Курс лекций по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» введение


НазваниеКурс лекций по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» введение
страница1/10
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

УКИиК

им.С. Низаметдинова

Курс лекций по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»

ВВЕДЕНИЕ

Потребность в безопасности — это свобода от страха, тревоги и хаоса; это потребность в стабильности и защите; в структуре, порядке, законе. Актуализация потребности в безопасности, ее доминирование на конкретном этапе означает, что именно удовлетворению этой потребности будет подчинено все поведение личности. Также как и в случае с физиологическими потребностями, здесь можно сказать, что все будет инструментом обеспечения безопасности: ум, память и все прочие способности будут направлены на достижение этой цели.

Появление курса «БЖД» обусловлено тем, что жизнедеятельность человека, создание им в процессе развития индустриальной цивилизации комфортной искусственной среды обитания и утверждение господства потребительской идеологии в ущерб духовно-нравственным ценностям привели к загрязнению и деградации естественной окружающей среды обитания человечества, значительной деформации сознания людей, возрастанию риска аварий и катастроф технических систем, природных катаклизмов.

Эти побочные эффекты научно-технического прогресса создали серьёзные угрозы жизни и здоровью, состоянию генетического фонда людей. Неумение человека обеспечить свою безопасность в реальных природных, техногенных и социальных условиях стало недопустимым, выявилась необходимость подготовки граждан к безопасному поведению в повседневной жизни, к рациональным действиям в опасных и чрезвычайных ситуациях, необходимость изменения самого типа жизнедеятельности людей

Наиболее результативно такая подготовка может осуществляться сначала через общее образование (школьный возраст наиболее благоприятен для формирования человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества), а затем и через среднее профессиональное и высшее образование.

Курс БЖД должен содействовать воспитанию, образно говоря, «личности безопасного типа» - личности, осознающей исключительную важность вопросов безопасности в настоящее время и особенно в будущем, стремящейся решать эти вопросы и при этом разумно сочетать личные интересы с интересами общества.

В связи с особой значимостью проблем безопасности курс БЖД в концепции рассматривается как база создания новой широкой образовательной области, направленной на комплексную подготовку молодёжи к безопасной жизнедеятельности в современной и будущей окружающей среде - природной, техногенной, информационной, социальной. Под объектами безопасности жизнедеятельности при этом в понимаются личность, общество (в широком смысле, включая человечество), государство.

Изменения условий жизни человека и общества всегда отражаются на направленности и содержании образования молодёжи, которой предстоит жить иначе, чем предшествовавшим поколениям.

Беспрецедентный рост опасностей, связанный с «демографическим взрывом», с патологически безнравственным мышлением многих современных людей, их потребительским типом жизнедеятельности, с разрушением генофонда и биосферы, с авариями и катастрофами всё более мощных технических систем, с войнами и конфликтами при появлении различных видов оружия массового поражения, представляет собой кардинальное изменение условий жизни на Земле. Это вызывает необходимость внесения существенных изменений в образование, ориентирование его на вопросы обеспечения всесторонней безопасности человека в стремительно и опасно меняющемся мире.

Необходимость предотвращения катастроф, ставших возможными в результате жизнедеятельности человеческого общества, представляет собой основу глобальных проблем. Эти проблемы называют «вызовом XXI века», обращённым к человечеству, к каждой стране и каждому человеку.

Мировая общественность осознала грозность новой ситуации на планете. На международных форумах дальнейшее неуправляемое развитие цивилизации по индустриальному пути в парадигме приоритета потребления признано невозможным. Объявлена необходимость немедленного перехода мирового сообщества к «устойчивому развитию» с запретом оружия массового поражения, охраной природы, стабилизацией численности населения планеты и его материальных запросов. Переход к устойчивому развитию означает создание предсказанной В.И.Вернадским ноосферы, в которой безопасное развитие цивилизации в природной среде должно управляться разумом человека.

На фоне смены характера развития цивилизации новое звучание приобрели проблемы безопасности отдельных народов и стран - проблемы национальной безопасности. Переход к устойчивому (ноосферному) развитию, возможному только при смене типа жизнедеятельности, ставит вопрос о распределении связанных с этим ограничений между народами, о способах их реализации, о выживании отдельных наций в этих условиях.

Сложности перехода к устойчивому развитию, судьба человеческих сообществ в глобальном и национальном масштабах самым решающим образом неизбежно скажутся на судьбе каждого человека.

Для выживания в сегодняшних кризисных условиях каждому человеку нужно ориентироваться в опасных ситуациях, уметь практически защитить себя и своих близких. Но этого недостаточно. Решение задачи выхода общества из опасных кризисов также зависит от каждого. Нельзя считать, что такое решение - дело только учёных и политиков: в современном демократическом обществе политики получают власть в результате выборов и действуют согласно общественному мнению. Общественное мнение и результаты выборов зависят от каждого члена общества. Поэтому причины кризисных ситуаций в стране и в мире, прогнозируемые учёными сценарии их развития в зависимости от поведения людей должны быть известны всем гражданам, чтобы они правильно понимали позиции политиков и могли обоснованно выбирать своих лидеров по предлагаемым ими программам и их способностям действовать - от них тоже зависит судьба каждого человека. Кроме того, никакая власть не в состоянии реально изменить положение, если все члены общества не будут сознательно строить свою деятельность не только в сугубо личных интересах, но и в соответствии с насущными общественными потребностями.

Оптимистический ответ на «вызов XXI века» - сможет ли человек (говоря обобщённо) обеспечить безопасность своей жизни от собственной жизнедеятельности? - возможен лишь при таком изменении принципов действий всех людей, при котором на первом месте для них будет стоять безопасность. Это является главным условием выживания человечества и устойчивого развития.

Для обеспечения этого главного условия предстоит кардинально изменить сознание людей, их психологию, их мировоззрение, их менталитет. Человеческое общество должно перестать быть «обществом потребления», оно должно стать обществом «личностей безопасного типа». Ради своего выживания сам человек должен измениться - он должен стать человеком ноосферной формации, способным не только заботиться о себе, но и «направлять» безопасное развитие общества и всей Жизни на Земле.

Одним из наиболее действенных средств управления мировоззрением и менталитетом человека и общества служит образование.

Назрела необходимость обновления образования, всей его направленности, развития новой широкой образовательной области, которая соответствует современным потребностям человека и общества и которая может быть названа «Безопасность человека».

Эта область должна касаться всех предметов школьной программы, поскольку все они отражают различные аспекты жизнедеятельности человека, ставшей сегодня источником опасностей для него.

РАЗДЕЛ 1.

ЛЕКЦИЯ 1.

СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЛОКАЛИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧС.

Цели изучения темы

• ознакомиться с основными мероприятиями по экстренной защите населения и с основными видами спасательных работ.

Рассматриваемые вопросы:

  1. Организация подготовки к действиям при ЧС.

  2. Осуществление мероприятий по защите персонала объекта при угрозе и возникновении

ЧС.

  1. Спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения

  1. Организация подготовки к действиям при ЧС. Отработка документов по организации и проведению мероприятий предупреждения и ликвидации ЧС, управления силами должна начинаться с разработки плана действий объекта по предупреждению и ликвидации ЧС.

Основные задачи подготовки, в том числе и в военное время, следующие:

  1. Обучение населения правилам поведения и основам защиты от ЧС, приемам оказания первой медпомощи пострадавшим, правилам пользования защитными сооружениями и индивидуальными средствами защиты;

  2. Обучение и переподготовка руководителей и специалистов объекта и выработка навыков по подготовке и управлению силами и средствами для ликвидации ЧС;

  3. Практическое освоение руководящим составом служб ГО объекта, личным составом формирований своих обязанностей при аварийно-спасательных (АС) и других неотложных работ (ДНР) и методов их проведения.

  4. Подготовка специальных невоенизированных формирований проводится непосредственно на объекте по действующим программам.

  5. Разработка материально-технической базы КЧС:

  • создание и совершенствование систем оповещения, связи и управления, включая локальные;

  • создание требуемого запаса средств индивидуальной и медицинской защиты (запасы средств размещаются с учетом возможности быстрой их выдачи сотрудникам объекта и населению). Для обеспечения производства работ по дезактивации, дегазации и дезинфекции территорий, зданий и сооружений заблаговременно создают запасы дезактивирующих, дегазирующих и дезинфицирующих веществ;

  • накопление фонда защитных сооружений в соответствии с требованиями норм инженернотехнических мероприятий ГО. (Проводится инвентаризация подвальных и других помещений, которые можно приспособить для укрытия. Осуществляется контроль за готовностью имеющихся убежищ и укрытий к приему населения);

  • приобретение необходимой техники и оборудования для специальных (невоенизированных) формирований ГО (обеспечение техники горюче-смазочными материалами).

  • рассматривают и решают вопросы материально-технического обеспечения, связанные с возможной эвакуацией людей.

  1. Осуществление мероприятий по защите персонала объекта при угрозе и возникновении ЧС. Мероприятия по защите персонала:

  1. С получением информации об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации КЧС объекта начинает функционировать в режиме повышенной готовности и принимает на себя непосредственное руководство всей деятельностью объектового звена РСЧС.

  2. Дежурная служба докладывает обстановку председателю КЧС и оповещает членов комиссии. Председатель КЧС проверяет достоверность полученных данных и дополнительных сведений об обстановке. При необходимости срочно вызывает оперативную группу непосредственно на место, где создалась угроза ЧС.

  3. Комиссия по ЧС с момента получения данных об угрозе возникновения ЧС:

  • усиливает дежурно-диспетчерскую службу;

  • осуществляет наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды, обстановкой на потенциально опасных участках объекта и прилегающих к ним территориях;

  • прогнозирует возможность ЧС на объекте, ее масштабы и последствия;

  • проверяет системы и средства оповещения и связи;

  • принимает меры по защите персонала и населения, территории и повышению устойчивости работы объекта;

  • повышает готовность сил и средств, предназначенных для ликвидации возможной чрезвычайной ситуации, уточняет планы их действий и при необходимости производит выдвижение к участкам предполагаемых работ (действий);

  • готовит к возможной эвакуации персонал и население прилегающих к объекту участков города (поселка), а при необходимости проводит ее (в загородную зону — только по распоряжению вышестоящей КЧС).

  • информирует КЧС и управление ГО и ЧС города (района) о возникшей угрозе.

  1. С возникновением ЧС по распоряжению руководителя объекта вводится чрезвычайный режим функционирования объектового звена РСЧС и организуется выполнение мероприятий по двум этапам:

    1. На первом этапе:

  • принимаются экстренные меры по защите персонала, предотвращению развития ЧС и осуществление АСР (оповещение об опасности и информирование о правилах поведения; медицинская профилактика и использование средств защиты, исходя из обстановки; эвакуация работников с участков, на которых существует опасность поражения людей; оказание пострадавшим первой медицинской и других видов помощи).

  • Для предотвращения или уменьшения последствий ЧС осуществляют предусмотренные планом действия по локализации аварии при остановке или изменении технологического процесса производства, а также по предупреждению взрывов и пожаров.

    1. На втором этапе решаются задачи:

  • по первоочередному жизнеобеспечению населения, пострадавшего в результате бедствия (временное размещение населения, оставшегося без крова; обеспечение людей незагрязненными (незараженными) продуктами питания, водой и предметами первой необходимости; создание условий для нормальной деятельности предприятий коммунального хозяйства, транспорта и учреждений здравоохранения; организацию учета и распределения материальной помощи' проведение необходимых санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий; проведение работы среди населения по снижению последствий психического воздействия ЧС, ликвидации шоковых состояний; расселение эвакуируемого населения в безопасных районах, обеспечение продовольствием, предметами первой необходимости, медицинской помощью).

  • Проводятся работы по восстановлению энергетических и коммунальных сетей, линий связи, дорог и сооружений в интересах обеспечения спасательных работ и первоочередного жизнеобеспечения населения.

  • Осуществляется санитарная обработка людей, дезактивация, дегазация, дезинфекция одежды и обуви, транспорта, техники, дорог, сооружений, территории объекта.

3 Спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения (АСиДНР). Организация работ.

В условиях ликвидации последствий применения потенциальным противником оружия массового поражения и стихийных бедствий, аварий и катастроф основной задачей гражданской обороны является проведение спасательных и других неотложных работ в очагах поражения. В мирное время спасательные работы проводятся в районах стихийных бедствий: наводнений, землетрясений, массовых пожаров, селей и т.д.

Уровень организации аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации ЧС и их последствий во многом зависит от четкой работы начальника ГО объекта, председателя комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС), органа управления (штаба, отдела, сектора по делам ГО и ЧС) и командиров формирований.

Порядок же организации работ, их виды, объем, приемы и способы проведения зависят от обстановки, сложившейся после аварии, степени повреждения или разрушения зданий и сооружений, технологического оборудования и агрегатов, характера повреждений накоммунально-энергетических сетях и пожаров, особенностей застройки территории объекта, жилого сектора и других условий.


c:\users\1234\appdata\local\temp\finereader11.00\media\image1.jpeg
При возникновении производственной аварии немедленно проводится оповещение рабочих и служащих предприятия об опасности (рис. 1). Если на предприятии во время аварии произошла утечка (выброс) сильнодействующих ядовитых веществ, то оповещается также и население, проживающее в непосредственной близости от объекта и в направлениях возможного распространения ядовитых газов.

Рис. 1 Оповещение рабочих и служащих предприятия об опасности

Руководитель объекта — начальник ГО (председатель КЧС объекта) докладывает об аварии и принимаемых мерах в вышестоящие органы управления (власти) по производственной подчиненности и территориальному принципу КЧС.

Немедленно организует разведку, оценивает обстановку, принимает решение, ставит задачи и руководит аварийно-спасательными и другими неотложными работами.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

Курс лекций по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» введение iconКонспект лекций по дисциплине для специальности 080101. 65 «Экономическая безопасность»
Страхование: конспект лекций по дисциплине для обучающихся по специальности 080101. 65 «Экономическая безопасность» / сост канд экон...

Курс лекций по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» введение iconКонспект лекций по дисциплине для специальности 080101. 65 «Экономическая безопасность»
Контроль и ревизия: конспект лекций по дисциплине для обучающихся по специальности 080101. 65 «Экономическая безопасность» / сост...

Курс лекций по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» введение iconКурс лекций по дисциплине «основы архивного дела» Составитель: Н. В. Мулина
Курс лекций разработан в соответствии с рабочей программой по дисциплине «Основы архивного дела» для специальности 034702 «Документационное...

Курс лекций по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» введение iconМетодическая разработка Курс лекций по дисциплине «Технология обработки...
Курс лекций по дисциплине «Технология обработки конструкционных материалов» составлен для студентов заочного отделения

Курс лекций по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» введение iconБезопасность жизнедеятельности и гражданская оборона на объектах апк
Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» ставит своей целью ов­ладение необходимыми теоретическими знаниями, практическими навыками...

Курс лекций по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» введение iconО проведении VII
«Безопасность жизнедеятельности и физическая культура: векторы развития», которая состоится 26-27 апреля 2017 года на базе кафедры...

Курс лекций по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» введение iconКурс лекций по дисциплине «Маркетинговое управление каналами распределения и сбытом товаров» 1
Курс лекций по дисциплине «Маркетинговое управление каналами распределения и сбытом товаров»1

Курс лекций по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» введение iconБезопасность
Учебное пособие предназначено для студентов педагогических вузов, изучающих дисциплину «Безопасность жизнедеятельности»

Курс лекций по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» введение iconТ. Б. Макарова Курс лекций по дисциплине
Ю. В. Посаднев, к ист н., доцент кафедры всеобщей истории Забггпу им. Н. Г. Чернышевского

Курс лекций по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» введение iconОбщая химия Курс лекций
Севастьянова Г. К., Карнаухова Т. М. Общая химия: Курс лекций. – Тюмень: Тюмгнгу, 2005. – 210 с

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск