Методические рекомендации по организации изучения дисциплины (модуля)
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1
Семинар на тему «Литосфера Земли»
Вопросы для обсуждения
1. Структура литосферы.
2. С какими горными породами связанно месторождение угля, нефти, природного газа.
3.Привадите примеры магматических горных пород, чем они отличаются от осадочных и метаморфических.
4. Назовите древние платформы лежащие в основании материков Африка, Северная Америка, Южная Америка.
5. С какими тектоническими структурами связанно месторождение нефти и газа.
6. С какими областями связаны такие явления, как землетрясения и вулканизм. Назовите основные типы вулканических извержений.
Рекомендуемая литература.
1. Власова Т. В. Физическая география материков и океанов : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 032500 "География" / Власова Т. В., Аршинова М. А., Ковалева Т. А. - М. : Академия, 2005. - 640 с
2. Максаковский В.П. Физическая и экономическая география мира/ В.П. Максаковский, Н.П. Петрова.- М.: айрис-пресс, 2010.-368 с.
3. Савцова Т. М. Общее землеведение : [учебник для студентов учреждений ВПО] / Савцова Т. М. - 5-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2011. - 415, [1] с.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2
Семинар на тему «Гидросфера Земли»
Вопросы для обсуждения
1. Какие воды входят в состав гидросферы.
2. Назовите главную причину, вызывающую океанические течения. Назовите крупные течения мирового океана.
3.Какая взаимосвязь существует между литосферой и атмосферой.
4.Зависимость характера и течения рек от рельефа.
5.Классификация озерных котловин по происхождению. (Какое происхождение имеют озера: Байкал, Онежское, Великие озера в Северной Америке, озеро Чад в Африке)
6.Дайте определение снеговой линии.
7.Ледники возникают в результате взаимодействия гидросферы, атмосферы, и литосферы. Объясните в чем состоит это взаимодействие.
8. Перечислите положительные и отрицательные последствия сооружения водохранилищ.
Рекомендуемая литература.
1. Власова Т. В. Физическая география материков и океанов : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 032500 "География" / Власова Т. В., Аршинова М. А., Ковалева Т. А. - М. : Академия, 2005. - 640 с
2. Максаковский В.П. Физическая и экономическая география мира/ В.П. Максаковский, Н.П. Петрова.- М.: айрис-пресс, 2010.-368 с.
3. Савцова Т. М. Общее землеведение : [учебник для студентов учреждений ВПО] / Савцова Т. М. - 5-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2011. - 415, [1] с.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №3
Семинар на тему «Атмосфера Земли»
Вопросы для обсуждения
1. Структура Атмосферы Земли
2. Процентный состав воздуха.
3.Зависимость температуры воздуха от высоты
4. Изменение атмосферного давления по мере увеличения высоты.
5. Образование циклонов и антициклонов.
6. Атмосферный фронт.
7. Отличие относительной влажности от абсолютной.
8. Виды атмосферных осадков и механизм их образования.
9. Климатообразующие факторы.
Рекомендуемая литература.
1.Власова Т. В. Физическая география материков и океанов : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 032500 "География" / Власова Т. В., Аршинова М. А., Ковалева Т. А. - М. : Академия, 2005. - 640 с
2. Максаковский В.П. Физическая и экономическая география мира/ В.П. Максаковский, Н.П. Петрова.- М.: айрис-пресс, 2010.-368 с.
3. Савцова Т. М. Общее землеведение : [учебник для студентов учреждений ВПО] / Савцова Т. М. - 5-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2011. - 415, [1] с.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №4
Семинар на тему «Биосфера Земли»
Вопросы для обсуждения
1. Как соотносятся между собой понятия «природный комплекс», «географическая оболочка», «биосфера», «природная зона».
2. Назовите зональный тип почв для тундры, тайги, зоны смешанных и широколиственных лесов.
3.Назовите где труднее останавливается почвенный покров в степях Юга России или в тундре и объясните почему.
4. Объясните с чем связанно различие в толщине плодородного слоя почвы в различных природных зонах.
5. Назовите факторы влияющие на плодородие почв.
Рекомендуемая литература.
1.Власова Т. В. Физическая география материков и океанов : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 032500 "География" / Власова Т. В., Аршинова М. А., Ковалева Т. А. - М. : Академия, 2005. - 640 с
2. Максаковский В.П. Физическая и экономическая география мира/ В.П. Максаковский, Н.П. Петрова.- М.: айрис-пресс, 2010.-368 с.
3. Савцова Т. М. Общее землеведение : [учебник для студентов учреждений ВПО] / Савцова Т. М. - 5-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2011. - 415, [1] с.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №5
Тема. Современная политическая карта мира
Задание №1.
Подготовить сообщения по следующим темам:
1. Передел мира после I мировой войны.
2. Создание "мировой социалистической системы". Распад колониальной системы.
3. Разрушение "мировой социалистической системы". Образование СНГ.
Задание №2.
Дополните таблицу "Основные этапы формирования ПКМ".
Периоды.
| Примерное историческое время.
| Основные изменения на ПКМ.
| Древний
|
|
| Средневековый
|
|
| Новый
|
|
| Новейший
|
|
| а) первый этап
|
|
| б) второй этап
|
|
| в)третий этап
|
|
|
Задание №3.
Заполните таблицу и нанесите страны со столицами на контурную карту.
"Страны, добившиеся политической независимости после Второй мировой войны".
Страна
( старое название)
| Часть света
| Год провозглашения независимости
| Страна-метрополия
| Шри-Ланка (Цейлон)
|
|
|
| Камбоджа (Кампучия)
|
|
|
| Нигер
|
|
|
| Мали
|
|
|
| Индия
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| написать самостоятельно 5 любых стран .
Задание №4.
Заполните таблицу и нанесите страны со столицами на контурную карту.
"Несамоуправляющиеся территории".
Владения
| В Азии
| В Америке
| В Африке
| Острова в Тихом и Индийском океанах.
| Великобритании.
|
|
|
|
| Франции
|
|
|
|
| США
|
|
|
|
| Австралии
|
|
|
|
| Н. Зеландии.
|
|
|
|
| Португалии
|
|
|
|
|
Рекомендуемая литература.
1. Максаковский В.П. Географическая картина мира. Кн. 2. Глобальные проблемы. - М.: Дрофа, 2008.
2. Максаковский В.П. Общая экономическая и социальная география: Курс лекций: в 2 частях. – М.: ВЛАДОС, 2009.
3. Олейник А.П. Страны мира в цифрах 2011 год. -М, 2012
4.Политическая карта мира: Учебно-методическое пособие _Автор-сост.: Н.Н. Пономарева. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2006.
5.Социально-экономическая география зарубежного мира / Под ред. В.В. Вольского. - М., 2001.
6.Экономическая, социальная и политическая география мира. Регионы и страны / Под ред. СБ. Лаврова. - М., 2003.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №6
Тема. Характеристика природных ресурсов мира
Задание №1
Подготовить сообщения по темам:
1. Классификация природных ресурсов.
2. Характеристика природопользования.
3. Энергоресурсы мира.
4. Минеральные ресурсы мира.
Вопросы для собеседования:
В чем заключается различие понятий "природа" и "географическая среда"?
Почему в настоящее время принято говорить о переходе к интенсивному пути освоения планеты?
Почему о ресурсообеспеченности нельзя судить только по размерам запасов?
4. Дать определение понятий: "географическая оболочка", "географическая среда", "ландшафт" (типы ландшафтов), "природные ресурсы", "природные условия", "Природно-ресурсный потенциал", "Экономическая оценка природных ресурсов", "ресурсообеспеченность".
Задание №2
Используя карты атласа на контурную карту нанести основные районы размещения важнейших природных ресурсов.
Задание №3
Сделать выводы о закономерностях размещения основных видов ресурсов по регионам мира, ресурсообеспеченности отдельных стран, регионов и причинах неравномерного размещения ресурсов по территории; определить причины рационального и нерационального природопользования.
Рекомендуемая литература.
1.Алексейчева Е. Ю. Экономическая география и регионалистика. М.: Дашков и Ко, 2012. - 376 с.
2. Гладкий Ю.Н., Сухоруков В.Д. Общая экономическая и социальная география зарубежных стран: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2006.
3. Максаковский В.П. Географическая картина мира. Кн. 1. Общая характеристика мира. - М.: Дрофа, 2008.
4.Максаковский В.П. Общая экономическая и социальная география: Курс лекций: в 2 частях. – М.: ВЛАДОС, 2009.
5.Социально-экономическая география зарубежного мира / Под ред. В.В. Вольского. - М., 2001.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №7
Тема: География населения.
Задание № 1.
Подготовить сообщения по темам:
1. Характеристика процессов субурбанизации в экономически развитых странах.
2. Причины развития «ложной урбанизации» в развивающихся странах.
Задание № 2.
На контурной карте отметить:
10 самых больших и 10 самых маленьких по численности населения стран мира.
10 стран с наибольшим естественным приростом и 10 стран с наибольшей естественной убылью населения.
страны со 100% уровнем урбанизации и с уровнем урбанизации менее 15 %.
10 крупнейших городов мира.
Задание № 3.
Изучите динамику людности крупнейших городских агломерацией мира. На контурную карту нанести основные мегалополисы мира (Босваш, Чипитс, Сан-Сан, Токайдо, Английский, Рейнский).
Рекомендуемая литература.
1. Гладкий Ю.Н., Сухоруков В.Д. Общая экономическая и социальная география зарубежных стран: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2006.
2. Максаковский В.П. Географическая картина мира. Кн. 1. Общая характеристика мира. - М.: Дрофа, 2008.
3.Максаковский В.П. Общая экономическая и социальная география: Курс лекций: в 2 частях. – М.: ВЛАДОС, 2009.
4. Олейник А.П. Страны мира в цифрах 2011 год. -М, 2012
5. Социально-экономическая география зарубежного мира / Под ред. В.В. Вольского. - М., 2001.
6. Родионова И.А. Макрогеография промышленности мира: Учебное пособие. - М.: Московский лицей, 2002.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №8
|