Скачать 170.94 Kb.
|
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОГО УРОКА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ 8-10 КЛАССОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНСТРУМЕНТАРИЯ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛА «МОЯ КАРЬЕРА: живи, учись, работай в Карелии!» Введение Профессиональное самоопределение представляет собой процесс знакомства с миром профессий, осознания ценности самостоятельно выбранной профессии и ценности труда. Школьники 8-10 классов проходят этап изучения профессий с точки зрения личных симпатий, своих возможностей и общественных приоритетов сквозь призму формулы «хочу-могу-надо». Процесс профессионального самоопределения требует разностороннего информационного и организационного обеспечения. Интернет-портал «Моя карьера: живи, учись, работай в Карелии!» (адрес доступа: http://mycareer.karelia.ru) – инструментарий для знакомства с разнообразием востребованных профессий в родном регионе, образовательных возможностей и персонального тестирования. Пособие содержит подробный сценарий профориентационного мероприятия (урока) для школьников 8-10 классов с использованием инструментария Интернет-портала «Моя карьера: живи, учись, работай в Карелии!». Методические рекомендации адресованы учителям общеобразовательных организаций, психологам, специалистам в области профессиональной ориентации населения. Методические рекомендации рассчитаны на применение в рамках профориентационных уроков среди учащихся 8-10 классов. Тема урока: «Моя карьера: живи, учись, работай в Карелии!» Краткая характеристика учащихся: учащиеся 8-10 классов (14-16 лет) общеобразовательных организаций Республики Карелия Характеристика возрастного аспекта профориентационной работы Сценарий профориентационного мероприятия разработан с учетом возрастных особенностей учащихся, в частности, особенности профессионального самоопределения на конкретной возрастной стадии. 8-10 класс (14-16 лет) – этап развития профессионального самоопределения. В этот период происходит формирование представлений о процессе выбора профессии, определение общественных и личных ориентиров в профессиональном самоопределении. Для этого учащимся необходимо овладеть определенными знаниями и навыками по выбору профессии: учитывать ситуацию на региональном рынке труда, осознавать личные склонности и в соответствии с этими знаниями строить образовательные планы. Диагностика и анализ профессиональных склонностей и предпочтений важны ежегодно, т.е. в мониторинговом режиме, так как охватываемый возрастной период характеризуется изменениями предпочтений и увлечений личности. В случае возникновения нежелания у учащегося участвовать в профориентации повторно (на следующий год, например), рекомендуется донести до него целесообразность и пользу мониторинговой диагностики. Цель профориентационного мероприятия: формирование у обучающихся на основе результатов персональной диагностики профессиональных склонностей осознанного подхода к выбору профессии (специальности) с учетом информирования о потребностях регионального рынка труда с использованием инструментария Интернет-портала «Моя карьера: живи, учись, работай в Карелии!» Задачи:
Ожидаемые результаты профориентационного мероприятия:
Сценарий профориентационного урока
Оборудование и раздаточный материал
Формы, методы и приемы
Ребята, вы взрослеете и наступает пора серьезно задуматься о выборе своей профессии. От выбора профессии зависит очень многое – решение вопроса, куда пойти дальше учиться, где в дальнейшем работать. Профессия зачастую определяет стиль жизни человека и его окружение. Сделать выбор не всегда легко. Помочь вам могут ваши родители, старшие братья и сестры, друзья, люди, к мнению которых вы прислушиваетесь, которые служат вам примером, а также разработанные вам в помощь региональные Интернет-ресурсы. Можно искать себя в профессии методом проб и ошибок, пробовать себя в разных сферах – на это может уйти очень много времени, прежде чем вы найдете дело, которое вам придется по душе и будет приносить доход. Можно пойти по другому пути – выбрать профессию своих родителей, например, если чувствуете, что и вам это занятие нравится. Так или иначе, сделать правильный выбор – значит, найти профессию, которая: 1. интересна и привлекательна для вас лично; 2. доступна для освоения; 3. на которую имеется спрос на рынке труда региона. Сегодня мы рассмотрим наш республиканский Интернет-портал по профориентации населения «Моя Карьера», где учитываются слагаемые выбора профессии «хочу-могу-надо». Дома с родителями обязательно поделитесь результатами тестирования, расскажите, какие профессии вам подходят и нравятся. Для этого мы распечатаем результаты диагностики и описание понравившихся профессий.
Сначала предлагаем пройти небольшое анкетирование, чтобы понять – а как же школьники сегодня ориентируются в мире профессий – заполнение Анкеты №1 «Выбор профессии».
Портал «Моя Карьера» - сайт, где вы можете получить информацию о текущем и перспективном состоянии рынка труда, о востребованных профессиях в наглядном и понятном виде. Разделы портала предложат пользователям спланировать свой профессиональный путь – от диагностики своих профессиональных склонностей до выбора образовательной организации, где можно получить образование, и места работы на ведущих предприятиях Республики Карелия. Разделы портала: ЭКОНОМИКА И РЫНОК ТРУДА - Какая ситуация на рынке труда? БАРОМЕТР ЗАНЯТОСТИ - Какие профессии востребованы? ПРОФОРИЕНТАЦИЯ - Какая профессия мне подходит? ПРОФЕССИИ - Какую профессию выбрать? ОБРАЗОВАНИЕ - Где получить образование? РАБОТОДАТЕЛИ - Куда пойти работать? Прежде чем перейти к следующему этапу, разберем такие понятия, как профессия, специальность, должность и вакансия.
В очень разнообразном мире профессий, важно выбрать ту, которая бы подходила вашей личности. Например, сделать это можно с помощью различных профориентационных тестов. Одним из таких тестов выступает анкета «Ориентация» И.Л. Соломина, помогающая определить свою профессиональную ориентацию с соответствии с одной из 5-ти возможных ориентаций:
Раздел «Профессии» представлен профессиограммами по востребованным в Республике профессиям – по алфавиту и по сферам профессиональной деятельности. Профессиограмма содержит основные характеристики профессии, информация о которых позволит Вам узнать больше о выбранной или потенциальной профессии и скорректировать линию своей карьеры в соответствии с тенденциями регионального рынка труда. Информация, которая представлена в профессиограмме:
Используя предложенный тест (на странице сайта «Моя Карьера»: раздел «Профориентация», 14-15 лет, анкета «Ориентация» И.Л. Соломина), предлагается узнать, какая из сфер деятельности больше привлекает учащихся, от этого будет зависеть выбор профессии и дальнейшая стратегия получения образования. После прохождения тестирования будет определена ориентация личности по типологии профессий Е.А. Климова и примеры рекомендуемых профессий. Рекомендуется учащимся (не закрывая Интернет-страницу с результатами тестирования) распечатать результаты (для доведения сведений до родителей, измерения изменений на будущий год, поиска информации по профессиям и образованию в Интернете). Инструкция по печати профессиограмм: 1) «Печать» (сочетание клавиш «Ctrl + P»); 2) запуск на печать на принтере.
После прохождения профориентационного тестирования, при наличии времени, можно еще более подробно посмотреть профессиограммы по тем профессиям, которые рекомендованы, а также узнать об их востребованности в разделе «Барометр занятости». Рекомендуется учащимся распечатать профессиограммы понравившихся и подходящих профессий для доведения сведений до родителей, измерения изменений на будущий год, поиска информации по профессиям и образованию в Интернете. Инструкция по печати профессиограмм: 1) «Открыть в PDF» (справа на странице с открытой профессиограммой); 2) «Печать» (справа в верхней строке; или сочетание клавиш «Ctrl + P»); 3) запуск на печать на принтере.
Барометр занятости – это инструмент, который позволяет оценить спрос и предложение рабочей силы по профессиям в нашей Республике. Профессии разделены на три категории: 1) востребованные (наблюдается дефицит работников: рабочих мест больше, чем работников с профессией); 2) сбалансированные (наблюдается баланс спроса и предложения рабочей силы на рынке труда: примерно равная численность рабочих мест и работников); 3) невостребованные (наблюдается профицит работников: рабочих мест меньше, чем работников с профессией);
Далее предлагается пройти второе анкетирование, чтобы узнать, была ли полезна предоставленная на уроке информация - заполнение Анкеты №2 «Выбор профессии» Также можно заполнить форму обратной связи на портале «Моя Карьера». Глоссарий Предлагаемый глоссарий включает терминологию, которая может потребоваться учителю (профориентатору) в ходе проведения профориентационного урока. Вакансия – свободное место, незанятая должность, незамещённая должность на предприятии. Должность - это название статуса в структуре конкретного учреждения, предприятия (директор школы, заведующий отделением). Карьера – осознанный способ организации профессиональной жизни, включающий продвижение к намеченному профессиональному, должностному или социальному статусу, что в широком смысле способствует самореализации, саморазвитию, самоутверждению человека в профессии и жизни. Квалификация: 1) уровень подготовленности индивида к профессиональной деятельности; 2) наличие у работника знаний, навыков и умений, необходимых для выполнения им определенной работы. Квалификация работников отражается в их тарификации. Профессиограмма – комплексное, систематизированное описание конкретной профессии (вида трудовой деятельности), ее характеристика, включающая сведения об условиях труда, правах и обязанностях работника, а также необходимых для овладения профессией личностных качествах, знаниях, умениях и навыках. Профессиограмма раскрывает самые существенные характеристики профессии и профессионально важные качества человека. Профессионал – специалист, связанный с постоянной работой в какой-либо сфере деятельности и в совершенстве владеющий профессиональными знаниями, умениями и навыками. Профориентационное просвещение – ознакомление молодежи с видами производства, состоянием рынка труда, потребностями экономики в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности. Профессиональное просвещение предоставляет информацию о социально-экономических и психофизиологических условиях правильного выбора профессии. Профессиональная ориентация – комплекс социальных, педагогических, психологических и медицинских мероприятий, направленных на помощь человеку в профессиональном самоопределении. Профессионально важные качества (ПВК) – относительно устойчивые, мало подверженные развитию и тренировке индивидуально-личностные особенности, которые существенно сказываются на успешности профессиональной деятельности, а также влияют на освоение профессиональных знаний, умения и навыков. Профессиональное самоопределение – самостоятельный выбор профессии с учетом личных возможностей и способностей. Профессия – род деятельности, связанный с определенной областью общественного производства. Как область приложения физических и духовных сил, профессия требует от человека определенной подготовки, соответствующих знаний, умений и навыков. Слово «профессия» (от лат. pгоfеssio – «объявляю своим делом», «говорить публично», «заявлять») означает род трудовой деятельности, требующей определенной подготовки и являющейся источником к существованию. Профессиональная склонность – эмоциональные предпочтения определенных занятий, к которым есть способности. Рынок труда – это сфера формирования спроса и предложения рабочей силы (трудовых услуг). Через рынок труда большинство работающего населения получает работу и доходы. Рынок труда регулируется спросом и предложением рабочей силы. Специальность (от лат. species – род, вид) – это наименование конкретного вида профессиональной подготовки, которая завершается присвоением квалификации (например, бакалавра, специалиста или магистра). Еще её называют направлением подготовки или образовательной программой. Другими словами, специальность – более узкая разновидность деятельности в рамках одной профессии. Например, существует профессия «учитель» и в её рамках специальности: «учитель начальной школы», «учитель физической культуры» и т.д. АНКЕТИРОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ №1 «ВЫБОР ПРОФЕССИИ» Предлагаем тебе ответить на несколько несложных вопросов о выборе профессии. Инструкция по заполнению анкеты: 1. Внимательно прочти каждый вопрос. 2. Выбери тот вариант, который наиболее точно соответствует твоему мнению. 3. Обратите внимание на то, что в некоторых вопросах возможно несколько вариантов ответа (об этом есть соответствующая отметка)
___________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________ АНКЕТИРОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ №2 «ВЫБОР ПРОФЕССИИ» Предлагаем тебе ответить на несколько несложных вопросов о выборе профессии после посещения Интернет-портала «Моя карьера». Инструкция по заполнению анкеты: 1. Внимательно прочти каждый вопрос. 2. Выбери тот вариант, который наиболее точно соответствует твоему мнению. 3. Обратите внимание на то, что в некоторых вопросах возможно несколько вариантов ответа (об этом есть соответствующая отметка)
(возможно несколько вариантов ответа)
|
Воспитание это ничто иное, как питание физическое и питание духовное, питание души | Методические рекомендации по организации и проведению в общеобразовательных организациях | ||
Методическая разработка интернет – практикума для родителей на тему: «Счастливая семья – здоровая семья» | Методические указания к проведению урока по учебным дисциплинам «Геодезия», «Основы геодезии» предназначены для преподавателей специальности... | ||
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования | Библиотечный вестник Карелии. Вып. 22 (29). Библиотеки Карелии в 2006 году / Нац б-ка Респ. Карелия; [отв ред и сост.: Лапичкова... | ||
Университета в сети интернет, так и внутреннего интранет-портала предназначенного для работы учащихся и сотрудников Университета.... | Анализ государственной итоговой аттестации выпускников 9, 11-го классов в 2016 году | ||
Учебное пособие основано на характеристике учебного урока и типологии уроков, методов, технологических карт, также представлены подробные... | Загс ростовской области с использованием Портала госуслуг. Данный административный регламент (Приложение №1) введен в действие Приказом... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |