции и форме склонах);
- гидрологическим наблюдениям сопутствует знакомство с комплексом параметров, характеризующих морфометрию русла небольшой реки, овладение простейшими приемами измерения скорости течения и расхода воды постоянного водотока, определение дебита подземного источника;
- почвенные наблюдения призваны дать представления о морфологическом строении различных зональных типов почв (черноземов выщелоченных, серых лесных почв), а также об особенностях их пространственного распределения и размещения по отдельным формам рельефа и их элементам.
Третий, камеральный этап практики включает в себя лабораторные и графические работы, составление баз данных и их статистической обработки, написание текста отчета.
Научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на учебной физико-географической практике:
- описание геологических разрезов (порядок описания, правила оформления);
- геоморфологическое профилирование (порядок измерений, использование приборов, построение и оформление профиля);
- проведение снегомерных наблюдений (устройство снегомера, проложение маршрута, полевые измерения, расчеты по результатам полевых измерений);
- простейшие гидрологические наблюдения (построение профиля русла небольшой реки, измерение скорости течения и расхода воды подземного источника);
- описание почвенного разреза (выбор местоположения разреза, последовательность описания, методика определения основных свойств почвенных горизонтов). Формы промежуточной аттестации (по итогам практики)
Зачёт Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по практике
В результате прохождения физико-географической практики обучающийся должен:
Знать: порядок построения, описания и оформления геологических разрезов и геоморфологических профилей; порядок построения профиля русла небольшой реки, измерения скорости течения и расхода воды подземного источника; порядок проведения снегомерных наблюдений; последовательность описания, основные свойства почвенных горизонтов;
Уметь: проводить геологические, геоморфологические, гидрологические, снегомерные, микроклиматические, почвенные наблюдения в полевых условиях;
Владеть: методикой компонентных физико-географических исследований географических объектов Программа оценивания контролируемой компетенции:
Текущая аттестация
| Контролируемые модули, разделы (темы) дисциплины и их наименование*
| Код контролируемой компетенции (или ее части)
| Наименование
оценочного средства**
| Промежуточная аттестация
| ОПК-2; ОПК-6; ОПК-9
ПК-2
| Комплект КИМ
Индивидуальный полевой дневник
Групповой отчет
|
Контрольно-измерительные материалы Контрольно-измерительный материал №1
Геологические отложения района практики.
Положительные антропогенные формы рельефа района практики.
Контрольно-измерительный материал №2
Методика описания геологических обнажений.
Недренированные водоразделы.
Контрольно-измерительный материал №3
Методика описания речных долин.
Отрицательные антропогенные формы рельефа района практики.
Контрольно-измерительный материал №4
Поймы речных долин и их микрорельеф.
Содержание стратиграфической колонки.
Контрольно-измерительный материал №5
Надпойменные террасы и их элементы.
Методика описания почвенных разделов.
Контрольно-измерительный материал №6
Коренные склоны речных долин и их типы.
Устройство метеорологической площадки.
Контрольно-измерительный материал №7
Ложбины.
Содержание наблюдений на метеорологической площадке.
Контрольно-измерительный материал №8
Лощины.
Типы надпойменных террас района практики.
Контрольно-измерительный материал №10
Балки.
Оползень и его элементы.
Контрольно-измерительный материал №11
Овраги и элементы их микрорельефа.
Причины образования оползней.
Контрольно-измерительный материал №12
Типы овражных склонов.
Основные отличия ложбин, лощин и балок.
Контрольно-измерительный материал №13
Причины роста оврагов.
Типы междуречий.
Контрольно-измерительный материал №14
Типология оврагов.
Особенности плакорных водоразделов.
Контрольно-измерительный материал №15
Типы пойм района практики.
Зандровые водоразделы.
Контрольно-измерительный материал №16
Коренные склоны речных долин и их типы.
Характеристика погоды за период практики.
Результаты освоения, коды формируемых (сформированных) компетенций
ОПК-6; ОПК-9
ПК-6 Список учебных пособий и методических рекомендаций
а) основная литература
1. Жучкова, В.К. Методы комплексных физико-географических исследований : учеб. пос. для вузов / В.К. Жучкова, Э.М. Раковская. – М.: Академия, 2004. – 366 с.
2. Беручашвили, Н.Л. Методы комплексных физико-географических исследований. / Н.Л. Беручашвили, В.К Жучкова. - М: МГУ, 1997- 319 с.
3. Дьяконов К.Н. Современные методы географических исследований / К.Н. Дьяконов, Н.С. Касимов, В.С. Тикунов. – М.: Прсвещение, 1996. – 207 с.
б) дополнительная литература
Ахтырцев Б.П. Почвенный покров Среднерусского Черноземья / Б.П. Ахтырцев, А.Б. Ахтырцев. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 1993. – 216 с.
Быков В.Д. Гидрометрия / В.Д. Быков, А.В. Васильев. – Л.: Гидрометеоиздат, 1972. – 448 с.
Дроздов К.А. Методические указания к проведению учебной физико-географической практики студентов 1 курса дневного отделения / К.А. Дроздов. – Воронеж, 1987. – 32 с.
Михно В.Б. Методические указания по физико-географической практике / В.Б. Михно, В.Я. Хрипякова, О.П. Быковская. – Воронеж: Изд.-полиграфич. центр Воронеж. гос. ун-та, 2008. – 63 с.
Музафаров В.Г. Определитель минералов, горных пород и окаменелостей / В.Г. Музафаров. – М.: Недра, 1979. – 327 с.
Старухин А.А. Учебная полевая практика по общей геологии. Программа и методические указания для студентов 1 курса дневного отделения / А.А. Старухин и др. – Воронеж, 1999. – 39 с.
Хрипякова В.Я. Практикум по проведению снегомерных наблюдений / В.Я. Хрипякова. – Воронеж, 2005. – 15 с.
в) программное обеспечение и Интернет- ресурсы
Microsoft Office, графические редакторы.
Географический справочник [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http :// geo . historic . ru.
Национальное географическое общество [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http :// www . rusngo . ru / news / index . shtml.
Проект WGEO – Всемирная география [Электронный ресурс]. – Режим доступа :http://www.wgeo.ra. Критерии оценки итогов практики
«Зачет» выставляется студенту, представившему дневник, оформленный в соответствии с необходимыми требованиями; показавшему знание теоретических основ практики; принимавшему непосредственное участие в полевых исследованиях и показавшему хорошие навыки и умения при работе на всех этапах прохождения практики, а также в процессе обработки полевых материалов и написания текста отчета.
«Незачет» выставляется студенту, не принимавшему участие в полевых и камеральных работах, либо показавшему полное неумение применять полученные ранее знания, умения и навыки при решении задач практики. |