«Парадигмы»


Название«Парадигмы»
страница1/9
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


РАЗДЕЛ I. РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ: РАЗВИТИЕ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ И ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИЙ







Задание 1.1.



«Парадигмы»


Цель – выполнив это задание вы научитесь различать парадигмы в познании, в целом, а, следовательно и парадигмы в образовании в частности, поймете критерии являющиеся ведущими для сравнения данных парадигм.

Задание: Заполните таблицу «Сравнительный анализ естественнонаучного и гуманитарного подходов»




Методическая подсказка:

  1. На основе материалов текста «Парадигмы» (см. текст №1) постарайтесь заполните таблицу, обращая внимание на критерии для сравнения.




Критерии оценки выполнения задания:


Задание оценивается по следующим критериям:

  • Четкость выделения ответов по выделенным критериям

  • Полнота выделяемых различий.


«Сравнительный анализ естественнонаучного и гуманитарного подходов»



Критерий для сравнения

Естественнонаучный подход

Гуманитарный подход


1.

Цель







2.

Критерий истинности







3.

Основной метод







4.

Тип взаимодействия


5.

Функции


6.

Роль исследователя


7.

Требования к исследованию







8.

Область применения


9.

Результат


10.

Ведущие принципы.



Тексты для выполнения задания.

Текст№1

ПАРАДИГМЫ

Остановимся на краткой характеристике данных парадигм познания.

Для естественнонаучной парадигмы познания характерно стремление к объективности познания мира, которая достижима только при условии, что из описания и объяснения исключается все, что относится к исследователю и процедуре его познавательной деятельности. Основной целью данного подхода является построение истинной картины мира и познание объективных законов природы при помощи наблюдения и экспериментирования с объектами изучения. При таком подходе исследователь занимает позицию извне, т.е. позицию незаинтересованного, беспристрастного субъекта. Основная роль в данном подходе отводится индуктивному методу познания, при котором определенное количество сходных единичных наблюдений или данных, полученных в ходе эксперимента, является основанием для установления общих выводов и обобщений об изучаемом объекте. Основным способом построения знания является гипотеза, состоящая в выдвижении предположений о сущности объекта, с ее последующей проверкой в эксперименте. Критерием истинности результатов, полученных в результате естественнонаучного подхода в исследовании, является их проверяемость и воспроизводимость. При данном подходе к исследованию изучение человека, его внутреннего мира по своей сущности мало отличается от исследования в нем каких-либо природных явлений. Человек рассматривается исследователем, как объект в ряду других объектов, ставится им под контроль и превращается в источник информации. При данном подходе к исследованию происходит и специфическое распределение ролей исследователя и исследуемого; исследователь, как правило, активен, он определяет цели, технологии, условия исследования, исследуемый же находится в роли пассивного объекта.

Для гуманитарного познания характерна направленность на познание собственно человеческого в человеке, на познание человеческой субъективности, индивидуальности, обращенность к духовному миру человека, к его личностным ценностям. Для него характерно использование общих принципов при интерпретации изучаемых явлений, но при этом единичное событие не рассматривается как частный случай общей закономерности, а берется в своей самоценности и автономности. При таком подходе к позна­нию важно постичь единичные факты, как таковые. В отличие от естественнонаучного подхода, при данном подходе на одну проблему могут существовать разные точки зрения. Одним из основных способов познания человека при гуманитарном подходе является объяснение, переходящее в понимание, которое предполагает пристрастное, заинтересованное отношение субъекта познания, его своеобразное вживание в изучаемую реальность. При этом под пониманием подразумевается не только знание, но и соучастие, сопереживание, сочувствие другому. Понимание находится в прямой зависимости от личного опыта исследователя, его нравственных мировоззренческих установок, ценностных ориентаций, отношения к познаваемому.

Таким образом, можно сделать вывод, что при гуманитарном подходе к исследованию используется субъектный подход и исследуемый является активным субъектом общения. При гуманитарном подходе исследователя к познанию происходит изменение, развитие субъектов общения, в отличие от естественнонаучного познания при котором объект остается неизменным во время всего исследования.

И наконец, необходимо отметить еще одно из основных отличий гуманитарной, или описательной парадигмы исследования: если при экспериментальном позна­нии исследователь идет обычно от проблемы, в гуманитарном он сталкиваемся с обратным перед ним обычно не четко сформулированная проблема, а целый неведомый комплекс проблем, в нашем случае сам ученик. К основным методам гуманитарного познания относят методы так называемой описательной диагностики: самонаблюдения, самоотчет (письма, автобиографии, дневники), включенное наблюдение, беседа, биографический метод, метод анализа продуктов деятельности.






Задание 1.2.



«Образовательная система школы в контексте разных философских концепций»



Цель: выполняя это задание, вы сможете разобраться в философских основаниях педагогики; понять отличия ведущих философских концепций друг от друга и их специфику их отражения в образовательной системе школы; вы сможете лучше разобраться в структуре целостного педагогического процесса; кроме того, увидев и сравнив разные подходы, вы сможете также определить собственную педагогическую позицию.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

«Парадигмы» iconСогласовано
Теперь это не просто усвоение знаний, а импульс к развитию способностей и ценностных установок личности учащегося. Сегодня происходит...

«Парадигмы» iconПояснительная записка 3 Нормативно-правовая база 3 Назначение образовательной...
Сегодня происходит изменение парадигмы образования от парадигмы знаний, умений и навыков к парадигме развития личности учащегося....

«Парадигмы» iconПроцесс и осмысление
Первая Парадигмы нового мира

«Парадигмы» iconКак шанс поумнеть
В работе рассматриваются актуальные проблемы изучения коллективной ментальности, социальных технологий и их идеологического обеспечения,...

«Парадигмы» iconПрограмма развития инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья
Эти изменения в общественном сознании вызвали появление новой личностно деятельностной парадигмы образования, одним из аспектов которой...

«Парадигмы» iconВ. В. Алексеев Источниковая база изучения истории России
Многообразные факты, извлекаемые из различных источников, составляют фундамент всего исторического познания. Вот почему понятие исторического...

«Парадигмы» iconАлексей Ксендзюк После Кастанеды: дальнейшее исследование
Хуана Матуса, проводника Кастанеды в мир толтекской магии, автор анализирует совокупность фундаментальных идей, которые могут лечь...

«Парадигмы» iconРеспублики казахстан восточно-казахстанский государственный
Восточно-Казахстанский государственный университет имени Сарсена Аманжолова проводит Международную научно-практическую конференцию...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск